Житие Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, молитвы им

Деятельность Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста припала на IV-V века, на то время, когда язычество и христианство находились на пике противоборства. В нынешнем церковном почитании эта троица святых неделима. Все трое святителей имели превосходное образование, сначала были чтецами, затем получили должность диаконов, творили литургии. Они пытались связать античное наследие с христианством, образованность с благочестивыми понятиями.

Поиск молитв на все случаи жизни

Почитание к троим святителям: Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту

В период правления императора Комнина (1081-1118) в Константинополе между учеными богословами возник конфликт в вопросе почитания трех святителей и великих зачинателей христианской Церкви: Григория Богослова, Василия Великого и Иоанна Златоуста. Спорщики разделились на три группы.

Первая группа ратовала за то, чтобы поставить первым из святителей Василия Великого. Ведь он был необычайно добродетельным человеком, лишенным земных страстей. Василий умел разгадывать природные тайны, организовал монашество, руководил церковной борьбой с еретическими мировоззрениями, был категоричен в вопросах нравственности. Эта группа считала, что Святой Василий достоин стоять выше Иоанна Златоуста, который был более терпим к грешникам.

Вторая группа богословов встала на защиту Златоуста. Они уверяли, что великий константинопольский епископ Иоанн тоже стремился бороться со страстями и пороками, призывал грешников каяться, жить по заповедям. Обладая невероятным красноречием, Иоанн прославился проповедями, в которых растолковывал Божье Слово, объяснял простому люду, как следовать заповедям в обыденной жизни, и это у него получалось лучше, чем у Святых Василия и Григория.

Третья когорта богословов требовала признать главным из троицы святителей Григория. Он славился глубиной и правильностью богословских речей, был необычайно мудрым. В своей мудрости Григорий Богослов достиг наивысшей ступени понимания Бога, только он мог так выразительно и понятно излагать Евангельское учение.

Этот спор затянулся и расширился настолько, что захватил все население Константинополя. Он грозил вылиться в физическое противостояние. Но как-то ночью Евхаитский митрополит Иоанн Мавропод увидел во все трех святителей.

Явившись к нему сначала поодиночке, затем вместе, Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст произнесли: «Видишь, мы вместе стоит рядом с Богом. Никакие размолвки не разделяют нас. Каждый из нас в той мере обстоятельств и дарованного Святым Духом вдохновения учил тому, что требуется для спасения людей. Нет меж нами первого, второго, третьего. Если призовешь одного из нас, двое других будут присутствовать рядом. Посему вели тем, кто ссорится, не учинять раскола из-за нас, ведь при жизни все усилия мы посвятили установлению согласия в мире. Объедини наши памяти в единый праздник, составь для него службу. Передай эту службу христианам, чтобы ее праздновали каждый год. Они будут почитать нас таким образом — единенными перед Богом, а мы будем ходатайствовать в общей молитве об их спасении».

Житие Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, молитвы им

Сказав это, святители озарились ярким светом, поднявшись ввысь. Пробудившись утром, митрополит Иоанн Мавропод сразу собрал народ, рассказал о ночном видении. Народ прислушался к митрополиту, которого уважал за добродетельность. Группы ученых мужей тоже помирились. А Иоанн Мавропод незамедлительно сел за составление службы для величания Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова.

Митрополит решил сделать праздничным 30-е января — конец месяца, на протяжении которого ранее почитались все три святителя в раздельности.

В службе, составленной митрополитом Иоанном, указывается, что три святителя завещали потомкам в своих писаниях чтить и славить Пресвятую Троицу. Три Отца Церкви в самые тяжелые для зарождающегося христианства времена оставили будущим поколениям великое наследие и, несмотря на опасности и гонения, несли свет евангельской веры. Через письменное наследие Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова каждый может достичь вечной блаженной жизни возле Бога и Святых.

Таким образом, январь — месяц празднования памяти множества отцов Церкви и сподвижников, завершается соборным почитанием трех главных святителей. Совершая почитания в этот январский день, верующие как бы отдают дань уважения всему комплексу знаний и пониманий, полученных через тексты проповедников. Это праздник церковной просвещенности и мудрости. В результате день почитания Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова превратился в день памяти всех Церковных Отцов, давших пример настоящей евангельской добродетели.

Житие Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, молитвы им

Молитвенные обращения к троим святителям

Тропарь святителям, глас 4

Я́ко апо́столов единонра́внии/ и вселе́нныя учи́телие,/ Влады́ку всех моли́те/ мир вселе́нней дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак святителям, глас 2

Свяще́нныя и Боговеща́нныя пропове́дники,/ верх учи́телей, Го́споди, прия́л еси́ в наслажде́ние благи́х твои́х и упокое́ние:/ труды́ бо о́нех и смерть прия́л еси́ па́че вся́каго всепло́дия,// Еди́не прославля́яй святы́я Твоя́.

