Краткая биография Иоанна Дамаскина, икона преподобного и в чем помогает

Христианство, как вероучение, складывалось на протяжении нескольких веков. Одновременно возникали различные ереси, пытающиеся опровергнуть догматы веры. Иоанну Дамаскину принадлежат сочинения, в которых богослов дает опровержение ложным постулатам. В качестве инструментария он использует философские категории Платона и Аристотеля, выдержки из Священного Писания, собственные размышления.

Поиск молитв на все случаи жизни

Содержание

Краткая биография

Сведения о жизни преподобного Иоанна Дамаскина немногочисленны и противоречивы: достоверно неизвестна дата рождения, источники расходятся во времени кончины святого.

Происхождение и годы жизни

Иоанн Дамаскин был сирийцем. Арабское имя: Юханна бен Мансур. Под христианским именем был известен в греческих кругах. Родился в Дамаске в семье главного сборщика налогов при халифе Сергии Мансуре.

Предположительный жизненный интервал – 652/676-749/780 годы. Иоанн Дамаскин предположительно прожил 87/104 года.

Житие

Будучи православным, отец выкупал на невольничьем рынке рабов-христиан и выпускал на свободу. С разрешения халифа Муавии он освободил сицилийского монаха Косму и определил в учителя к своему сыну.

Под его наставничеством Юханна изучал:

  • греческий;
  • философию;
  • физику;
  • риторику;
  • арифметику;
  • астрономию;
  • музыку;
  • богословие.

После смерти отца Иоанн стал выполнять его обязанности управляющего финансами. В VII веке появилось религиозное течение, называемое иконоборчество. Суть ереси заключалась в том, что ее последователи считали почитание икон, противоречащим «Ветхому завету»: «…не сотвори себе…никакого изображения того, что наверху…не поклоняйся и не служи им». Раскол в православии был поддержан византийскими императорами Львом III Исавром, Константином V.

иоанн дамаскин

Тысячи икон и фресок были уничтожены. Иоанн выступил с трудами, защищающими иконопись. Он был столь убедителен, что Лев III решил отомстить ему, оклеветав перед сирийским правителем. В руки халифа попало «ответное» письмо от императора к Иоанну, в котором Лев III отказывался от «предложения» Иоанна захватить Сирию.

Халиф поверил наговору, приказал отстранить Иоанна от должности и отрубить кисть правой руки, посмевшей написать такую дерзость. Кисть была выставлена на площади Дамаска. По просьбе Иоанна ее вернули ему вечером. Иоанн обратился с молитвенной просьбой к Богородице вылечить руку, приложив отрубленную кисть к суставу. В молитвах прошла ночь.

Под утро задремавшему Иоанну приснилась Божья Матерь, сказавшая, что рука его здорова. Обрадованный проситель увидел, что рука подвижна, как прежде, о случившемся напоминает красный шрам.

Халиф, узнав о случившемся, осознал свою ошибку, извинился перед Иоанном и предложил ему вернуться в свою свиту. Но тот отказался. Раздал свое имущество бедным и в 724 году отправился в иудейскую пустыню, в монастырь святого Саввы.

Постриг и служение Богу

В Иерусалиме Иоанн решил стать послушником в монастыре Саввы Освященного. Зная о его прошлом и образованности, ни один монах не соглашался стать его духовным наставником. Наконец один старец согласился, но с условием, что Иоанн не будет больше писать текстов на православные темы. Старый монах поставил своей целью усмирить гордыню, которая, как он предполагал, одолевает Иоанна. Однажды старец заставил Иоанна отправиться в Дамаск с корзинами, сплетенными монахами, и продать по высокой цене.

иоанн дамаскин

Послушник отправился выполнять поручение в город, где его многие знали. И, видя одетого в рубище, с непомерно дорогим товаром, насмехались над ним. Старый слуга узнал прежнего хозяина и заплатил за все корзины, не торгуясь. В монастыре умер инок. Его брат обратился к Иоанну с просьбой написать что-нибудь о его смерти. После долгих просьб Иоанн согласился и написал заупокойные тропари. Старец разгневался за него на ослушание и прогнал от себя. Вся монастырская братия вступилась за Иоанна.

Наставник согласился его простить, наложив епитимию (исправительные работы): очистить монастырь от нечистот. Послушник беспрекословно выполнил, что ему было наказано. Вскоре старому монаху явилась Богородица и сказала, чтобы он не мешал «течь источнику, способному напоить вселенную». С этих пор Иоанн занимался написанием церковных книг и песнопений.

Патриарх Иерусалимский рукоположил Иоанна в священники и предложил быть проповедником в храме. Но тот отказался и вернулся в монастырь Саввы Освященного. В 754 году он присутствовал на Вселенском соборе, где утвердили запрет на иконы. За свои выступления Иоанн был 4 раза предан анафеме, брошен в тюрьму и подвержен пыткам.

Окончание жизненного пути

Оставшись в живых после тюремного срока, Иоанн Дамаскин вернулся в Лавру святого Саввы, где прожил еще более 20 лет. Похоронен рядом со святыми мощами преподобного Саввы в монастыре.

картина иоанн дамаскин

Значение в православии

Преподобный был первым систематиком христианского вероучения. Он внес значительный вклад в развитие богословских учений. Его труды стали фундаментом для православия, оружием в борьбе с ересями. Богословы опираются на его философско-религиозные труды, написанные в период монашества. Они помогают бороться с ересью, глубже познать православие.

Творческое наследие

Иоанн Дамаскин оставил большое количество трудов различной тематики. Большинство из них были актуальны на тот период времени. Преподобный вел в Лавре святого Саввы жизнь затворника, но чутко реагировал на богословские темы дня. По содержанию и особенностям изложения сочинения Иоанна Дамаскина классифицируют на догматически-философские, полемические, аскетические, экзегетические, гомилетические, агиографические, литургическую.

Важнейшие издания

Фундаментальными трудами Иоанна Дамаскина являются:

  • «Источник знания»;
  • «Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения»;
  • «Священные параллели»;
  • «Повести о Варлааме и Иосафе».

икона иоанн дамаскин

Все известные рукописные тексты предполагается объединить в полное собрание сочинений из 8 томов.

Догматические и философские

Наиболее интересно сочинение «Источник знания» – работа, оказавшая огромное влияние на православную христианскую церковь. В ней систематизированы догмы, составленные отцами церкви.

Труд включает в себя три части:

  • «Философские главы» (или «Диалектика»);
  • «Книгу о ересях»;
  • «Точное изложение православной веры».

Иоанн определил задачу, которую он поставил перед собой этой работой, – дать читателям знания, необходимые для познания человеческого и божественного.

