Биография митрополита Макария Булгакова и путь служения Богу, его труды
История государства тесно связана с историей церкви. Закономерность развития обоих формирований планомерно влияет друг от друга. До 1917 года православие являлось государственной религией России, правитель страны официально имел право опираться на представителей церкви. Историю церковного развития детально описал Макарий Булгаков, легендарный митрополит Коломенский и Московский.
Биография митрополита Макария Булгакова
Труды, описывающие формирование основ русского православия, составленные Макарием Булгаковым, сравнивают с аналогичной работой историка Соловьева, который описал этапы развития государства Российского в своем многотомнике.
Вклад в развитие русского православия Макария неоспорим. Он собрал всевозможные сведения и свел их воедино. Кроме того, на протяжении всей жизни он создавал исследование «Введение в догматическое богословие», которое вылилось в печать нескольких учебных пособий и специальных книг. «Догматика богословия» до сих пор остается действующим учебником для современных семинаристов.
Происхождение
Будущий митрополит был рожден в обычной семье сельского священника. У родителей было еще пятеро детей помимо Михаила. С раннего детства мальчик проявлял склонность к богословским наукам. Его не приходилось заставлять читать молитвы или петь псалмы. Отец нередко заставал Михаила за изучением тех немногих книг по богословию, которые хранились у бедного священнослужителя в глухом селе.
Исследователи жизни митрополита описывают интересный случай, который приключился с мальчиком, когда ему было 7 лет. По словам биографов, Михаил был болезненным ребенком. Он тянулся к знаниям, но у него часто не хватало сил, чтобы сидеть за уроками. Однажды товарищи по обучению рассекли камнем лоб будущего митрополита. После этого случая здоровье мальчика значительно улучшилось, он прибавил физически, окреп духовно.
Когда ему исполнилось 9 лет, родители определили его в духовное училище ближайшего уезда. Мальчик окончил училище с отличием. Он быстро запоминал тексты, блестяще отвечал у доски, был полон решимости изучить материалы по богословию, которыми владела семинария уездного города.
На следующий год он стал студентом Киевского духовного училища, престижного заведения для особо одаренных семинаристов. Его успехи были блестящими. Молодого человека привыкли называть по имени и отчеству даже преподаватели – так велик был его авторитет.
Путь к монашеству
Еще во время обучения на первом курсе Михаил решил посвятить себя монашеству. Он знал, чем хотел заняться. Пределом мечтаний была работа по исследованию истории церкви. Михаил много занимался богословием, на все деньги, которыми он располагал, покупал книги по богословию и копии научных трудов церковных деятелей.
Когда ему исполнилось 25 лет, он смог осуществить свой замысел и стал монахом. При постриге Михаил выбрал имя Макарий. Ему захотелось взять это имя в честь великого мученика – киевского митрополита Макария. Сначала молодой человек рассматривал возможность проживания на территории одного из монастырей. Ему очень хотелось уединения, но тяга к науке пересилила внутренние желания. Макарий понял, что для дальнейшего самосовершенствования ему придется остаться в городе.
Преподавание
После того, как была окончена Киевская духовная семинария, Макария посвятили в сан иеродиакона. Он остался при семинарии преподавателем, успешно вел 2 предмета:
- история Русской церкви;
- гражданское право.
Особенностью преподавания было то обстоятельство, что оба предмета включили в общую программу перед назначением Макария. Это означало полное отсутствие учебных пособий, поэтому Макарию приходилось составлять себе специальные учебники самостоятельно.
Лекции и пособия, составленные Макарием, позднее стали основой главного труда его жизни. Кроме того, все материалы печатались в «Христианском вестнике» и тщательно изучались церковными деятелями того времени. Администрация академии, где преподавал молодой человек, была очень довольна столь ценным кадром. Преподавателя старались поощрять, ему назначили повышенное жалование, арендовали квартиру, расположенную вблизи от академии.
Через несколько лет напряженной работы Макарий получил степень богослова. К этому времени он владел чином архимандрита и одновременно значился инспектором академии. В 1854 году Макарий, по просьбе друга иеродиакона, занялся изучением вопроса о происхождении старообрядчества. Это исследование завершилось написанием книги «История русского раскола старообрядчества». После публикации книги Макарию предложили занять должность редактора журнала «Христианское чтение». Это был единственный источник печатного слова о русском православии к тому времени.
Епископское служение
Во время написания «Введения в богословие» Макарий получил предложение возглавить академию и получил чин епископа. Будущий митрополит продолжал преподавание, занимался исследованиями и приступил к созданию учебного пособия по углубленному курсу богословия для семинаристов.
Тамбовская епархия
В этот же период Макария избрали ординарным академиком Императорской академии наук и назначили епископом, даровали Тамбовскую епархию. Макарий уехал в Тамбов, имея представление о том, что ему предстоит сделать. Тамбовская епархия пребывала в упадке, служители не сотрудничали с населением, авторитет священства среди прихожан медленно снижался.
Путем каждодневных усилий Макарию удалось добиться расцвета епархии. Для этого он предпринимал множество самых разных шагов:
- назначал на должности только компетентных и образованных служителей;
- лично вел беседы с прихожанами;
- постоянно приезжал в церкви на службы;
- следил за постройкой храмов и монастырей;
- обеспечивал библиотеки приходов новой современной литературой;
- ввел дни, когда читал просветительские лекции.
