Что такое ектения, ее виды и значение в православии, особенности чтения
Ектенией называют молитву, во время которой христиане обращаются к Господу с просьбой. Это слово отличается греческим происхождением и в переводе означает протяжное или усердное моление. Это связано с тем, что череду кратких прошений в составе ектении читает диакон, причем делает это громко и нараспев. Это помогает избежать рассеивания внимания. При этом существует целый ряд видов ектений.
Что такое ектения
Под этим термином понимают особенную форму общего моления во время церковных богослужений. При этом диакон оглашает конкретные просьбы, а хор поет «Господи, помилуй». Также может звучать фраза «Господи, подай». Если нет диакона, ектению читает священник. В конце именно он произносит возглас.
По сути, ектенией называют молитву особенного характера. Она рассчитана на постоянное привлечение внимания верующих. Потому цельный текст делится на ряд небольших отрывков. Их прерывает пение еще более коротких молитвенных восклицаний.
Слово «ектения» отличается греческим происхождением. В богослужебных книгах это слово используется для обозначения напряженного прилежного моления. Однако, по сути, это касается только сугубой ектении. В остальных случаях используется слово «συναπτή», что переводится как «составная молитва».
Такое название используется для обозначения молитв, поскольку они являются особенно усердными и возносятся от всех верующих. Чтобы привлечь к участию в процессе, текст читает не священник преклонного возраста, как это было изначально, а диакон. Именно поэтому в древних богослужебных трудах ектении назывались «диаконства».
Поскольку диакон, по сути, не является священнодействующим лицом, ектения составляется не в молитвенных фразах, а в выражениях, которые приглашают к молитве и указывают ее предметы. Однако, по сути, это приглашение возвышается до настоящей молитвы.
В ходе службы люди часто слышат молитвенные прошения, которые отличаются медленным и протяжным произношением. Их возглашает диакон или священник от лица молящихся.
В схему любой ектении входит прощение священника как ходатая перед Богом за народ, который обращается к Создателю. Эту просьбу усиливает хор, произнося слова «Господи, помилуй». Также может звучать фраза «Подай, Господи». Эта звуковая схема представляет собой отголосок того, что в древние время все люди в храме пели такие молитвы. Они делали это единодушно от лица всех людей и при этом просили у Создателя различных благ.
В идеальной ситуации диакон должен получить у священнослужителя благословения. Он литургически в богослужебном смысле считается прообразом Христа. Это означает, что сам Творец дает диакону благословение, а вместе с ним всем православным людям на молитву. При этом диакон выходит на амвон, поднимая правую руку кверху. В ней он держит орарь. Нередко диакона называют режиссером или дирижером богослужения. Это связано с тем, что именно он настраивает прихожан на молитву, подобно камертону.
Во время богослужения диакон стоит лицом к алтарю. Такое положение связано с тем, что он устремлен к Господу. В этом случае именно этот священнослужитель выполняет функции ходатая перед Господом. Рука, вознесенная кверху, говорит о том, что сердце направлено к горе. Таким образом диакон показывает, что людям душевно и умственно требуется оставить землю и направить свое внимание к небесам. При этом молитва должна обращаться к Господу.
На все диаконские прошения хор от лица всех людей должен отвечать «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». Такая фраза символизирует тот факт, что вся христианская вселенная людей на этот момент молится. Это касается всей полноты земной церкви.
В конце ектении звучит возглас священнослужителя. Он уже перед Божьим Престолом просит за людей о духовных и материальных благах, которые им требуются. Таким образом священнослужитель придает ектении высший уровень – ангельский, благодарения и славословия Святой Троицы.
Оно является сутью любого возгласа священника. Хор от лица всех прихожан поет «Аминь». С еврейского языка это слово переводится как «истинно так» или «да будет так». Таким образом все верующие в молитве подтверждают единодушие со священником. Они как бы являются Единой душой, которая устремляется к Богу.
Отдельно стоит упомянуть ектении, которые читаются на литургиях Иоанна Златоуста, Василия Великого и Преждеосвященных Даров. Они содержат дополнительные прошения. При этом база просительной ектении остается неизменной.
Также существует заключительная ектения повечерия и полунощницы. Ее особенностью считается то, что эта молитва практически никогда не публикуется в чиновниках или служебниках. При этом она всегда присутствует в часословах. К тому же эту молитву читает не диакон, а священник. Стоит отметить, что начало текста повечерия и полунощницы отличается.
Ее виды
Существует несколько видов ектений, каждая из которых обладает своими особенностями. При этом стоит отметить, что некоторые варианты сегодня встречаются крайне редко.
Заупокойная
Эту ектению принято читать по умершим. Это делают при отпевании и поминании. Заупокойная ектения делится на несколько разновидностей, а именно – великая, малая и тройная. В состав малой и тройной молитв входит по три прошения. В них повторяется суть великой ектении.
Ектения об оглашенных
Этот вид молитвы практически не звучит в современных храмах. Она посвящается людям, которые проходят катехизацию или обучение перед крещением. Такие молитвы всегда завершают Литургию оглашенных. Они читаются перед началом Литургии верных.
Эту часть Божественной литургии некрещенным людям можно не посещать. Потому Церковь возносит об оглашенных молитвы. Перед началом Херувимской песни некрещенные люди покидают храм.
Ектения о выходе оглашенных
Такую ектению тоже редко можно услышать в храме. Она практически не используется во время церковных богослужений.
Благодарственная
В конце богослужения обычно звучит благодарственная ектения. В этой молитве люди целиком полагаются на решение Создателя. Они выражают Ему благодарность за Великую Жертву, которая помогла дать каждому человеку дорогу в Царство Небесное.
