Молитва о помощи к чудотворцу Валентину Амфитеатрову, его правила жизни
Одним из служителей Божьих, который оставил по себе добрую память, является Валентин Амфитеатров. Даже после смерти он помогает верующим в трудных жизненных ситуациях. На его могиле, расположенной на Ваганьковском кладбище, постоянно собираются паломники, желающие получить просимое и прославить батюшку. С молитвами о помощи к Валентину Амфитеатрову обращаются те, кто находится в стесненных обстоятельствах или страдает от неизлечимых заболеваний.
Чудотворец Валентин Амфитеатров
Выдающийся проповедник Валентин Амфитеатров привлек в православные храмы огромное количество людей. Для каждого он находил доброе отеческое слово и совет, поэтому даже после смерти батюшки на его могилу приезжают паломники, ища утешение в своих скорбях.
История жизни
Родился Валентин Николаевич Амфитеатров 1 сентября 1836 года в семье священнослужителей в небольшом поселке Орловской губернии. Род Амфитеатровых дал православной церкви много служителей, поэтому не удивительно, что юноша также избрал для себя служение на ниве Божьей. В 1847 году Валентин поступает в Орловскую духовную семинарию, а позже переводится в Киевскую. По окончании семинарии юноша продолжил обучение в Московской духовной академии, по окончании которой получил степень кандидата богословия.
После этого отец Валентин начинает свою деятельность в духовных школах, совмещая административную и преподавательскую деятельность. В тот период он знакомится с Александром Чупровым, с которым у него сохранились дружеские отношения вплоть до самой смерти. Позже Валентин Амфитеатров женился на сестре Чупрова и принял священнический сан. В этом браке Господь благословил чету одним сыном и тремя дочерьми.
Свою деятельность в качестве священника отец Валентин начал в одном из Калужских приходов — это был Благовещенский собор, который не сохранился до наших дней. В 1874 году Валентин Амфитеатров получает новое назначение — он становится настоятелем храма святых Константина и Елены, который располагался у Спасских ворот Кремля. На тот момент церковь практически пустовала, так как поблизости не было жилых домов. Однако батюшка на собственном примере доказал, что даже в такие храмы можно привлечь верующих, если ревностно исполнять свое служение.
Последним местом служения Амфитеатрова стал Архангельский собор, где он также был настоятелем вплоть до 1902 года. Потом священник начал резко терять зрение и уже не мог выполнять свои обязанности. Несмотря на тяжелый недуг, батюшка до самой смерти продолжал принимать у себя дома верующих, которые приходили к нему за советом и духовной поддержкой.
На протяжении всей жизни отец Валентин не только учил проповедями прихожан, но и на деле демонстрировал благие дела. Особенно опекал священник детей, которые осиротели. Многих сирот он устроил в учебные заведения и сам оплачивал их учебу. К таким богоугодным делам он старался приобщить и своих прихожан, которые жили в достатке. Одни помогали бедным верующим в решении юридических вопросов, другие брали на попечение детей, оставшихся без родителей, а третьи оказывали медицинскую помощь нуждающимся.
Отец Валентин продемонстрировал пример настоящего пастырского служения, поэтому и после его смерти верующие часто приходят на место захоронения священника, чтобы почтить его память.
Правила жизни
В каждой и своих проповедей Валентин Амфитеатров старался донести до прихожан Божью истину и научить их жить по заповедям Иисуса Христа. После смерти пастыря вышло несколько книг, где были собраны самые яркие его высказывания и советы.
О дружбе настоящей и мнимой
…Вот что необходимо страдальцу: дружеское сочувствие. Всегда бывает грустно видеть, как от человека, впавшего в несчастье, отворачиваются до этой поры окружавшие его с похвалами приятели, но подвижник Христов радуется, сознавая, что они отошли от него не за его измену добру, но по собственному малодушию и самолюбию. Если мишура отпала от золота, то золото становится еще светлее и драгоценнее.
