Описание и история Почаевской лавры, ее святыни и праздники, как добраться
Свято-Успенскую Почаевскую лавру называют одним из наиболее значимых православных храмов. Она располагается на западе Украины и каждый год принимает много паломников. Этот монастырь обладает интересной историей и считается одним из наиболее красивых в Восточной Европе. Он славится своим благочестием. К тому же в храме находится чудотворная икона Богородицы.
Историческая справка
С историей появления Почаевской лавры люди познакомились благодаря работе протоирея Андрея Хойнацкого. Она называется «Почаевская Успенская лавра. Историческое описание». В этом труде описывается история монастыря. Тут же присутствует рассказ о святынях и наиболее интересных объектах. К тому же в работе есть сведения о том, какой внешний вид имела святыня в разные времена. Протоирей посвятил много времени работе с архивами. При этом в каждом из них присутствовали сведения о том, насколько важна Лавра для православия.
Появление
Согласно преданию, Лавру основали Печерские монахи, которые спасались от нашествия татар. В тот период Волынской областью управлял Данило Романович – Галицкий князь. В итоге монахи, которые обрели пристанище в пещерах Почаевской горы, обосновались тут.
По другой легенде, монастырь основали еще раньше – до нашествия татар. Это сделал греческой монах с Афона. Его звали Мефодием Почаевским. Это событие произошло в 1228 году. Когда информация об основании монастыря добралась до столицы, киевские монахи прибыли туда и присоединились к Мефодию. Постепенно монастырь начал расти и укрепляться. В летописях упоминания о Почаевской лавре датируются 1527 годом.
16-17 века
В конце шестнадцатого столетия Польша провозгласила унию. Однако Почаевская лавра была категорически против католизации православных верующих. В результате с помощью Бога это место превратилось в духовный центр.
Благодаря постоянным молитвам и праведному образу жизни монахи Почаевского монастыря получили известность среди местных жителей. После этого сюда стали приходить пожертвования от богатых людей. В 1597 году одна из помещиц, Анна Гойская, подарила церкви уникальный образ Богоматери. Он получил славу за способность возвращать людям зрение. Помимо лика, монастырь получил от женщины земли и имения. Это стало новым толчком к развитию Лавры.
Спустя полвека после получения монастырем угодий на этом месте был сооружен каменный храм. Средства в его возведение вложили Федор и Ева Домашевские. После того как главой комплекса стал Иов Почаевский, начался настоящий расцвет монастыря. Именно тогда вокруг церкви была сооружена деревянная ограда и общежитие. Также удалось построить 7 каменных храмов. Чтобы распространять православные книги и защищать религию, настоятель Лавры открыл типографию. Там печатали духовную литературу.
В 1675 году к Лавре приблизилось турецко-татарское войско. В то время ее защищал только деревянный забор. Воины обратились с требованием сдать монастырь. Однако местное население, которое скрывалось в стенах храма, встало на защиту своей обители.
На третий день осады церкви началась решающая битва. Во время сражения в Лавре читался акафист перед Почаевским ликом Богоматери. Вдруг над храмом появилась Божья Матерь в огненном сиянии. Она была окружена ангелами и ликом Иова Почаевского. Воины начали обстреливать видение из луков, однако стрелы возвращались и убивали их самих. В результате татары бросились наутек, затаптывая своих же побратимов.
Защитники монастыря были настолько вдохновлены заступничеством Божьей Матери, что устремились за войском. Им удалось взять в плен много татар. Впоследствии они прожились в монастыре несколько лет. Некоторые из воинов даже приняли христианство и остались в храме до конца своих дней.
Греко-католический период
В 1713-1831 годах монастырь оказался под властью униатов. Им управляли монахи-базилиане. При этом греко-католики хотели изменить веру и активно начали строить свои церкви. Этот период ознаменовался возведением Свято-Успенского храма. Тогда же появились кельи монахов и трапезная.