В предисловии святой Иоанн Дамаскин пишет, что он «в связном виде» изложит то, «о чем в различных местах сказано у божественных и мудрых мужей».

«Философские главы» содержат пояснения о философских терминах и теориях и состоят из 3-х частей:

  1. Введения.
  2. Обсуждения 5 логических категорий (схожесть и отличия):
  • «род»;
  • «различие»;
  • «вид»;
  • «свойство»;
  • «акциденция».
  1. Обсуждение категорий, высказанных Аристотелем.

иоанн дамаскин

В «Книге о ереси» описано 103 вида ереси. В кратких главах Иоанн Дамаскин дает характеристику, историю появления ложных учений. «Точное изложение православной веры» – наиболее важный трактат Иоанна. Для своего времени это было самое полное, целостное, систематизированное изложение догматов христианской веры. В работе «Точное изложение православной веры» затронуты догматико-богословские вопросы, а также касающиеся души и нравственности человека. Сочинение имеет 100 глав, их последовательность совпадает с Никео-Константинопольским Символом веры:

  1. Первые 14 глав – учение о Боге и Пресвятой Троице.
  2. С 15 по 44 главы – о Промысле Божием, ангелах и демонах, человеке, рае.
  3. С 45 по 81 – о Христе.
  4. С 82 по 99:
  • о Крещении;
  • молитвах;
  • почитании Креста, святых мощей, икон;
  • Евхаристии;
  • Богородице;
  • девстве;
  • обрезании;
  • Священном писании;
  • антихристе.
  1. 100 глава – о воскресении мертвых.

Для систематизации и анализа Иоанн использовал около 30 источников. Его мнение было сформировано на основе Библии, трудов апостолов, решения Вселенских и поместных соборов. Но при этом Иоанн Дамаскин хорошо знал и использовал в своем тексте сочинения Платона и Аристотеля, решавших подобные вопросы.

картина иоанн дамаскин

Библейские тексты служили источником непогрешимых доказательств в спорных вопросах. Вместе с тем, в Библии есть положения, подробно не раскрытые, а также темы, изложенные отцами Церкви устно, до конца непонятые и неразвернутые. В своем труде Иоанн опирался на мнения Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Максима Исповедника и других христианских писателей.

В течение 4 столетий догматическое сочинение Иоанна использовалось всеми христианскими богословами и было переведено на несколько языков, включая славянский. После разделения церквей статус произведения не изменился, но Восточная церковь рассматривает его, как классический учебник богословия, основу для более поздних догматик.

Полемические

Известны 8 сочинений, в которых Иоанн Дамаскин оспаривает теоретические основы ложных учений:

  1. «Слово о вере против несториан». В трактате изложено православное учение об Иисусе Христе. В качестве контраргументов используются объяснения и разграничения категорий «ипостась», «лицо», «сущность», дается толкование учения о плоти Христа и Богородицы.
  2. «Слово против несториан». Суть полемики заключается в различном понимании сущности Иисуса Христа. Иоанн Дамаскин опровергает утверждение, что Иисус Христос – сын Божий по благодати, а значит, имеет греховную плоть. Он объясняет значение Троицы, божественное происхождение Иисуса от земной женщины.
  3. «О сложной природе против акефалов». Акефалы не соглашались с православным учением о существовании в Христе двух природ: божественной и человеческой.
  4. «Против яковитов». Трактат Иоанна был предназначен яковитскому епископу города Дара. Иоанн Дамаскин разъясняет причину основных ошибок, ведущих к появлению лжеучений: недопонимание разницы между понятиями «ипостась» и «воипостаси», «природа» и «ипостась».
  5. «Послание о Трисвятой песне». Полемика велась православными священниками, считавшими, что песнопение относится только к Иисусу Христу.
  6. «О двух волях во Христе». Критические замечания Иоанна касаются понятий «ипостаси» и «человеческой воли».
  7. «Против манихеев». Сочинение написано в виде диалога между православным христианином и манихеем. В трактате подробно разбираются основополагающие вопросы манихейства о происхождении зла, предопределяющей роли Бога, человеческой свободы выбора.
  8. «Защитительные слова против порицающих святые иконы». Трактат направлен против иконоборческих аргументов. Для этого Иоанн Дамаскин разъясняет, в чем заключается суть понятий «образ», «почитание», «поклонение». Отличия между иконопочитателями и иконоборцами заключается в отношении к первообразу. Автор указывает на тесную связь первообраза и иконы, возможность поклонения образу того, кто его достоин и присутствия в образе силы и благодати Того, Кто на ней изображен. Особо защищает Иоанн Дамаскин культ святых.

икона иоанн дамаскин

Значение этих трудов заключается в защите православного вероучения.

Аскетические и нравственные

Труд «Священные параллели» основан на выдержках из Священного Писания и сочинений святых отцов, является образцом жанра флорилегии (сборника цитат). Цитирование разбито по темам: о Боге, человеке, добродетелях и пороках, расположенных парами. Трактат «О святых постах» был написан Иоанном по просьбе монаха Комита, просившего разъяснить, сколько недель воздерживаться в Великий пост. В сочинении «О восьми духах нечестия» Иоанн Дамаскин дает краткое наставление монахам, как побороть чревоугодие, сребролюбие, гордыню, тщеславие, сладострастие, печаль, уныние, гнев.

Экзегетические

Поясняющие комментарии касаются посланий апостола Павла, святого Иоанна Златоуста, Феодорита Кирского, Кирилла Александрийского.

Гомилии и агиографические сочинения

Иоанну Дамаскину приписывают около 50 проповедей, умеющих рукописный вариант. В отличие от прочих трудов, они более самостоятельны в изложении богословских принципов, содержат исторические факты о жизни святых, Богородицы, Иисуса Христа.

иоанн дамаскин

Литургические

Иоанн Дамаскин известен в православной традиции, как сочинитель поэтических текстов для богослужений, в том числе создатель жанра канонов.

Богословие

В работах Иоанна Дамаскина богословские понятия даны не просто в виде неопровержимых догм, а с философским обоснованием. Он был монашеским писателем, поставившим перед собой задачу осмыслить труды предшествующих богословов и передать их в удобной и привычной для монахов форме. Иоанн был одним из исполнителей хранения православия в условиях мусульманского окружения. Иоанн Дамаскин собирал и систематизировал Священное Писание, все отличное от древних текстов для него было ересью.

Центральную часть в богословском творчестве Дамаскина занимают догмат о Святой Троице, учение о человеке, христология, вопросы почитания икон. Иоанн одним из первых христианских богословов дал описание ислама.

Соотношение философии и богословия

В основополагающем труде Иоанна – «Источник знания», имеется философская часть. По объему она составляет менее трети произведения, но без данных в ней определений и концепций трактат о вере будет не столь убедителен и систематизирован.

