Житие святителя Афанасия Ковровского и творческое наследие епископа, молитвы
Октябрьские события 1917 года оказали огромное влияние на граждан России. Прежнее государственное устройство было сломано. Новая власть негативно относилась к религии, направив карательные органы на борьбу с православными священнослужителями. Епископа Афанасия Ковровского восемь раз подвергали заключению под стражу общим сроком 20 лет, начиная с 1922 по 1952 год.
Биография святителя Афанасия Ковровского
Епископ Афанасий – уроженец Тамбовской губернии (области), Кирсановского уезда (района), деревни Царевка (населенный пункт упразднен в 2017 году из-за отсутствия жителей). День рождения – 2 июля 1887 года.
Происхождение и детские годы
Отец, Григорий Сахаров, был из дворян, мать – Матрона, крестьянского сословия. Мать желала, чтобы единственный сын посвятил свою жизнь Богу, воспитывала его в духе благочестия. Ребенок рано познакомился с религиозной литературой и проникся ее духом. Учение давалось ему с трудом, но мальчик был настойчив в овладении грамоты.
Образование
Мать определила будущее сына Сережи (отец умер рано), отдав его в 11 лет в Шуйское духовное училище. По окончании первой ступени духовного образования юноша продолжил его во Владимирской семинарии, а затем – в Московской духовной академии. В 26 лет (1912 году) Сергей Сахаров получил степень кандидата богословия.
Постриг
В этом же, 1912 году будущий святитель принимает монашеский постриг под именем Афанасия, а затем – посвящение в сан иеродиакона и иеромонаха. Первые два года Афанасий начинает деятельность в чине преподавателя духовных заведений Полтавы и Волыни. С 1914 по 1917 года принимает активное участие в собраниях и съездах духовенства и мирян по подготовке Поместного собора, будучи в чине епископа Ковровского.
Аресты и освобождения архиерея Афанасия Сахарова
В 1918 году был издан Декрет новой власти об отделении церкви от государства. С этого периода начинается гонение на религиозных деятелей всех конфессий. Поместный собор осудил действия большевиков, вступив тем самым в открытый конфликт с новой властью. Афанасий стал деятелем стихийной организации, члены которой пытались противостоять гонениям на религию.
Начиная с 1922 года, на протяжении 30 лет владыка Афанасий неоднократно подвергался арестам и запрету на проведение богослужений.
1922-1924 годы, аресты – освобождения, приговоры:
- 30 марта – 1 апреля (амнистия);
- 12 апреля – 10 июня (амнистия), по делу о хищении в суздальском храме;
- сентябрь 1922 – октябрь 1924, «за религиозную пропаганду».
Срок отбывал в Зырянском крае. После освобождения вернулся во Владимирскую епархию. По требованию органов госбезопасности, вынужден был прекратить богослужения. Предчувствуя повторную изоляцию, благословил верующих Владимирской епархии при отсутствии архиерея обращаться в соседние епархии.
1926 год. Арест на 3 месяца за антигосударственные проповеди. В ноябре 1926 года епископ Афанасий стал управляющим Ивановской епархии. Органы власти предложили ему покинуть епархию или прекратить свою деятельность.
1927-1932 год. 2 января за отказ от богослужений владыка Афанасий арестован с отбыванием срока на Соловках. В 1930 году перенаправлен в Туруханский край, где находился последующие 2 года.
В 1933 году вернулся во Владимирскую епархию, где вел самостоятельную богослужебную деятельность, отказавшись подчиняться патриарху Сергию Страгородскому.
1936-1942 года. 18 апреля 1936 – арест за связь с зарубежными церквями и Истинно-Православной церковью. (Католическая и Англиканская церкви в этот период организовывали акции, подрывавшие престиж руководства СССР. Представители Истинно-Православной церкви отказывались сотрудничать с лояльным к советской власти патриархом Сергием Страгородским).
Приговор – 5 лет ссылки на Беломорканал. В июне 1941 года перенаправлен в Онежские лагеря (до 1942 года). После освобождения Афанасий сослан для проживания в Омскую область, где работал ночным сторожем.
