Житие святого Иннокентия Московского и в чем помогает икона, день памяти и молитвы
Просветительская и миссионерская деятельность Иннокентия Московского оставила глубокий след в жизни коренных народов Якутии, Камчатки, Алеутских островов. Святитель стремился донести аборигенам слово Божие на их родном языке. Он изучил и составил азбуку якутского, алеутского языков. Священнослужитель поощрял приобщение к грамоте на русском языке.
Житие святого Иннокентия
Иннокентий Московский был первым высокопоставленным духовным лицом на Дальнем Востоке, в Якутии, Америке. Благодаря неутомимой деятельности Иннокентия, к христианской вере были приобщены коренные этносы этих регионов: якуты, тунгусы, алеуты, колоши.
Святитель Иннокентий при рождении был крещен Иваном. Его отец, Попов Евсей, служил церковным пономарем в селе Ангинское (Иркутская область). В 1803 году глава семьи скончался, оставив вдову и четверых детей. Ване, старшему из детей, в ту пору исполнилось 6 лет. Мать не могла содержать всех детей. Ваня стал приемным сыном в семье брата отца, тоже священнослужителя. Через 3 года дядя принял постриг и с племянником переехал в Иркутск. Иван поступил в местную семинарию, которую успешно закончил в 1817 году.
В духовном заведении обучалось одновременно 14 семинаристов, носивших фамилию Иванов. Ректор принял решение переименовать их во избежание путаницы. Иван Попов стал называться Иван Вениаминов, по имени недавно скончавшегося иркутского епископа.
Служение в Иркутске
По окончании заведения Иван Вениаминов женился, получил сан диакона в местном Благовещенском храме. Через 3 года он становится главой этого прихода. С самого начала служения будущий святитель считал своим долгом заниматься просвещением. По собственной инициативе свт. организовал воскресную школу при церкви, где обучал детей письму, чтению, азам христианского вероучения.
Священник на Уналашке
В 1823 году Святейший Синод направил иркутскому епископу предписание найти кандидата для выполнения миссионерской и просветительской деятельности на Алеутских островах. Задача была непростой: никто из священнослужителей добровольно не соглашался на рискованный шаг. Незнакомый край, населенный дикими туземцами, пугал неизвестностью.
Отец Иоанн Вениаминов тоже не испытывал желания отправиться служить на Алеуты. Нечаянная встреча с уроженцем Алеутских островов Иваном Крюковым пробудила в нем дух миссионера. Островитянин рассказал ему, как горячо коренные жители принимают христианскую веру. В этот же день Вениаминов обратился к епископу с просьбой отправить его в суровый морской край.
С женой, ребенком, матерью и братом он отправился в дальнюю дорогу, длившуюся почти год. Местом его служения стал остров Уналашка, где проживали алеуты. Туземцы были обращены в православие в конце XVIII века. Несмотря на отсутствие храмов, малочисленность священнослужителей (3 духовных лица на весь остров), они не возвратились к языческим верованиям.
Отец Иоанн, как глава прихода, начал свою деятельность со строительства небольшой церкви. Обученный в юности столярному, кузнечному и плотницкому делу священник посчитал своим долгом передать эти навыки островитянам. При их содействии был возведен храм. Святитель понимал, что слово Божье понятнее на родном языке, и стал изучать алеутский язык. Вскоре прихожане стали внимать проповеди на алеутском.
За 10 лет служения на Уналашке отец Иоанн создал алеутскую азбуку и перевел основные священные книги на алеутский язык. Он пользовался большим авторитетом и доверием коренного населения. Результатом его деятельности стало поголовное крещение в православие жителей Уналашки и близлежащих островов.
Настоятель Новоархангельского собора
С 1833 года отец Иоанн стал главой прихода на острове Ситху, в городе Новоархангельске (Аляска). Местное население, народность колоши, к русским проповедникам относилось недоверчиво. Священнослужитель решил применить проверенный способ, чтобы найти общение с аборигенами: стал изучать язык колошей.
Приложенные усилия не имели результата: на проповедях присутствовали православные переселенцы и крещеные алеуты. Эпидемия оспы, унесшая половину коренных жителей Новоархангельска, не коснулась имевших прививки русских миссионеров и алеутов.
Для колошей это был знак, что Бог, о котором говорят чужеземцы, способен защитить от болезни. Аборигены обратились к святому отцу за помощью. В течение 15 лет отец Иоанн старался донести до язычников слово Божье. Он понял, что его усилий недостаточно, и обратился к высшему руководству православной церкви об увеличении числа священников, храмов, издании священных книг на местных языках. С этой целью в 1838 году он отправляется в Петербург, отправив свою семью в Иркутск.