иоанн дамаскин

Иоанн Дамаскин охарактеризовал богословие, как изучение бестелесных и телесных предметов, прежде всего, Бога, ангелов, душ. Для истинного познания необходимо Священное Писание и откровения святых отцов. Философия, как наука, по его определению, является доказательным инструментом, который можно заимствовать у языческих философов, применяя полезное и отбрасывая вредное.

Учение о Боге

В трактате о «Точном изложении православной веры» Иоанн Дамаскин раскрывает темы о непознаваемости Бога, Его бытии, сущности и свойствах, как энергии. Иоанн утверждает, что Творец вложил в человека предчувствие о Его существовании, к которому он приходит, наблюдая за природой, Вселенной.

Знание о Боге было передано людям через Закон, пророков, Иисуса Христа. Кроме доказательства бытия, святой приводит аргументы о Его единстве, совершенстве, неограниченности из цитат Священного Писания. Энергия Бога подобна солнечному лучу, который действует на вещи сообразно их природным свойствам и способности к восприятию.

Триадология

Иоанн Дамаскин в своем догмате веры добавляет, что православные равным образом верят в Духа Святого, от Отца исходящего и в Сыне почивающем. Тем самым Иоанн доказывает тесную триединую, неразрывную связь Сына и Отца через Святого Духа, указывая, что Дух Святой также есть Бог. Он посылается Отцом через Сына, как от солнца посылаются лучи, и каждый луч обладает сиянием. Принцип единства Святой Троицы Иоанн Дамаскин усматривает в единстве их сущностей, воли, энергии, власти, позволяющей пребывать друг в друге, что означает, что Бог един.

девушка молится

Учение о творении

Иоанн Дамаскин тщательно исследует сотворение мира:

  • невидимого;
  • небес;
  • земли;
  • человека;
  • его личности.

Невидимое творение – это ангелы и демоны, которые были созданы Богом по своему образу. Это существа духовные, мыслящие, обладающие свободой воли, слуги Бога, бессмертные по благодати Божьей (по природе бессмертен только Бог), бестелесные по сравнению с людьми. Ангелы не обладают такими божественными качествами, как творчество и вездесущность, но могут мгновенно перемещаться в пространстве и проходить через тела.

Иоанн Дамаскин придерживается в своем учении классификации ангелов по чинам:

  • серафимы;
  • херувимы;
  • престолы;
  • господства;
  • силы;
  • власти;
  • начала;
  • архангелы;
  • ангелы.

ангел в небе

Ангельские чины неизменяемы. При создании ангелы приняли решение быть им за или против Бога и изменить его они не могут. Падшие ангелы не могут покаяться и быть прощены Богом, потому что для них это равносильно смерти человека, после которой он бессилен молиться Богу. Иоанн Дамаскин полагал, что дьявол был одним из ангелов, которому Бог доверил охрану земли. Восстав против Бога, он оказался во зле. Иоанн дает определение злу, как добровольное отвращение от того, что естественно, к тому, что противоестественно, то есть к греху.

Затем был сотворен материальный мир из 4 элементов, воспринимаемых чувствами, время и человек. Человек – это слияние материального и духовного начала (видимого и невидимого). Все сущее было создано из несущего: сначала была мысль, потом слово и закончилось делом.

Райское состояние человека, его грехопадение и последствия

Заключительная часть «Точного изложения православной веры» Иоанна посвящена человеку. Первым Бог создал мужчину, наделив его Своей божественной благодатью. Как мыслящее, разумное, свободное существо он был властителем всего живого на земле и дал имена растениям и животным. Человек жил в раю, который, по мнению Иоанна Дамаскина, был одновременно материальным и духовным местом. Здесь были комфортные природные условия и возможность общения с Богом, ангелами. Человек не нуждался в одежде.

Бог предвидел, что человек поддастся дьяволу, и создал из Адама Еву, чтобы человеческий род не прекратил своего существования, став подверженным смерти и тлению. Адам и Ева поддались на дьявольское обольщение, устремились к материальному миру, к чувственным удовольствиям. Таким образом человек стал страстным и смертным.

человек и небо

Одновременно в людях затемнился образ Бога, они лишились общения с ним. Вместо устремления к божественному они окружили себя суровой бедственной жизнью. Анализ создания мира и грехопадения человека стал предпосылкой для учения о Христе.

Христология

Догмат веры о Христе занимает центральную часть в творчестве Иоанна Дамаскина. Ему посвящены третья книга в сочинении «Точное изложение православной веры», полемические работы, гомилии, литургические произведения.

Кратко и точно святой Иоанн изложил суть православного учения о единстве Ипостаси Христа при двойственности его природы. Христос воспринял все человеческие страсти, кроме греха. В нем слиты воедино божественное начало и человеческая плоть: он одновременно сын человеческий и Сын Божий.

Учение о Божией Матери

Иоанн Дамаскин из христологии делает естественный вывод, что Дева Мария – Богородица. Учение о Приснодеве отражено в проповедях, канонах, акафистах Иоанна. Используя эти формы изложения, богослов размышляет, каким должно быть тело Марии, родившей Бога? Подлежит ли оно смерти и тлению? В согласии со святыми отцами, Преданию Иерусалимской Церкви, Иоанн Дамаскин приходит к заключению, что девственность Марии, сохранившаяся после рождения Иисуса, означает нетленность ее тела после смерти.

горят свечи

По Иоанну Дамаскину, Божья матерь умерла, как смертный человек (как дочь древнего Адама), но была вознесена на небо вместе с плотью.

Ее смерть рассматривается, как переход в духовную жизнь, что отражено в канонах и акафистах Богородице.

Сотериология

Сотериология – это часть догмата веры об искуплении грехов и спасении человека. По разумению Иоанна Дамаскина, Бог избрал способ спасения своего творения (человечества), проявив при этом благость, мудрость, справедливость и могущество. Под благостью Иоанн понимает сострадание Бога к людям. Под справедливостью – победу человеческой природы над дьяволом без применения насилия. Мудрость – способ победы. Могущество – Бог, оставаясь Богом, стал и человеком. Вочеловечивание Сына Божиего даровало человеку то, ради чего он был сотворен: нетленность, бессмертность, богоподобность и общение с Богом.

Иоанн Дамаскин повторяет постулат святого Григория Богослова, что искупительная жертва Христа принесена Отцу. Безгрешный Иисус Христос не был подвластен смерти, но принял мученичество на Кресте, своей кровью смыв первродный грех людей перед Богом и открыв доступ к общению с ним, дорогу в рай, к вечной жизни.

