Житие святой мученицы Александры Римской и ее икона, тексты молитв
Жестокие преследования последователей учения Христа на территории, подвластной Риму, случились в IV веке. Новые властители решили с помощью языческих богов восстановить Римскую империю и укрепить свое господство. О жизни, христианском подвиге святой Александры Римской, супруге императора Диоклетиана, известно из свидетельств о казни великомученика Георгия Победоносца.
Что известно про житие святой царицы римской
В 284 году римским императором был провозглашен Диокл, нарекший себя Диоклетианом. Смерть императора Кара и его сына Нумериана стала причиной сосредоточения власти в руках бывших военачальников. Диоклетиан разделил империю на 4 провинции, оставив одну под своим управлением, а в 3 назначил цезарей. Для укрепления союза были заключены брачные союзы с дочерями цезарей и императора.
Диоклетиан был противником христиан, так как считал, что это вероучение способствует распаду империи. Он поставил цель возродить язычество, чтобы легитимизовать свою власть. По его приказу во всех провинциях стали разрушать христианские храмы. Последователей учения Христа принуждали публично избавиться от книг и принести жертву в языческом храме.
На территории империи действовал закон, согласно которому христиане не могли занимать государственные должности, не подлежали защите в суде. Особенно жестокие гонения (пытки, казни) применялись на землях, контролируемых Диоклетианом.
Неоправданная жестокость вызывала внутренний протест не только у верующих в Христа, но и воспитанных в языческой вере. Так случилось с любимым военачальником императора Георгием, его женой Александрой и дочерью Валерией.
Георгий родился в городе Бейруте и был воспитан в христианской вере. Распространение новой религии во II столетии от Р. Х. было поддержано римскими правителями. Число приверженцев вероучения росло. Георгий стал военным. Храбрый, умный солдат был замечен командирами и получил повышение.
Георгий отличился в завоевательных войнах и подавлении восстаний на границах империи. По приказу Диоклетиана армия стала инструментом подавления инакомыслия. Отряды входили в селения, где жили христиане. При отказе совершить жертву перед языческими богами люди подвергались пыткам и казни.
Георгий не мог явно нарушить приказ, но способствовал спасению единоверцев. Нашлись предатели, донесшие на Георгия Диоклетиану. Военачальник был отозван в Никомедию (столицу восточной Римской провинции) и подвергнут допросу. Георгий не стал отрицать, что верит в Христа и не будет отказываться от учения. Он выступил с гневным обращением к правителю, призывая его прекратить гонения на христиан.
Разгневанный властитель приказал подвергнуть его жестоким пыткам:
- Святого заключили в темницу, сковав ноги-руки цепями, положив на грудь тяжелый камень, который придавил его к земле и не давал дышать. Господь дал ему силы выдержать испытание.
- После избиения воловьими жилами окровавленного мученика бросили в ров с негашеной известью, чтобы она разъела его плоть до костей. Молитвенные обращения к Богу снова уберегли Георгия от страданий.
Царица Александра выросла в языческой семье. Желание Диоклетиана возродить поклонение языческим богам ее не возмутило. Слухи об истязании одного их военачальников за веру в Христа распространились по Никомедии. Александра была поражена мужеством Георгия, силой его веры и поддержкой Господа. Она стала свидетельницей, как мученик был невредимым извлечен из негашеной извести.
Диоклетиан, увидев, какое впечатление на жену произвело чудесное спасение христианина, повелел отправиться ей во дворец. Мучения Георгия продолжались 8 дней. Царица Александра не выдержала заточения, пришла на место истязания великомученика, припала к его ногам и объявила, что принимает веру Христа, отвергая языческих богов.
Разгневанный император приказал отрубить обоим голову. Казнь должна была состояться за пределами Никомидии. По дороге Александра почувствовала усталость и попросила у стражи небольшую передышку. Она присела у скалы и умерла. Тело никомедийской императрицы стражники оставили лежать на дороге и отправились далее, к месту казни. О кончине царицы 21 апреля 303 года сохранилась запись в акте мученичества святого Георгия.
