Описания таинства причащения в православии и как проходит Евхаристия

Таинством причащения (Евхаристии) называют религиозный обряд, в котором хлеб и вино прелагаются Святым Духом в Тело и Кровь Иисуса Христа. Это дает возможность верующим тесно соединиться со Спасителем и приобщиться к вечной жизни. Таким образом таинство включает два отдельных момента – преложение и причащение Святых Даров. Оно требует особой подготовки и включает ряд этапов.

Поиск молитв на все случаи жизни

Что это такое

С греческого языка название обряда переводится как «благодарение». Часы, утреня и вечерня представляют собой подготовку к Божественной Литургии, на которой и совершается основное Таинство. Оно называется Евхаристией.

Стоит отметить, что евхаристический канон приходится на середину литургии. Во время этого обряда претворяется просфора и вино в Тело и Кровь Иисуса. Благоговение перед этим Таинством испытывают даже ангелы.

Бог подарил людям этот обряд с целью спасения души и тела. Он даровал его во время земной жизни – в ходе Тайной вечери. Она представляет собой последнюю трапезу, на которой присутствовал Иисус вместе со своими учениками. Именно тогда Христос преломил хлеб и сказал странную для всех фразу: «Приидите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». После этого Христос поднял кувшин с вином и произнес слова: «Пийте от нее вси, сия есть Кровь Моя, еже за вы изливаемая».

Таким образом Христос положил начало важному Таинству, которое получило название Евхаристии, или преобразования хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Апостолы в тот момент не поняли слов Иисуса, однако после крестной смерти Спасителя осознали их суть.

История причащения

Термин «евхаристия» связан с греческим словом «eucharistia», что переводится как «благодарение». Это понятие появилось в первом или втором столетии нашей эры. Именно тогда первые христиане начали говорить о Тайной вечере Христа. В Библии сказано, что в ночь перед распятием Христос совместно со своими двенадцатью апостолами ел хлеб и запивал его вином.

В христианстве есть много терминов для обозначения таинства причастия. Отдельные православные и протестантские церкви применяют понятие «евхаристия». В римско-католической церкви этот обряд часто именуют «мессой». Но это понятие также применяется для обозначения всей церковной службы.

Способы проведения причастия тоже отличаются. Как правило, во время обряда выносят хлеб и вино. Стоит отметить, что напиток может отличаться. Так, в католицизме, православии и протестантизме применяют вино, тогда как баптисты пьют виноградный сок. Представители одних конфессий индивидуально едят хлеб и пьют вино, сторонних других религий делают это коллективно во время молитвы.

Христос дал своим ученикам заповедь есть Его тело и пить Его кровь, чтобы избавиться от грехов и сохранить о Нем память. Это касается и современных христиан. Во время Тайной вечери чаша была наполнена красным виноградным вином. При этом участники действа ели пресный хлеб из пшеницы.

Таинством причащения (Евхаристии)

В настоящее время в православии во время службы применяют красное вино, которое называется кагором, и дрожжевой хлеб из пшеницы – просфору. Верующие люди считают, что эти продукты считаются не просто символами. Они представляют собой настоящие Тело и Кровь Господа.

Еще одним важным моментом Евхаристии считается принесение Даров. В иудаизме, последователями которого считаются христиане, в качестве наказания за совершение греха рассматривается смерть. Потому Господу за человеческие грехи приносили в жертву животных. Именно так повелевал договор между Господом и человеком.

Но после этого появился Христос и пожертвовал собой за грехи человечества – за всех умерших людей и тех, кто будет жить. Он выполнял функцию жертвенного ягненка и выполнил Ветхий Договор. Верующим требовалось только принять этот подарок и использовать спасение. Для этого они приносили по велению Христа бескровную жертву – хлеб и вино. Употребляя их в ходе причастия, человек имеет возможность приобщиться к жертве Иисуса.

Для чего необходимо причащаться

Причастие Святых Христовых Таин представляет собой великое Таинство, которое позволяет человеку соединиться с Самим Спасителем. После претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христа прихожане имеют возможность приступить к Святой Чаше. В результате Христос получает возможность войти в сердце человека и освятить его душу и тело. Благодаря этому он становится достойным попасть в Небесное Царство.

Важно учитывать, что Евхаристия представляет собой не воспоминание о Тайной Вечере. Оно является настоящим действием. При этом Христос действительно попадает в чашу на любой литургии. Он бы мог создать для Себя любое Тело. Однако люди по немощи могут принять исключительно съедобную пищу. Потому Спаситель выбрал продукты, которые больше всего напоминают Тело и Кровь.

Во время причастия прихожан священнослужитель проговаривает такую фразу: «Причащается раб Божий (раба Божия) во оставление грехов и жизнь вечную». Это значит, что человеку отпускаются все грехи, и он удостаивается права на вечную жизнь.

Во время причастия поет хор. При этом он произносит фразу: «Тело Христово примите, Источника Бессмертного вкусите». Это значит, что, принимая Тело Христа, душа становится бессмертной. В Евангелии присутствуют слова Спасителя, что те, кто не ест Тело Иисуса и не пьет Его кровь, не может удостоиться права попадать в Небесное Царство.

Таинством причащения (Евхаристии) фото

Во время молитвы к причастию говорится, что человек проходит этот обряд с целью исцеления души и тела. Это означает, что Святое причастие способствует оздоровлению. Встречались случаи, когда людям удавалось выздороветь после этой церемонии.

В какой день нужно делать это

Все, кто хочет принять причастие в церкви, могут сделать это в специально отведенный день. Он приходится на Великий Четверг во время Страстной недели. Однако процедуру можно совершать и в другие дни – во время проведения божественной литургии.