Другие догматические темы

Другие темы, рассмотренные Иоанном Дамаскиным в своих трудах:

  • о таинствах;
  • почитании Креста;
  • святых;
  • святых мощей и икон;
  • об антихристе и воскресении мертвых.

руки человека

В рассуждениях богослова Иоанна присутствуют две закономерности: он считает, что духовное и материальное равноценно дополняют друг друга. Он приводит контраргументы против иудеев и мусульман, обвиняющих христиан в идолопоклонстве. Защищая Евхаристию, Иоанн Дамаскин называет ее «причастием», поскольку через Хлеб и Вино происходит общение с Христом, соединение с его Плотью.

Иоанн Дамаскин подробно указывает признаки наступления конца света и Второго пришествия Христова:

  • появление антихриста (дьявола);
  • признание его иудеями, как Бога;
  • воцарение в древнем иудейском храме в Иерусалиме;
  • проявление ложных и действительных чудес;
  • гонение на христиан;
  • появление пророков Еноха и Илии, посланных Господом для проповедей против антихриста;
  • убийство пророков;
  • сошествие Христа на землю и убийство антихриста.

Закончится апокалипсис воскрешением мертвых, воссоединением душ и тел для Страшного Суда. Справедливость Бога требует, чтобы каждый получил воздаяние за поступки до наступления смертного часа: праведники – рай и вечную жизнь, грешники – ад.

иоанн дамаскин

Учение об иконах

Аргументы Иоанна Дамаскина в защиту почитания икон:

  1. Бог создал человека по своему образу и подобию и наделил его способностью создавать образы.
  2. Икона, как парадигма, предопределение того, что должно произойти.
  3. Человек является венцом Божьего Творения.
  4. Телесные формы необходимы для восприятия духовного.
  5. Условное изображение исторических реальностей сохраняет их в памяти людей.
  6. Отображение связей между Господом и человеком.

По Иоанну Дамаскину, почитание икон означает выражение любви, признательности, благодарности, исповеди и раскаяния.

Отношение к исламу

Иоанн Дамаскин был одним из первых исследователей ислама.  В книге «О ересях», в 100 главе преподобный Иоанн подробно рассматривает отдельные положения мусульманской религии, доказывая их противоречивость. Святой Иоанн считал ислам отдельной, усиливающейся религиозной ветвью, не имеющей отношения к христианству, предваряющей появление антихриста. Глава, написанная в полемическом ключе, описывает:

  • доисламские религиозные воззрения арабов;
  • время и место возникновения ислама;
  • принципы вероучения;
  • обряды;
  • запреты;
  • противоречия с христианами;
  • ответы на претензии мусульман.

святой иоанн дамаскин

Иоанн называет мусульман в своих трудах сарацинами, агарянами, как называли греки арабов. Употребление названия исмаилиты указывает на происхождение мусульман: от Исмаила, сына Авраама и служанки Агари, изгнанных Саррой, женой Авраама. Тем самым, Иоанн Дамаскин определяет их сходство с иудеями, потомками Исаака.

Выбор тем и отрывков из Корана определены преподобным Иоанном с целью доказать, что Коран содержит противоречивые сведения. Ценность труда заключается в том, что автор в целом осмысливает ислам, как его понимали арабы. Указанные автором темы и аргументы повторялись, начиная с VIII, и до XXI века. Глава об исламе оказала влияние на средневековое христианское восприятие мусульман.

Мощи

Иоанн был похоронен в Лавре святого Саввы. Часть мощей в XII веке была передана в Константинополь. В настоящее время, кроме Лавры Саввы Освященного, нетленные останки Иоанна Дамаскина находятся в Греции (монастырь Иоанна Богослова), на Кипре (монастырь Георгия Аламана), Италии (церковь Сан-Джорджо деи Гречи), России (Новодевичьем монастыре в СПБ).

рука иоанн дамаскин

Почитание преподобного

Иоанн Дамаскин за свой вклад в развитие православного учения был канонизирован и причислен к святым.

Гимнография

Преподобный Иоанн Дамаскин был прозван «Златострунным» за сочинение церковных канонов:

  • на Рождество Христово;
  • Богоявление;
  • Вознесение;
  • Пасху;
  • воскресных 8-гласных служб.

Общее число песнопений – более 60.

Иконография

Образ преподобного Иоанна узнаваем в храме по чалме и свитку с текстами в руке.

иоанн дамаскин

О чем просят у святого

К Иоанну Дамаскину обращаются, чтобы получить исцеление, найти выход в сложной ситуации, научиться излагать свои мысли.

Тексты

Молитвенные обращения к святому Иоанну содержат канон, акафист, молитву, тропарь, кондак.

Тропарь

Тропарь, глас 8

Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ монашествующих Богодохновенное удобрение, Иоанне премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак

Кондак, глас 4

Песнописца и честнаго Богоглагольника, Церкве наказателя и учителя и врагов сопротивоборца Иоанна воспоим: оружие бо взем — Крест Господень, всю отрази ересей прелесть и яко теплый предста­тель к Богу всем подает прегрешений прошение.

Молитва

Преподобне отче Иоанне! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

человек молиться

Акафист

Кондак 1

Избранный угодниче Христов, преподобне отче Иоанне, похвальная восписуем тебе, яко златословесному воспевателю херувимских песнопений и серафимских глаголов, Церкви Православныя и нашему заступнику и теплому о нас молитвеннику: ты же яко имеяй дерзновение ко Господу, молися о нас молитвою непрерывной и во гресех прощение испроси зовущим ти:

Радуйся, преподобне отче Иоанне, великий угодниче и преславный чудотворче.

Икос 1

Ангел земный и человек небесный был еси, преподобне Иоанне, и имел еси в житии твоем теплую любовь к Божией Матери, икону Ея святую соорудити потщался еси и сию в келии своей благоговейно поставив, в непрестанных молитвах пребывал еси. Мы же, ублажая тя, сице глаголем:

Радуйся, предстателю о нас пред Господом непостыдный.

Радуйся, к Божией Матери молитвенниче наш неусыпный.

Радуйся, отче наш милостивый и кроткий.

Радуйся, в бедах и обстояниях помощниче скорый.

Радуйся, скорбных и печальных утешение.

Радуйся, всем просящим скорую помощь подаваяй.

Радуйся, преподобне отче Иоанне, великий угодниче и преславный чудотворче.

Кондак 2

Видя, преподобне отче Иоанне, десницу свою, много писавшую в защиту чести и поклонения святых икон, по навету царя иконоборца немилостиво отсеченную, испроси ю от неверного мучителя, и приложив к усеченному ея суставу, слезно моляшеся ко Пречистей Деве Богородице, о еже исцелитися ей, и Всеблагая и Всемощная рода нашего Заступница, молитву твою скоро услышала, и явившись тебе во сне, исцеление усеченней руце даровала еси, да благодарственно поеши Богу: Аллилуиа.

