Биография родителей Богородицы Иоакима и Анны, тексты молитв и иконы
Каждая церковная служба завершается перечислением священником имен святых, которых вспоминают в этот день. Но два имени звучат ежедневно и на любой службе. Это имена родителей Богородицы, праведных Иоакима и Анны.
Основные факты биографии Иоакима и Анны
Церковь воздает родителям Пресвятой Богородицы особую честь. Они не упоминаются в Священном писании, и информация о них пошла из Предания. Также часть фактов указана в Протоевангелии Иакова, который представляет собой апокрифический текст, написанный в середине II — начале III веков.
О Святом отце Иоакиме говорится, что он был крайне богатым и поскольку был настоящим праведником, отличался тем, что использовал материальный достаток во благо и преподносил Богу двойные дары. Если другие приносили в жертву Всевышнему животное, то праведный Иоаким жертвовал двух животных. Исключением стал случай, когда в один из праздничных дней все иудеи традиционно пришли в Иерусалимский храм для подношения даров, и богоотца отодвинули в сторону, не позволив подходить с дарами.
Запрет озвучил распорядитель церковных служб и объяснил это тем, что Иоаким тогда не имел детей, а в то время количество детей было напрямую связано с праведностью семьи.
Святая Анна по отцовской линии принадлежала к колену Левину — служителей церкви, а по материнской — к колену Иудину. До рождения ребенка к Анне, так же, как и к Иоакиму, презрительно относились. При этом бездетность порицалась не сама по себе. Если семейная пара не могла иметь детей, это считалось карой Всевышнего. Долгие годы супруги не могли завести ребенка, и только в самый тяжелый период Господь услышал их молитвы.
Помимо распространенных фактов биографии пары, есть несколько менее известных нюансов. В том числе:
- Современный центр почитания святых родителей девы Марии находится в Палестине. Рядом с купальней Вифезда в Вифлееме находился дом святых. Согласно преданию, именно в этом доме скончались Иоаким и Анна.
- По палестинскому преданию, святой Иоаким молился Господу о даровании ему потомства в пещере пророка Илии. Пещера располагалась на территории монастыря Хозива. К востоку от обители, основанной в V веке, находилась пещера Хозевита, где долгое время прожила мать Богородицы. Обе пещеры получили название скита Анны праведницы.
- Святые мощи Анны и Мафорий были перевезены из Иерусалима в Константинополь в 719 году. Записи паломников средневековой эпохи свидетельствуют о том, что ладонь и плечо Анны праведницы хранятся в кипрском монастыре Ставровуни.
- К началу XII века на территории Руси начали создавать Храмы в честь праведной Анны. Ее имя к тому времени стало одним из самых распространенных среди княжеского рода.
О чем просят святых
В истории православной церкви есть ряд примеров праведных супружеских пар, среди которых особенно выделяют Анну и Иоакима. Своей жизнью они продемонстрировали всем верующим множество положительных качеств, которым стоит следовать. Иконы святых почитают многие христиане с искренностью и особенным уважением. Чаще всего верующие обращаются к родителям Богородицы с молитвами по темам, связанным с заключением брачного союза и жизнью в семейных отношениях. В том числе просят о том, чтобы Всевышний помог им родить ребенка либо наладить взаимоотношения с супругом.
Икона матери Богородицы — праведной Анны, считается символом женского смирения, выдержки и гармонии в доме. Это связано с тем, что за свою жизнь Анне пришлось выдержать множество испытаний, которые возникали из-за длительного периода бездетности. Несмотря на окружающее презрение, Анна не теряла надежду и продолжала совершать молитвы, благодаря которым произошло чудо, и она стала матерью девы Марии.
Дни почитания
У верующих выделено несколько дней для почитания святых родителей Богородицы. К числу дней памяти относятся:
- 7 августа — успение пресвятой Анны;
- 22 декабря — зачатие Богородицы;
- 22 сентября — общий день почитания Богоотца Иоакима и Анны.
Тексты
Обращаясь с просьбами к святым родителям Богородицы, верующие читают тексты тропаря, кондака и нескольких молитв. Чтобы правильно обращаться к святым родителям Богородицы, стоит ознакомиться с содержанием молитв и песнопений.
Тропарь
В православной церкви под тропарем понимается молитвенное песнопение. В нем прославляются и призываются на помощь святые. Тропарь к Анне и Иоакиму следующий:
«Иже в законней благодати праведни бывше, Младенца Богоданного породиша нам, Иоаким и Анна. Темже днесь светло торжествует, весело празднующи Божественная Церковь, честную вашу память, славящи Бога, воздвигшаго рог спасения нам в дому Давидове».
Молитва
На церковных службах и дома большая часть православных верующих обращается к пресвятым родителям Богородицы с помощи молитв. Они содержат прошения о рождении детей, решении семейных сложностей и гармонии в супружеской жизни.