Подготовка к причащению

Перед причастием требуется подготовить душу и тело. К обряду допускаются исключительно крещеные люди. День причастия имеет большое значение для души каждого православного христианина. При этом она особенным образом соединяется с Иисусом.

В этот момент рекомендуется больше молчать, пребывать в тишине и вести себя достойно. В день причастия запрещено ругаться, посещать увеселительные заведения, танцевать. Также запрещены развлечения и употребление спиртных напитков. От этого требуется отказаться на сутки.

Если человек не посещает храм, но хочет в Чистый четверг принять причастие лишь потому, что так положено, ему требуется посоветоваться со священником. Во время исповеди батюшка сможет определить глубину его намерений.

Если человек не получает благословение священнослужителя, таинство рекомендуется перенести. Это поможет избежать тени греха на самом человеке и на священнослужителе, который благословляет на причастие.

Пост

В течение 3 дней требуется выдерживать строгий пост. В это время запрещено употреблять яйца, мясо, рыбу. Также под запретом находятся молочные продукты. За 6 часов до таинства нельзя есть и употреблять спиртное. К тому же требуется отказаться от развлечений и плотских утех.

Молитвы

В период соблюдения поста требуется читать молитвы. В любом сборнике присутствует раздел, который называется «Последование ко Святому Причащению». Там присутствует все, что требуется для подготовки.

Исповедь

Перед таинством причастия требуется посетить исповедь. Без этого разрешается причащаться только детям до семилетнего возраста. Однако обязательность этого действия рассматривают с разных точек зрения. Так, некоторые священники говорят, что сегодня в РПЦ возникло заблуждение. Так, считается, что исповедь перед причастием является обязательной. Однако это не всегда так. Эти обряды считаются абсолютно разными и необязательными.

Тело и Кровь представляют собой Божий Дар, который Господь дает людям из любви и милосердия. Для этого не требуется никакой подготовки, включая исповедь. Люди получают дары просто так – из любви. Потому идеальным вариантом подготовки к причастию считается участие в службе. Если же человек никогда не проходил обряд причастия или делал это всего два раза и является далеким церкви, но хочет это сделать, то непременно должен посетить исповедь и пообщаться со священником.

Также есть точка зрения, что обычай исповедоваться перед причастием считается важным и правильным. Однако стоит учитывать, что он представляет собой именно традицию, а не канон или догму. Если священнослужитель знает, что прихожанин относится к духовной жизни со всей серьезностью, то он может благословить его.

Таинством причащения (Евхаристии)

Молитвы перед причащением

Для подготовки к обряду требуется прочитать особые молитвы. Последование ко Святому Причащению является специальным сборником молитв. Согласно церковным канонам, человеку, который планирует причаститься, требуется почитать их дома. Исключением являются две последние части.

Стоит отметить, что благодарственные молитвы требуется слушать в церкви после окончания богослужения или читать самостоятельно. Но исторически сложилась немного другая очередность. Вначале все фрагменты Последования люди, которые причащаются, единолично читали в ходе службы. Это нужно было делать и сразу после таинства.

В настоящее время не рекомендуется пренебрегать литургией и погружаться в чтение молитвослова. Это означает, что прихожанин не успел прочитать все, что положено, дома. Однако такая ситуация существовала не всегда. Последование ко Святому Причащению является целостным. Оно подразумевает погружение прихожанина не в общую молитву, а в частную.

После четвертого века новой эры римские императоры перестали преследовать последователей христианства. Благодаря этому количество их общин заметно увеличилось. Менее чем за столетие христианская религия прекратила быть гонимой. При этом она стала верой большинства людей Римской империи.

В результате изменились и правила проведения служб. Они представляли собой не собрание нескольких верующих в маленьком доме или другом незаметном месте. Это стало многолюдным мероприятием, которое проводилось в специально возведенной церкви.

Однако этот триумф христианства имел и другую сторону. Раньше люди осознанно превращались в последователей религии. При этом верующие понимали, что это может стоить им жизни. А потому посещали службы с должной степенью благоговения и смирения.

По мере популяризации христианской религии количество сознательных верующих начало уменьшаться. Во время церковных праздников, которые посещало много прихожан, стало заметным неприличное поведение. В ходе проведения службы многие причастники толкали друг друга и кричали. Они пытались быстрее пройти обряд и покинуть храм. По мнению Иоанна Златоуста, такое поведение приводило к усугублению грехов вместо очищения души.

Чтобы справиться с недостойным поведением, проповедники тех времен посоветовали прихожанам спокойно дожидаться завершения службы и без паники подходить к причастию. При этом ожидание требовалось наполнять личными молитвами.

Вначале молитвы не воссоединялись и встречались в разных молитвословах по отдельности. Сведения о Последовании возникли лишь во второй половине одиннадцатого века. При этом полное формирование пришлось на двенадцатое-четырнадцатое столетия.

К тому периоду число составляющих Последования молитв стало таким большим, что читать его в церкви стало нельзя. В результате появилось правило проводить часть до литургии, а часть – после нее. Этот канон используется и в настоящее время.

Сегодня Последование ко Святому Причащению включает следующие составляющие:

  • 10 молитв;
  • псалмы № 22, 23, 50, 115;
  • тексты святого Иоанна Златоуста;
  • канон;
  • благодарственные молитвы – читаются после обряда.