святая книга

Икос 2

Разум человеческий не может постигнути силу исцелений благодатных, чудесно являемых иконою Божией Матери и изъяснити чудо велие, како отсеченная десница твоя во едину нощь цела и здрава обретеся, на ней же токмо червленный знак бывшия язвы оставлен бысть Врачебницею Благою, ублажая Царицу Небесную похвалами тебе, угодниче Божий, сице глаголем:

Радуйся, златословесными устами небесныя истины вещаяй.

Радуйся, усердный Божий служителю.

Радуйся, ангелов сожителю.

Радуйся, преподобных собеседниче.

Радуйся, прибегающих к тебе теплый заступниче.

Радуйся, от Бога дарованный заступниче и покровителю.

Радуйся, преподобне отче Иоанне, великий угодниче и преславный чудотворче.

Кондак 3

Силу десницы Всевышняго в исцелении усеченныя десницы своея показав, богоглаголивый Иоанне, песньми красными воспе Владычицу Всеблагую и подобие усеченныя руки своея приложи к целебному образу Божией Матери ради памяти всегдашния о великом чудеси; посему ныне видима есть и именуется сия святая икона Троеручица, тремя руками, на ней описанными прославляюща таинство Святыя Троицы, чудесы же от нея бывающими всех приводящая хвалебно взывати ко Господу: Аллилуиа.

Икос 3

Имеяй велию ревность по Бозе, духоносный песнописец святыя Церкве и божественный славитель ея сладкий, преподобне Иоанне, хвалебными пении до конца жизни своея прославляше дивную милость Богородительницы, в память же бывшего чудесе плат, имже усеченная рука твоя обернута бе, на главе своей ношаше, икону же Богоматери многоцелебную, яко наследие богатое, предаде святой Лавре преподобнаго Саввы Освященнаго, всем верным на поклонение. За таковое твое о душах наших попечение, по долгу взываем тебе сице:

Радуйся, яко Богу совершенно угодил еси.

Радуйся, яко венец безсмертныя жизни получил еси.

Радуйся, наслаждаяйся райския сладости.

Радуйся, насыщаяйся Божия благости.

Радуйся, верных учителю и наставниче.

Радуйся, врагов святыя православныя веры крепкий поборниче.

Радуйся, преподобне отче Иоанне, великий угодниче и преславный чудотворче.

человек молиться

Кондак 4

Буря недоумения смущает мой ум, преподобне отче Иоанне, како достойно Богу возглаголати величия твоя, но ты яко благий и милосердный, воззри не на достоинство творения сего, но на усердное наше произволение и научи нас грешных, како подобает душею ощущати славословие Божие и пети: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше ближнии и дальнии, преподобне отче наш Иоанне, ангелоподобное житие твое, и яко молитвою твоею мнози, с верою к тебе притекающии, утешение приемлют благодатное и благодарне воспоминающе о толиких твоих благодеяниях, яже оставил еси нам в песнопениях и песнех духовных, радостно взываем к тебе таковая:

Радуйся, яко Бога ради отечества страну оставил еси.

Радуйся, яко божественными песнопении нас просветил еси.

Радуйся, столпе благочестия.

Радуйся, вместилище добродетелей.

Радуйся, златословесными устами небесныя истины вещаяй.

Радуйся, земныя почести ни во что же вменяяй.

Радуйся, преподобне отче Иоанне, великий угодниче и преславный чудотворче.

Кондак 5

Боготечно, яко светозарная звезда, шествовал еси, угодниче Божий, во святейший град Иерусалим на поклонение святым местам, идеже и остался не возвращаясь в мир, вступил еси иноком во обитель преподобнаго Саввы Освященнаго, благодарственно воспевая Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше ангельстии чинове равноангельное житие твое, отче богоблаженне, смирения твоего глубину, молитвы непрестанныя, воздержания твердость и велию ревность духа твоего о чистоте, удивишася и прославиша человеколюбца Бога, укрепляющего немощное естество человеческое. Мы же ублажаем тя и зовем сице:

Радуйся, иночествующим дивное украшение.

Радуйся, возлюбивый благолепие дому Божия.

Радуйся, помазание приемый от Святаго Духа.

Радуйся, освященный сосуде благодати Божией.

Радуйся, рабе Христов благий и верный.

Радуйся, слуго Господень истинный.

Радуйся, преподобне отче Иоанне, великий угодниче и преславный чудотворче.

рука человека

Кондак 6

Проповедник богоносный быв, преподобне Иоанне, истинному боговедению и благочестию поучал еси присно братию и образом жития своего наставлял еси на путь спасения, да воспоем вси Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия в душе твоей блистающий свет истиннаго боговедения, освещая души верных, со сладостию внимающих песнопениям, тобою составленным, и похваляющим тя сице:

Радуйся, орган Духа Всесвятаго.

Радуйся, тимпане, услаждающий благочестивых чувства.

Радуйся, источниче Богодухновенных песнопений.

Радуйся, свирель доброгласная, песньми духовными веселящая души человеческия.

Радуйся, псалтирь, славу Божию возвещающая.

Радуйся, Божия благодати струя неиссякающая.

Радуйся, преподобне отче Иоанне, великий угодниче и преславный чудотворче.

Кондак 7

Хотя, преподобне отче Иоанне, утешати брата монашествующего, скорбящего о кончине друга, потщался еси, во утешение его написати песнопения о упокоении душ усопших во Царствии Небеснем, сего ради воспеваем ангельскую песнь Вседержителю Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго тя молитвенника и чудотворца предивнаго яви тя Господь, преподобне отче Иоанне, темже и светло тобою красуется Церковь православная, яко дерзновение велие ко Христу имаши, Емуже молися о нас грешных, любовию тебе вопиющих сицевая:

Радуйся, пресветлый светильниче веры православныя.

Радуйся, благочестия ревностный поборниче.

Радуйся, Церкве Божия столпе непоколебимый.

Радуйся, храмино добродетелей преукрашенная.

Радуйся, яко верных людей списании твоими усладил благочестивыя чувства.

Радуйся, златословесными устнами вещал еси небесныя истины.

Радуйся, преподобне отче Иоанне, великий угодниче и преславный чудотворче.

