Биография святого иконописца Андрея Рублева и его творческий путь, известные иконы
Имя Андрея Рублева, русского иконописца XIV-XV веков, известно во всем мире. В своем творчестве художник опирался на накопленный практический опыт византийской и московской религиозной живописи, создав собственный неповторимый стиль. В его иконах, фресках, миниатюрах нашли отражение духовность и нравственность личности, как это понималось в средневековой Руси.
Краткая биография иконописца
О жизни Андрея Рублева доподлинных данных не сохранилось. Предполагается, что Андрей Рублев родился во второй половине XIV века на территории Московского княжества или Великого Новгорода.
Происхождение
О родовых корнях художника существует догадка, что Рублев был из сословия ремесленников, если отталкиваться от фамилии. На некоторых иконах сохранилась подпись, где фигурирует отчество Иванович. Информации о родственниках не имеется.
Имя, данное при крещении, также неизвестно. Андрей – имя, нареченное при пострижении в монахи. Посвящение в иноки произошло в монастыре на реке Яузе (Андроников монастырь).
Творческий путь
В письменных источниках имя Андрея Рублева упоминается первый раз в 1405 году. В исторической записи засвидетельствовано, что монах Рублев, совместно с Феофаном Греком и старцем Прохором, закончил оформление стены Благовещенского собора в Московском кремле. Стенная монументальная картина была утрачена. В иконостасе храма сохранилось 7 икон, приписываемых кисти Рублева.
Иконописец Феофан был родом из Константинополя, отчего получил прозвище Грек. В 1370 году он прибыл в Новгород, сопровождая митрополита Киприана. Его творческая манера оказала большое влияние на русских иконописцев, в том числе на Андрея Рублева.
Старец Прохор, монах Городецкого мужского монастыря, считается наставником Андрея Рублева в иконописи. Манера Прохора близка к византийской: с сочными красками, бликами. Отличительная черта иконописных изображений – изящество фигур, заостренные носы, маленькие руки. Второе известие об иконописце датируется 1408 годом. В нем упоминается о начале работы Андрея Рублева и Даниила Черного в Успенском храме под Звенигородом.
Даниил Черный, как и Андрей Рублев, был монахом. По возрасту и опыту художника он был старше Рублева. Стилистические приемы живописца напоминают византийский стиль. Соавторство Даниила Черного с Андреем Рублевым определяется в росписи икон Успенского, Троицкого, Благовещенского соборов. Учитель и друг скончался в одно время с Рублевым, из-за чумы.
В этот период золотоордынский хан Едигей предпринял попытку восстановить власть над русскими княжествами, в частности над Московским. На пути к Москве были разрушены Ростов, Нижний Новгород, Серпухов, Переславль. В 1410 году был разграблен и сожжен Владимир, в том числе и Успенский собор. Татары подошли к Москве, но взять ее не смогли.
Война русских князей с ордынцами продолжалась с переменным успехом. Окончательное освобождение от татаро-монгольского ига датируется 1480 годом. Горячая фаза военных действий продолжалась 10 лет. Исследователи биографии Андрея Рублева предполагают, что он в это время спасался в монашеской обители Андроникова.
Следующая дата упоминания имени гениального художника – 1422 год. Начинается воссоздание Троице-Сергиевской монашеской обители под Москвой, разрушенной татаро-монголами. На месте пепелища от деревянного храма над могилой Сергия Радонежского возводится каменный собор. Андрею Рублеву предлагают украсить церковь фресками и иконами.
Окончание жизненного пути
Датой смерти художника считается 1428 год, когда в Московском княжестве вспыхнула эпидемия чумы. В этот период он работал с Даниилом Черным в Андрониковом монастыре над росписью фресок Спасского собора (до настоящего времени не сохранились). Похоронен был рядом с колокольней Спасского собора. Исследователь творческой деятельности Андрея Рублева, Барановский, оспаривает дату смерти, принятую Православной Церковью, утверждая, что он скончался в январе 1430 года.
Немного о технике иконописи
Византийская иконописная школа делала акцент на воспитании у христиан страха перед Судом Божиим. Для этого использовалась сдержанная цветовая гамма. Для стиля Феофана Грека характерна особая манера росписи, отличная от традиционной византийской. В его фресках преобладают черный, белый, красно-коричневый оттенки. Мазки наносятся резкими, острыми штрихами, с пробелами, которые акцентируют внимание на отдельных элементах изображения: руках, лице. Мелкие детали не прописываются, но это не влияет на восприятие изображенных фигур.