Владыка Камчатский
Дорога до столицы заняла около 10 месяцев. В начале лета 1839 года святитель прибыл в Петербург и, не дав себе отдыха, отправился в Святейший Синод. Его предложения заинтересовали и нашли поддержку у высших чинов православной церкви. Но для принятия решения требовалось время.
Отец Иоанн уезжает в Москву, где занимается сбором средств на проповедническую и просветительную кампанию на островах русской Америки. Большую помощь оказал ему Митрополит Московский – прп. Филарет. Вернувшись на берега Невы, миссионер узнал, что его предложения были одобрены. Одновременно он получает известие о смерти жены. Митрополит Филарет предлагает Иоанну принять постриг, чтобы в монашеском служении обрести душевный покой.
Святитель не решался дать положительный ответ из-за детей, оставшихся в Иркутске. По хлопотам Филарета их взяли на казенное обеспечение.
Во второй половине ноября 1840 года Иоанн постригся в монахи и был наречен Иннокентием. Вскоре он был возведен в сан епископа новой административно-территориальной единицы, в состав которой входили Курилы, Камчатка, Алеутские острова. Назначение состоялось после личной встречи царя Николая I c архимандритом. Центром епархии был определен Новоархангельск.
В январские морозы 1841 года святитель Иннокентий отправился к месту назначения. Прибыв в Новоархангельск, глава новой епархии посетил все приходы. Он убеждал священников не принуждением и обманом заставлять аборигенов принимать православие, а действовать убеждениями и любовью. Важным в распространении православия святитель считал поощрение взрослых и детей к учебе грамоте на родном и русском языке. Он лично совершал опасные переезды от прихода к приходу, где проповедовал и призывал местное население изучать грамоту.
Через 9 лет отец Иннокентий получил сан архиепископа. Территория епархии увеличилась за счет присоединения Якутской области. Епископская кафедра была перенесена из Новоархангельска в Якутск. Архиерей вел миссионерскую деятельность по ранее выработанным правилам. Якуты и тунгусы слышали из его уст слово Божье, рядом с их жильем строились храмы.
Святитель составил азбуку и грамматику якутского языка и сделал на него перевод библейских текстов. В 1850 году в кафедральном Троицком соборе впервые прозвучала проповедь на якутском наречии, став знаменательным событием на долгие годы для аборигенов северных земель. В честь этого события Усть-Зейскую станицу переименовали в станицу Благовещенскую, а затем, по царскому указу, в город Благовещенск.
На протяжении 45 лет святитель вел апостольскую работу на огромной неосвоенной российской территории. Миссионерская деятельность включала в себя обучение коренных народов Сибири и Америки грамоте на русском и родном языке, знакомство с ремеслами. Иннокентий был участником переговоров с китайцами о границе, в результате которых России отошли земли Приамурья. К 70 годам святителю Иннокентию становится труднее выполнять свой долг пастыря. Архиерей собирается обратиться в Святейший Синод с просьбой отпустить его на покой.
Московский митрополит
В 1867 году отошел к Господу митрополит Московский, прп. Филарет. Архиепископ Иннокентий был определен его преемником. Весной 1868 года святитель приехал в Москву. Длительная дорога, усталость не помешали митрополиту провести на следующий день богослужение в Успенском кафедральном соборе. За время служения Иннокентия в Москве, по его настоянию, на территории Московской духовной академии была построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
На новом месте святитель не забывал о годах, проведенных на восточных окраинах Российской империи. Иннокентий Московский инициировал создание миссионерского общества, деятельность которого была направлена на Дальний Восток и Японию. В 1870 году была создана отдельная Японская Православная миссия, возглавил которую архимандрит Н. Касаткин. В начале 1878 года состояние здоровья митрополита Иннокентия резко ухудшилось. 31 марта 1879 года святитель скончался, 5 апреля был похоронен в Троице-Сергиевой лавре рядом со святым Филаретом Московским.
Почитание
Выдающийся вклад Иннокентия Московского в распространение и укрепление православия отмечен постановлением Поместного Собора о канонизации. Через 100 лет после смерти он был причислен к сонму Божьих угодников в чине апостола РПЦ и Православной Церкви Америки. С 1994 года святителя Иннокентия чтят в православных храмах за пределами России.
Дни памяти: 13 и 6 апреля и октября. Поминают также святителя летом (июнь, 23; июль, 19) и осенью (октябрь, 18 число). В эти дни РПЦ молится о Сибирских, Радонежских, Московских святых. В 12 церквях центральная часть алтаря посвящена митрополиту Московскому и Коломенскому Иннокентию. Храмовые праздники отмечают в приходах Москвы, Хабаровска, Южно-Сахалинске. В честь святителя в Якутске построена часовня.
