Житие преподобного Давида Серпуховского, его служение Богу и роль в православии
Верующие люди часто интересуются жизнеописанием преподобного Давида Серпуховского. Он получил широкую известность как основатель Вознесенской Давидовой пустыни, которая находится невдалеке от города Серпухова. Юноша принял постриг в монахи в Пафнутьево-Боровском монастыре и получил имя Давид. Впоследствии он прославился множеством чудес, которые продолжает творить и после смерти.
Детство и юность
Будущий инок родился в начале 1450 годов и получил при рождении имя Даниил. Считается, что мальчик обладал знатным происхождением. Высказывается даже версия, что он относился к роду князей Вяземских. Однако эта теория не нашла своего подтверждения, и вопрос по сей день остается открытым. Юноша по своему смирению не стремился раскрывать подробностей происхождения. Потому установить истину весьма проблематично.
Житие
В двадцатилетнем возрасте Даниил ощутил потребность пройти путь подвижника. Тогда он направился в Боровскую обитель и посетил преподобного Пафнутия. Этот монастырь считался духовной обителью иночества и источником просвещения для христиан. Его связывали с последователями Сергия Радонежского. Именно оттуда вышло немало известных представителей монашества.
Пафнутий был последователем преподобного Никиты, который занимал пост настоятеля Серпуховского Высоцкого монастыря. К тому же этот человек приходился учеником Сергию Радонежскому – игумену русской земли.
Можно сделать вывод, что Пафнутий продолжал исполнять и распространять наставления преподобного Сергия и был последователем его монашеской школы. Характерной чертой того направления в монашестве, которое распространял и возрождал Сергий, считается теория о внутреннем духовном подвиге.
Она нашла свое проявление в трудах христианских подвижников. При этом приверженцы идей Сергия не только занимались изучением этого вопроса, но и старались следовать ему в трудах на монашеском поприще.
Юный Даниил попал в Боровскую обитель еще во время жизни Пафнутия. Он, подобно знаменитому светилу, источал духовные дарования и святость жизни. Монастырь был устроен по подобию общежития. Игумен подавал братии пример буквально во всем и особенно почитал Пресвятую Деву Марию. Пафнутий не терпел праздных бесед, наставляя послушников читать священные книги и усердно работать.
Слава о подвигах и мудрость в управленческих вопросах привлекали в его обитель много последователей. Даниил стал прилежным последователем Пафнутия и весьма усердно начал пользоваться его наставлениями в прохождении жития инока.
Юный подвижник обладал чистой душой, которая внимала поучениям духовного наставника и следовала подвигу его святой жизни. Пафнутий обратил внимание на усердие Даниила и постриг его в монахи. Молодого инока настоятель нарек Давидом. Это имя было выбрано неслучайно. Его дали в честь преподобного Давида Солунского.
Когда Пафнутий преставился, наставником Давида стал еще великий представитель русских монахов – Иосиф Волоцкий. После того как преподобный настоятель переселился в Волоколамскую землю, чтобы устроить там свой монастырь, между ним и Давидом сохранялась духовная связь. Это продолжалось вплоть до самой смерти наставника.
Больше 40 лет Давид жил в Боровской обители. При этом определенное время он находился в молчаливом уединении. Там его посетила идея основать собственный пустынный монастырь.
В 1515 году Давид покинул эту святую обитель и прибыл в пустынную местность, которой владел князь Стародубский. Она находилась на правом берегу речки Лопасни.
Давид прибыл в эту местность с ликом Знамения Божьей Матери. Его сопровождали 2 инока и 2 послушника. 31 мая 1515 года преподобный Давид создал пустынь, которая существует по сей день и носит его имя.
После того как монах поселился в этом месте, он разместил кельи, соорудил первые деревянные церкви в честь Вознесения Господа. Незадолго до смерти Иосиф Волоцкий посетил это место. Он обедал с Давидом и братией и давал им наставления в слове Божьем.
Больше 50 лет Давид был монахом. Он рьяно молился и был духовным наставником всего населения местности. Также Давид много работал во время возведения монастыря. При этом братия ни разу не видела, чтобы монах проводил время праздно. Своими руками он посадил возле обители рощу из лип.
19 сентября 1529 года преподобный Давид скончался. Тело инока погребли в церкви Знамения Богоматери, расположенной в основанной им пустыни. Известно, что этот храм был возведен в честь инока, поскольку лик Пресвятой Богородицы представлял собой келейный моленный образ Давида.
Инока стали почитать непосредственно после его смерти. Господь совершал много чудес и оказывал помощь тем, за которого просил инок. Уже в синодике 1602 года монах получил звание преподобного. В записях, датированных 1657 годом, его называют чудотворцем. Документов о чудесах, которые творил Давид, не сохранилось. Однако на этот счет есть много подтверждений жителей близлежащих сел.
Так, купчихе Окороковой из Серпухова, которая страдала осложнениями при родах, Давид явился во сне и сказал, что она исцелится. Для этого женщине требовалось посетить обитель монаха и провести панихиду при его раке. После того как женщина без проблем родила, она посетила пустынь и рассказала священнослужителям о том, что ей являлся преподобный Давид.
В конце пятидесятых годов девятнадцатого века обитель посетил крестьянин из Подольского уезда и обратился с просьбой провести панихиду по преподобному Давиду. При этом крестьян поведал иеромонаху, что в течение 7 лет не мог подняться без помощи других людей. Однажды перед ним предстал преподобный Давид и наказал отправиться в пустынь, чтобы служить по нему панихиду. В ответ монах обещал исцеление. При этом крестьян смог подняться и с при помощи костылей направился в Подольск. Чем дальше он продвигался, тем больше сил появлялось. Под Подольском местные жители показали, как отыскать дорогу в обитель. После этого случая необходимость в костылях для мужчины отпала.
Роль в православии
Имя преподобного чудотворца Давида почитают многие верующие люди. К месту его упокоения постоянно стекаются толпы паломников. Одним из чудес, совершенных по молитвам Давида, стало возрождение обители в 1995 году после смутного времени, когда монастырь варварски разграбили и практически уничтожили.
6 июня 1997 года в обители были получены мощи Давида Серпуховского. 27 января 2001 года имя этого великого чудотворца внесли в Собор Московских святых.
Давид Серпуховский – значимая фигура в православии. Он получил известность как основатель пустыни и прославился множеством чудес. По сей день к его гробу приходят толпы паломников, чтобы почтить память инока и попросить его о помощи.