Описание и история иконы Сошествие Христа во ад, тексты молитв
Икона «Сошествие во ад» относится к православным образам, свидетельствующим о Воскресении Христа. Иконография берет начало в византийском искусстве VIII века. Сюжет изображали на миниатюрах и рукописях. В русской иконописи схождение Христа в ад начали изображать с X-XI века, по византийским правилам. В православной живописи наиболее известны четыре иконописных памятника, среди которых образ кисти Андрея Рублева.
Сюжет и значение
Таинство Пасхи священно и непостижимо, поэтому непосредственно Вознесение Господа иконописцы не изображают. Пасхальная иконография косвенно указывает на главное событие праздника с помощью предшествующих сюжетов из Евангелия. Одним из пасхальных образов является икона «Сошествие во ад». Образ символизирует пророчество об обретении праведными душами бессмертия, неоднократно упоминаемое в Старом Завете.
В основе сюжета лежат апокрифические, святоотеческие и богослужебные произведения:
- «Евангелие Никодима» II века;
- «Слово якорное», составленное святителем Епифанием Кипрским в VI веке;
- проповеди Евсевия, епископа Александрийского, датированные V-VI веками.
Икона XII века изображает выход из Преисподней Иисуса и Адама. Христос спускается во Тьму, держа в руке крест, и выводит прародителя.
Позднее авторы развили сюжет. На псковской иконе XV века у разбитых врат преисподней стоит Христос, справа от него — Адам. За спиной прародителя изображены фигуры царей Соломона, Давида, других правителей и пророков, упоминаемых в Ветхом Завете. Слева изображена Ева. Прародительница в раскаянии преклонила колени перед Спасителем. За ней следуют ветхозаветные жены. Вверху изображен Иоанн Предтеча.
Редко на иконах о сошествии Христа в ад встречаются три праведные жены, стоящие вокруг Евы. Одна из праведниц протягивает к Спасителю руку. Он тянет руку в ответ, призывая выйти из сумрака преисподней.
На православных иконах XVI века появляются ангелы в красных одеяниях, поверженный ими Сатана и праведники в белом, восстающие из гробов. Художники VII века усложнили икону «Сошествие во ад» сериями клейм, соответствующих главным поминальным дням и праздникам. В центре помещали сложное изображение схождения.
Пример развернутой иконографии — Муромская икона. Кроме ключевых фигур Иисуса, Адама, Евы и Иоанна Предтечи, на среднике присутствуют изображение рая, шествующие к нему праведники, благоразумный разбойник, беседующий с праотцом Енохом и пророком Илией. Вверху витают два ангела со свитками в руках.
Древние иконы с усложненным сюжетом и большим количеством фигур служат образцами для написания храмовых образов и церковных росписей.
Православные изображения спуска Христа в ад
С X века образ «Сошествие во ад» прочно укоренился в русской православной живописи и вошел в состав пасхальных икон. Древние образцы хранятся в Государственном Эрмитаже, Музее Московского Кремля, Государственном Русском музее и Третьяковской галерее.
Сюжет вышивали на праздничном архиерейском одеянии. Среди икон и элементов настенной росписи наиболее известны четыре древнерусских памятника.
Фреска «Анастасис» в Софийском соборе
Росписи на стенах киевского собора частично утратили первоначальный вид. Художники реставрировали фрески без четкого представления о расположении деталей. Фигуры Адама и Иисуса, а также левая часть изображения, переписаны маслом. В целом, фреска отображает основные особенности иконографии:
- Иисус ступает по разрушенным адским вратам;
- правой рукой Спаситель поддерживает Адама, поднимающегося из преисподней;
- в левой руке Христа изображен крест.
Фигуры пророков Исайи и Симеона, предположительно, дописаны слева во время реставрации. Советский искусствовед В. Н. Лазарев предполагал, что изначально рядом с Адамом были изображены только Ева и фигура праведника.
В правой части фрагмента росписи изображены библейские цари Давид и Соломон, восстающие из саркофага. Они предсказывали приход Христа, и повторили предсказание во время пребывания в преисподней. Рядом с царями изображен Иоанн Предтеча. Он указывает на Иисуса в знак подтверждения своего предсказания о явлении Спасителя в аду.
Иконография софийской фрески близка к сюжету иконы XII века из Эрмитажа. Роспись преисполнена торжественности, особенно подчеркнутой в написании Иисуса Христа.
Прохор с Городца
Икона находится в Благовещенском соборе Московского Кремля и относится к концу XIV века. Автора считают учителем прославленного московского иконописца Андрея Рублева.