Отступления от правил подготовки к причастию разрешены ряду категорий людей. В период беременности и кормления можно не соблюдать пост. Это же касается больных людей. Пожилым прихожанам допустимо уменьшить его продолжительность. Также им можно уменьшить число молитв перед таинством. Детям до наступления семилетнего возраста не требуется подготовка к причастию, поскольку суть таинства заключается не в том, чтобы устать от молитв и поста, а чтобы обрести радость от общения с Господом.

Таинством причащения (Евхаристии) фото

Молитвы перед Причащением

По молитвам наших святых отцов, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Царю Небесный, Утешителю, Дух Истины, Который везде находишься и все наполняешь, источник благ и податель жизни, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны и спаси, Благой, наши души.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас (трижды).

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне (теперь), и присно (всегда), и во веки веков. Аминь (истинно так).

Пресвятая Троице, помилуй нас. Господи, очисти грехи наши, Владыка, прости беззакония наши, Святый, посети и исцели немощи наши имени Твоего ради.

Господи, помилуй (трижды). Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Отче наш, сущий на небесах. Да святится имя Твое, да придет Царство Твое, да будет воля Твоя на земле, как на небе. Хлеб наш насущный (необходимый) дай нам сегодня, и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим, и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого (лукавый — злой, дьявол). Ибо (потому что) Твое есть царство, и сила, и слава Отца и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Псалом 22-й

Господь пасет (ведет) меня и не лишает меня ничего. Там, на месте злачном, Он поселил меня и у тихой воды воспитал меня. Душу мою обратил, направил меня на пути правды ради имени Своего. Даже если я пойду среди тени смертной, то не убоюсь зла, ибо Ты со мною: жезл Твой и посох Твой — они утешили меня. Ты приготовил для меня трапезу в виду притеснителей моих, умастил елеем голову мою, и чаша Твоя поит меня, как превосходная! И милость Твоя следует за мною во все дни жизни моей. И пребуду в доме Господнем многие дни!

Псалом 23-й

Господня земля и все, наполняющее ее, вселенная и все живущие в ней. Он на морях основал ее и на реках устроил ее. Кто взойдет на гору Господню? Или кто станет на святом месте Его? Тот, у кого неукоризненны руки и чисто сердце, кто в душе своей не увлекался суетою и не клялся лукаво ближнему своему. Сей получит благословение от Господа и милость от Бога спасителя своего. Таков род ищущих Господа, ищущих лица Бога Иаковлева! Князья, поднимите ворота ваши и поднимитесь, ворота вечные! И войдет Царь Славы. Кто есть сей Царь Славы? Господь крепкий и сильный, Господь сильный в брани. Князья, поднимите ворота ваши и поднимитесь, ворота вечные! И войдет Царь Славы. Кто есть сей Царь Славы? Господь сил, Он есть Царь Славы.

Псалом 115-й

Я веровал и потому говорил: я очень сокрушен. Я же сказал в исступлении моем: всякий человек лжив. Что воздам Господу за все, что Он даровал мне? Чашу спасения приму и имя Господне призову. Обеты мои исполню Господу пред всем народом Его. Честна пред Господом смерть преподобных Его. Господи! Я — раб Твой. Я — раб Твой и сын рабыни Твоей. Ты расторг узы мои. Тебе принесу жертву хвалы и имя Господне призову. Обеты мои исполню Господу пред всем народом Его, во дворах дома Господня, среди тебя, Иерусалим!

Тропари

Господи, родившийся от Девы! Презри мои беззакония, очисти сердце мое и сделай его храмом пречистого Твоего Тела и Крови, и не отринь меня от Твоего лица, безмерно-милостивый!

Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу. Как я, недостойный, дерзну причаститься святынь Твоих? Если осмелюсь приступить к Тебе с достойными, — одежда обличает меня, потому что она — небрачная, и я заслужу осуждение многогрешной душе моей: очисти, Господи, нечистоту души моей и спаси меня, потому что Ты человеколюбив.

И ныне и присно, и во веки веков, Аминь. Богородица чистая! Многое множество грехов у меня. К Тебе прибег я, ища спасения. Единая Благословенная! Приди на помощь к изнемогающей душе моей и моли Сына Твоего и Бога нашего, чтобы Он простил меня во всем, что я ни сделал нечестивого.

Во святую же Четыредесятницу читается:

Когда славные ученики просвещались во время умовения на вечере, тогда нечестивый Иуда, болевший сребролюбием, помрачился (душою), и Тебя, праведного Судию, предал беззаконным судиям. Смотри, собиратель имений, на того, который удавился из-за них. Беги ненасытной души, которая так дерзко поступила с Учителем. Милостивый ко всем Господи, слава Тебе!

Псалом 50-й

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих, очисти беззаконие мое. Многократно омой меня от беззакония моего и от греха моего очисти меня, ибо беззаконие мое я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе Одному я согрешил и лукавое пред Тобою сотворил, так что Ты будешь праведен в приговоре Твоем и победишь, когда Ты будешь судить. Ибо вот, я в беззакониях зачат, и во грехах родила меня мать моя. Ты же истину возлюбил: неизвестное и тайное мудрости Своей Ты явил мне. Окропишь меня иссопом (трава, употреблявшаяся при богослужениях) и я очищусь, омоешь меня, и я сделаюсь белее снега.

Слуху моему доставь радость и веселье — и возрадуются кости смиренные. Отврати лице Твое от грехов моих и беззакония мои очисть. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от (пролития) крови, Боже, Боже спасения моего! И радостно восхвалит язык мой правду Твою. Господи! Открой уста мои, и они возвестят хвалу Тебе. Если бы Ты захотел жертвы, я дал бы, (но) ко всесожжению Ты не благоволишь. Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Бог не презрит.