1943-1952 года. В ноябре 1943 года Афанасий арестован по обвинению в распространении антисоветской агитации. Приговорен к 8 годам лагерей.
В лагерях владыка Афанасий выполнял разные виды работ: от ассенизатора до счетовода, плел лапти, рубил лес. На протяжении лихолетья владыка сохранял стойкость духа, несмотря на физические страдания от пыток, голода, изнурительного труда и болезней. Молитвы Господу и Богородице были ему духовной опорой во все времена.
Последние годы жизни епископа
Первый год после освобождения святитель принудительно провел в доме инвалидов. В 1955 году ему разрешено выехать в город Тутаев (Ярославская область), откуда он через полгода перебрался во Владимирскую область (поселок Петушки). Здесь владыка Афанасий прожил 7 лет до своей кончины 28 октября 1962 года. Похоронен в храме на Князь-Владимирском кладбище города Владимир. Последние годы жизни Афанасий посвятил исследованию богослужебных текстов.
Реабилитация
В 1957 году дело владыки Афанасия было повторно рассмотрено в суде. Обвинения были оставлены в силе.
Канонизация
Через 38 лет после кончины Архиерейский собор РПЦ канонизировал Афанасия Ковровского как новомученика и исповедника. Мощи святого Афанасия торжественно перезахоронили в монастыре в честь Рождества Пресвятой Богородицы города Владимира.
В 2012 году принят и утвержден текст молебна в память священноисповедника Афанасия Ковровского во всех храмах Русской Православной церкви.
Значение и почитание в православии
Священноисповедник Афанасий Ковровский внес огромный вклад в объединение и систематизацию текстов, прославляющих русских святых. Благодаря его усилиям старинные церковнославянские тексты стали понятнее верующим 20-го столетия.
Творческое наследие
Святитель внес значительный вклад в унификацию богослужений в Русской Православной церкви. Первые работы были выполнены в 20-е годы. Епископ Афанасий Ковровский внес предложение ввести дополнительное почитание русских святых, помимо общехристианских.
Начиная с 1946 года, началось празднование памяти всех русских святых. Текст службы был отредактирован епископом Афанасием. Вернувшись из лагерей в Петушки, святитель занялся сбором и систематизацией акафистов и молебнов, посвященных местночтимым святым.
В результате проделанной работы были уточнены сведения о житии святых, отредактированы богослужебные тексты. На основании полученных данных Афанасий Ковровский составил «Дополнительные Минеи» со службами русским святым, отсутствовавшим в основном варианте «Миней».
Литургические труды святителя Афанасия были посвящены поминовению усопших, молебнам об Отечестве, о врагах, милостыне, войне и мире.
Православные тексты
Содержание молитвенных обращений к владыке Афанасию можно найти в Новых Богослужебных текстах, утвержденных Святейшим Патриархом и Священным Синодом РПЦ.
Тропарь
Сла́вы Бо́жия ревни́теля/ и благоле́пия церко́внаго блюстителя,/ те́сным житие́м и мно́гими по́двиги/ вели́кому иера́рху Александри́йскому подо́бника,/ святи́теля Афана́сия, испове́дника Росси́йскаго,/ усе́рдно восхва́лим, ве́рнии./ Сей бо при́сно мо́лится/ о спасе́нии земна́го Оте́чества своего́/ и о всех живу́щих в нем,/ велегла́сно с любо́вию взыва́я:/ Русь свята́я, храни́ ве́ру правосла́вную,// в не́йже тебе́ утвержде́ние.
Кондак
Днесь Афана́сий святи́тель,/ Христо́в испове́дник и пра́ведник,/ в невече́рнем Ца́рстве Сла́вы/ све́тло лику́ет/ и в со́нме всех Ру́сских святы́х,/ всесоста́вным гла́сом побе́дную песнь воспева́я,/ приле́жно мо́лит о нас// Преве́чнаго Триеди́наго Бо́га.
Величание
Велича́ем тя, святи́телю о́тче Афана́сие, и чтим страда́ния твоя́, я́же во испове́дание Правосла́вие во Оте́честве свое́м утверди́л еси́.