Молитва трем святителям

О, пресве́тлии свети́льницы Це́ркве Христо́вы, Васи́лие, Григо́рие и Иоа́нне, све́том правосла́вных догма́тов вся концы́ земли́ озари́вшия и мече́м сло́ва Бо́жия ху́льных смуще́ния и шата́ния ересе́й угаси́вшия! Припа́дающе к ва́шему милосе́рдию, с ве́рою и любо́вию из глубины́ души́ вопие́м: предстоя́ще престо́лу Пресвяты́я, Единосу́щныя, Животворя́щия и Неразде́льныя Тро́ицы, за Ню́же сло́вом, писа́нием, и житие́м до́бре подвиза́стеся и ду́ши своя́ полага́сте, всегда́ моли́теся Ей, да укрепи́т и ны в правосла́вии и единомы́слии, и непоколеби́мем да́же до сме́рти испове́дании ве́ры Христо́вы, и во вседуше́внем послуша́нии Его́ Це́ркви Святе́й; да препоя́шет ны с высоты́ си́лою на вся неви́димыя и ви́димыя враги́ на́ша; да соблюде́т Це́рковь Свою́ незы́блему от неве́рия, суеве́рия, ересе́й и раско́ла; да да́рует наро́ду на́шему долгоде́нствие и во всем благо́е поспеше́ние; па́стырем на́шим да пода́ст духо́вное трезве́ние и ре́вность о спасе́нии пасо́мых, власте́м суд и пра́вду, во́ином терпе́ние, му́жество и одоле́ние на враги́, си́рым и вдови́цам заступле́ние, боля́щим исцеле́ние, ю́ным благо́е в ве́ре возраста́ние, ста́рцам утеше́ние, оби́димым заступле́ние и всем вся, ко вре́менней и ве́чней жи́зни потре́бная, я́ко да в ми́ре и покая́нии, жела́нием спасе́ния горя́ще, Го́сподеви рабо́тающе, до́брым по́двигом подвиза́ющеся, тече́ние на́ше сконча́ем и сподо́бимся в Небе́снем Ца́рствии ку́пно с ва́ми всегда́ пе́ти и сла́вити пресвято́е и великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Иконы трех святителей

С творениями трех святителей на территории Руси познакомились с XI веке. Примерно тогда и появились первые иконописные изображения трех Отцов Церкви. Хотя наиболее активно такой сюжет в русской иконописи стал распространяться с XV века. Поскольку Иоанн Златоуст, Василий Великий и Григорий Богослов занимают особое положение среди основателей Церкви и проповедников Божьего Слова, во всех культовых сооружениях с XI века их изображали чаще всего в храмовых апсидах.

Житие Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, молитвы им

По традициям иконописи три святителя изображаются исключительно фронтально в полный рост. В центре композиции чаще всего изображали Иоанна Златоуста. Слева от него иконописцы писали Василия Великого, а справа — Григория Богослова. Изредка на отдельных иконах можно увидеть в центре Григория Богослова. Такая нетрадиционная икона «Три святителя» находится, например, в коллекции Музея Андрея Рублева.

Три Отца Церкви изображаются в традиционном облачении святителей, у каждого в руке частично развернутый свиток, который находится на уровне живота. На некоторых иконах вместо свитков изображены книги. Святые Григорий и Василий обычно делают именословный благословляющий жест рукой, а Иоанн Златоуст — двуперстный. На некоторых иконах святители изображены на фоне ночного неба со звездами. Эта изобразительная метафора означает высокую, подобную звездному сиянию, деятельность святых учителей, несших Божью мудрость.

Русские храмы, посвященные троим святителям

Православные культовые сооружения, освященные в честь святых Иоанна, Григория и Василия, обычно получают название Храм Трех Святителей. В обиходе такие храмы называют Трехсвятскими или Трехсвятительскими. Это могут быть и церкви, и соборы. В иконописных коллекциях таких храмов главенствующую роль играет икона «Три святителя».

В России Трехсвятские храмы находятся в следующих населенных пунктах:

  • Москва, Кулишки;
  • село Волынщино, Рузский округ Москвы;
  • поселок Белоомут, Луховицкий район Москвы;
  • Санкт-Петербург, Васильевский остров;
  • Нижний Новгород;
  • Симферополь;
  • Тюмень;
  • Саранск;
  • Советск, Калининградская область;
  • село Голоперово, Ярославская область;
  • поселок Сабур-Мачкасы, Мордовия;
  • село Карачельское, Курганская область;
  • село Елизарово, Псковская область;
  • станица Ленинградская, Краснодарский край.

Также Трехсвятские храмы имеются в белорусском Могилеве, румынском Тимишоаре, азербайджанском Шеки, украинском Харькове и черниговском поселке Лемеши. Есть православная кафедральная церковь Трех Святителей и во Франции, в Париже.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Запинить
Помогла статья? Оцените её
(Пока оценок нет)
Загрузка...
 рассчитывает на Вашу помощь!
Добавить комментарий