Господь не дал умереть новообращенной. Смерть была мнимой. Александра, вместе с дочерью Валерией, еще 10 лет проповедовала заветы Бога в Сирии. В 313 году они вернулись в Никомедию, надеясь на изменение отношения к христианам со стороны нового императора Ликиния. Вероломный правитель приказал отрубить матери и дочери головы, останки бросить в море.
Значение святой мученицы в православии
Раннехристианская мученица – пример силы духа и веры в Бога. Господь не оставляет без поддержки истинно верующих, способных на самоотверженный подвиг во имя Иисуса Христа. Александра не устрашилась гнева мужа, ярость которого против христиан не пощадила и ее.
Почитание великомученицы
День памяти Александры Римской – 6 мая (23 апреля по старому стилю). О дне смерти (21 апреля) царицы имелось упоминание в Богослужебном Уставе X века. В Минологие византийского императора Василия II (сборнике важнейших христианских событий с иллюстрациями) имеется миниатюра с изображением казни вмч. Георгия и смерти Александры Римской и краткое описание ее жизни.
Феофан Начертанный, византийский монах, причисленный православной церковью к лику преподобных, был автором канона в честь Александры Никомедийской. В практику православных богослужений он не был включен. Тропарь о римской мученице читается во время службы в честь святого Георгия.
Римская царица была признана небесной покровительницей российских императриц, принявших при крещении в православие имя Александра:
- Александра Федоровна, жена Николая I. Годы жизни – 1798-1860. До вступления в брак принцесса Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская.
- Александра Федоровна, жена Николая II. Годы жизни – 1872-1918. Немецкая принцесса Гессен-Дармштадтская.
В Армении, на территории русской военной базы «Александрополь» (по имени императрицы Александры Федоровны) в 1837 году было начато строительство храма. В 1842 году он был освящен в честь небесной покровительницы – святой мученицы Александры. В 1918 году церковь сожгли турецкие солдаты. В 2008-2009 году храм был восстановлен и освящен.
В 1840 году при восстановлении церкви Иоасафа в Измайлово в честь Александры Римской был переосвящен один из Престолов. В 1936 году храм был разрушен.
Иконография
Святую Александру Римскую иконописцы изображают отдельно, в сюжете с великомучеником Георгием и ангелом, императором Диоклетианом. На иконе мученица написана в царском наряде, с крестом в правой руке. Левая рука поднята в благословляющем жесте.
В справочнике иконописцев «Ерминии» содержится описание Александры во время казни великомученика Георгия: мертвая царица сидит на камне, ангел принимает ее душу. В сюжете с признанием вероисповедания римский император грозит стоящей перед ним Александрой.
О чем просят перед образом
К иконе мученицы обращаются, когда чувствуют, что соблазны земные расшатывают веру в Бога. Лень, зависть, ревность, жадность и другие человеческие пороки развращают душу, не дают обратиться к Господу с искренней молитвой. Александру Римскую просят помолиться перед Всевышним, чтобы по его милости очиститься от греховной скверны и получить Благодать Святого Духа.
Тексты
К святой обращаются своими словами или повторяют тропарь на службе в память великомученика Георгия или кондак.
Тропарь
Ца́рства земна́го сла́ву презре́вши,/ Еди́наго Христа́, нас ра́ди распя́таго, возлюби́ла еси́/ и, Того́ му́жественне испове́дающи,/ венце́м му́ченическим увенча́лася еси́,/ всеблаже́нная цари́це Алекса́ндро./ Те́мже и ны́не Престо́лу Царя́ сла́вы на Небесе́х предстоя́щи,// моли́ся о спасе́нии душ на́ших.
Кондак
Храм Твой всечестны́й,/ я́ко цельбу́ душе́вную обре́тше вси ве́рнии,/ велегла́сно вопие́м ти,/ му́ченице Алекса́ндро, великоимени́тая:// Христа́ Бо́га моли́ непреста́нно о всех нас.
Александре Римской молятся, чтобы она послала сил на преодоление трудностей и помогла не пасть духом на пути к Господу. К сожалению, кроме её мученической смерти о ней мало что известно.