крест в небе

Кондак 8

Странника и пришельца помышлял еси себе быти в мире сем непостояннем, преподобне отче, и грядущего града Иерусалима небесного взыскуя, вся помышления твоя к нему возносяй, ум твой на божественная возложив, и распинал еси плоть твою со страстьми и похотьми, сладце воспевая, яко в тимпане, во умерщвленнем телеси, победную песнь Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Весь облеклся еси во вся оружия Божия, яко воин Христов, препоясав чресла твоя истиною, облеклся в броню правды, и обув нозе твои во уготование благовествования мира, восприял еси щит веры и шлем спасения, и меч духовный, иже есть глагол Божий, имже и возмогл еси вся наветы лукаваго победити; помози убо и нам, отче преподобне, твоими молитвами, противитися искушениям вражиим, и подражати тебе в побеждении страстей наших, да зовем тебе:

Радуйся, смирением святым гордыню душепагубную поправый.

Радуйся, кротостию совершенною ярости пламень погасивый.

Радуйся, нищим богатство твое расточивый и сребролюбие возненавидивый.

Радуйся, всякия досаждения и обиды без гнева претерпевый.

Радуйся, яко молитвами непрестанными уныние прогнал еси от себе, и достигл еси о Господе радования.

Радуйся, яко воздержанием и бдением целомудренно душу и тело свое соблюл еси.

Радуйся, преподобне отче Иоанне, великий угодниче и преславный чудотворче.

Кондак 9

Всякое наслаждение плотское возненавидел еси, Иоанне преблаженне, и Единаго Бога всем сердцем возлюбил еси; темже и Господь тя возлюби и чудесы прослави, даровав нам тебе молитвенника благоприятнаго пред благостию Его: смиренно молим тя, егда имамы предстати пред Судиею Праведным, умоли Его за нас, да не помянет беззаконий наших, и сподобит нас блаженной участи одесную стоящих и вопиющих Ему: Аллилуиа.

Икос 9

Вития многовещанныя, не довлеют изглаголати вся подвиги твоя и чудеса, богомудре отче Иоанне, ибо доброта жития твоего воистину превосходит похвалу человеческую, обаче мы, любовию к тебе побеждаеми, дерзаем смиренно благохвалити тя пением таковым:

Радуйся, святыя православныя Церкви светильниче немерцающий.

Радуйся, обители твоей утверждение и похвало.

Радуйся, иночествующих ликов пречудная красото.

Радуйся, христианскому роду присное утешение.

Радуйся, любящим и чтущим тя ходатаю спасения.

Радуйся, приводяй грешных ко исправлению.

Радуйся, преподобне отче Иоанне, великий угодниче и преславный чудотворче.

святая книга

Кондак 10

Спасение вечное унаследовал еси, угодниче Божий, и кончину праведную яко венец подвигом твоим получил еси, неболезненно и мирно прешел от земных к обителем небесным, идеже святая твоя душа воздаяние прия от руки Вседержителя Бога, и со ангельскими воинствы предстоит престолу Его Божественному, воспевая немолчную Ему песнь: Аллилуиа.

Икос 10

Царя Небеснаго рабе благий и верный, данный тебе талант не сокрывый, но трудолюбно его усугубивый и многу куплю духовно им сотворивый, отче Иоанне, помози и нам, земным и перстным, подражати житию твоему святому и стяжать при исходе нашем благую надежду спасения, да поем тебе умиленными гласы:

Радуйся, святче Божий, свято и непорочно скончавый жизнь земную.

Радуйся, избранниче Христов, безболезненно и мирно предавый дух твой в руце Божии.

Радуйся, яко смерть твоя честна пред Господем и успение со святыми.

Радуйся, яко память твоя с похвалами почитается во святей Церкви.

Радуйся, яко преселився в небесныя обители и земных не оставляеши.

Радуйся, усердный всех прибегающих к тебе заступниче и скорый предстателю.

Радуйся, преподобне отче Иоанне, великий угодниче и преславный чудотворче.

Кондак 11

Пение хвалебное приносим тебе, преподобне, но скудными песньми хвалим тя: яко аще отрочество твое, аще юность, аще старость вся исполнена суть дел благих и любве, яже к Богу и ближнему, вся вещают едину песнь Богови: Аллилуиа.

горят свечи

Икос 11

Мирную кончину твою видевше ученицы твои, великий угодниче Божий, скорбь разлучения с тобою утешением благодатным раствориша в уповании всесильного предстательства твоего горе у престола Божия, идеже слышиши с любовию тебе зовущих:

Радуйся, венец безсмертныя жизни от руки Вседержителя приемый.

Радуйся, всесветлаго Царствия Христова наследниче.

Радуйся, Иерусалима горняго гражданине.

Радуйся, Небеснаго Сиона жителю.

Радуйся, по трудех временныя жизни покой вечный получивый.

Радуйся, блаженство, от века праведным уготованное, праведно восприявый.

Радуйся, преподобне отче Иоанне, великий угодниче и преславный чудотворче.

Кондак 12

Благодать божественную испроси нам, угодниче Божий, да присно покрывает нас от врагов видимых и невидимых, да научит ны подражати тебе в чистоте ангельстей и незлобии, да направит сердца наша к смирению, покаянию и неослабному исполнению заповедей Христовых; да дарует нам христианскую кончину и безбедно проведет нас чрез воздушный путь, да сподобит тамо узрети славу великаго Бога и вечно пети Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поем доблестные подвиги твоя, добропобедный воине Христов, отче наш Иоанне, ублажаем блаженную кончину твою, тебе усердно воспевая: Радуйся, яко свято и праведно на земли пожил еси.

Радуйся, яко воистину ангел земный и человек небесный был еси.

Радуйся, яко память твоя с похвалами, и успение со святыми.

Радуйся, яко отверзошася тебе врата райская, и вшел еси в радость Господа твоего.

Радуйся, яко душу твою Жизнодавец Христос прият в небесныя селения.

Радуйся, яко со бесплотными силами Трисвятую песнь Богу немолчно поеши.

Радуйся, преподобне отче Иоанне, великий угодниче и преславный чудотворче.

горит свеча

Кондак 13

О, великий и преславный чудотворче, преподобне отче наш Иоанне! Милостиво прияв сие малое моление наше, молитвами твоими сохрани нас от недугов душевных и телесных в жизни сей и грядущих мучений вечных ибави и сподоби нас вкупе с тобою во Царствии Небеснем пети Богу: Аллилуиа.

Сей кондак читается трижды и паки Икос 1 и Кондак 1.

Канон

Глас 2

Песнь 1

Ирмос: Во глубине постла иногда фараонитское всевоинство преоруженная сила, воплощшееся же Слово всезлобный грех потребило есть: препрославленный Господь славно бо прославися.

Припев: Преподобне отче Иоанне, моли Бога о нас.