О жизни Прохора известно мало. Историки предполагают, что он был родом из волжского города Городец. Характерные особенности его иконописи — резкие переходы от тени к свету. В целом, художник придерживался стилей византийской и греческой иконописных школ.
Прохор участвовал в росписи стен Благовещенского собора и, предположительно, написал иконы для первого иконостаса. Изображения были утрачены из-за перестройки собора и пожара 1547 года. Иконы, которые стоят сейчас на иконостасе, выполнены в технике Прохора с Городца, поэтому его называют автором.
Русский мастер лаконично изобразил схождение:
- под ногами Иисуса — разлом адских врат и черная бездна;
- слева на коленях стоит Адам;
- Спаситель и прародитель тянут друг к другу руки;
- справа преклонила колени и тоже тянет руки Ева в красном одеянии;
- на заднем плане выстроились библейские пророки и цари.
Иисус сделал шаг и чуть склонился к Адаму. Облик Спасителя выражает милосердие и прощение. Адам преисполнен раскаяния и благоговения.
Андрей Рублев
Икона из Троице-Сергиевой лавры напоминает работу учителя московского иконописца, Прохора из Городца.
Особенности «Сошествия во ад» Андрея Рублева:
- Христос протягивает руки к Адаму и Еве, стоящим в правой части иконы;
- Ева изображена стоя, а Адам — коленопреклоненным.
Андрей Рублев немного изменил композицию. На иконе Прохора фигура Адама расположена традиционно справа от Христа, в левой части изображения. Также традиционным считается фронтальное изображение спасителя.
На иконе Андрея Рублева Иисус Христос обращен в левую сторону, спиной к царю Соломону. Библейский царь указывает на Спасителя Давиду. Соломон торжествует — его пророчество сбылось.
Дионисий
Последователь иконописной традиции Андрея Рублева изобразил сошествие Христа в ад в цикле росписей на стенах храма Рождества Богородицы Феропонтова монастыря. Полный цикл иллюстрирует акафист Пресвятой Богородицы.
Фреска соответствует 12 кондаку и дословно передает его смысл: Спаситель пришел к праведным душам в преисподнюю и разорвал рукописание, желая дать Благодать Божию.
В исполнении Дионисия Иисус стоит на перекрещенных обломках врат преисподней. По обе стороны от Спасителя преклонили колени Адам и Ева. Христос держит их за руки. Позади прародителей стоят пророки и цари. Внизу под вратами изображены во тьме два ангела и поверженный ими Сатана, а также праведники в белых одеждах.
Православные молитвы
Праздник схождения Иисуса в ад отмечают в Великую Субботу. В церквях проходят праздничные службы. Накануне Пасхального Воскресения вспоминают песнопения, возвещающие о схождении Христа в преисподнюю. Священнослужители читают стихиры Иоанна Дамаскина и пророчество Ионы, сгинувшего в чреве кита и вновь вышедшего наружу.
Для келейного прославления Воскресения Спасителя предназначены молитва и тропарь.
Молитва Святой Пасхе
О, Священнейший и Величайший Свете Христе, Возсиявый всему миру паче солнца в Воскресении Твоем! В сей пресветлый и преславный и спасительный лень Святыя Пасхи, ликуют вси ангели на небеси и всяка тварь веселится и радуется на земли и всякое дыхание прославляет Тя, Творца своего. Днесь отверзошася райския врата, и свободишася умершия я во ад сошествием Твоим. Ныне вся исполнишася света, небо же земля и преисподняя. Да приидет убо Твой свет и в наши мрачныя души и сердца и да просветит нашу тамо сущую нощь греха, да и мы сияти будем светом правды и чистоты в пресветлыя дни Воскресения Твоего, яко же новая тварь о Тебе. И тако просвещеннии Тобою изыдем свещеноснии во сретении Твое, исходящему Тебе из гроба, яко Жениху. И яко возвеселил еси в пресветлый день сей явлением Своим святых дев зело заутра с миры ко гробу Твоему пришедших, тако и ныне просвети нощь глубокую страстей наших и возсияй нам утро безстрастия и чистоты, да узрим Тя сердечными очесы краснаго паче солнца Жениха своего и да услышим паки вожделенный глас Твой: Радуйтеся! И тако вкусивши Божественныя радости Святыя Пасхи еще зде на земли, да будем причастницы Твоея вечныя и великия Пасхи на небесех в невечернем дни Царствия Твоего, идеже будет веселие неизреченное и празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих Лица Твоего доброту неизреченную. Ты бо еси Истинный свет просвещаяй и освещаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе слава подобает во веки веков. Аминь.
Тропарь Воскресению Христову
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.