Самые известные иконы Даниила Черного, житие великого мастера 15 века

Даниил Черный – монах и иконописец, который был современником Андрея Рублева и часто творил в сотрудничестве с ним. В Русской православной церкви он почитается как преподобный святой. При этом дни памяти приходятся на 13/26 июня и 6/19 июля. Несмотря на то, что это весьма заметная фигура в церковном мире, далеко не каждый верующий человек знаком с иконами Даниила Черного.

Поиск молитв на все случаи жизни

Начало иноческого пути

Даниил считается учителем знаменитого Андрея Рублева. Предполагается, что будущий святой появился на свет примерно в 1350 году. Однако установить точное время не представляется возможным. К тому же церковь не располагает сведениями относительно места рождения или состава семьи будущего иконописца.

Детали встречи Даниила с Андреем Рублевым тоже неизвестны. Установлено лишь, что Черный стал для него не только наставником в художественном мастерстве, но и другом. По мнению ученых, Даниил стал монахом в московском Спасо-Андрониковом монастыре. Известно, что он вел очень строгую жизнь.

Имя «Черный» в первый раз появляется в «Сказании о святых иконописцах». Этот труд датируется периодом с конца семнадцатого по начало восемнадцатого веков. В более ранних источниках мужчину называют исключительно по имени.

Самые известные иконы Даниила Черного, житие великого мастера 15 века

Стоит отметить, что творческое наследие Андрея Рублева и Даниила Черного является настолько цельным, что средства современной науки не могут в полной мере разграничить произведения двух иконописцев.

Спостник преподобного Андрея Рублева

Выдающиеся иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный проявляли необыкновенную добродетель. Благодаря этому они смогли получить Божественную благодать. Информация об этом присутствует в труде преподобного Иосифа Волоцкого, записанного со слов старца Спиридона, который был игуменом Троицкого монастыря.

Как пишет Иосиф, иконописцы не упражнялись ни в чем земном. Все их помыслы были направлены на Божественный свет. В праздник Пасхи они все время взирали на иконы и наполнялись Божественной радостью. Впрочем, иконописцы поступали таким образом не только в этот праздник, но и во все остальные дни, даже когда не писали иконы. Благодаря этому Иисус Христос их прославил в смертный час. Вначале умер преподобный Андрей, а затем стал болеть и его спостник Даниил.

Конец жизненного пути

Последние труды Даниила были созданы в обители Сергия Радонежского. После получения его мощей Черный вместе с Андреем Рублевым занимался росписью Троицкого собора. На эту работу их благословил преподобный Никон.

После завершения работ иконописцы вернулись в Андроников монастырь. Там они жили еще определенное время. К концу жизни оба монаха стали старцами монастыря. Соратники преставились в 15 веке – примерно в 1427-1430 году.

Самые известные иконы Даниила Черного, житие великого мастера 15 века

При этом между их смертями был определенный разрыв во времени – минимум 40 дней. Сподвижников похоронили в разных могилах, однако они находились поблизости. Известно, что места погребения старцев располагались на кладбище монастыря – в юго-западном направлении от Спасского собора.

Спустя время могилы святых оказались под колокольней. Ее пристроили на юго-западе храма. В сообщении «Алфавита русских святых», который был составлен в начале девятнадцатого века, захоронения старцев еще существовали в конце восемнадцатого века. Однако перестройки, которые проводились в то время в Андрониковом монастыре, не пощадили могил иконописцев. Их сравняли с землей. При этом сами места захоронений были преданы забвению.

Молитвословия

Тропарь преподобных Андроника, Саввы и Александра Московских, Даниила Черного, Андрея Рублева, глас 2

Плоды добродетелей на земли принесше,/ преподобнии отцы,/ в Небесных чертозех ныне благоухаете, яко райстии цвети,/ и лицем к лицу зрите Пресвятую Троицу,/ Юже дерзновенно молите/ спастися душам нашим.

Кондак преподобных Андроника, Саввы и Александра Московских, Даниила Черного, Андрея Рублева, глас 3

Вас молим, преподобнии отцы наши,/ телом почивающий на земли,/ духом же Божию престолу предстоящий:/ молитеся о граде Москве/ и о всех, почитающих честную память вашу.

Молитва преподобным отцам

О преподобнии и богоноснии отцы, пастырие и учителие и неленост­нии наставницы наши! О земных небрегше, в землю кротких вселилися есте, из неяже израстали есте плоды добродетелей; тленныя таланты не сокровиществовавше, нетленныя таланты преумножили есте во сто крат и множае; человеческия славы текущия не искавше, воздали есте славу Богу и Спасу всех и сего ради прославляетеся ныне на небесех в Церкви первородных. Мо­лите Человеколюбца Спаса Христа, да просветит ны, помраченныя, покаянием, да освятит ны, грешныя, силою, наитием и действием благодати Святаго Духа, чрез досто­пок­ла­няемыя иконы подаемою, да помилует ны, немощныя, молитвами вашими и предстательством Пренепорочныя Его Матере и сподобит узрети славу Пречистого лика Своего во Царствии Небеснем. Аминь.

Самые известные иконы Даниила Черного, житие великого мастера 15 века

Иконы

Из летописей стало известно, что иконописец Даниил вместе со своим учеником Андреем Рублевым занимался росписью Успенского собора во Владимире. При этом именно Даниил стоит на первом месте, что говорит об его старшинстве и опытности.

При этом Черный всегда работал вместе с Андреем Рублевым. Потому творчество двух художников так сложно разделить. К тому же в пятнадцатом веке не было традиции оставлять подписи. Чтобы получить больше информации, исследователи стараются выделять особенные стилистические приемы, которые характерны для каждого из мастеров.

Поскольку Даниил считается художником старой школы, Игорь Грабарь рассматривает его как автора произведений, в которых присутствуют характеристики прошлой традиции письма. Она датируется четырнадцатым веком и считается заимствованным от мастеров Византии. В качестве примера такой традиции стоит привести фреску «Лоно Авраамово». Она представляет собой составляющую росписи Владимирского Успенского собора.

Иконы преподобных Даниила и Андрея еще в шестнадцатом-семнадцатом веках были названы чудотворными. В Степенной книге, которая составлялась в 15601563 годах, художников называют «богодухновенными мастерами».

Иконы Даниила Черного считаются настоящим наследием Русской православной церкви. При этом известно, что святой всегда творил в сотрудничестве со своим учеником преподобным Андреем Рублевым.

Самые известные иконы Даниила Черного, житие великого мастера 15 века

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Запинить
Помогла статья? Оцените её
(Пока оценок нет)
Загрузка...
 рассчитывает на Вашу помощь!
Добавить комментарий