В тот период архитектор Ян Готфрид Готман предложил уникальную террасную композицию храмового комплекса. Благодаря этому Лавра приобрела необыкновенно величественный и очень красивый внешний вид. Меценат Николай Потоцкий выделил на строительство храма немало средств, которые были потрачены с пользой. В тот период Лавра приобрела современный внешний вид.
После русско-польской войны
В 1831 году закончилась русско-польская война. Именно тогда Почаевская лавра возвратилась во владение Российской империи. Николай Первый принял указ, согласно которому в обитель опять вернулось православие. Спустя 2 года монастырь удостоился статуса лавры. При этом он получил четвертое место в империи среди всех лавр. Над Царскими вратами снова разместили уникальную Почаевскую икону Богоматери.
В храме хранились святые мощи Иова Почаевского. В 1842 году для них соорудили раку. Деньги на изготовление серебряного саркофага выделила графиня Анна Орлова-Чесменская. После чего раку с останками разместили в Свято-Троицком храме.
В 1869 году композицию из монастырских строений украсила барочная колокольня. На ее сооружение ушло 8 лет. Высота этой композиции достигает 65 метров.
Троицкий собор комплекса построили в 1912 году. Его автором стал архитектор Алексей Щусев. Здание спроектировали в древнерусском стиле. В структуру Лавры также входили гостиницы, ремесленная школа, мастерская иконописцев. Также храмовый комплекс включал больницу для богомольцев и прихожан.
С началом Первой мировой войны церковь в спешном порядке эвакуировали в Житомир. В это время вывозили иконы, церковный инвентарь, святыни и колокола. Также эвакуации подлежало оборудование свечного завода и типографии. Братию переместили в Святогорскую пустынь, которая располагалась под Харьковом.
В 1915 году обитель захватили австро-венгры. Они открыли тут кафе и кинотеатр, а также осквернили древнейшие храмы. В 1916 году русским войскам удалось освободить монастырь. При этом монахи возвратились в Лавру. В храме возобновили службы и начали восстанавливать хозяйство.
После революции 1917 года монахам пришлось спрятать святыни. При этом они жили своими трудами. Тем не менее, в 1919 году большевики отобрали все ценности, а в 1920 году земли монастырь захватила Польша. Вплоть до 1939 года он находился в собственности Польской Православной Церкви. С большим трудом удалось предотвратить передачу храма католической церкви. Тогда весь православный мир резко высказался против этого. Это помогло сохранить православную принадлежность Лавры.
Советский период и Вторая мировая
Когда в 1939 году началась Вторая мировая война, Советский Союз по пакту Молотова-Риббентропа забрал себе восток Польши. Таким образом Почаевская лавра снова оказалась в СССР. Однако в этом безбожном государстве храм ожидала незавидная участь. Все имущество монастыря передали в государственную собственность. При этом приюты и приходская школа были закрыты, а дети попали в детские дома. Монахов из храма выгнали. Там остались лишь старики и немощные люди.
На пост архимандрита Почаевской лавры назначили архиепископа Волынского и Луцкого Николая. Тогда была установлена каноническая связь Лавры с РПЦ. Во время оккупации Советского Союза Германией Почаевская лавра вошла в состав Украинской автономной Церкви.
После войны этот храмовый комплекс располагается на территории современной Украины. Он стал оплотом православия в западной части СССР. Тут трудились преподобный Амфилохий и Кукша Одесский.
Самым серьезным преследованиям монастырь подвергся в 1958-1966 годах. В период правления Никиты Хрущева церкви активно закрывали и ликвидировали. В 1945 году резко возрос налог на имущество монастыря. При этом у храма отобрали все земли. В гостинице открыли психиатрическую больницу, а в архиерейском доме расположился музей атеизма. Паломники оказывали пожилым монахам монастыря посильную помощь. Однако в 1961 году любые паломничества запретили.
Сами монахи подвергались серьезным репрессиям. Их часто закрывали в психиатрических лечебницах. Монахи писали в различные инстанции письма и жаловались на преследования, однако все это было бесполезно. В результате этой деятельности осталось лишь 35 монахов, однако Почаевской лавре удалось выжить.