Облагодетельствуй, Господи, по Твоему благоволению, Сион, и да построятся стены Иерусалимские. Тогда будешь благоволить к жертве правды, возношению и всесожжению, тогда возложат на Твой алтарь тельцов.

Канон, глас 2-й

Песнь 1

Ирмос: Придите люди, воспоем песнь Христу Богу, разделившему море и проведшему чрез него народ, который Он вывел из рабства египетского; ибо Он прославился.

(На каждой песне канона, после ирмоса (перед первым тропарем) следует говорить: «Сердце чисто создай во мне, Боже, и дух праведности обнови во внутренности моей», перед следующим тропарем — «Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня». Перед богородичным же — «Пресвятая Богородице, спаси нас!»).

Милосердный Господи! Святое Тело Твое да будет мне хлебом жизни, не имеющей конца, и честная Кровь — врачеванием от многообразных болезней.

Христе! Оскверненный гнусными делами, я, жалкий, становлюсь недостойным причащения Твоего пречистого Тела и Божественной Крови; удостой меня его.

Богородичен: Благословенная Богоневеста, прекрасная земля, взрастившая без возделания Колос, спасительный для мира, удостой спасения меня, его вкушающего.

Песнь 3

Ирмос: Утвердивший меня на камне веры, Ты открыл мне уста на врагов моих; ибо дух мой возвеселился в пении: нет столь святого, как Бог наш, и нет праведного, кроме Тебя, Господи.

Владыко Христе! Подай мне капли слез, очищающие нечистоту моего сердца, чтобы я, очищенный совестью, с верою и страхом приступил к причащению Божественных Твоих Даров.

Человеколюбче! В оставление грехов да послужит мне Пречистое Твое Тело и Божественная Кровь, в общение Духа Святого, в вечную жизнь и в освобождение от страстей и скорбей.

Богородичен: Пресвятая трапеза живого хлеба, по милосердию (Своему) сошедшего с высоты и дающего миру новую жизнь! Удостой ныне меня, недостойного, со страхом вкусить его, чтобы быть живым.

Песнь 4

Ирмос: Не ходатай, не ангел, но Сам Ты, Господи, пришел от Девы, принявши от Нее плоть, и спас всего меня, человека; посему взываю к Тебе: слава силе Твоей, Господи!

Многомилостивый! Ради нас воплотившись, Ты восхотел быть закланным за грехи людей, как овца; посему смиренно умоляю Тебя: очисти мои согрешения.

Господи! Исцели язвы души моей и освяти всего. Владыко! Удостой меня, несчастного, причаститься Тебя, Твоей таинственной Божественной вечери.

Богородичен: Владычица! Умилостивь и ко мне, родившегося от Тебя и сохрани меня, раба Твоего, нескверным и непорочным, чтобы я, приняв представляемый в уме жемчуг, освятился.

Песнь 5

Ирмос: Господи, податель света и Творец времен! Наставь нас светом повелений Твоих; ибо другого Бога, кроме Тебя, не признаем.

Христе! Что Сам прежде сказал, да будет то ничтожному рабу Твоему и, как обещал, пребудь во мне; ибо вот вкушаю Твое Божественное Тело и пью Кровь Твою.

О Слово Бога (Отца) и Бог! Уголь Твоего Тела да послужит мне, помраченному, в просвещение, и Твоя Кровь — в очищение моей оскверненной души.

Богородичен: Мария, Матерь Божия, драгоценное вместилище благоухания! Соделай меня избранным сосудом молитвами Твоими, чтобы я был причастником освящений Твоего Сына.

Песнь 6

Ирмос: Погрузившись в бездну греха, призываю непостижимую бездну Твоего милосердия. Боже, выведи меня из погибели!

Спаситель! Освяти мой ум, душу, сердце и тело и удостой, Владыко, неосужденно приступить к страшным тайнам.

Христе! Чрез причащение святых Твоих тайн да освобожусь я от страстей и получу умножение Твоей благодати и укрепление жизни.

Богородичен: Боже, Святое Слово Бога! По молитвам Святой Твоей Матери всего освяти меня, приступающего ныне к Божественным Твоим тайнам.

Кондак

Христе! Допусти меня к принятию хлеба — Тела Твоего, и не лиши меня, несчастного, Владыко, причащения Божественной Твоей Крови — пречистых и страшных Твоих тайн. Да не послужит причащение в осуждение мне, но дарует оно мне вечную и бессмертную жизнь.

Песнь 7

Ирмос: Премудрые отроки не послужили золотому истукану, сами пошли в пламень и посмеялись над богами их; воззвали среди пламени, и Ангел окропил их росою: услышана была молитва ваших уст.

Христе! Причащение бессмертных Твоих тайн да будет мне ныне источником благ, светом, жизнью, победою над страстями и послужит к преуспеянию и умножению Божественной добродетели, дабы я прославил Тебя, единый милосердный.

Человеколюбивый! С трепетом, любовью и благоговением приступая ныне к Тебе, к Твоим бессмертным и Божественным тайнам, да избавлюсь от страстей, врагов, нужд и всякой скорби, чтобы петь Тебе: благословен Ты, Бог отцов наших!

Богородичен: Исполненная Божественной благодати, непостижимо родившая Христа Спасителя! Умоляю Тебя, Чистую, я, Твой раб нечистый, очисти от нечистоты плоти и духа всего меня, ныне хотящего приступить к пречистым тайнам.

Песнь 8

Ирмос: Воспевайте творения Господа и превозносите во все веки Бога, Который сошел к еврейским отрокам в огненную печь и преложил пламень в росу.

