Житие схиигумена Псково-Печерского монастыря Саввы и его служение Богу
Лоно православной церкви богато на святых подвижников, несущих веру во Христа людям и вдохновлявших своим примером беззаветного служения Господу других. Одним из таких был схиигумен Псково-Печерского монастыря Савва (Остапенко) – его житие стало примером любви к Господу и ближнему, символом веры во Всевышнего. Около семи тысяч человек считали его своим светочем веры и духовно просвещались благодаря благочестивому подвижнику.
Житие
Будущий старец Савва родился на Кубани в далеком 1898 году. При рождении получил имя Николай. Родители его были верующими и очень благочестивыми, соблюдали все церковные обряды и таинства.
В семье всего воспитывалось восемь детей. Мама Николая, будучи очень набожной и щедрой женщиной, с радостью отдавала последние куски хлеба нуждавшимся, которые стучались в дверь их дома. А на закономерный вопрос родственников, чем же она будет кормить восьмерых отпрысков, без сомнений отвечала лишь одно: «Бог даст».
Поэтому не удивительно, что воспитанный в такой религиозной обстановке будущий старец Савва с детства хранил в сердце любовь ко Всевышнему. Тем не менее, дорога к становлению монахом была долгой для Николая.
Годы молодости
На жизнь схиигумена Саввы пришлось множество значимых исторических периодов. И все они были настоящим испытанием и для страны в целом, и для каждого верующего в отдельности. Так, Савве пришлось пережить гражданскую войну, годы революции и связанного с ней террора, а вскоре и Великую Отечественную войну. О его биографии тех периодов сохранилось мало информации. Одно лишь только известно наверняка – вера в Господа сопровождала Николая каждый день, и он неотступно молился, полагаясь во всех испытаниях на волю Всевышнего.
Интересный факт. Когда все молодые люди, сверстники Саввы стремились получить побольше удовольствия в жизни, посещая кино и рестораны, будущий схиигумен проводил время на кладбище, молясь там о душах упокоенных.
Приход к Богу
Во времена жизни в Москве, когда Николай там работал, мужчина был частым посетителем Ваганьковского кладбища. Там он избрал себе место для молитв – могила святого Николая. Со временем мужчина стал не только молиться в одиночестве, но и проповедовать Слово Божие всем желающим. Там же он свел знакомство со схимонахиней Марией. Она была тогда ученицей Нектария Оптинского.
Когда благодаря Марии состоялось знакомство Николая со схиархимандритом Илларионом, ставшим первым наставником веры для мужчины, начался официальный путь будущего старца во христианстве.
Николай выразил желание принять тайный постриг. Тайный – потому, что в те годы (конец тридцатых) религиозность жестко преследовалась со стороны государства. Однако Илларион отказал Николаю и предрек, что вскоре он примет не тайный, а явный постриг и станет жить в лавре.
Карьера Саввы
Перед началом Великой Отечественной войны Николай получил тяжелейшую травму – сложный перелом ноги, который не позволил ему отправиться на фронт. На протяжении всех лет, когда длилась война, мужчина трудился на благо Родины в тылу.
После окончания войны пророчество Иллариона стало сбываться. Гонения на церковь стали заметно меньше, даже стали открываться монастыри и функционировать лавры. Была восстановлена и работа Троице-Сергиевой лавры, а также духовные семинарии.
Николай, поняв, что пришел его час встать на стезю духовного развития, стал учеником одной из духовных семинарий. На тот момент мужчине было 48 лет. Он также принят монашеский постриг, отказался от мирского имени и был наречен Саввой. Судьбоносное событие произошло 7 ноября 1948 года. Уже через год, 1949 году Патриарх Алексий I благословил и рукоположил Савву на служение в сане диакона, а через короткое время и иерея.
Интриги в Троице-Сергиевой лавре
Вскоре после рукоположения в иереи Савва получил назначение на должность духовника богомольцев Троице-Сергиевой лавры. Богомольцы с радостью приняли нового столпа христианской веры, и слава о мудром человеке стала распространяться повсеместно.
