Великий и малый входы на литургии – описание шествий, что можно и нельзя делать

Входом называют праздничное шествие, которое совершается во время богослужения. Священнослужители в облачениях со священными предметами входят в алтарь через Царские ворота. Великий вход – важная часть литургии с торжественным чинопоследованием. Очередность шагов сложна и требует от священнослужителей средоточия, терпения и внимательности.

Поиск молитв на все случаи жизни

Божественная литургия

Евхаристия, или Божественная литургия – это христианское богослужение новозаветной церкви. Евхаристию толкуют как таинство, заключающееся в освещении хлеба, вина. Апостол Павел писал, что через пробу вина с хлебом верующий приобщается к соединению с Богом во Христе.

Регулярное участие в литургии необходимо каждому христианину. Это основа главного христианского богослужения. Термин повсеместно используется в православии, католицизме или англиканской церкви.

Евхаристию часто заменяют словосочетанием «Божественная литургия» или словом «богослужение». Все термины применимы и равноправны. Евхаристия совершается по праздничным дням. При почитании святых или служении Великих Двунадесятых праздников схема процесса строго соблюдается в соответствии с каноническими богословскими трактовками. Известно, что многие процессы, которых до сих пор придерживаются священнослужители, были написаны еще апостолом Павлом.

Великий вход

Сегодня Великое нисхождение составляет одну из самых торжественных частей литургии. Оно включает процесс принесения даров, молитв священников, хождения по кругу, песнопений особых текстов. Кроме того, обязательно произнесение херувимского гимна. Процедура фиксировалась годами, оттачивалась на протяжении многих столетий, совершенствовалась, потом дополнялась. Сегодня это сложная чинопоследовательность, участвовать в которой допускают далеко не всех служителей.

Божественная литургия

Современная практика великого входа:

  1. Хор начинает петь херувимский гимн.
  2. Диакон читает пятидесятый псалом и обносит кадилом престол, алтарь и иконостас.
  3. Предстоятель одновременно с этим зачитывает молитву «Никтоже достоин». Затем воздевает руки и вместе с диаконом трижды произносит херувимскую песнь.
  4. После этого служители целуют престол, кланяются, просят прощения.
  5. Иерей вносит дары, молится про себя.
  6. Священник берет в руки священную чашу, проходит через северные двери. Впереди диакона идут священноносцы.
  7. Священнослужители поминают патриарха и архиерея.
  8. Затем народ осеняют священными сосудами, входят в алтарь.

Божественная литургия важна для каждого христианина. При проведении таинства основное условие – соблюдение чинопоследовательности. Очередность шагов остается неизменной на протяжении многих лет. От каждого священнослужителя требуют строжайшего соблюдения правил. Каждый из них должен соблюдать последовательность выполнения собственных действий с учетом тех процедур, которые должны исполнять коллеги.

Евхаристия

Херувимская песнь и великий вход

Херувимской песней называют торжественное песнопение, которое служит обязательным звуковым фоном для Божественной литургии. Песнь начинают петь до входа, продолжают после выполнения важных процедур. Сначала песнь исполняли в унисон византийским напевам, но позднее стало ясно, что музыкальное сопровождение может быть разным.

Важность богослужебного действия великого входа в литургии

Божественная литургия состоит из трех частей:

  1. Проскомидия. Ее совершают в начале литургии. Для проскомидии характерен возглас: «Благословен Бог наш!». Проскомидия важна для Божественной литургии, имеет особое значение.
  2. Литургия оглашенных.
  3. Литургия верных.

При проскомидии используют пять просфор. Но для причащения берут только одну. Господь причастил апостолов, когда преломил один хлеб и раздал между ними. С тех пор просфора символизирует участие Господа. Преломление святых даров важно, как для священнослужителей, так и для обывателей. Помимо этого, обязательным считают употребление красного вина, которое символизирует кровь Христову. Известно, что кровь вытекала из бедра и сочилась на землю.

Евхаристия, или Божественная литургия канон

Что можно и чего нельзя делать

На Божественной литургии вспоминают всю земную жизнь Иисуса Христа. Проскомидию обычно совершают во время чтения 3 или 6-го часа. Те, кто заказывает проскомидию, могут передавать записки с именами умерших, чтобы служители упоминали их во время Божественной литургии.

Литургию оглашенных проводят для тех, кто еще не крестился или находится под запретом, епитимией. После запева оглашенные осеняют себя крестом.

При чтении ектении оглашенные и верующие крестятся после каждого прошения. Затем начинают петь антифоны. Во время пения антифона, третьего по счету, совершают малый вход. Священнослужители в это время выходят из алтаря, несут перед собой свечу, кадило и Евангелие. Это действо призвано символизировать шествие Господа с ангелами, которые его сопровождают.

Евхаристия, или Божественная литургия фото праздника

При посещении богослужения лучше избегать распространенных ошибок:

  • нельзя вставать спиной к священникам и алтарю;
  • во время богослужения нельзя падать на колени;
  • пока не будет дана команда, нельзя ничего есть в храме.

Совершенно запрещено использование мобильных телефонов, камер, вспышек.

Малый вход

Малый вход совершают после открытия царских ворот. Священник вместе с дьяконом подходит к святому престолу и делает 3 поклона. Затем священник дает дьякону Евангелие. После этого начинается шествие, когда священник идет впереди, держа светильник перед собой. За ним следует дьякон. Затем они проходят через Царские ворота с северной стороны, преклоняют головы перед престолом. Начинается молитва входа.

Порядок действия малого входа схож с заходом на вечерню, которая положена на праздничные дни. Во время совершения обряда малого входа с престола берут Евангелие и выносят из алтаря. Особенность обряда малого входа – это замена Трисвятой песни другими текстами.

Божественная литургия фото

Первоначальное значение и процессия малого входа

Малый вход – это итоговый момент энарксиса литургии. Он примыкает к последнему из трех антифонов. Если сначала малый вход представлял собой торжественное вхождение как константинопольский чин литургии, то после VII века процесс стал неотъемлемой частью символического шествия с задействованием северной двери.

Значение малого входа сохранили при служении литургии архиереем. Теперь порядок малого входа предполагает участие архиерея во входе в алтарь после выслушивания трех антифонов. 

Его также называют «входом с Евангелием», так как он предполагает обязательное использование и внесение Евангелия.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Запинить
Помогла статья? Оцените её
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
 рассчитывает на Вашу помощь!
Добавить комментарий

Adblock
detector