Лавра в современности
После распада Советского Союза монастырь вздохнул свободнее. Тогда же было возвращено здание музея и начала работать духовная семинария. К тому же возобновились пастырские курсы.
Лавра стала активно развиваться. В 2013 году на территории храмового комплекса появился Преображенский собор. Он находится на склоне – несколько ниже Успенского собора. Однако по архитектурному величию эти сооружения сопоставимы. Таким образом композиция Почаевской лавры получила новый этап развития. Сегодня тут живет больше 200 монахов. Примерно сотня из них носят статус священников и диаконов.
В монастыре работает Киевская духовная школа. Дети могут посещать воскресную школу. Благодаря занятиям в ней удается сформировать у них традиционное христианское мировоззрение и способствовать воцерковлению.
Архитектурные сооружения
В 1771 году стартовало сооружение уникального собора, посвященного Успению Пресвятой Богородицы. Строительство велось в соответствии с проектом Готфрида Гофмана. Здание было выполнено в стиле позднего барокко и содержало католические элементы.
Фасад храма дополняют 2 башни, которые располагаются под углом к основной оси. Собор находится в центральной части монастырского комплекса. Его золотые купола красиво смотрятся в солнечных лучах на фоне белоснежных зданий, расположенных поблизости. Над входом в собор расположена икона Успения Богоматери. Храм стоит на горе на высоте 56 метров над землей. При этом его длина составляет 54 метра, а ширина – 60.
Внутри постройка обладает крестообразной формой. Ее дополняют росписи и иконы. Также в храме присутствуют изображения, которые связаны с его историей и событиями из жизни Иисуса Христа. Росписью собора в начале девятнадцатого века занимался живописец Лука Долинский.
В 1874 году роспись после пожара потребовала обновления. Эти работы выполняли художники Лавры под началом академика Васильева. Отделкой храма занимался скульптор Полиевский. При этом автором проекта иконостаса стал академик Нестеров. Его украшают 33 иконы. Успенский собор выглядит очень красиво и величественно.
Какие святыни там есть
Почаевская лавра включает много святынь. Самой главной из них, конечно же, считается икона Почаевской Божьей Матери. Также на месте явления Богородицы присутствует целебный источник. К тому же на территории храмового комплекса можно найти отпечаток стопы Божьей Матери. Еще одной реликвией этого места считаются мощи преподобных Иова и Амфилохия Почаевских, которые тут хранятся.
Местные праздники
Паломники целый год ездят в Почаевскую лавру. Однако максимальный наплыв наблюдается на престольные праздники. Так, 5 августа в храме отмечается день Почаевской иконы Богоматери. При этом на 10 сентября приходится день памяти святого Иова, а 12 мая – отмечается день памяти преподобного Амфилохия. Во время престольных праздников проводятся молебны. В эти дни прихожане могут получить свободный доступ к святыням.
Информация для посещения
Служба в Почаевской лавре начинается каждый день в 5.00. При этом завершение богослужений происходит в 17.00. По вторникам тут читают акафист преподобному Иову, а по субботам – соборный акафист Богоматери. Это происходит после вечерней службы. В воскресные и праздничные дни в 17.00 начинаются всенощные службы и праздничные литургии. В понедельник и четверг тут проводят соборование.
Чтобы попасть в Почаевскую лавру, можно ехать на поезде в направлении Львова или Ужгорода. При этом требуется выйти на станции Радивилов. Отсюда на маршрутном такси можно добраться до Почаева. Расстояние до этой точки составляет 25 километров. Также допустимо выйти в Тернополе и так же добраться до города. С киевского железнодорожного вокзала ездят прямые автобусы непосредственно к храму.
Почаевская лавра – уникальный храмовый комплекс, который имеет непростую, но очень интересную историю. Несмотря на обилие преследований и испытаний, церковь выстояла. Сегодня ее посещает множество паломников из разных уголков мира.