Значение Обрезания Господня и история возникновения праздника, 4 текста молитв

Обрезание Христа – христианское празднество, отмечаемое католиками 1 января в соответствии с григорианским календарем, а православными – 14 января по юлианскому календарю. Это значимый церковный праздник, но не относящийся к 12 великим датам, не подразумевающий предпраздничные мероприятия и события на следующий день. В России над Обрезанием Господним превалирует светский праздник – Старый Новый год, хотя в храмах проходят торжественные службы.

История возникновения праздника

У Обрезания Господня древняя история. Впервые празднество упоминается в 4 веке, именно тогда христианские общины стали отмечать Рождество как отдельный праздник.

Как все иудейские мальчики, Иисус из Назарета на 8-ой день от рождения подвергся болезненному обряду обрезания. Тогда же получил свое имя, которое архангел Гавриил указал Деве Марии, когда явился с благой вестью.

Иудеи переняли обряд у египтян. Он практикуется до сих пор в ортодоксальных иудейских общинах, все новорожденные мальчики должны его пройти как потомки Авраама, заключившего завет с Богом. Восьмые сутки жизни младенца выбраны не случайно, цифра 8 символизирует наполненность, достижение совершенства. Кровь, выделяющаяся из раны, считается у иудеев священной.

Откладывание мероприятия на поздний срок было недопустимым, указывало на пренебрежительное и несерьезное отношение к Божьим законам. Процедуре подвергались только мальчики. У иудеев муж и жена едины, должны иметь одну кровь и одну веру, то есть принадлежать одному народу, поэтому для благословения семьи достаточно, чтобы был обрезан мужчина.

Праздник Обрезания Христа оказал существенное влияние на направленность развития христианства. В конце 1 века христиане впервые раскололись: появилось еретическое учение – докетизм, названное от греческого слова «докео» – «кажущийся». Его приверженцы полагали, что Иисус не существовал в человеческом теле, а был бесплотным духом, сверхъестественным существом. Однако евангельский текст, прямо описывающий обрезание младенца Христа, стал ключевым аргументом против доводов еретиков. Раз крайняя плоть Иисуса была настоящей, значит, сам Спаситель существовал, был смертным человеком.

Во времена жизни Христа процедура удаления крайней плоти сменилась обрядом Крещения. Апостол Павел назвал новое таинство «Духовным обрезанием».

Обрезание Господне икона

И Крещение, и Обрезание Господне – обряды избавления плоти от греховного начала. Святитель Феофан Затворник назвал праздник «Обрезанием сердца», имея в виду отсечение пороков, страстей, похотливых желаний, губительных привычек. Человек освобождается от всего, в чем раньше видел усладу, начинает жить только для служения Богу и спасения собственной души.

Решение отказаться от процедуры обрезания было принято на Иерусалимском соборе в 49 году. После этого христиане начали практиковать только «Обрезание сердца», то есть Крещение.

Почитание праздника Обрезания Господнего в православии

Процедура обрезания символизирует очищение от грехопадения. Новорожденный Иисус не был носителем греха, он лишь воплотился в человеческом теле. Однако его все равно подвергли процедуре, установленной иудейским законом. Тем самым было продемонстрировано единение Спасителя с человечеством. Господь таким способом подал пример: как он спустился к человеческой сущности ради великой цели, так люди должны стремиться к сближению с Богом, к духовному совершенствованию.

Божий Сын явился к людям, чтобы установить Новый закон. Но прежде он должен был выказать почтение Старому закону. Обрезание – первый обряд, проведенный после появления Спасителя на свет. Он стал демонстрацией того, что Господь готов подчиняться закону Моисея. Это указывает на его праведность, светлое происхождение.

Обрезание Господне икона

Необрезанный иудей отвергался обществом. Как сказал митрополит Вениамин, «кто намеревается установить новые законы, тот должен исполнить старые, это докажет, что он не своеволец».

Для празднования Обрезания Господня установлен единственный день – 14 января.

Значимость праздника в православии определяется подтверждением связи Господа со всеми людьми. Также празднество обрело функцию духовного противовеса Старому Новому году, обычно справляемому разгульно, разнуздано.