Великая
Чтением этой молитвы требуется заниматься в начале Вечерни и в ходе Утрени. Также ее произносят на Божественной Литургии. Эта ектения включает 12 просьб, которые представлены в виде молитв. Она считается самой большой. Именно с этим связано название. Также данный вид ектении именуют Мирной. Это связано с тем, что вначале звучит фраза «Миром Господу помолимся». Тут произносится прошение, которая направлено на получение мира для людей.
Итак, в структуру этой молитвы входит следующее:
- Миром Господу помолимся. Это значит не то, что прихожане собираются все вместе молиться. Тут подразумевается то, что перед началом чтения ектении требуется обрести спокойствие в душе и избавиться от обид. Лишь после этого можно произносить эту фразу.
- О свышнем мире и спасении душ наших. Это значит, что требуется молиться о том, чтобы Бог свыше послал мир и спас человеческие души. Тут имеется в виду примирение верующих людей с Господом, которое разрушил грех предков. Также к первородному любой человек добавляет за жизнь много других грехов. Во время чтения ектении люди просят Господа, чтобы тот простил их.
- О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей. Это прошение считается наиболее важным. При этом важно учитывать, что под соединением всех подразумевают не церкви. Тут имеется в виду объединение всех верующих людей. Это имеет в православии большое значение и требуется для обретения мира.
- О святом храме сем. В каждом храме особое значение отводится вере и благоговению. Во время службы нельзя перемещаться по храму, говорить, оглядываться по сторонам или глядеть в окно. В течение нескольких часов человек должен находиться в молитвенном настроении. Чтобы обрести такое состояние, требуется постоянно заниматься самовоспитанием. Это значит, что имеют значение не только внешние приличия. Также человеку требуется отложить бытовые мысли, избавиться от зависти и вражды. В этот момент не стоит думать о проблемах.
- О Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе. На духовенство возлагается большая ответственность. Потому прихожанам требуется все время молиться о том, чтобы священнослужители имели достаточное количество разума, терпения и сил, которые требуются для честного и правильного служения.
- О Богохранимей стране нашей. В великой ектении присутствует эта просьба, которая в трудные времена считается очень важной. Если исчезнет православная страна, то не удастся справляться с происками дьявола.
- О граде сем. Прихожанам требуется молиться не только о своем городе. Им стоит уделять внимание другим городам и их жителям. В основе христианской религии лежит тот факт, что молиться нужно не только о себе, но и о ближних.
- О благорастворении воздухов, об изобилии плодов земных. Хотя сегодня наука и техника находятся на высоком уровне, а люди осваивают космос, они все так же зависят от природы и погоды. Это касается всех, кто кормит мир. Хлеборобы способны трудиться только на мирной земле.
- О плавающих, путешествующих, недугующих. Эта часть посвящается всем, кто находится в пути, сражается за родину или находится в плену. При этом молиться требуется особенно сильно. Также нужно просить у Бога прощения и выздоровления для больных.
- О избавитися нам от скорби, гнева и нужды. Эта часть содержит просьбу о том, чтобы не было бедности, горя и бедствий.
- Заступи, спаси, помилуй. Тут требуется просить Божьей милости и благодати для себя.
- Пресвятой Славной Владычице Нашей Богородице. Богоматерь является заступницей людей перед Богом. Потому верующие постоянно обращаются к Ней в молитвах и возлагают все Божью Матерь всю свою надежду.
Сугубая
Это слово используется для обозначения наиболее сильной молитвы. Во время чтения этого текста верующим и прихожанам требуется 3 раза произносить фразу «Господи, помилуй». В структуру этой молитвы входит 8 прошений.
Они содержат обращение к Богу, чтобы Он услышал и помиловал верующих. Также молитва включает прошения о воинах, чтобы Господь подарил им свою милость. К тому же каждому требуется читать молитвы за православных. Тут уделяется внимание и патриархам, и умершим православным людям.
В следующем прошении упоминаются все, кто присутствует во время молитвы в храме. Также требуется просить о тех, кто не сумел посетить в этот день церковь. Последняя часть сугубой молитвы посвящена людям, которые приносят пожертвования, убирают в храме и украшают его, поют на клиросе.
Просительная
В этой молитве присутствует 8 прошений, которые оканчиваются фразой «У Господа просим». При этом хор поет фразу «Подай, Господи». В этой части люди просят Бога о защите от происков дьявола. Следующее прошение посвящается окончанию дня. Затем следуют обращение к Святому Ангелу – основному спутнику каждого христианина, которого дает Господь по молитве.
Также в молитве звучит просьба о прощении грехов. Тут присутствует обращение к Господу о добре и покое для людей и всего мира. Помимо этого, молитва включает прошение о покаянии и спокойной жизни.
Во время ектении требуется молиться старательно и страстно. Это требуется делать от всего сердца. Благодаря этому Господь сможет принять соборную молитву и окажет верующему человеку помощь.
Малая
Эта молитва считается сокращенной. Она включает три прошения, которые являются наиболее важными и решающими для обретения вечной жизни. Эта ектения известна всем, кто утомился во время литургии и хочет отдохнуть. Она завершает богослужение. После этого прихожане ждут проповеди и причастия.
Ектения представляет собой особенный вид молитвы, который подразумевает прошения у Создателя. При этом существует несколько видов таких обращений, каждый из которых имеет свой текст и отличается по сути. Они читаются по разным поводам и отличаются по структуре. При этом каждую фразу дополняет пение хора, которое усиливает значение молитвы.