История иконы Божьей Матери Воскрешающая Русь, особенности образа
Новое иконотворчество заслуживает отдельного внимания. Икона под названием «Воскрешающая Русь» была создана в начале 2000-х годов. Судьба этого образа довольно печальна, каноническая церковь не стремится признать и осветить этот лик. Дева Мария, которая показана глазами современных иконописцев, не отвечает тем требованиям канона, которые приняты для РПЦ.
История возникновения иконы
Эта икона относится к категории неканонических, то есть таких, которые отвергнуты священниками РПЦ. Но при этом иконописное изображение келейно почитается некоторыми священнослужителями и прихожанами. Лик Богородицы создан в начале XXI века. Это один из самых популярных современных образов. На самом деле, изображение многогранно и многоэтапно, разобраться в нем самостоятельно сложно, если не иметь подсказок.
Считается, что образ создан жительницей города Пятигорск Ольгой Павленко. По ее словам, она слушала акафист, обращенный Богородице, в собственном доме. По ее рассказу, Ольга видела явление Матери Божьей. Якобы Дева Мария показала картины, которые стали основой для написания иконы в дальнейшем. Богоматерь велела передать икону в монастырь при Свято-Троицкой церкви.
Там Павленко действительно получила благословение на написание иконы у старцев с острова Санаксарского монастыря. Для помощи она обратилась к иконописице Наталье Кошеваровой. Вместе они создали первый список, он датирован 1999 годом. Павленко не полюбила этот список, но все же взяла его и отвезла в Дивеево. Там ее взяли и разместили в главном здании. Образ провисел там 0 дней, а затем был снят. Многие прихожане говорили, что икону сняли по указанию московских священнослужителей.
Начиная с 2000 года, этот образ стали повторять. Список был переписан. Такой образ стали использовать во время совершения крестных ходов. Помимо этого, везде стали распространиться сведения о том, что образ мироточит, а также во время поклонения этой иконе свершаются чудеса. Наконец, архимандритом Кириллом образ был благословлен на келейное почитание.
Уже к 2003 году было составлено прошение от тех, кто принял этот лик, с просьбой о причислении иконы к образу святых. Но прошение не было удовлетворено, так как доказательств чудесного исцеления посредством этого изображения было недостаточно.
Иконографическое изображение образа
Известно, что идеей Павленко было изображение Матери Бога в белом облачении. Она должна была находиться в центре картины, как бы парить по воздуху, вокруг фигуры должен был рассеиваться яркий белый свет. При этом Богородица держала бы белый покров, а в дальнейшем становилось бы ясно, что она держит это покрывало над землей.
От покрова на поверхность земли как бы слетают небольшие крестики, которые попадают в людей. Но влияние этих инструментов разное: кто-то светлеет, а кто-то чернеет и съеживается. Помимо этого, на иконе изображены семь дев с покрытыми головами, затем расположены по сторонам Серафим Саровский и Николай Чудотворец. Символически следовало бы изобразить Дивеево как обитель религии и веры. Но при написании иконы некоторые образы были утеряны, другие додуманы, что не отвечало требованиям Павленко. Затем стали создаваться списки, где появлялись другие трактовки и лики.
Официальная позиция Русской православной церкви
Осенью 2004 года Патриарх Алексий осветил проблему нового иконотворчества. Он подчеркнул, что на местах появляются иконописные изображения, наполнение которых совсем не соответствует канонам, поэтому не канонизируемо в будущем. Он также подчеркнул, что такое происходит из-за отсутствия информации о борьбе с подобным творчеством на местах.
Оценка, которую дал Патриарх, как бы расставила все по местам. Икона с громким названием до сих пор не благословлена, не признана. РПЦ не признает ее как канон. Но известно, что митрополит Одесский решил пронести образ во время крестного хода.
Мнение сторонников и почитателей образа
Те, кто поддерживает идею написания образа, подчеркивают, что на творчество было получено разрешение у старцев Дивеевского монастыря. Кроме того, считают и случаи мироточения и исцеления. По словам очевидцев, такие чудеса имели место быть, эти случаи задокументированы. Некоторые очевидцы утверждают, что при выносе иконы из церкви на небе из облаков сложились буквы, они образовали слово «дева».
Многие сторонники считают, что сегодня настало время, когда христиане могут и должны высказываться относительно истории христианства, вносить собственные идеи, создавать новые продукты, которые заслуживают внимания.
Критические мнения относительно иконы
Критики считают, что появление Богородицы Ольге Павленко не подтверждено никакими свидетельствами, поэтому прошение Богоматери о создании такого образа весьма спорно. Вызывают вопросы и особенности биографии Павленко. Дело в том, что прихожанка в прошлом занималась ясновидением, именовала себя экстрасенсом. Помимо того, образ, подсвеченный белым, наводит на мысль о том, что Божью Матерь на этой картине представили в виде кумира, что полностью противоречит постулатам церкви.
Тот факт, что здесь используются белые одежды, как бы отсылает к картинам Никола Рериха, которые также не имеют ничего общего с церковными канонами и догматами. Кто-то усматривает здесь влияние масонского символизма. Что тоже не имеет отношения к РПЦ.