Русские иконописцы через искусство Феофана Грека усвоили христианскую символику византийского образца. Для нее характерно слияние земной красоты и духовного аскетизма. Пробелы, оставленные на изображениях, означают божественный свет, одухотворяют лики святых, Господа и Богородицы.
Византийская традиция иконописи приобрела у Андрея Рублева русскую тональность. Образы святых близки верующим. Они тихи и смиренны, в задумчивых глазах светится любовь, на губах – светлая улыбка. В них Андрей Рублев талантливо отобразил душевную востребованность русского человека в христианском вероучении. Бог в представлении Рублева – это добрый Отец, готовый простить и утешить, а не строгий пастырь.
В композиционном плане Рублев остался верным византийскому стилю, сохранив минимализм в обозначении силуэтов. Тонкие очертания складок одежды придают фигурам невесомость. Смешивание полутонов создает впечатление внутреннего сияния, исходящего от иконы.
Андрей Рублев впервые применил в композиции круг, который считал идеальной фигурой. В его центральной части находятся действующие лица библейской легенды. За контуром круга художник образует контрастный ореол, благодаря которому внимание невольно сосредотачивается на главной идее изображения. Другое значение замкнутой линии – все сущее возвращается на круги своя. Святые Рублева отличаются от изображений греческих иконописцев умиротворенностью и отрешенностью от земного мира.
Иконописец отступил от канонического изображения фигур на иконах и фресках: они могут быть слегка искажены, угловаты, слегка развернуты, с наклоном. Рисунок выполнен плавными линиями, в пастельной тональности. Византийские иконописцы использовали приглушенные оттенки, чтобы вызвать у христиан чувства раскаяния и смирения. Феофан Грек применял более насыщенные краски.
Новаторство Андрея Рублева в иконописи отразилось главным образом в изменении эмоционального настроя святых обликов. У Рублева палитра намного богаче. Эмоциональный настрой передается благодаря переливу нежных оттенков, гармонично сочетающихся с более темными и насыщенными цветами.
Вместо аскетичных и строгих лиц – доброжелательные, с полуулыбкой на губах. Золотистые, бирюзовые, розовые, светло-коричневые оттенки создают возвышенную и радостную ауру изображения. Созданные образы как будто наполнены внутренним светом, что дает право называть их чудотворными.
Благодаря этому оптическому эффекту смягчаются суровые библейские сюжеты. Фреска «Страшный суд» Рублева не пугает ужасом вечных страданий, а дает надежду на милость Божью и спасение.«Троица» считается лучшей иконой Рублева, из сохранившихся до наших дней. Была написана в расцвете его таланта. Основной контур – это круг, который образуют склоненные фигуры ангелов. Цветовое решение включает в себя выделение центральной части иконы, контрастность, переливы оттенков. Золотистый фон в сочетании с голубым небом делает композицию выразительнее и объемнее. В сюжете «Троицы» гармонично слились композиция, форма и цвет.
В 1551 году Церковно-земский собор постановил, чтобы отныне все иконы с изображением «Троицы» были подобны рублевскому образу.
В творчестве Андрея Рублева просматриваются три периода:
- ранний, когда мягкая цветовая гамма приглушена;
- средний, с полнозвучным сиянием красо (Троица);
- заключительный, напоминающий Феофана Грека (Апостол Павел)
Лейтмотивом русской иконописи стало прославление Бога, в котором русские христиане видели Небесного Отца, милосердного утешителя.
Почитание
Андрей Рублев был канонизирован в 1988 году причислением к лику святых в чине преподобного. День памяти – 17 июля.
Творческое наследие
Много работ великого русского художника безвозвратно утрачено. Сюжеты икон и фресок взяты художником из Священного Писания, что понятно из названий:
- «Рождество Христово»;
- «Вознесение Господне»;
- «Сошествие в ад»;
- «Благовещение»;
- «Преображение».
Кисти Рублева принадлежат изображения первых апостолов, Богоматери, архангелов Михаила и Гавриила.
Самые знаменитые из сохранившихся изображений:
- «Троица»;
- «Спас» (Звенигород);
- «Архангел Михаил»;
- «Апостол Павел»;
- «Божия Матерь «Умиление»»;
- «Страшный суд» (фрески).
Творческая деятельность Андрея Рублева произвела огромное впечатление на русских иконописцев. У него появилось много подражателей, писавших иконы в подобном стиле. По этой причине искусствоведы тщательно перепроверяют работы Андрея Рублева, чтобы уточнить их подлинность. Андрей Рублев стал основателем самобытной русской иконописной школы, признанной во всем мире.