Житие святого архиепископа Дионисия Суздальского и тексты молитв
История Русской православной церкви богата именами великих подвижников, несших учение Христа и свет веры людям. Христианские подвижники, не жалея себя, искореняли ереси, основывали монастыри и скиты и неустанно обучали заповедям дикие народы и племена. Одним из таких подвижников был Дионисий (Давид) Суздальский. Житие его являет собой пример беззаветному служению Богу. День памяти святителя отмечается 26 июня.
Житие
Дионисий Суздальский, в миру носивший имя Давид, – русский святой православной церкви, выдающийся христианский деятель 14 века и архиепископ. Был крещен в честь преподобного Давида Солунского.
Помимо своей христианской деятельности был известен, как устроитель нескольких обителей, за что получил от братии прозвище «общего жития начальник».
Юные годы
О детстве Дионисия, как и о месте его происхождения сведений нет. Историки предполагают, что он рос и воспитывался в православной Византии. В пользу этой догадки говорит тот факт, что святитель знал в мелочах все ереси, распространяющиеся в православной части Востока.
Также о византийском отрочестве Дионисия свидетельствует то, что Патриарх Нил, говоря о нем, называл святого «один из нас». Также близкая дружба святителя с греческим философом, проживавшим в Византии, Малахией говорит о том, что Дионисия явно не был чужим в этой части христианского мира.
Нижегородская Вознесенская обитель
Первым значимым деянием святителя Дионисия стало основание Нижегородской Вознесенской обители. Произошло это так. Будущий святой с последователями поселились в пещерах недалеко от города Нижний Новгород. Там в уединении они постились и предавались молитвам Богу. Постепенно жители города узнали о них и стали приходить, чтобы поучаствовать в общей молитве. Многие из них просили разрешения остаться жить со святым и его иноками. Когда число желающих стало слишком велико, Дионисий основал в этом месте монастырь во имя Вознесения Господня. Произошло это событие в конце 20-х, начале 30-х годов 14 века.
Влияние авторитета святого Дионисия было настолько велико, что даже Борис Константинович, тогдашний князь Суздальский приезжал к святителю за советами и благословениями в 60-х-70-х годах 14 века.
Позже Дионисий, выбрав из числа иноков 20 человек, отправил их с просветительской миссией в другие города и даже страны. Они должны были не только рассказывать местному населению о Боге, но и основывать новые обители и монастыри, распространяя и закрепляя таким образом слово Божие.
Ученики святителя Дионисия
Разрастаясь, основанная Дионисием Нижегородская Вознесенская обитель привлекала все больше желающих жить и трудиться в ней во имя Господа. Одним из известных ее насельников был прп. Евфимий Суздальский.
Став духовников новгородского княжеского дома Дионисий постриг в иночество княгиню Василису. Она приняла послушание под именем Феодоры. В 1371 году несчастная вдова, оставшаяся без мужа, Андрея Константиновича – князя Нижнего Новгорода, раздала все имущество и ценности и по благословению Дионисия удалилась на житие в Зачатьевскую женскую обитель.
Становление епископом
19 февраля 1374 года Дионисий получил новое звание. Тогдашний Печерский архимандрит был возведен на кафедру Суздальских епископов.
Годами позже, в 1382 сам Патриарх Константинополя Нил возвел Дионисия в сан архиепископа, отдав под его опеку земли Нижнего Новгорода и Городца.
Покушение на епископа Дионисия
В 1366 году тогда еще архимандрит Дионисий стал очевидцем нападения на Нижний Новгород банды ушкуйников. Также он пережил и налет монголо-татар два года подряд: летом 1377 и 1378 годов.
В последний день марта 1375 года в этом же городе святой Дионисий чуть не стал жертвой при стычке местных жителей с ордынским отрядом Сара Аки. Предводитель татар, пытаясь скрыться от воинов Василия Суздальского, запустил стрелу в толпу. И она пробила мантию Дионисия, чудом не зацепив его тело.
Деятельность Дионисия
В 1379 году архиепископ Дионисий, объединившись с преподобным Сергием Радонежским, выступили против избрания Митяя (так неуважительно называли архимандрита Михаила) Всероссийским митрополитом. Архиепископ и прп. Сергий Радонежский считали, что Митяй, являясь ставленником московского князя, внесет смуту в лоно церкви и станет причиной раздоров.
На Архиерейском соборе Дионисий был единственным, кто не устрашился сказать свое слово против рукоположения Митяя без благословения Патриарха Константинополя.
Связь с Константинополем
Яркое выступление Дионисия заставило московского князя отложить свое решение продвинуть Митяя. Он даже решил услать его на время в Царьград.