Спаситель мой, Христе Боже! Удостой меня, потерявшего всякую надежду на спасение, быть ныне причастником небесных, страшных и святых тайн и Твоей Божественной таинственной вечери.

Милосердный! Прибегая под Твою милость, со страхом взываю к Тебе: Спаситель, как Сам сказал Ты, пребудь во мне и я — в Тебе! Уповая на эту милость, вот я вкушаю Тело Твое и пью Кровь Твою.

Принимая огонь, трепещу, как бы не сгореть мне, подобно воску и траве. О страшное таинство! О милосердие Божие! Как я, брение, причащаюсь Божественного Тела и Крови и остаюсь невредимым?

Песнь 9

Ирмос: Сын Безначального Отца, Бог и Господь, воплотившись от Девы, явился среди нас, чтобы просветить омраченных, собрать рассеянных, посему мы величаем преславную Богородицу.

Вкусите и видите — это Христос. Господь, ради нас ставший подобным нам, однажды принесший Себя в жертву Отцу Своему, всегда закалывается, освящая причащающихся.

Владыко, благодетель многомилостивый! Чрез причащение священных тайн да освящусь душою и телом, да просвещусь, да спасусь; да буду домом Твоим, имея Тебя в себе, вместе с Отцом и Духом.

Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу. Твое Тело и пречестная Кровь, Спаситель мой, да будет мне как огонь и как свет, сожигая во мне все грешное и пожигая терние страстей, и всегда да просветит меня, чтобы я воздал поклонение Божеству Твоему.

И ныне и присно, и во веки веков. Владычица! Бог воплотился от Твоей чистой крови; посему всякий род и множество разумных (существ) прославляют Тебя, потому что они ясно познали, что принявший от Тебя человеческое естество — Владыка всего.

Воистину достойно прославлять Тебя, Богородице, всегда блаженную и непорочную, Матерь Бога нашего. Ты честнее (почетнее) херувимов и несравненно славнее серафимов. Тебя, нетленно родившую Бога-Слова, величаем.

Молитвы Перед Причащением

Молитва св. Василия Великого

Владыка Господи Иисусе Христе, Боже наш, источник жизни и бессмертия, Творец всей твари видимой и невидимой, Сын безначального Отца, вместе с Ним вечный и безначальный, в последние дни по чрезмерному милосердию облекшийся в плоть, распятый и погребенный за нас, неблагодарных и бесчувственных, обновивший Своею кровью поврежденное грехом естество наше! Сам бессмертный Царь, прими покаяние от меня грешного, приклони Твое ухо ко мне и услышь, что я буду говорить: согрешил я, Господи, согрешил пред небом и пред Тобою и недостоин поднять глаз на высоту славы Твоей, — ибо прогневал Твое милосердие, преступив Твои заповеди и не послушав Твоих повелений.

Но Ты, Господи, незлобивый, долготерпеливый и многомилостивый, не оставил меня погибнуть с моими беззакониями, всячески ожидая моего обращения. Ты, Человеколюбивый, Сам сказал чрез пророка Своего: «Решительно не хочу Я смерти грешника; но хочу, чтобы он обратился и жив был.» Так не хочешь Ты, Владыка, погубить создание рук Своих, не желаешь погибели людей. Но хочешь, чтобы все спаслись и пришли к познанию истины. Посему и я, хотя недостоин и неба, и земли, и сей скоротечной жизни, отдав всего себя в рабство греху и чувственным удовольствиям, осквернил образ Твой. Но я, несчастный, — Твое творение и создание — не теряю надежды на свое спасение и приступаю, надеясь на Твое неизмеримое милосердие. И так, Человеколюбче Христе, прими и меня, как блудницу, как разбойника, как мытаря, как блудного сына, и сними с меня тяжкое ярмо греха, Ты, берущий грехи мира, исцеляющий немощи человеческие, призывающий к себе трудящихся и обремененных и успокаивающий их, пришедший призвать к покаянию не праведников, но грешников. Очисти меня от всякой нечистоты тела и духа. Научи меня совершать святое дело с благоговением к Тебе, чтобы я, с неукоризненным свидетельством совести, принимая часть святынь Твоих, соединился с святым Твоим Телом и Кровью и имел в себе Тебя, живущего и пребывающего вместе с Отцом и Святым Твоим Духом.

Ей, Господи Иисусе Христе Боже мой! Причащение пречистых и животворящих Тайн Твоих да не послужит мне в осуждение, и да не сделаюсь я от недостойного причащения их немощным душой и телом. Даруй мне, Господи, до последнего моего вздоха неосужденно принимать часть святынь Твоих в общение Духа Святого, в напутствие вечной жизни, в благоприятный ответ на страшном суде Твоем, чтобы со всеми избранными Твоими мог я участвовать в нетленных Твоих благах, которые Ты приготовил любящим Тебя и за которые Ты благословен во веки. Аминь.

Молитва св. Иоанна Златоустого

Господи Боже мой! Знаю, что я недостоин и не пригоден, чтобы Ты взошел под кров дома моей души, потому что он — пуст и повалился, и не найдешь во мне места достойного, чтобы преклонить голову. Но Ты с небесной высоты ради нас явился на земле в смиренном виде; снизойди также и ныне к моему убожеству. И как Ты соизволил возлечь в пещере и в яслях бессловесных скотов, войди также и в ясли моей неразумной души и в мое грешное тело. Как не презрел войти и вечерять с грешниками в доме Симона прокаженного, удостой также войти и в дом моей убогой души, прокаженной и грешной. Как не отвергнул Ты от Себя подобной мне грешной блудницы, пришедшей и прикоснувшейся к Тебе, смилуйся также и надо мной, грешным, приходящим и прикасающимся к Тебе. И как не погнушался нечистотою ее оскверненных уст, поцеловавших Тебя, не погнушайся также еще более нечистыми и скверными моими устами и моими отвратительными, нечистыми и оскверненными губами, и еще более нечистым моим языком.

