Житие преподобного Ефрема Сирина и значение святого в православии, текст молитвы
Первые века существования христианской веры – эпоха подвижников и героев, посвятивших свою жизнь распространению учения Иисуса. Ефрем (преподобный) Сирин прославлен православной церковью как святой, сделавший молитвы и тексты Писания ближе простому человеку, написавший понятные поучения и проповеди. Жизнь святого, которого называют учителем покаяния, может быть примером беззаветного служения истинной вере и помощи ближним.
Краткое жизнеописание святого
Жития святых создаются спустя многие годы после их кончины. Источники иногда противоречат друг другу. Невозможно точно определить, исповедовали ли родители Ефрема христианство, по некоторым сведениям, его отец был языческим жрецом.
Родился Ефрем в начале 4 века в Низибии, годом рождения преподобного считают 306 год. Юноша отличался несдержанностью, вспыльчивым и горячим нравом, склонностью к необдуманным действиям. Один неосторожный опрометчивый поступок времен юности оказал серьезное влияние на изменение мировоззрения, характера и всю дальнейшую жизнь. Молодой человек из озорства открыл загон по соседству, корова выбралась из него, попала в когти дикого зверя и погибла. Владелец коровы был бедным человеком, это стало для него серьезной потерей. Ефрема не разоблачили, его проступок остался неизвестен, юноша счастливо избежал заслуженного наказания.
Это событие в жизни молодого человека имело неожиданное и грозное продолжение. Однажды во время поездки Ефрему пришлось заночевать в пути с пастухом, охраняющим стадо овец. Но утром уснувший пастух обнаружил, что часть скота пропала. Хозяин овец посчитал, что гость навел злодеев и помог украсть его собственность. Ефрем был объявлен вором и попал в темницу.
В заточении юноша страдал от несправедливого обвинения, сетовал на судьбу. Ночью вдруг услышал голос, посоветовавший поискать причины случившегося в прошлой жизни. Тут Ефрем вспомнил несчастного владельца погибшей по его вине коровы и понял, что его настигла справедливая кара за совершенный ранее проступок. Пришло раскаяние, понимание закономерности постигших бед.
Это была расплата за прошлый грех, который остался ненаказанным. Господь дал шанс молодому человеку осмыслить свой проступок и раскаяться в нем. Спустя короткое время виновный был найден, а юноша вышел из узилища оправданным.
Важно: после этого события Ефрем Сирин решил уйти от мирской жизни, служить Господу, проводить дни в молитвах.
Начало подвижнической жизни
Осмыслив свою греховную жизнь, желая покаянием исправить вольные и невольные неправедные деяния, молодой человек удаляется в пустыню, ведет аскетический образ жизни, проводит дни в молитвах. Его замечает старец Иаков, известный отшельник и аскет. Епископ Низибийской церкви стал учителем, наставником Ефрема, оказал решающее влияние на формирование его образа мыслей и определил дальнейшую судьбу.
Увидев ученость юноши, горячую тягу к слову Божию, святой поручал ему обучать детей, читать проповеди. Вместе с учителем святой Ефрем ездил в Никею на Вселенский Собор. Даже среди множества знаменитых мужей молодой человек сумел проявить себя знатоком христианского учения и церковных правил.
В это время Ефрема Сирина постигла новая несправедливость – его обвинили в связи с девушкой, которая указала на него как на совратителя. Безропотно и смиренно нес святой упавший на него позор, не противоречил наветам и обвинениям. Чтобы восстановить истину, ему пришлось подняться на амвон с младенцем на руках. Он попросил назвать имя истинного отца ребенка. Господь явил чудо – трижды было названо имя церковного эконома, который также именовался Ефремом. Окружающие уверовали, что святой не только невиновен, но и удостоен Божьей благодати.
Молитвы святого защитили Низибию, когда войска царя персов подошли к городу. Поднявшись на городские стены, Ефрем неустанно молился. Откликнувшись на просьбы святого о защите, Господь послал чудо – огромные тучи насекомых налетели на солдат и рассеяли грозное войско.
На послушании у преподобного Иакова Ефрем находился до смерти святого, затем решил перебраться в Эдессу. Это место славилось великим числом аскетов, схимников, святых отцов, проживающих в окрестностях.