Твоя похвалы начати хотящу ми, подаждь твой ныне глас медоточный, преподобне, имже православную уяснил еси Церковь песньми, отче Иоанне, яже твою почитает память.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Яко мудр и остроумен судия, изряднейше сущих естество смотряя, нестоящих предразсудил еси вечнующая: привременными бо изменил еси пребывающая, отче Иоанне, идеже тя и ныне Христос прослави.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Превышши явилася еси, Чистая, всякия твари, видимыя же и невидимыя, Приснодево: Зиждителя бо родила еси, якоже благоволи воплотитися во утробе Твоей, Егоже со дерзновением моли спасти поющия Тя.

девушка в храме

Песнь 3

Ирмос: Процвела есть пустыня, яко крин, Господи, языческая неплодящая, Церковь пришествием Твоим, в нейже утвердися мое сердце.

Припев: Преподобне отче Иоанне, моли Бога о нас.

Расточил еси богатство, Богу взаим дая, темже тебе на Небесех уготовася Царство; но и ныне воздаяние, Иоанне, приял еси многократное.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Премудрости талант прием, деяньми украшая, уяснил еси, Иоанне, Церковь Христову, егоже многоусугубляеши, и житие оставив.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Чини удивишася Ангельстии, Пречистая, и человеческая устрашишася сердца о Рождестве Твоем. Темже Тя, Богородицу, верою чтим.

Кондак, глас 4

Песнописца и честнаго Богоглагольника, Церкве наказателя и учителя и врагов сопротивоборца Иоанна воспоим: оружие бо взем — Крест Господень, всю отрази ересей прелесть и яко теплый предстатель к Богу всем подает прегрешений прощение.

Икос

Церковному наставнику, и учителю, и жерцу, яко таиннику неизглаголанных, возопием согласно: иже к Богу твоими молитвами отверзи уста наша и сподоби глаголати словеса учений твоих, ты бо Троице явился еси сопричастник, яко другое солнце облистая в мире, чудесы и учении просияв, яко Моисей, в законе Господни поучаяся всегда, словом и делом был еси светильник и моля непрестанно всем подати прегрешений прощение.

горят свечи

Песнь 4

Ирмос: Пришел еси от Девы не ходатай, ни Ангел, но Сам, Господи, воплощся, и спасл еси всего мя, человека. Тем зову Ти: слава силе Твоей, Господи

Припев: Преподобне отче Иоанне, моли Бога о нас.

Повелению Христову повинувся, оставил еси мирскую красоту, богатство, сладость, светлость, Егоже ради, взем твой крест, последовал еси, Иоанне мудре.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Сообнищав обнищавшему Христу человеческаго ради спасения, спрославился еси, якоже Той обещася, и сцарствуеши же присноцарствующему, Иоанне.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Тя, пристанище спасения и стену необориму, Богородице Владычице, вси вернии вемы: Ты бо молитвами Твоими от бед избавлявши души наша.

Песнь 5

Ирмос: Ходатай Богу и человеком был еси, Христе Боже: Тобою бо, Владыко, к Светоначальнику, Отцу Твоему, от нощи неведения приведение имамы.

Припев: Преподобне отче Иоанне, моли Бога о нас.

Страхом Христовым, отче, утверждаемь к Божественней жизни, плотское мудрование все покорил еси духу, твоя, Иоанне, чувства очищая.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Очистив всякия скверны тело, и ум, и душу тщаливо, Богомудре, зарю приял еси трисолнечную, Иоанне, светлыми тя богатящую даровании.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Моли Твоего Сына и Господа, Дево Чистая, плененным избавление от противнаго обстояния, на Тя надеющимся, мирное даровати.

девушка в храме

Песнь 6

Ирмос: Во глубине греховней содержимь есмь, Спасе, и в пучине житейстей обуреваемь, но, якоже Иону от зверя, и мене от страстей возведи и спаси мя.

Припев: Преподобне отче Иоанне, моли Бога о нас.

Просветився Духа благодатию, Божественных и человеческих знанием вещей ясно обогатився, требующим, Иоанне, независтно преподал еси.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Подобне ликом Небесным, мудре, Церковь православно украсил еси, ликостоянныя песни приглашая Троице Боговещанныя.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Неискусомужно, Дево, родила еси и вечнуеши Дева, являющи истиннаго Божества, Сына и Бога Твоего, образы.

Песнь 7

Ирмос: Богопротивное веление беззаконнующаго мучителя высок пламень вознесло есть. Христос же простре Богочестивым отроком росу духовную, Сый благословен и препрославлен.

Припев: Преподобне отче Иоанне, моли Бога о нас.

Ревностию разжигаемь, богоборных ересей всякое злоумие возразил еси светлыми писании, убелив всем ясно древле сеянная, мудрыми, о Иоанне, написанныя тонко.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Тепле обличил еси злоименных учеников Манента хульное нечестие, развратити покусившееся Церковь Христову, словесы и догматы твоими, о Иоанне, яже счинил еси.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Святых святейшую поразумеваем Тя, яко Едину рождшую Бога непременнаго, Дево нескверная, Мати безневестная: всем бо источила еси верным нетление Божественным Рождеством Твоим.

святая книга

Песнь 8

Ирмос: Пещь иногда огненная в Вавилоне действа разделяше Божиим велением, халдеи опаляющая, верныя же орошающая, поющия: благословите, вся дела Господня, Господа.

Припев: Преподобне отче Иоанне, моли Бога о нас.

Обличил еси яве, треблаженне Иоанне, Несториево разделение, Севирово слияние, единовольное пребезумие, веру же единодейственну сияние Православия всем облистав концем.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Всея враг плевелы обычно еретическия в Церкви Христове, сего поклонения отметатися во иконах честных, но обрете не дремлюща тя, всеблаженне Иоанне, всякое семя злое искореняюща.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Ты от Отца неразлучнаго, во чреве богомужно пожившаго, безсеменно зачала еси и несказанно родила еси, Богородительнице Пречистая: темже Тя, спасение всех нас, исповедаем.

Песнь 9

Ирмос: Безначальна Родителя Сын, Бог и Господь, воплощся от Девы, нам явися, омраченная просветити, собрати расточенная. Тем Всепетую Богородицу величаем.

Глас 2

Песнь 1

Ирмос: Во глубине постла иногда фараонитское всевоинство преоруженная сила, воплощшееся же Слово всезлобный грех потребило есть: препрославленный Господь славно бо прославися.

Припев: Преподобне отче Иоанне, моли Бога о нас.

Твоя похвалы начати хотящу ми, подаждь твой ныне глас медоточный, преподобне, имже православную уяснил еси Церковь песньми, отче Иоанне, яже твою почитает память.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Яко мудр и остроумен судия, изряднейше сущих естество смотряя, нестоящих предразсудил еси вечнующая: привременными бо изменил еси пребывающая, отче Иоанне, идеже тя и ныне Христос прослави.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Превышши явилася еси, Чистая, всякия твари, видимыя же и невидимыя, Приснодево: Зиждителя бо родила еси, якоже благоволи воплотитися во утробе Твоей, Егоже со дерзновением моли спасти поющия Тя.