Но да послужит мне уголь пресвятого Твоего Тела, и честной Твоей Крови в освящение, просвещение и укрепление моей убогой души и тела, в облегчение тяжести многих моих согрешений, в сохранение от всякого влияния дьявольского, в удаление и освобождение от злого и лукавого моего навыка, в умерщвление страстей, в сохранение Твоих заповедей, в умножение Божественной Твоей благодати, в снискание Твоего Царства. Приступаю к Тебе, Христе Боже, не с небрежением, но с дерзновением на неизреченное Твое милосердие, чтобы, уклоняясь на долгое время от общения с Тобою, я не был пойман мысленным волком, как хищным зверем.

Посему молюсь Тебе: Ты, один святый Владыка, освяти мою душу и тело, ум и сердце, и все внутренности, обнови всего меня, укорени страх Твой в моих членах, и сделай, чтобы Твое освящение неизменно было во мне. И будь моею помощью и щитом, в тишине управляя моею жизнью, удостой меня стояния на правой стороне с Твоими Ангелами, по молитвам и предстательству Пречистой Твоей Матери, бестелесных Твоих служителей и пречистых сил и всех святых, от начала мира угодивших Тебе. Аминь.

Молитва св. Симеона Метафраста

Единый чистый и нетленный Господи, по несказанному состраданию и человеколюбию принявший на Себя всё наше сложное естество от чистой и непорочной крови Девы, сверхъестественно родившей Тебя Духа Божественного наитием и благоволением вечного Отца, Христе Иисусе, Премудрость Божия, и мир, и сила! Ты, воспринятой Тобою плотью животворящие и спасительные страдания принявший: Крест, гвозди, копье, смерть, – умертви мои пагубные для души страсти телесные. Погребением Твоим опустошивший царство ада, погреби благими размышлениями мои дурные намерения и рассей духов зла. Живоносным Твоим воскресением на третий день падшего праотца воздвигший, воздвигни и меня, грехом поскользнувшегося, средства к покаянию мне предлагая. Славным Твоим вознесением плоть воспринятую обоживший и давший ей честь восседать справа от Отца, удостой меня причащением святых Твоих Таинств правой стороны спасаемых достигнуть. Сошествием Утешителя Духа сосудами драгоценными соделавший священных учеников Твоих, яви и меня вместилищем Его пришествия. Вновь грядущий праведно судить вселенную! Благоволи и мне встретить на облаках со всеми святыми Твоими Тебя, Творца и Создателя моего, дабы я бесконечно прославлял и воспевал Тебя, с безначальным Твоим Отцом и всесвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва св. Иоанна Дамаскина

Владыка Господи Иисусе Христе, Боже наш, милосердный и человеколюбивый, один имеющий власть прощать грехи людям, презри (забудь), прости все мои прегрешения, сознательные и несознательные, и сподоби меня без осуждения причаститься Твоих божественных, преславных, пречистых и животворящих Тайн не в наказание, не в умножение грехов, — но в очищение, освящение, в залог будущей жизни и царства, в твердый оплот, в защиту, в поражение врагов, в истребление многих моих согрешений. Ибо Ты — Бог милости и щедрот, и человеколюбия, и Тебя прославляем с Отцом и Святым Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва св. Василия Великого

Знаю, Господи, что я недостойно причащаюсь пречистого Твоего Тела и честной Твоей Крови, и виновен, и ем и пью осуждение себе, не сознавая, что это — Твое Тело и Кровь, Христа и Бога моего. Но, надеясь на Твои милости, прихожу к Тебе, сказавшему: «Кто ест Мою плоть и пьет Мою кровь, тот пребывает во Мне, и Я в нем.» Умилосердись же, Господи, и не обличи меня грешного, но поступи со мной по Твоей милости, и да послужит мне Святыня сия во исцеление, очищение, просвещение, в охранение, спасение и освящение души и тела, в прогнание всякого мечтания и лукавого дела, и нападения дьявольского, воздействующего посредством мысли во мне, — в дерзновение и любовь к Тебе, в исправление жизни и укрепление ее, в умножение добродетели и совершенства, во исполнение заповедей, в общение со Святым Духом, в напутствие в вечную жизнь, в благоприятный ответ на Твоем страшном суде, — не в осуждение.