Несмотря на упорный труд и бескорыстное служение церкви, вокруг Макария стали появляться различные слухи. Самым неприятным из них был слух о том, что он заставляет священников закупать собственные книги и берет себе некоторый процент от закупок. После того, как Макарий услышал эти домыслы, он был глубоко потрясен. Работа на тамбовской земле стала в тягость. Епископ стал просить о переводе на другую территорию. Еще одной из причин перевода было ухудшение здоровья, так как климат Тамбова плохо сказывался на самочувствии.
Харьковская епархия
С апреля 1859 года Макарий становится епископом Харьковской епархии. Здесь к тому времени установился особый порядок, поэтому епископу не приходилось много ездить и следить за соблюдением правил. Он занимался делами епархии удаленно и трудился над своими книгами.
Епископом были написаны несколько томов «Истории Русской церкви». Макарий вносил правки, сотрудничал с академиками из Москвы и Петербурга. Они составляли рецензии на отдельные главы, давали советы коллеге. Здесь же, на Харьковской земле, будущий митрополит составил тексты двухсот проповедей на нескольких языках. Он прекрасно владел латынью и старорусским, а также современным русским языком.
Макарий с удовольствием поощрял молодых ученых, ездил в Москву на различные мероприятия и регулярно жертвовал немалые деньги на развитие научных изысканий. Самое крупное пожертвование Академии наук было внесено им перед самой кончиной. Оно составило 120000 рублей.
Архиепископ Литовский и Виленский
С 1869 года Макарий был назначен архиепископом Литовским и Виленским. Это была обширная епархия, подчиняющаяся Московскому патриархату, которая находилась на территории Литовской республики. Макарию пришлось обосноваться в центре епархии, Вильнюсе. Полученный опыт административной деятельности позволил епископу увеличить мощь вверенного формирования. Епископ успешно трудился в Литве несколько лет. Прихожане могли обратиться к епископу лично, хотя этот прием казался многим нарушением правил субординации. Макарий считал, что для верующих людей не должно быть никаких препятствий.
Московская митрополия
В 1879 году умер митрополит Московский Иннокентий. Макарий был вызван срочным письмом на церемонию отпевания митрополита. Он пробыл на Московской земле 7 дней, успел повидаться с друзьями, поработал в библиотеке, закупил необходимые книги для епархии. Когда день отъезда был определен, Макария неожиданно вызвали в Святейший Синод. Там ему предложили должность митрополита Московского. Макарий беспокоился о судьбе вверенной ему Литовской епархии, настаивая на назначении своего друга и соратника.
Когда все формальности были решены, Макарий вступил в сан митрополита Московского. На новом месте митрополит продолжал избранный курс. Он истово боролся с халатностью внутри церкви, самостоятельно курировал строительство храмов и монастырей, заботился о притоке новых прихожан.
Положение Московской митрополии было непростым. Вокруг деятельности Макария вновь поползли разные слухи. Николай Лесков вспоминал о том, что митрополит был непреклонен ко многим священникам, которые пренебрегали своими обязанностями. Он не давал второго шанса, был суров и справедлив.
Одновременно с этим сам митрополит подчеркивал, что считает назначение милостью Бога. Он любил Москву, страстно желал навести порядок на вверенной ему территории и шел к этому. Он считал, что прихожане столицы – это источник благочестия, к которому нужно найти особый подход.
В 1880 году митрополит присутствовал на открытии памятника, посвященного А. Пушкину. Там он произнес пламенную речь, которая запомнилась современникам и последователям на долгие годы. Свидетели служения Макария Московской митрополии говорили, что это были годы «истинного духовного торжества». За годы службы митрополит издал 11 и 12 тома своего величайшего труда, подготовил и начал оформлять 13 том. Все материалы были собраны воедино, Макарием был составлен план последнего тома.
Кончина
Смерть митрополита была неожиданной. Лето 1882 года он, как обычно, проводил за городом, в селе Черкизово. Усадьба архимандрита была устроена с учетом его пожеланий. В глубине двора располагалась купальня, где Макарий купался, начиная с середины мая.
Утром 9 июня владыка чувствовал себя отлично. На 10 часов был назначен очередной визит с отчетом о состоянии митрополии. Отчет был перспективным, впереди ждала работа. Владыка решил искупаться. Он окунулся один раз, собирался погрузиться в воду с головой, но неожиданно почувствовал себя плохо. Митрополит поспешил к дому, но лишился чувств. Владыку занесли в дом, пригласили докторов. Усилия врачей были напрасными, митрополит не смог прийти в себя, он умер от апоплексического удара в 23.30 этого же дня.
14 июня после длительного отпевания гроб с телом митрополита доставили в Троице-Сергиеву лавру. Там совершили панихиду, произнесли скорбные речи. Гроб трижды обнесли вокруг лавры и внесли внутрь гробницы, установив возле места упокоения архимандрита Московского Августина.
Труды митрополита Макария Булгакова
Макарий Булгаков оставил после себя великое наследие. За годы жизни были напечатаны 12 томов «Истории Русской церкви». После кончины был доработан и выпущен 13 том, который Макарий не успел написать самостоятельно.
Помимо этого, академиком было создано настоящее «Введение в богословскую науку», которое стало основой учебников и специальных пособий. Это сочинение дало автору степень доктора наук богословия.
Выдающаяся книга, написанная Макарием на протяжении периода, когда он оставался епископом Харьковской епархии – «История христианства России до равноапостольного князя Владимира». Автором было подробно описано состояние населения до того, как Владимир повелел обратиться к православию. Это исследование было награждено специальной премией посмертно.
Макарий Булгаков – величайший академик и богослов. Он трудился на благо развития Русской церкви, до конца жизни старался изучить все аспекты формирования русского православного мира.