Что может быть легче и отраднее молитвы как обязанности? Здесь не требуется трудов и забот, какими очень часто себя обременяют те, кто ищет счастья у людей, кто стоит перед подобными себе на коленях, смиряет себя до поклонения им, ищет их на улицах, льстит им и т.д. Молитвеннику не надо проходить далекий путь, иногда и по воде, и по суше, чтобы сказать Господу о нуждах своей души, жизни; не надо, как многим просителям, подавать просьбы, описывать свое положение, искать и дожидаться у дверей дома нужного человека желаемого покровительства. Господь ближе к нам, нежели мы к Нему. Господь – заботливый Пастырь, Он ищет овцу, заблудшую во грехе, и берет ее на Свои плечи.
Как воин без мужества, так и христианин без терпения суть жалкие люди. Тот не воин, кто идет на сражение с робостью и страхом, ибо мужество и храбрость должны воодушевлять доблестного воина; и тот не последователь Христа, кто идет за Ним с грустью и скорбью. Чем более мужества в духе, тем менее тяжести в скорби. Чем слабее терпение, тем чувствительнее страдание.
О посещении храма
Ничто не услаждает в такой степени нашу жизнь, как утешение, получаемое в церкви. Здесь усматриваем в душах наших светлость, радость духовную, веселие от Духа Святого… Прекрасно, всякой похвалы достойно посещение храма Божия. Но увы, – и оно может оказаться вовсе бесполезным, если при усердии к посещению церкви упускается благословенная Иисусом Христом цель. Ee именно и надо помнить при входе в церковь, а в особенности по выходе из нее. В высшей степени убедительно наставлял свт. Иоанн Златоуст выходящих из церкви: «Вышедший из нашего собрания! Одеждой, взглядом, голосом, походкой и всем наружным видом покажи тем, кто не был в церкви, какой прибыток выносишь с собой отсюда, чтобы вразумил ты ближних своих!»
Кротость в семье, в обществе, везде – это сила, побеждающая без оружия самую твердую крепость. Ею укрощаются животные страсти, волнующие человеческую душу; ею смиряется ропот человека недовольного; ею успокаивается возмущенный дух.
Умение дожидаться и терпеть – великая христианская добродетель. Она всегда свидетельствует о присутствии благоразумия в человеке. Человек, умеющий без ропота подчиняться постигающим его случайностям, видит над собой Всемогущую руку Божию. Он ожидает и уповает: цель его надежды выше случайности. Путем тесным, путем скорбным, обливаясь потом и слезами, человек-христианин идет к вечности.
Об устроении семьи
Содержать семью – труд весьма и весьма тяжелый, но когда введен в нее порядок – должное отношение мужа к жене, жены к мужу, детей к отцу и матери, братьев к сестрам, то при таком труде пуд делается как бы легче фунта, день труда становится часом.
Об отношениях с людьми
Беседуя с ближним, не требуйте, чтобы он соображался только с вашим воззрением, но и его слушайте – благодушно, терпеливо, ведя беседу так, чтобы она вносила в его сознание любовь к правде и добродетели. Находясь на службе, не заставляйте сослуживцев насильно разделять ваши взгляды на людей и предметы; не унижайте их малых сведений в науках. Но лучше будьте похожи на чистую пчелу, которая, к какому бы растению ни прикоснулась, не отнимает у него его свойств и не причиняет ему вреда; однако горькие и сладкие, благовонные и удушливые растения дают трудом пчелы чистый материал для сладкого ароматного меда.
О служении ближнему
В поступках своих являйте доброжелательность и готовность служить ближним. Эта готовность должна иметь основой добродетель: навестить несчастного, всеми оставленного; побеседовать братски с опечаленным; сказать ласковое, ободряющее слово обиженному; не бросать камня вместе с фарисеями в соблазненную женщину; привыкшему впадать в нетрезвость способствовать подняться на высоту трезвости и труда; приласкать униженных человеческим мнением, которое иногда является клеветой, поднять их на более высокий нравственный уровень и даже выше себя; оказать помощь бедняку, но безобидно, правой рукой, чтобы никогда не прознала левая; плакать с плачущими и радоваться с радующимся – вот «угождение» людям «во благо». Угождение низводит благословение Божие на угождающего. Оно, если его делать просто, не ради славы человеческой, – великая честь для человека. В таких поступках в одно и то же время сказываются и вера и добродетель. Без веры жить невозможно, а без добрых дел и самая вера мертва.