Молитва св. Симеона Нового Богослова

От скверных уст, от мерзкого сердца, от нечистого языка, от души оскверненной прими моление, Христе мой, и не отвергнув ни слов моих, ни нрава, ни бесстыдства, дай мне свободно говорить то, что я хочу, Христе мой, но лучше и научи меня, что мне должно делать и говорить. Согрешил я более блудницы, которая узнав, где Ты пребываешь, купив мира, дерзнула прийти помазать ноги Твои, Христа моего, Владыки и Бога моего. Как её Ты не отверг, пришедшую от чистого сердца, не погнушайся и мною, Слово! Дозволь же мне и держать и целовать Твои ноги, и потоком слез, как драгоценным миром дерзновенно их помазать. Омой меня слезами моими, очисти меня ими, Слово! Отпусти и согрешения мои и прощение мне подай. Ты знаешь множество пороков, знаешь и раны мои, и язвы мои видишь, но и веру мою знаешь, и усердие видишь, и стенания слышишь. Не сокрыты от Тебя, Боже мой, Творец мой, Искупитель мой, ни капля слез, ни капли часть некая. Не довершенное мною заметили очи Твои, а в книге Твоей находится и ещё не сделанное записанным у Тебя. Посмотри на смирение моё, посмотри, каково моё страдание, и грехи все отпусти мне, Боже вселенной, чтобы с чистым сердцем, трепетною мыслью и душою сокрушенной причастился я Твоих пречистых и всесвятых Таинств, которыми оживляется и обоживается всякий, вкушающий Тебя и пьющий с искренним сердцем. Ведь сказал Ты, мой Владыка: “Всякий вкушающий Мою Плоть, как и пьющий Мою Кровь, тот во Мне пребывает, а Я нахожусь в нем”. Во всем истинно слово Владыки и Бога моего: ведь причащаясь божественных и обоготворяющих Даров, я действительно не один, но с Тобою, Христе мой, Светом, ярким как три солнца, просвещающим мир. Поэтому, чтобы мне не остаться одному, без Тебя, жизни Подателя, дыхания моего, жизни моей, радости моей, спасения миру, – я пришел к Тебе, как Ты видишь, со слезами и душою сокрушенной, умоляя о том, чтобы получить мне избавление от моих согрешений и Твоих жизнь подающих и непорочных Таинств причаститься не в осуждение; чтобы Ты пребыл, как сказал, со мною, трижды несчастным; чтобы обольститель, найдя меня лишенным Твоей благодати, не похитил меня коварно и, обманув, не отвел от обоготворящих Твоих слов. Поэтому я к стопам Твоим припадаю и горячо взываю к Тебе: как Ты принял блудного сына и пришедшую к Тебе блудницу, так прими, Милостивый, и меня, блудного и скверного, с сокрушенною душою ныне к Тебе приходящего. Знаю, Спаситель, что никто другой не согрешил пред Тобою как я, и не соделал дел, какие я совершил. Но я также знаю то, что ни тяжесть согрешений, ни грехов множество, не превосходит Бога моего многое долготерпение и человеколюбие величайшее, но с милостивым состраданием Ты и очищаешь, и просвещаешь горячо кающихся, и к свету приобщаешь, щедро делая их причастниками Божества Твоего; и – что дивно и Ангелам, и человеческим мыслям, – беседуешь с ними многократно, как с истинными Твоими друзьями. Это дает мне смелость, это окрыляет меня, Христе мой! И, дерзновенно уповая на Твои богатые к нам благодеяния, радуясь и вместе трепеща, я, трава, причащаюсь огня, и бываю – дивное чудо – неизъяснимо орошаем, как в древности куст терновый, горевший, не сгорая. Итак, благодарной мыслью и благодарным сердцем, всеми благодарными чувствами моими, души и тела моего, поклоняюсь, и величаю, и славословлю Тебя, Бога моего, как благословенного и ныне, и вовеки.

Молитва св. Иоанна Златоуста

Боже! Отпусти, разреши, прости мои согрешения, которые я совершил словом, делом, помышлением, вольно или невольно, сознательно или несознательно, и, как милосердный и человеколюбивый, даруй мне прощение во всем. И по молитвам Пречистой Твоей Матери, разумных Твоих служителей и святых сил (ангелов) и всех святых, от начала мира угодивших Тебе, благоволи мне без осуждения принять святое и пречистое Твое Тело и честную Кровь во исцеление души и тела и в очищение худых моих помыслов. Ибо Твое есть царство и сила, и слава, Отца и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва — его же

Владыка Господи! Я не стою того, чтобы Ты вошел под кров души моей, но поскольку Ты, как человеколюбивый, хочешь жить во мне, то я с дерзновением приступаю. Ты повелеваешь, чтобы я отворил двери, созданные Тобою единым, и Ты вошел бы в них со свойственным Тебе человеколюбием. Ты входишь, и просвещаешь помраченное мое помышление. Верую, что Ты сделаешь это, ибо Ты не удалился от блудницы, пришедшей к Тебе со слезами, не отвергнул мытаря, принесшего покаяние, не отогнал и разбойника, познавшего Твое царство, и гонителя, обратившегося к Тебе, не оставил тем, чем он был, но всех, через покаяние обратившихся к Тебе, поместил Ты в среде Своих друзей. Ты один благословленный всегда, ныне и в бесконечные века. Аминь.

Молитва — его же

Господи Иисусе Христе, Боже мой! Отпусти, разреши, очисти и прости мне, рабу Твоему, прегрешения, преступления, падения и все, чем я согрешил от самой юности до нынешнего дня и часа — сознательно или несознательно, в словах, делах, в намерениях, мыслях, занятиях и во всех моих чувствах, — и по молитвам бессеменно (без мужа) родившей Тебя Пречистой Приснодевы Марии, Твоей Матери, единственно несомненной надежды, заступницы и спасения моего, сподоби меня неосужденно причаститься пречистых, бессмертных, и животворящих, и страшных Твоих таинств в прощение грехов, в вечную жизнь, в освящение и просвещение, укрепление, исцеление и здравие души и тела, в уничтожение и совершенное устранение нечистых моих помыслов, дум, предприятий и ночных мечтаний, мрачных и злых духов. Ибо Твое есть царство, сила, честь и поклонение вместе с Отцом и Святым Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва св. Иоанна Дамаскина

Уже я стою пред дверями Твоего храма, а нечистые помыслы не отходят от меня. Но Ты, Христе Боже, оправдавший мытаря, помиловавший хананеянку и отверзший (открывший) разбойнику двери рая, отверзи мне двери Твоего человеколюбия и прими меня, приходящего и прикасающегося к Тебе, как блудницу и кровоточивую. Одна лишь только коснулась края Твоей одежды, тотчас получила исцеление; другая, ухватившись за пречистые Твои ноги, получила разрешение грехов своих. Я же окаянный, дерзающий принять все Твое тело, да не буду опален (обожжен). Но прими меня, как тех двух, и просвети чувства души моей, сжигая греховные наклонности, по молитвам непорочно Родившей Тебя и по молитвам небесных сил. Ибо Ты благословен во веки веков. Аминь.

