Житие патриарха Геннадия Константинопольского и служение святого Богу
Геннадий Схоларий – константинопольский патриарх, который первым занял этот пост после падения Византии. Многие верующие люди интересуются жизнеописанием этой личности. Он был выдающимся византийским богословом, общественным деятелем и писателем. Известно, что будущий патриарх происходил родом из весьма состоятельной семьи. Он получил хорошее образование и сделал очень много для развития церкви.
Жизнь и деятельность Геннадия Схолария
Геннадий Схоларий – значимая фигура в православной религии. Он оказал значительное влияние на развитие церкви и написал много трудов по богословию.
Ранние годы и образование
Будущий патриарх появился на свет в Константинополе примерно в 1400 году. В миру он носил имя Георгий Куртесий. По всей видимости, семья мальчика была весьма состоятельной. Во всяком случае, у его родителей было достаточно денег для того, чтобы дать сыну основательное образование.
Влияние Марка Евгеника и других учителей
Геннадий проходил обучение у целого ряда известных личностей. Среди его учителей стоит выделить Марка Эфесского, Иосифа Вриенского, Иоанна Хортазмена. Также его учил Макарий Макрис. Геннадий занимался изучением физики, права, логики. Также он самостоятельно осваивал философию и латынь. В начале тридцатых годов пятнадцатого века будущий патриарх основал в Константинополе свою школу. К тому же он стал автором нескольких учебников. Среди них стоит выделить «Грамматику».
Во время правления императора Иоанна VIII Палеолога Геннадий занял пост судьи и вошел в верховный совет. В период с 1443 по 1452 года он был так называемым вселенским учителем. При этом мужчина систематически провозглашал торжественные проповеди, приуроченные к церковным праздникам.
Также Геннадий входил в свиту императора Иосифа II. Он находился в ней в период Ферраро-Флорентийского собора, который проходил в 1438-1439 годах. Там мужчина поддержал унию и даже произнес ряд речей в ее поддержку. Но после возвращения домой мужчина под влиянием резкой критики святителя Марка и обстоятельств, которые поменялись, будущий патриарх опубликовал ряд полемических антилатинских трактатов.
Роль в церковной унии
Когда император Иоанн VIII Палеолог назначил Георгия на пост государственного судьи и включил в состав верховного совета, мужчина вошел в свиту правителя и патриарха константинопольского Иосифа II. В таком составе он попал в 1438 году в Феррару, а в 1439 году – во Флоренцию. Там велись переговоры касательно унии.
Георгий на тот момент был светским человеком, потому он не мог принимать участие в заседаниях собора. Однако это не помешало будущему патриарху способствовать делу унии. Для этого он произнес несколько речей. Они касались пользы, сложностей и возможностей документа. К тому же Георгий обратился к греческому народу с воззванием. В нем он рассказывал об опасности, которая исходила от турков. К тому же мужчина делал акцент на важности поиска средств защиты. Когда греческое население во Флоренции начали притеснять латиняне, Георгий покинул город.
Переход от поддержки унии к противодействию
После возвращения в Константинополь Георгий узнал, что клир и люди выступают с решительным осуждением унии. В результате мужчина решил присоединиться к основному критику документа Марку Эфесскому, который приходился ему другом и духовным наставником. В 1447 году Марк скончался, после чего Георгий возглавил ряды людей, которые выступали против унии. При этом он опубликовал много полемических трудов.
Несогласие с унией привело к ухудшению отношения Георгия к Иоанну VIII, а еще больше к его брату и наследнику. Это был император Константин, период правления которого пришелся на период с 1448 по 1453 год. В 1450 году будущий патриарх принял постриг в монахи и взял имя Геннадий.
Патриарх Константинопольский
Когда 29 мая 1453 года турки захватили Константинополь, Геннадий покинул город. Однако впоследствии его захватили в плен. С Феодором Софианом монаха продали какому-то магнату. Это произошло на рынке рабов в Адрианополе.
Уже спустя несколько месяцев султан Мехмед II пригласил монаха в Константинополь и окружил почестями. После чего он утвердил будущего святого на Патриаршей кафедре. По сути, она пустовала с 1451 года, когда на запад сбежал патриарх-униат Григорий III Мамма. 6 января 1454 года святитель Геннадий возглавил престол.
Так как собор святой Софии превратился в мечеть, под резиденцию патриарха вначале была отведена церковь святых Апостолов, после чего – монастырь Богородицы Паммакаристы. Как сказал исследователь Дука, Геннадий отдал предпочтение турецкому тюрбану вместо латинской тиары. Султанский берат соглашался с тем, что константинопольский патриарх возглавляет православный миллет. Он наделялся не только духовной, но и судебной, а также административной властью. При этом христиан не касались правовые нормы ислама.
За короткий период патриаршества Геннадию Схоларию приходилось организовывать церковную жизнь в сложившихся условиях. Он старался сохранить православные традиции в период правления иноверцев и активной латинской пропаганды. К тому же святитель создал патриаршую школу. Мехмед II ему благоволил. Он 3 раза приглашал Геннадия к себе и беседовал с ним на темы веры и религии.
Первый патриарх эпохи турецкого владычества
За тот период, когда Геннадий Схоларий был патриархом, ему приходилось организовывать жизнь церкви в новых политических условиях. Святитель пользовался уважением султана, а потому сумел несколько смягчить участь завоеванных греков. Однако общее положение оставалось сложным.
Патриарху приходилось прилагать немало усилий, чтобы облегчить сложную участь православных людей. Поскольку византийцы бедствовали после катастрофы, которая произошла в 1453 году, и теряли семьи, патриарх Геннадий посчитал, что нужно признать каноничность браков, сложившихся в условиях большого количества смертей. Это привело к недовольствам среди последователей канонических догматов.
Самым ярым критиком Схолария был Мануил Христоним, который впоследствии стал константинопольским патриархом. Перечисленные факторы привели к тому, что в начале 1456 года святителю пришлось отказаться от своих полномочий. При этом патриархи, которые правили после него, придерживались в вопросах повторных браков такой же политики.
После того как Геннадий отказался от своих полномочий, он удалился в Ватопедский монастырь на Афон. После чего он перевелся в монастырь Продрома, который располагался на горе Меникио около Серр. Там мужчина провел свои оставшиеся дни и был похоронен. Стоит отметить, что по приказу султана Геннадий дважды возвращался на небольшой срок на Патриарший престол. Это происходило в период с 1463 по 1465 годы.
В скором времени после смерти патриарха его имя занесли в Синодик. В 1854 году патриарх Анфима VI отдал приказ переместить останки Геннадия в новую гробницу, которая располагалась в нартексе кафоликона монастыря Продрома.
Геннадий Схоларий – значимая фигура в православной религии. Он получил качественное и обстоятельное образование и сделал очень много для укрепления веры. Ему не помешал даже захват турками Константинополя.