О разрешении конфликтов
Споры, раздоры, несогласия и разделения в семьях имеют в числе главных причин отсутствие терпения. Святой ап. Павел в Послании к ефесянам указывает, как приобретается терпение. По его убеждению, необходимо «снисходить друг ко другу любовию» (Еф. 4. 2). Необходимо связывать свои уста для ответа против необузданных или легкомысленных укоризн. Опасность пожара предупреждается осторожным обращением с огнем; возникший пожар гасят водой и удалением горючих веществ. Раздоры удаляются благоразумной уступчивостью; споры – своевременным прекращением, несчастия – миром, разлады – любовью, готовой принести в жертву все для того, чтобы сохранить ясность чувства и покой сердца. Так побеждал злобу Саула Давид; он доводил его своим терпением до того, что мрачный, раздражительный Саул сам себя осуждал, говоря: «безумно поступал я и очень много погрешал» (1 Цар. 26. 21).
Общество неверующих придает великую цену роскоши. Истинно же христианское общество всякой роскоши противополагает скромность и простоту. Живя в свете, истинные христиане сообразуются с приличием и обычаями, но всякая пустая пышность, всякая изысканность нарушают христианскую благопристойность. Мудрая умеренность –вот христианское жизненное правило.
У людей неверующих жить для еды составляет правило. У людей верующих иное правило: есть, чтобы жить. Оттого в тех семьях, где падает вера, пост считается делом побочным, но зато сильно развиты прихотливость или разборчивость в пище. Истинный христианин в пище видит средство сбережения и поддержания сил.
Не спорим, что от «трудов праведных нелегко нажить палаты каменные». Не спорим, что в известной части общества даже посмеиваются над добродетелью нелюбостяжательности; в ее существование даже не верят. Но истинный христианин может и должен не обращать внимания на такой укор и такую безумную насмешку. Бедность честная, христианская скорее составляет славу, нежели унижение. Она есть мать умеренности, укрепляющей душу, тогда как роскошь расслабляет ее. Да и можно ли назвать бедным такого человека, который ни в чем не нуждается, не желает и не ищет принадлежащего другим, полагает и имеет свое сокровище в Боге? Мне кажется, напротив, беден тот, кто, имея богатства, алчет еще больших. Мне кажется, как бы кто ни был беден, все же он не так беден, как был, входя в мир слабым, бессильным, немощным, голым ребенком.
Целомудрие, совестливость, благородная стыдливость, соблюдение своего тела в святой невинности обязательны для христианина. Если тело наше не свободно от греха, то душа не может быть усердна к молитве.
Об исполнении чужих пожеланий
Потворство чьим-либо страстям, потакание слабостям личности – грех, пристрастное суждение о других – тоже грех. Чтобы угождение ближним было нравственно, честно и чисто, требуется решить только один вопрос в отношении человека к человеку: «Согласно ли я поступаю с законом Божиим? Делая угодное другому, действительно ли я облегчаю ему ношу жизни? Снисходя и удовлетворяя его слабости, делаю ли его сильнее? Помогая ему, не помогаю ли я тем самым этому человеку опуститься ниже, нежели он стоял, не навлекаю ли исполнением его прихоти на него Суда Божия и не кладу ли пятна на чистую его душу?»
Наша жизнь – глубокая, безвестная тайна для нас самих. Не спросились родить нас, не спросит и смерть у нас, когда, в какой страшный день и час прекратить нашу жизнь. Ощущаем мы свою слабость везде и во всем. Мы и знакомые наши окружены опасностями; и чем чище, добродетельнее и невиннее человек, тем страшнее для него жизненные шаги. В сознании такой беспомощности человек обращает свои мысли к Тому, от Которого исходит «всякое даяние благое и всякий дар совершенный» (Иак. 1. 17). Это обращение сердца, мысли и воли к Богу и есть молитва.
Пусть оглянутся праздные люди вдаль, в свое прошедшее. Мать родила их не для тунеядства, не для того, чтобы они чужое съедали, в чужое одевались, но для того, чтобы чужих кормили и чужих одевали. Но празднолюбец – раб, зарывший талант. Он не живет, а прозябает; загораживает своим существованием дорогу другим, мешая им правильно жить, действовать и пользоваться плодами своих трудов.
