Текст молитвы перед началом иконописания – история и покровители иконописцев
Чтение молитвы перед началом иконописания — это важный духовный акт, в котором художник обращается к Богу и святым покровителям, прося о благословении и вдохновении. Этот процесс символизирует стремление создать не только художественное произведение, но и святой образ, который служит для духовного общения и благословения. Благодаря этому работа изначально несет в себе благословение Творца.
Исторические основы молитвы
История молитвы перед иконописанием тесно связана с ключевыми моментами раннего христианства, которые сформировали как теологическое, так и духовное значение иконописи. Поскольку икона с самого начала воспринималась как не только произведение искусства, но и как способ общения с Богом, молитва перед ее написанием стала важной частью духовного процесса.
Одним из первых свидетельств благословения иконописи является явление Нерукотворного Образа Христа. Согласно преданию, князь Авгарь, правивший в Эдессе, тяжело заболел и услышал о чудесах, творимых Христом. Он решил обратиться к Спасителю с просьбой, послав художника, чтобы тот запечатлел лик Христа. Однако художник не смог точно передать истинное лицо Спасителя, и тогда Христос, проявив Свою божественную милость, приложил убрус (картину или ткань) к Своему лицу. На этой ткани чудесным образом отпечатался Его лик. Этот образ стал первым известным свидетельством божественного благословения иконописи и был воспринят как знак того, что иконопись имеет божественное начало, а сами изображения могут быть инструментом исцеления и спасения.
Кроме того, важным историческим моментом, подтверждающим значимость молитвы в иконописи, является деятельность апостола Луки, которого традиционно называют первым иконописцем. Апостол Лука был тем, кто, по преданию, создал первые изображения Пресвятой Богородицы. Эти иконы были благословлены самой Богородицей, которая сказала, что благодать ее Сына всегда будет пребывать с этими изображениями. Этот момент имеет особое значение, поскольку, с благословения Богородицы, иконопись приобрела не только художественное, но и богословское значение. Икона перестала быть просто изображением и стала средством духовного общения с Богом и святыми.
Молитва перед началом иконописания стала важной частью этого сакрального процесса. С одной стороны, она выражала смирение и благоговение художника перед Божьим творением, с другой – являлась актом духовного подношения, через который художник искал божественного вдохновения и благословения для своей работы.
Текст молитвы перед иконописанием
Молитва перед началом иконописания – это особый духовный обряд, через который мастер испрашивает у Бога благословения на свой труд. В этой молитве содержится просьба очистить душу и сердце, направить руки и разум, чтобы изображаемый образ не стал простой картиной, а действительно передавал божественное откровение.
Иконописец осознает, что его работа – это не просто художественный процесс, но и духовное делание, требующее особого состояния души и чистоты помыслов. В молитве выражается благодарность за дар мастерства и просьба о помощи в передаче истинного облика Христа, Богородицы или святых, чтобы икона стала источником благодати для верующих.
Молитва
Господи Иисусе Христе, Боже наш, Сый неописан по естеству Божества, и ради спасения человека в последние дни от Девы Богородицы Марии неизреченно воплотивыйся, и благоволивый тако во плоти описуем быти, иже святый образ Пречистаго лика Твоего на святом убрусе напечатлел еси, и оным недуг князя Авгаря уврачевал еси, душу же его просветил еси во еже познати истиннаго Бога нашего.
Иже Святым Духом вразумил еси божественнаго апостола Твоего и евангелиста Луку написати образ Пречистыя Матере Твоея, держащей Тебя, яко младенца, на объятиях Своих, и рекшей: «Благодать от Мене Рождшагося, Мене ради, да будет с сим образом»: сам, Владыко, Боже всяческих, просвети и вразуми душу, сердце и ум раба твоего (имя рек), и руки его направи.
Во еже безгрешно и изрядно изображати жительство Твое, Пречистыя Матере Твоея, и всех святых, во славу Твою, ради украшения и благолепия святыя церкве Твоея, и во отпущение грехов всем, духовно покланяющимся святым иконам, и благоговейно лобызающим оныя, и почитание относящим к Первообразу.