Первый епископ Восточной Сибири и русских островов в Америке прославил свое имя делами. Память о святителе хранится в наименованиях улиц, горных вершин: вулкан Вениаминов (Аляска), бульвар «Святитель Иннокентий» (Южно-Сахалинск).
На иконах митрополита Иннокентия изображают до пояса, в ¾ или полный рост. Седобородый старец в одежде архиепископа держит в левой руке свиток или Священное Писание, а правой благословляет верующих. Другой вариант святого образа Иннокентия: в левой руке зажат апостольский посох или крест.
Молитвы
Молитвенные обращения к Иннокентию Московскому помогают при душевных и физических расстройствах. У святителя просят быть защитой и опорой в трудную минуту, благословления и утешения.
Молитва 1
О, па́стырю до́брый и учи́телю прему́дрый, о́бразе благонра́вия всем, благоче́стно жи́ти хотя́щим, святи́телю о́тче наш Инноке́нтие! К тебе́, я́ко ча́да ко отцу́, прибега́ем и мо́лимся, помина́я твою́ любо́вь к лю́дем: бу́ди щит несокруши́м Святе́й Це́ркви Правосла́вной и оте́честву на́шему, архиере́и благоле́пием святи́тельства и прему́дростию украси́, па́стырем в служе́нии ре́вность да́руй, мона́шествующия к по́двигом до́браго тече́ния в послуша́нии утверди́, правосла́вным христиа́ном ве́ру святу́ю непоро́чну соблюсти́ умоли́, мир ве́сь предста́тельством твои́м умири́. Те́плый наш моли́твенниче, всеросси́йский свети́льниче, просвети́телю Сиби́ри и Аме́рики, осени́ Го́рним благослове́нием нас, в ско́рбех су́щих, и пода́ждь утеше́ние и избавле́ние от боле́зней душе́вных и теле́сных; испроси́ нам свы́ше дух кро́тости, целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния и любве́, да про́чее вре́мя жития́ на́шего в ве́ре и покая́нии поживе́м и в жи́зни ве́чней благода́рне восхва́лим просла́вльшаго тя Го́спода — Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, Тро́ицу Единосу́щную и Неразде́льную, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва 2
О, святи́телю Христо́в Инноке́нтие, новоявле́нный уго́дниче! К тебе́ припа́даем, раби́ Бо́жии (имена), и мо́лимся: всели́ в сердца́ на́ша любо́вь твою́, е́юже к Бо́гу и бли́жним твои́м в житии́ твое́м преиспо́лнен был еси́.
Моли́ Христа́ Бо́га, да отпу́стятся нам согреше́ния на́ша во́льная и нево́льная, да изба́вимся от всех враг ви́димых и неви́димых, от вся́ких бед и скорбе́й и вся́ких неду́гов. Моли́, да ми́лостив бу́дет нам Госпо́дь и зде, и в бу́дущем ве́це и преста́вльшияся от нас отцы́ и бра́тию, ма́тери и се́стры, и ча́да на́ша, в ли́ки святы́х вчини́в, в ме́сте све́тле упоко́ит: да предстоя́ще и поклоня́ющеся ико́не твое́й, и́мамы тя неусыпа́ющаго моли́твенника и предстоя́теля о нас ко Го́споду, и благода́рно с любо́вию велича́ем просла́вльшаго и послу́шающаго тя, в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Награды
В Благовещенске второй по значимости является медаль «За заслуги перед Благовещенском», на которой изображены профили Муравьева-Амурского и святого Иннокентия.
Труды о святом в библиотеке
Просветительская деятельность Иннокентия Московского оставила свой след в многочисленных трудах. В 2015 году в Российской государственной библиотеке состоялась презентация 7-томного собрания трудов святителя Сибири и Северной Америки. Собрание сочинений и писем святого Иннокентия представляет интерес не только для лиц духовного звания, но и для широкого круга читателей. По заказу Якутской епархии многотомный труд был напечатан в издательстве Московской патриархии. В него были включены более 350 текстов, обнаруженные в архивах РФ и США. Они оформлены в соответствии с современной орфографией и дополнены комментариями. Здесь можно ознакомиться с авторскими работами святителя Иннокентия Московского:
- «Автобиографической запиской», собственноручно записанным комментарием к статье в газете «Амур»;
- «Запиской о детском воспитании»;
- «Поучениями постникам или говельщикам»;
- «Молитвой иерея».
Изучением биографии святителя и его документального наследия занимался И. Н. Корсунский (богослов, профессор Московской духовной академии, г. ж. 1849-1899). Итогом его трудов стала книга «Иннокентий (Вениаминов), митр. Московский и Коломенский».