Милостыня христианина должна быть сообразна с нашим состоянием, т.е. нашими средствами, нашими доходами. Большая или малая она будет – не важно, у Господа все милосердые, все отзывчивые к неимущим получают равную награду, так как не на количество подаваемого взирает Господь, а на наше расположение. Милостыня – это ключ, которым открывается дверь в Царство Небесное. Золотой это ключ, железный или деревянный – не важно; а то душеспасительно, лишь бы был у нас этот ключ, и нам было бы чем отпирать двери рая.
Об истинной любви
Истинная любовь выражается искренностью к ближним и дальним. В ней нет ни одной ноты притворства. Она более постоянна, нежели жизнь солнца. Любовь прекрасна, когда непредосудительна. Любовь всегда юна, жива, благородна, утешительна, благоговейна и беспредельна. Любящим даруется благодать читать в сердцах любимых людей и самим быть приятной книгой для тех, кто их любит. Любовь наставляет и учит, и уроки ее слушают все возрасты жизни от малолетнего младенца до седой и почтенной многолетием старости.
Сделав одно несмываемое пятно на платье, мы его не называем новым: такое платье можно пятнать. Оно старое, негодное. Так и запятнанная, порочная совесть. Неприятно ходить в рваной, грязной одежде – ужасно и отвратительно носить вечно в сердце умерщвленную, бесстыдную, разодранную, немую совесть.
Не тот садовник разумен, который, когда надоело ему напрасно ждать плодов от дерева, рубит его, но тот, кто своими стараниями победит в себе нетерпение, а в природе – упорство неплодия. Распутать крепкий и мелкий узел, очевидно, гораздо труднее, нежели разрубить его. Поэтому, чтобы наша жизнь имела христианское достоинство, мы должны быть сдержанны в чувствах недовольства.
Благородство сопутствует труду во всех областях полезной деятельности. Нет той работы, которая была бы лишена цены и значения. Одно только нужно помнить, что, принимаясь за какое бы то ни было дело, мы обязаны спросить себя, в состоянии ли мы его исполнить. Если работа не по силам, если мы делаем ее небрежно, без охоты, без ревности и усердия, то, разумеется, — как ни тяжело это слово для слуха и сознания, – мы не работники, но лица, поедающие чужие силы. Мы, таким образом, крадем у других ими приобретенное и добытое.
О, берегитесь злоупотребления словом; это огонь, который может произвести пожар там, где мы и не думаем. У людей старшего возраста слово пусть всегда будет милое, доброе, с весом и значением, которое бы помнилось людьми более молодыми как назидание, умудряющее неопытность. У людей юных речи пусть будут живые, говорливые, задушевные, но чистые, без двусмысленной пошлости, без наглой клеветы на все честное, доброе, священное и правдивое.
О любви к Богу и ближнему
Любовь к Богу и ближнему одна от другой неотделимы. Разлучить их нельзя: кто любит Бога, тот любит и ближнего; кто не любит ближнего, тот не любит и Бога.
Надо дорожить временем. Оно, как вода в реке, быстро утекает и не возвращается. Что прошло, того уже не будет; минувший год не вернется. А что впереди, то от нас сокрыто. Тем заботливее должны мы спешить пользоваться временем, какое Господь милосердный дает нам для достижения вечного блаженства.
О памяти смертной
Представляйте возможно чаще смерть. Представление о ней заставит нас взглянуть разумным взглядом на мирскую суету, заставит подумать о своей вечной судьбе, побудит нас жить по совести и закону Божию. Тогда и каждый из нас удостоится мирной кончины. Тогда и каждый из нас при конце своих дней может воззвать к Владыке жизни и смерти, как Симеон: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко. с миром» (Лк. 2. 29).
У кого юность жизни проведена в суетности и рассеянности, у того продолжение и конец ее бывают по большей части несчастны. Религия требует неотложного начинания, раннего упражнения в мышлении и действовании по ее предписаниям. Если вы хотите дать детям доброе направление, при котором они могли бы достигать совершенства христианского, то должны заботиться преимущественно о том, чтобы с первых лет внушить им уважение и любовь к религии.