В то же время святитель объявил о своем намерении отправиться в Константинополь, дабы сообщить Патриарху о происходивших событиях. Тогда московский князь решил арестовать Дионисия и бросить его в темницу. И лишь заступничество Сергия Радонежского уберегло Дионисия от застенок. Благодаря этому он смог выехать в Константинополь и сообщить о неблаговидной затее московского князя.
Возвращение на родину
После принятия сана архиепископа, в конце 1382 года Дионисий вернулся на родину. Побывав в Нижнем Новгороде, Суздале и Москве и придя к перемирию по «делу Митяя» с московским князем, святой поехал проповедовать в Великий Новгород и Псков.
Это было особенно важно, ведь как раз в тот период в Пскове распространилось учение так называемых стригольников. Это была раскольничья секта местного диакона Карпа. А назывались они стригольниками потому, что Карп выстригал своим последователям волосы на темени. Сам Патриарх Константинопольский Нил взволновался этой сектой и поручил Дионисию вернуть стригольников в лоно церкви.
В середине 1383 года Дионисий вернулся в Константинополь дабы в следующем, 1384 году получить сан митрополита Киевского и всея Руси.
По задумке Патриарха Нила назначение Дионисия на эту должность должно было положить конец церковной смуте, длившейся уже почти десять лет. Однако все вышло по-другому.
Смерть
При посещении митрополитом Дионисием Киева он был внезапно арестован по приказу князя Владимира Ольгердовича. Святого бросили в темницу при Киево-Печерском монастыре. Там он через полтора года и испустил дух. Случилось это 15 октября 1385 года. Тело святого погребли в одной из Антониевых пещер этого монастыря.
К сожалению, в смутные времена 17 века, когда варвары совершали набеги на русские земли, мощи святого Дионисия, как и многих других поборников веры Христовой, были истреблены.
Молитвы
Тропарь, глас 8
Правосла́вия ревни́телю, благоче́стия наста́вниче,/ и́щущим спасе́ния до́брый ко́рмчий,/ мона́шествующих Богодухнове́нное украше́ние,/ Богоно́снаго Евфи́мия собесе́дниче, святи́телю Диони́сие,/ уче́ньми и доброде́тельми оте́чество твое́ просвети́л еси́,/ не забу́ди нас, чту́щих тя,// но в ми́ре упра́ви живо́т наш.
Перевод: Православия ревнитель, благочестия наставник, ищущим спасения хороший руководитель, монашествующих Богодухновенное украшение, Богоносного Евфимия собеседник, святитель Дионисий, учением и добродетелями Отечество твое просветил ты, не забывай нас, почитающих тебя, но жизнью нашей мирно управляй.
Кондак, глас 8
Звезду́ Росси́йскую от Ки́ева возсия́вшую/ чрез Ни́жний Но́вград в Су́ждаль дости́гшую,/ и всю страну́ сию́ уче́нием озари́вшую,/ ублажи́м Богому́драго Диони́сия,// той бо мо́лится Го́споду спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Звезду Российскую в Киеве воссиявшую, через Нижний Новгород в Суздаль дошедшую и всю страну эту учением озарившую, прославим Богомудрого Дионисия, ибо он молится Господу о спасении наших душ.
Молитва
О, святи́телю о́тче Диони́сие, ты ве́си не́мощь естества́ на́шего и скорбь време́н настоя́щих, проле́й о нас твоя́ те́плыя моли́твы и умоли́ Человеколю́бца Го́спода, да не погуби́т нас со беззако́ниями на́шими, но обрати́т к покая́нию и исправле́нию, да про́чее вре́мя жития́ на́шего земна́го не в рабо́те греху́ и страсте́м, но в де́лании за́поведей Его́ святы́х и во благоче́стии провожда́ем. Не пре́зри и не посрами́ упова́ния на́шего, но бу́ди о нас предста́тель немо́лчный к Бо́гу, да сохрани́т нас от мирски́х искуше́ний, от диа́вольских сете́й и от плотски́х по́хотей, да да́рует нам во бране́х терпе́ние неосла́бное. В час же сме́ртный яви́ся нам, о́тче, засту́пник необори́мый, ускори́ тогда́ на моли́тву о нас безпомо́щных, и помози́ нам ми́рную и благу́ю кончи́ну улучи́ти, гро́зная мыта́рства возду́шная без препя́тия мину́ти и в Небе́сный Го́рний Иерусали́м вни́ти. О, всеблаже́нне о́тче наш Диони́сие, сподо́би ны после́довати, по си́ле на́шей, свято́му твоему́ житию́! Яко да всеми́лостивым предста́тельством Преблагослове́нныя Влады́чицы на́шея Богоро́дицы и Присноде́вы Мари́и и твои́ми святы́ми моли́твами сподо́бит нас Преблаги́й Христо́с Бог наш насле́дники бы́ти Ца́рствия Своего́ Небе́снаго, сла́вящих и велича́ющих Его́ ку́пно со Безнача́льным Его́ Отце́м, и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.