Празднование Обрезания Христа совпадает по дате с днем памяти архиепископа Василия Великого. Поэтому праздничные церковные мероприятия в этот день дополняются литургией святому, которая включает чтение 2-х евангельских стихов-зачал и пение величания. А вечер, предшествующий празднику, по народной традиции, называют «Васильевым».

Всенощное бдение, проводимое в честь празднества, включает следующие мероприятия:

  • зачитывание притчи о беседе Авраама с Богом, который приказал сделать обряд обрезания подтверждением единения с Ним;
  • прочтение 2-х притч, прославляющих Бога-Отца и Бога-Сына, явившегося в человеческий мир ради спасения грешных душ;
  • проведение литургии Василия Великого с прочтением строк Апостола;
  • хвалебное возвещение о воплощенном Спасителе, повествование о принятии им настоящего имени, об обряде «Духовного обрезания», именуемом Крещением;
  • завершается бдение новогодним молебном.

Православные молитвы

Праздник Обрезания теряется между пышными рождественскими и крещенскими гуляниями, но значение его нельзя умалить. После ночного предпраздничного бдения с утра верующие читают праздничные молитвы, восхваляя день, когда Иисус обрел настоящее имя, последовал Божьему закону.

Обрезание Господне икона

Тропарь

Глас 1

На Престоле огнезрачнем в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом, благоволил еси родитися на земли от Отроковицы Неискусомужныя, Твоея Матере, Иисусе, сего ради и обрезан был еси, яко Человек осмодневный. Слава всеблагому Твоему совету, слава смотрению Твоему, слава снизхождению Твоему, Едине Человеколюбче.

Кондак

Глас 3

Всех Господь обрезание терпит и человеческая прегрешения, яко Благ, обрезует, дает спасение днесь миру. Радуется же в Вышних и Создателев иерарх, и светоносный, Божественный таинник Христов Василий.

Канон

Глас 2

Песнь 1

Ирмос: Грядите, людие, поим песнь Христу Богу, раздельшему море и наставльшему люди, яже изведе из работы египетския, яко прославися.

Припев: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Осмерица дней, носящая образ будущаго, Твоею Христе просвещается и освящается вольною нищетою; в сей бо законно обрезался еси плотию. (дважды)

Слава: Обрезание приемлет осмодневное Христос Своего Рождества, и сего днесь сень спрятает, свет возсиявая новыя благодати. И ныне: Тойже.

Песнь 3

Ирмос: Утверди нас в Тебе, Господи, древом умерщвлей грех и страх Твой всади в сердца нас, поющих Тя. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Слово воплощшееся пресущественное, в престатие закона обрезася; начаток же Божественныя благодати, и жизни нетленныя нам подаде. (дважды)

Слава: Закона исполнитель, не яко сопротивен Богу сый Христос воплотивыйся показася, и сподобися волею обрезатися осмодневен. И ныне: Тойже. Господи, помилуй. (трижды) Слава, и ныне.

Седален, глас 4-й

Яко сый бездна человеколюбия, одеялся еси, Владыко, в зрак рабий, и плотию обрезался еси, даруя всем человеком великую Твою милость.

Обрезание Господне икона

Песнь 4

Ирмос: Услышах, Господи, слух Твоего смотрения, и прославих Тя, Едине Человеколюбче. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Обрезание преста, отнележе Христос волею обрезася, язык множество спасая благодатию. (дважды)

Слава: Будущаго непрестанную осмаго века жизнь изображает, в нюже Владыка обрезася плотию. И ныне: Тойже.

Песнь 5

Ирмос: Света подателю, и веков Творче, Господи, во свете Твоих повелений настави нас; разве бо Тебе иного Бога не знаем. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Ты от Девы Матере несказанно прошед, Господи, и в человеческий ныне сподобился еси одеятися образ, яко младенец законно, закон исполнил еси. (дважды)

Слава: Нощи уподобися, яко сень законную любящи Израиля, рождшая, из неяже облиставший свет мира Христос явися. И ныне: Тойже.