Молитва св. Иоанна Златоуста

(читается священником при выносе чаши)

Верую, Господи, и исповедую, что Ты истинно Христос, Сын Бога живого, пришедший в мир спасти грешников, из которых я первый. Верую также, что именно сие есть пречистое Тело Твое, и именно сия есть честная Кровь Твоя. Посему молюсь Тебе: помилуй меня и прости мне грехи мои, вольные и невольные, которые (я сделал) в словах и делах, сознательно и несознательно, и удостой меня неосужденно причаститься пречистых Твоих Таинств в оставление грехов и жизнь вечную. Аминь.

Сыне Божий! Удостой меня сегодня быть причастником Твоей таинственной Вечери. Не открою я таинства врагам Твоим, и не дам Тебе лобзания, как Иуда, но, как разбойник, исповедую Тебя. Помяни меня, Господи, в Царстве Твоем! Да не в осуждение будет мне причащение пречистых Твоих Тайн, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь.

Приступая к причащению, говори в себе следующие стихи Симеона Метафраста:

Вот я приступаю к Божественному причащению,

Не опали меня, Создатель, сим причастием,

Потому что Ты — огонь, попаляющий недостойных;

Но очисти меня от всякой нечистоты.

Затем: Вечери Твоей таинственной участником/ в сей день, Сын Божий, меня прими./ Ибо не поведаю я тайны врагам Твоим,/ не дам Тебе поцелуя, такого, как Иуда./ Но как разбойник исповедаю Тебя:/ “Помяни меня, Господи, в Царстве Твоём!”

И стихи: Содрогнись, человек, видя обоготворяющую Кровь:/ ибо она – горящий уголь, недостойных опаляющий./ Тело Божие и обоживает меня, и питает:/ обоживает дух, ум же питает непостижимо.

И тропари: Ты привлек меня любовью, Христе,/ и изменил божественным к Тебе стремлением./ Но сожги огнем невещественным грехи мои/ и насытиться наслаждением в Тебе сподоби,/ чтобы я, ликуя, величал/ два пришествия Твои, Благой.

В светлый сонм святых Твоих/ как войду я, недостойный?/ Ведь если осмелюсь войти с ними в брачный чертог, –/ одежда меня обличает,/ ибо не в такой идут на брак,/ и, связанный, изгнан буду Ангелами./ Очисти, Господи, скверну души моей/ и спаси меня, как Человеколюбец.

И снова: Вечери Твоей таинственной участником/ в сей день, Сын Божий, меня прими./ Ибо не поведаю я тайны врагам Твоим,/ не дам Тебе поцелуя, такого, как Иуда./ Но как разбойник исповедаю Тебя:/ “Помяни меня, Господи, в Царстве Твоём!”

Процесс прохождения таинства

Причастие включает несколько ключевых составляющих:

  1. Проскомидия – на этом этапе подают хлеб и вино. Хлеб состоит из 5 просфор. Они служат напоминанием о 5 хлебах, о которых рассказывается в Евангелии. Красное вино смешивается с водой. Это считается символом того, что по телу распятого Спасителя текла кровь, которая соединялась с водой. Вначале читается молитва о посетивших причастие.
  2. Литургия оглашенных – при этом священнослужитель выносит из Алтаря Евангелие. При этом люди, которые пришли на службу, должны вспомнить о близких и прочитать молитву об их здравии.
  3. Литургия верных – вначале происходит хождение священнослужителей. Оно считается символом шествия Спасителя к кресту. При этом благословляются хлеб и вино. Затем священник принимает причастие за закрытой занавеской в качестве напоминания о Тайной вечере. После этого проводится таинство для прихожан.

На причастии требуется соблюдать следующие правила:

  1. В день причастия прийти в храм к началу утренней службы и полностью ее отстоять.
  2. Во время вынесения священнослужителем Святых Даров склониться до земли, дотронувшись рукой до пола.
  3. Снова поклониться до земли после чтения молитвы «Верую, Господи, и исповедую…».
  4. После открывания Царских Врат начинается проведение причастия. При этом каждому причастнику требуется сложить руки на груди в виде креста. Стоит учитывать, что правая рука должна располагаться сверху.
  5. Первыми принимают причастие священники и дети.

Что делать после причащения

День причастия считается праздником, потому все дела нужно отложить. После завершения обряда необходимо провести остаток времени в молитвах. Существуют правила, которые требуется соблюдать. Однако это нужно делать без избыточного усердия и преувеличения.

Как часто нужно причащаться

Как правило, периодичность причащения определяется для каждого в индивидуальном порядке. Это делает духовник человека. Обычно прихожане принимают причастие во время длительных постов, по воскресеньям и в церковные праздники. Лучше всего делать это как минимум 2 раза в месяц.

Таинство причащения также называется евхаристией. Оно помогает православному человеку соединиться с Господом. При этом обряд включает целый ряд последовательных этапов и требует особой подготовки.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Запинить
Помогла статья? Оцените её
(Пока оценок нет)
Загрузка...
 рассчитывает на Вашу помощь!
Добавить комментарий

Adblock
detector