Избави же его от всякаго диавольского наваждения, егда преуспевает заповедях Твоих, молитвами Пречистыя Матере Твоея, святаго славнаго апостола и евангелиста Луки и всех святых. Аминь.
Покровители иконописцев
Иконописцы с древних времен обращаются за помощью и благословением к своим небесным покровителям, которые не только вдохновляют их на создание святых образов, но и поддерживают в духовной практике. Среди таких покровителей особенно выделяются три ключевые фигуры: апостол Лука, преподобный Андрей Рублев и преподобный Алипий Печерский.
Апостол Лука считается первым иконописцем, а его труды заложили основы традиции иконописи. По преданию, именно он написал первые образы Пресвятой Богородицы и Христоса. Лука был вдохновен Духом Святым и смог передать на иконах не только физическое изображение, но и духовную суть святых. Его вклад в развитие иконописи стал важнейшим началом, которое продолжает жить и поныне. Иконописцы обращаются к апостолу Луке с молитвами, прося о вдохновении и благословении для точного и духовно верного изображения святых лиц, так как его иконописание стало символом первозданной святости и истинности.
Преподобный Андрей Рублев, один из величайших русских иконописцев, олицетворяет собой высочайшее мастерство и духовность. Его творчество, особенно икона «Троица», известно по всему миру как пример идеального синтеза искусства и духовности. Рублев создал произведения, которые не только передают физический облик святых, но и являются источником глубокого внутреннего ощущения их святости и божественного присутствия. Иконописцы молятся Рублеву, прося его о поддержке в поисках духовного вдохновения и совершенствования своего ремесла, стремясь к тому же идеалу, который был достигнут великим художником.
Преподобный Алипий Печерский, монах Киево-Печерской лавры, также является важным покровителем иконописцев. Известный своим подвижническим образом жизни, он посвятил себя не только молитвам, но и служению Богу через искусство иконописи. Его работы отличались искренностью и благоговением, а сам Алипий стал примером того, как искусство может быть неотъемлемо связано с духовным трудом. Иконописцы обращаются к преподобному Алипию, прося его о точности, духовной ясности и видении, которое необходимо для создания истинно святых образов, ведь Алипий являлся символом служения и преданности.
Эти святые покровители не только вдохновляют иконописцев, но и служат примерами для подражания в их духовной практике. Иконописцы молятся им перед началом своей работы, прося о благословении, чтобы их творение было не только художественным произведением, но и настоящим священным актом, связывающим их с божественным миром.
Дополнительная молитва иконописца
Помимо основной молитвы перед началом работы, существует еще одна – более личная и глубокая. В ней иконописец не только просит о благословении, но и исповедует свои чувства и стремления. Он обращается к Богу с мольбой очистить его душу, раскрыть сердце для восприятия благодати и наполнить икону живым свидетельством веры. В этой молитве звучит просьба не руководствоваться лишь техническими навыками, а передавать в образе смысл учения Христова, делать икону средством молитвы и проповеди. Иконописец осознает свою ответственность перед Богом и людьми, стремясь через икону вдохновлять верующих и укреплять их в вере.
Молитва
Господи, к Тебе поднимаю взор свой, очисти душу мою, открой сердце моё, чтобы принять благодать Твою.
Помоги мне, Милосердный Боже, вложить в создаваемую мною икону всю силу веры и любви к Тебе.
Помоги, Господи, написать образ сей не мудрствуя – а просто и ясно открыть в создаваемой мною иконе Твоё удивительное учение и показать его верующим для молитвы и укрепления веры, а неверным в назидание и проповедь.
Господи, открой мои очи духовные, чтобы осознать, как следует правильно писать икону, и пребудь со мною всё время моего труда.
Заключение
Молитва перед иконописанием – это неотъемлемая часть духовного подвига художника, превращающая его труд в богослужение. Она основана на древних традициях и подтверждена чудесами, связанными с первыми иконами. Иконописец не просто создает произведение искусства, а передает божественное откровение через цвета и формы, стараясь донести духовную истину.
В этом процессе ему помогают не только знания и опыт, но и молитва, освящающая его труд. Именно так иконопись становится не просто ремеслом, а служением Богу и людям, призванным являть мир духовной красоты и истины.