Первая
Для обращения к родителям Богородицы используют несколько молитв. Первая содержит мольбы о защите от бед и врагов, достижении покоя, прощении от грехов. Во время молитвы произносят следующие слова:
«О святии праведницы, Богоотцы Иоакиме и Анно! Молите Милосердаго Господа, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас, раб Божиих (имена), на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и внезапныя смерти предстательством вашим нас избавляюще и от всех враг видимых и невидимых защищающе, и тако в мире временное сие житие прешедше. в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже, со Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков».
Вторая
Текст второй молитвы частично совпадает с первой, но является дополненным и часто произносится во время церковных служб. Во второй молитве говорится:
«О приснославнии Христовы праведницы, святии Богоотцы Иоакиме и Анно, предстоящии небесному престолу Великаго Царя и велие дерзновение к Нему имущии, яко от преблагословенныя Дщере вашея, Пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, воплотитися изволившему! К вам, яко многомощным предстателем и усердным о нас молитвенникам, прибегаем мы, грешнии и недостойнии (имена). Молите благость Его, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Также молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение и спросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и внезапныя смерти предстательством вашим нас избавляюще, и от всех враг видимых и невидимых защищающе, яко да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и тако в мире временное сие житие прешедше, в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже, со Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь».
От бесплодия
Женщины, испытывающие проблемы с зачатием ребенка, обращаются с молитвой от бесплодия. Молитва содержит следующие слова:
«Горе мне, Господи! Кому я уподоблюсь? Ни птицам небесным, ни зверям земным: ибо и те приносят Тебе, Господи Боже, плод свой, я же одна неплодна. Увы мне, Господи! Я одна, грешная, лишена потомства. Ты, Который даровал некогда Сарре в глубокой старости сына Исаака. Ты, Который отверз утробу Анны, матери пророка Твоего Самуила, призри ныне на меня и услыши молитвы мои. Прекрати печаль сердца моего и отверзи мою утробу, и меня, неплодную, соделай плодоносною, дабы рожденное мною мы принесли Тебе в дар, благословляя, воспевая и прославляя Твое милосердие».
Кондак
Краткое песнопение, совершаемое на церковных службах, называется кондаком и призвано прославлять святых. Почитая родителей Богородицы, верующие воспевают такой текст: «Радуется ныне Анна. Неплодства разрешившися соуз, и питает Пречистую, созывающи вся воспети Даровавшаго от чрева ея человеком, Едину Матерь и Неискусомужную».
Иконография
Изображенные на иконах образы святых призваны напоминать супругам о важности поддержания высокой духовности у каждой личности и у семьи в целом. Также икона родителей Богородицы показывает силу Всевышнего, который, несмотря на законы природы, смог подарить ребенка Анне и Иоакиму даже в преклонном возрасте. Поставив иконы с изображением родителей девы Марии, люди напоминают себе о смирении перед Господом. Анна и Иоаким всегда не теряли надежды и продолжали молиться, несмотря на все жизненные невзгоды. В парах, где между супругами возникли споры, часто просят о смягчении характера одной из сторон.
Икона помогает не только православным верующим, но и приверженцам остальных религий. Один из случаев в истории рассказывает о том, как молитва святым помогла излечиться турецкому султану от проблемы с бездетностью. Но в предании не упоминается, принял ли после этой ситуации мусульманский султан христианство.
Церковные иконы с изображением праведных родителей Богородицы можно найти в Зачатьевском монастыре и крупных храмах. Иконография разнообразна, но на всех изображениях можно заметить искреннее и взаимное чувство любви пары, сохранившей надежду и верность друг другу в течение всей жизни. Встречаются иконы, где святые изображены по отдельности либо вместе, в полный рост и в приближенном варианте. Анна изображается в одеянии красного цвета, а Иоаким в коричневом либо зеленом хитоне. Как правило, на иконах праведники выглядят как люди среднего возраста, несмотря на то, что дева Мария родилась у них, когда они были в преклонном возрасте.
Это объясняется тем, что по религиозным учениям люди в райской жизни остаются в возрасте 33 лет, как Иисус во время распятия.
Распространенной иконой является изображение встречи у золотых ворот Анны и Иоакима. Значение иконы в том, что на ней нарисована встреча родителей Богородицы после момента, когда Анна узнала, что она сможет родить ребенка. Также есть иконы с другими сюжетными линиями. Распространенным вариантом является изображение обнимающихся супругов для демонстрации зачатия Богородицы. Многие образы передают радость пары от известия, которое говорит архангел Гавриил о скором рождении ребенка. Редкой считается икона, где Анна изображена беременной, а Иоаким рукой показывает на ее живот и радуется грядущему рождению дочери.
К прочим образам относятся:
- Момент рождения Марии. На иконе Анна лежит на одре, а поблизости находятся Иоаким и кормилица, которая купает ребенка.
- Мария с родителями. Девочка стоит на земле между родителями либо парит в воздухе, держа за руки Анну и Иоакима.
- Анна с дочкой. Образ напоминает изображение Богоматери с Иисусом, но здесь Анна обнимает дочку, которая держит в руке белый цветок, символизирующий чистоту.