святая книга

Песнь 3

Ирмос: Процвела есть пустыня, яко крин, Господи, языческая неплодящая, Церковь пришествием Твоим, в нейже утвердися мое сердце.

Припев: Преподобне отче Иоанне, моли Бога о нас.

Расточил еси богатство, Богу взаим дая, темже тебе на Небесех уготовася Царство; но и ныне воздаяние, Иоанне, приял еси многократное.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Премудрости талант прием, деяньми украшая, уяснил еси, Иоанне, Церковь Христову, егоже многоусугубляеши, и житие оставив.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Чини удивишася Ангельстии, Пречистая, и человеческая устрашишася сердца о Рождестве Твоем. Темже Тя, Богородицу, верою чтим.

Кондак, глас 4

Песнописца и честнаго Богоглагольника, Церкве наказателя и учителя и врагов сопротивоборца Иоанна воспоим: оружие бо взем — Крест Господень, всю отрази ересей прелесть и яко теплый предстатель к Богу всем подает прегрешений прощение.

Икос

Церковному наставнику, и учителю, и жерцу, яко таиннику неизглаголанных, возопием согласно: иже к Богу твоими молитвами отверзи уста наша и сподоби глаголати словеса учений твоих, ты бо Троице явился еси сопричастник, яко другое солнце облистая в мире, чудесы и учении просияв, яко Моисей, в законе Господни поучаяся всегда, словом и делом был еси светильник и моля непрестанно всем подати прегрешений прощение.

руки человека

Песнь 4

Ирмос: Пришел еси от Девы не ходатай, ни Ангел, но Сам, Господи, воплощся, и спасл еси всего мя, человека. Тем зову Ти: слава силе Твоей, Господи

Припев: Преподобне отче Иоанне, моли Бога о нас.

Повелению Христову повинувся, оставил еси мирскую красоту, богатство, сладость, светлость, Егоже ради, взем твой крест, последовал еси, Иоанне мудре.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Сообнищав обнищавшему Христу человеческаго ради спасения, спрославился еси, якоже Той обещася, и сцарствуеши же присноцарствующему, Иоанне.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Тя, пристанище спасения и стену необориму, Богородице Владычице, вси вернии вемы: Ты бо молитвами Твоими от бед избавлявши души наша.

Песнь 5

Ирмос: Ходатай Богу и человеком был еси, Христе Боже: Тобою бо, Владыко, к Светоначальнику, Отцу Твоему, от нощи неведения приведение имамы.

Припев: Преподобне отче Иоанне, моли Бога о нас.

Страхом Христовым, отче, утверждаемь к Божественней жизни, плотское мудрование все покорил еси духу, твоя, Иоанне, чувства очищая.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Очистив всякия скверны тело, и ум, и душу тщаливо, Богомудре, зарю приял еси трисолнечную, Иоанне, светлыми тя богатящую даровании.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Моли Твоего Сына и Господа, Дево Чистая, плененным избавление от противнаго обстояния, на Тя надеющимся, мирное даровати.

девушка молиться

Песнь 6

Ирмос: Во глубине греховней содержимь есмь, Спасе, и в пучине житейстей обуреваемь, но, якоже Иону от зверя, и мене от страстей возведи и спаси мя.

Припев: Преподобне отче Иоанне, моли Бога о нас.

Просветився Духа благодатию, Божественных и человеческих знанием вещей ясно обогатився, требующим, Иоанне, независтно преподал еси.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Подобне ликом Небесным, мудре, Церковь православно украсил еси, ликостоянныя песни приглашая Троице Боговещанныя.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Неискусомужно, Дево, родила еси и вечнуеши Дева, являющи истиннаго Божества, Сына и Бога Твоего, образы.

Песнь 7

Ирмос: Богопротивное веление беззаконнующаго мучителя высок пламень вознесло есть. Христос же простре Богочестивым отроком росу духовную, Сый благословен и препрославлен.

Припев: Преподобне отче Иоанне, моли Бога о нас.

Ревностию разжигаемь, богоборных ересей всякое злоумие возразил еси светлыми писании, убелив всем ясно древле сеянная, мудрыми, о Иоанне, написанныя тонко.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Тепле обличил еси злоименных учеников Манента хульное нечестие, развратити покусившееся Церковь Христову, словесы и догматы твоими, о Иоанне, яже счинил еси.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Святых святейшую поразумеваем Тя, яко Едину рождшую Бога непременнаго, Дево нескверная, Мати безневестная: всем бо источила еси верным нетление Божественным Рождеством Твоим.

горит свеча

Песнь 8

Ирмос: Пещь иногда огненная в Вавилоне действа разделяше Божиим велением, халдеи опаляющая, верныя же орошающая, поющия: благословите, вся дела Господня, Господа.

Припев: Преподобне отче Иоанне, моли Бога о нас.

Обличил еси яве, треблаженне Иоанне, Несториево разделение, Севирово слияние, единовольное пребезумие, веру же единодейственну сияние Православия всем облистав концем.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Всея враг плевелы обычно еретическия в Церкви Христове, сего поклонения отметатися во иконах честных, но обрете не дремлюща тя, всеблаженне Иоанне, всякое семя злое искореняюща.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Ты от Отца неразлучнаго, во чреве богомужно пожившаго, безсеменно зачала еси и несказанно родила еси, Богородительнице Пречистая: темже Тя, спасение всех нас, исповедаем.

Песнь 9

Ирмос: Безначальна Родителя Сын, Бог и Господь, воплощся от Девы, нам явися, омраченная просветити, собрати расточенная. Тем Всепетую Богородицу величаем.

Припев: Преподобне отче Иоанне, моли Бога о нас.

Научил еси вся церковныя пети сыны православно Единицу в Троице Честную, воплощение же Слова Божественное богословити яве, Иоанне, уясняя неудобопостижная многим во Священных Писаниих.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Святых чины песнословив, преподобне, Чистую Богородицу, Христова Предтечу, таже апостолы, пророки с постники и мудрыя учители, праведники и мученики, в тех ныне водворяешися скиниих.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородичен: Чертог была еси иже паче ума воплощения Слова, Дево Богородительнице, одеяна славою добродетелей и испещрена. Тем Тя, Всенепорочная, Богородицу возвещаем.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Запинить
Помогла статья? Оцените её
(Пока оценок нет)
Загрузка...
 рассчитывает на Вашу помощь!
Добавить комментарий

Adblock
detector