Песнь 6

Ирмос: Бездна мя многа греховная окружает, и вопию Ти, пророка подражаяй: от тли мя, Господи, возведи. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Прият конец закон, отнележе Христос младенствовав, исполнитель закона сый, обрезание восприят, и разреши законную клятву. (дважды)

Слава: Субботство, обрезание же шатания еврейскаго, явльшагося Христа мановением преста, и возсия благодати весна. И ныне: Тойже. Господи, помилуй. (трижды) Слава, и ныне.

Кондак, глас 3-й

Всех Господь обрезание терпит, и человеческая прегрешения яко Благ обрезует, дает спасение днесь миру; радуется же в вышних и Создателев иерарх и светоносный Божественный таинник Христов Василий.

Обрезание Господне икона

Песнь 7

Ирмос: Образу златому на поле Деире служиму, трие Твоя отроцы небрегоша безбожнаго веления, посреде же огня ввержени, орошаеми пояху: благословен еси, Боже отец наших. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Светло и пресветло Рождество Христово, и будущаго обновления подписавшее таинство днесь: яко законным чином Спас обрезуется, не яко Бог, но яко человек, и закона исполнение. (дважды)

Слава: Закон исполняя закона Творец, плотию днесь волею обрезуется, обрезание содевая греховныя зимы, и звати даруя: благословен еси, Боже отец наших. И ныне: Тойже.

Песнь 8

Ирмос: Неизреченною мудростию составльшаго всяческая Бога Слова, и от не сущих во еже быти приведшаго, благословите дела яко Господа, и превозносите во вся веки. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Во осмый день обрезуется яко младенец Владыка; Иисуса же приемлет именование, яко мира есть Спас и Господь. (дважды)

Слава: Ко Христову Рождеству достойно осмый спряжеся, святителя всеславная память, юже почитающе верою, поем Господа и превозносим во веки. И ныне: Тойже.

Песнь 9

Ирмос: Яже прежде солнца светильника Бога возсиявшаго, плотски к нам пришедшаго из боку Девичу, неизреченно воплотившая, благословенная, Всечистая, Тя, Богородице, величаем. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Прешед пределы Христос человеческаго всего естества, преестественно из Девы раждается; и писание законное якоже повелевает, плотию обрезается, и исполнитель закона является. (дважды)

Слава: Приидите Владыки славная Христова именования во святыни торжествуим: Иисус бо боголепно наречеся днесь. С симиже и память святителя величаем. И ныне: Тойже.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея законное обрезание.

Обрезание Господне икона фото

Иконография

Во время празднования в православии принято класть на аналой в церкви икону архиепископа Василия Великого. А иконы, изображающие обряд обрезания Христа, можно найти среди росписей внутри стен храмов.

Вариантов написания иконы немного. Обычно сюжет подразумевает следующие образы:

  • действие происходит внутри храмового помещения, участвующие персонажи находятся на искусственном возвышении;
  • действующие лица – священнослужители, церковные помощники, Богоматерь, младенец Иисус и старец Иосиф, бывший обручником (хранителем целомудрия) Марии;
  • Спасителя держит один из священнослужителей, Мария и Иосиф стоят рядом, обычно слева, а поблизости от них находится коленопреклоненный слуга с емкостью для обрядовых жертвоприношений в руках;
  • голову младенца Иисуса окружает нимб;
  • первосвященник в обрядовом облачении, склонившись над младенцем, приступает к процедуре удаления крайней плоти.

Обрезание Господне икона

Что можно и нельзя делать на Обрезание Господне

Процедура обрезания символизирует готовность подчиняться Божьему закону. Следовательно, этот праздник – день, когда нужно соблюдать правила морали и совести, оставаться правильным, смиренным, добропорядочным. Причем это касается даже самых мелких поступков, например, нельзя переходить дорогу в неположенном месте.

Также существуют народные приметы, связанные с 14 января. Жители территории, на которой в этот день установилась солнечная погода, весь год будут жить счастливо и безмятежно. Ясный день сулит отличную урожайность плодовых деревьев, ветреный – ягод, грибов и орехов, а снежный – достаток и благополучие. Выпавший на праздник иней обещает богатый сбор злаковых культур, а гололед – овощей.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Запинить
Помогла статья? Оцените её
(Пока оценок нет)
Загрузка...
 рассчитывает на Вашу помощь!
Добавить комментарий