Эдесса в жизни святого
На входе в город святой получил небольшой памятный урок от простой женщины. Путешественница спокойно и беззастенчиво рассматривала Ефрема. Когда он указал ей, что женщине достойнее смотреть в землю, та ответила, что это созданному Богом из праха мужу нужно не поднимать глаз.
В Эдессе Ефрем обращал язычников, работал, чтобы найти средства для пропитания. Его заметили старцы, живущие в окрестностях, предложили присоединиться к ним. Многому научился Ефрем у подвижника христианской веры Иулина, который помогал ученику постичь слово Божие. Они вели богословские беседы, Иулин также считал глубокое покаяние основой веры.
Ефрем нес христианскую веру, толковал священные тексты, клеймил и разоблачал ереси. Во время одной из молитв Господь вразумил его начать писательство. Ефрем Сирин Божьей помощью понял свое предназначение – славить Господа писательским трудом.
Первой большой работой святого стало истолкование Пятикнижия Моисея, которое высоко оценили знатоки церковных текстов. Чтобы не отвлекаться от трудов, Ефрем уходит в лес, уединяется для полноценной работы. Но явившийся святому ангел указывает, что для настоящего служения Господу нужна миссионерская деятельность. Схимник покидает лес, возвращается в Эдессу. В городе Ефрем ведет богословскую и просветительскую работу, набирает учеников, толкует Священное писание. Открытое им училище иноков продолжило работу и после кончины святого.
Путешествие и последние годы земной жизни Ефрема Сирина
Учитель и просветитель Ефрем был скромным и смиренным, хотел набираться мудрости, перенимать знания и духовный опыт у великих подвижников христианской веры. Святой отправляется в Египет, где его радушно и с почтением принимают местные богомольцы. Он знакомится и проводит много времени в беседах со старцем Паисием. На обратном пути Ефрем посещает Кесарию, где происходит знаменательная встреча с Василием Великим, рукоположившим его в диакона.
После возвращения в Эдессу святой хотел осмыслить впечатления и духовный опыт от встреч с великими христианскими подвижниками и провести остаток дней в уединении и молитвах. Но его родной город настигла беда – разразился голод. Призванный на помощь старец убеждал людей с достатком поделиться с голодающими, спасти от мучений и смерти. На слова уважаемого святого откликнулись богатые люди, в городе открыли богадельню, вносили пожертвования, помогали неимущим.
Когда удалившегося в келью святого настигла болезнь, он слег, пещеру окружили верующие, желающие получить благословение. Ефрем принимал пришедших, просил молиться о нем после кончины. Святой не желал пышных похорон, хотел, чтобы его поминали в молениях. Датой кончины Ефрема Сирина считают 373 год.
Канонизирован в лике святых. День памяти – 28 января.
Значение в православии
Православная церковь считает святого великим аскетом и молитвенником, который сочетал уединение и миссионерскую работу, направил свой литературный талант на прославление Господа. Прп. Ефрем создавал свои творения на сирийском языке, но яркость и проникновенность текстов быстро оценили церковные иерархи. Его труды еще при жизни переводили на греческий, а затем – на другие языки. Известно, что слава святого началась еще при жизни. Имя преподобного упоминается в трудах многих современников Сирина, отмечающих общехристианское значение его работ и личности.
Скромность и аскетизм были главными чертами святого, он подчеркивал, что считает себя неученым. Но труды опровергают его слова. Святой хорошо разбирался в церковных текстах, знал географию, был знаком с трудами выдающихся эллинов, мифами язычников и даже естественными науками. Познания святого в разных областях поразили даже Василия Великого, известного ученостью и эрудицией.
Тексты Ефрема Сирина отличались красотой звучания и глубоким смыслом. В кратких словах святой умел выразить глубокое благоговение перед Господом и передать суть христианской веры. В церквах во время богослужений сочинения преподобного читали после Священного Писания. Такой чести удостаивались труды немногих авторов.
По форме творения преподобного заметно отличаются от произведений других христианских писателей. Ефрем Сирин не стремился к догматически четкому изложению христианского учения, не углублялся в дебри богословских определений.