Однако Диавол не дремлет никогда. Он стал внушать в сердца людей зависть к успехам и стремительному карьерному продвижению Саввы. А люди, подверженные слабости, принялись плести интриги против Саввы.
Все это привело к тому, что старца выслали, лишив должности в Троице – Сергиевой лавре, и отправили в Псково-Печерский монастырь. Такое положение дел стало серьезным ударом для Саввы. Но даже больше его самого об этом печалились его духовные сподвижники.
Соратник Саввы, архимандрит Рафаил Карелин с восхищением отмечал спокойствие и стойкость старца во времена испытаний. Схиигумен вел себя так, как будто вся клевета и наветы совершенно его не касаются. Это происходило от его глубочайшей веры в Господа и смирения перед всеми посланными Им испытаниями.
Становление схиигуменом Псково-Печерского монастыря
После переведения Саввы в Псково-Печерский монастырь и становления его схиигуменом старец самозабвенно продолжил служение во славу Господа. Он не роптал на внезапно свалившиеся на него беды, а продолжал нести свет Христа людям, наставляя и обращая в лоно веры всех окружающих. Таким образом более семи тысяч людей считали Савву своим духовным наставником, внимая его наставлениям и беря с него пример благочестия и веры.
Мнения Саввы в вопросах религии и грехов
Самым страшным из грехов отец Саввна называл трусость. Как говаривал старец: «У труса кривая душа». Он был убежден, что именно этот порок легко способен привести к отказу от веры во Христа, к предательству идеалов и близких.
Вторым страшным грехом отец Савва называл многословие. Он неустанно боролся с ним среди своих последователей, заставляя их излагать мысли кратко и по существу. Особенно строго он относился в этом вопросе к женщинам. Мог даже резко приказать закрыть рот очередной болтушке. А однажды был случай, когда женщина, не послушавшись наставлений схиигумена, продолжила болтать без толку. Тогда отец Савва молча взял ее за воротник и вывел вон из помещения.
Однако это был единичный случай. Савва очень трепетно относился ко всем людям, приходившим к нему за наставлениями. Мало кто мог сказать, что видел старца в гневе или раздраженным. Проповедуя любовь к ближнему, он являл собой пример такого поведения.
Величайшим обрядом Савва называл Причастие. Отец считал, что роль его в духовной жизни невозможно переоценить. Вторым по значимости для него было чтения Псалтыря и Нового Завета. Старец всех наставлял о надобности ежедневного чтения святых текстов. А смыслом жизни каждого христианина Савва называл смиренную любовь к Богу, чистоту помыслов и души и служение людям во славу Христа.
Дар Саввы
Схиигумен обладал даром прозорливости и мог творить чудеса. Тому есть реальные доказательства.
Например, однажды архимандрит Рафаил Карелин, духовный воспитанник Саввы, тяжело заболел. Ничто не помогало ему в излечении от недуга. И тогда, в порыве ослабевшей веры, он про себя зло обратился к духовному наставнику, сказав, что если он такой сильный, то мог бы и исцелить своего подвижника. Савва, словно услышав эти слова, действительно помолился, и болезнь отступила. Это заставило Карелина устыдиться своей слабости и еще сильнее поверить в святость схиигумена.
Другой случай связан с молодым мужчиной. Он вел разгульный образ жизни и доставлял слишком много страданий своей матери. И однажды женщина, не выдержав, прокляла его. С того момента у него внутри как бы поселилась страшная змея, разрывавшая внутренности мужчины. Никто не был в состоянии помочь бедному человеку. По счастливой случайности однажды он оказался в лавре, где его увидел Савва. Не говоря ни слова, он просто помолился об исцелении мужчины, и злой дух вышел из его тела.
Смерть
Душа Саввы отлетела к Богу 27 июля 1980 года. Произошло это в Псково-Печерском Свято-Успенском монастыре. После его кончины осталось богатое духовное наследие, включавшее письма, наставления и даже сочинения аскетического характера.