О личном примере
…Необходим добрый пример. Но кто может быть для детей ближайшим и лучшим примером, как не родители? К вам имеют дети беспредельную любовь, на вас всегда устремлены их очи, за вашими действиями любят следить они непрестанно. Напрасны будут ваши слова, если вы своего богопочтения не выскажете в ваших действиях, если дети не будут видеть вас молящимися прежде, нежели сами начнут молиться. Напрасно вы будете говорить им о том, что закон христианский есть закон любви, если ваша жизнь не будет зеркалом этой любви, если у вас не будет чистосердечия в служении, ревности во вспомоществовании братьям-людям, кротости и терпения в перенесении недостатков и слабостей ближних. Примеры несравненно больше действуют, нежели наставления. И потому «горе тому, кто соблазнит одного из малых сих» (Мф. 18. 6)!
О свободе без Бога
Человек без Бога, с одной своей свободой, оставленный на произвол самому себе, есть несчастнейшее из всех творений во вселенной. Представьте младенца, сидящего на краю ужасной пропасти. Это будет слабое изображение человеческой жизни, отовсюду окружаемой бедами и напастями. Беды в реках, беды на горах, беды от разбойников, беды от родственников, беды в городах и деревнях, беды на море, беды в ложном братстве. Но сколько еще невидимых зол и бедствий!
Самонадеянность и надменность – несносные свойства даже перед людьми. Они противны и Господу Богу. Многие из людей воображают, что успехом своей жизни они обязаны только силам своего ума, своего достоинства. Они ошибаются. Чтобы укрепить безопасность собственной жизни, обеспечить свою участь, сколько измышляется планов, предначертаний! Но все эти затеи, как паутинные тенета, от одного дуновения ветра расторгаются.
Молитва Валентину Амфитеатрову о помощи
Существует легенда, согласно которой перед своей смертью отец Валентин оставил следующее завещание верующим. Он сказал, что если у кого-то случится беда или нужна будет духовная поддержка, пусть приходит к нему на могилу и от всего сердца помолится.
Несмотря на то, что решение о канонизации Амфитеатрова было принято, его так и не причислили к лику святых. Это связано с тем, что до сих пор точно не известно, где находятся его мощи. Поэтому специальной молитвы, с которой можно обратиться к батюшке, не существует. Придя на могилку, можно помолиться своими словами или использовать одну из общих молитв.
Молитва о помощи
Создатель мой, Всевышний Господь Бог! Умоляю Тебя по воле Твоей святой окажи мне срочную помощь, не умедли ради имени Твоего.
Господи, услыши, Господи! Прости, Господи! Внемли и соверши, не умедли ради Тебя Самого, Боже мой.
Помоги мне увидеть Твое очевидное вмешательство и срочную помощь в моей проблеме (назвать проблему).
Господи, я знаю, что Ты скорый помощник в бедах, и поэтому я прибегаю к Тебе и знаю, что Ты поспешишь мне на помощь. А я от всего сердца моего прославлю Тебя теперь, потом и в вечности — Отца и Сына и Святого Духа.
Я верю в Твое обетование: «Просите и дано будет вам!». И благодарю Тебя за то, что Ты ответил срочно на мою просьбу по Твоей воле. Аминь.
Последние годы жизни
В последние годы жизни отец Валентин вышел из церковного штата, но не перестал поддерживать своих прихожан. Из-за слепоты он принимал верующих у себя дома, и для каждого у него находилось слово утешения и поддержки.
Кончина и погребение
В небесные обители отошел батюшка в 1908 году и завещал похоронить его рядом с супругой на Ваганьковском кладбище. В 30-х годах все надгробия рода Амфитеатровых были разрушены, а в период Великой Отечественной войны на этом месте хоронили погибших солдат, а после ее окончания создали мемориал. К одной из плит мемориала приходили люди как к могиле отца Валентина, помня, что он был захоронен в этом месте.
Только в 1997 году, после исследования старых фотографий, Священный Синод Православной церкви получил разрешение на установку памятного креста над могилой батюшки. Сейчас в любое время года его могила усыпана цветами, и около нее собираются паломники из разных уголков России.