Справка: тексты преподобного изобилуют поэтическими образами, обращаются к чувствам и душе верующих.
Святой богослов не мудрствовал о Господе, а воспевал Всевышнего в молитвах. Сирин заложил основы православного способа славить Бога – с помощью молитвенного опыта верующих, прочувствованного и пережитого во время богослужений и самостоятельно, в уединении.
Большое место в трудах святого занимает разоблачение ересей, которые поразили христианство в 4 веке. Труды Сирина имели конфессиональную православную направленность, что отличает их от текстов большинства его современников-богословов. В этих текстах святой использует ту же линию – не углубляется в догматику и детали, а указывает на отступничество от подлинной веры и скорбит о грехах и вольнодумстве еретиков.
Значительную часть творений святого составляют проповеди, в которых прославляется жизнь «для Бога». Условием вхождения в Царство Небесное Ефрем Сирин считал покаяние, осмысление своих грехов, отказ от стяжательства, борьбу с унынием и праздностью. Господь решает, кто достоин Царствия Небесного, но человек обязан неустанно развивать в себе крупицы Духа Божьего трудом и ежедневными усилиями. Святой писал, что в покаянии человек сам воскрешает себя из мертвых.
Творческое наследие
В сирийских источниках указывается, что Ефрем Сирин создал около 1000 трудов. Часть текстов сохранилась на греческом, латинском, славянском и других языках. Подлинность некоторых трудов не доказана, а только приписывается святому.
Все труды преподобного можно разделить на несколько групп:
- Экзегетические трактаты – толкования библейских текстов. Славу Ефрему принесли толкования «Пятикнижия Моисея», пророчеств, свода 4-х Евангелий Татиана, послания Павла.
- Беседы в стихах. Небольшие поэтические творения называются мемре, они объединены в группы по темам. В форме мемре написаны беседы о Светлой седмице, о вере, о Никомидии, о хвале за трапезой.
- Гимны. Эти тексты исполняются как песни с мелодией.
Тексты святого отца наполнены глубоким чувством, полны аллегорий и скорби о том, что подлинная жизнь разительно отличается от идеалов христианства.
Молитва святого Ефрема считается гимном православия:
«Господи и Владыко живота моего,
дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения,
и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков, аминь.
Боже, очисти мя грешного!»
В коротком тексте заключены основные упования христиан – на осознание и избавление от грехов, обретение терпения, любви, покаяния, предания себя Божьей воле.
Гимнография
Гимны (мадраша), написанные святым отцом, отличаются глубокой богословской сутью и яркостью образов. Они имеют четкий ритм, содержат основной текст и рефрен.
Гимны собраны в несколько циклов:
- «О вере»;
- «О воскресении»;
- «О рае»;
- «Против ересей»;
- «О Церкви»;
- «О девстве»;
- «На рождество Христово».
Гимны, написанные святым, отличает образность и большое число стихотворных размеров (до 50). Ефрем Сирин создал запоминающиеся, трогающие душу тексты, понятные простым верующим, несущие глубокую мысль в доступной форме.
Иконография
На иконах святого Ефрема Сирина часто пишут со свитками молитв и проповедей в руках. В традиции также изображать преподобного во время работы, склоненного над рабочим столом с пером в руке. В монастырях православных стран Ефрема пишут с другими святыми – Феодором Студитом, Феодосием Великим, Стефаном Новым. Иконы преподобного Ефрема Сирина во множестве украшают храмы Афона, хотя на святой горе он не бывал. В 1310 году иконописец Мануил Панселин создал образ святого для Успенского собора.
Монастырь Дионисиат на Афоне расписан Зорсисом Фука. Ростовая икона, кроме лика, содержит несколько цитат святого Ефрема. В Иверском монастыре почитается икона «Успение преподобного Ефрема Сирина», писанная в 15 веке. В Лавре Афанасия Афонского хранятся также мощи святого Ефрема.
Ефрем Сирин глубоко почитался при жизни, славился праведностью, скромностью, не грешил даже помыслами. Он считал главной добродетелью христиан – покаяние, постоянную работу над собой, чтобы быть достойным Царствия Небесного. Христианский поэт и богослов канонизирован, проповеди святого считаются образцом глубокой мысли и образности, понятной всем православным.