Житие великомученицы Евфимии Всехвальной и о чем просить перед иконой, текст молитвы к святой
Житие великомученицы Евфимии Всехвальной пришлось на период правления императора-язычника Диоклетиана, зачинателя кровавого преследования христиан. Юная жительница Халкидона терпела муки с собратьями по вере и показывала чудеса, совершаемые молитвой Господу. После воцарения на небесах Евфимия вновь сотворила чудо на земле, чтобы ознаменовать истинность христианской веры.
Краткое жизнеописание святой
О мученических подвигах и чудесах Евфимии Всехвальной известно из описания Симеона Метафраста, анонимного «Мученичества» и «Слова на страдание вмц. Евфимии» святого митрополита Амасии Понтийской, Австерия.
Происхождение
Великомученица Евфимия родилась в 304 году в городе Халкидоне, провинции Европа, в Византии. Девушка происходила из знатной семьи. Родители святой — сенатор Фелафрон и Феодосия.
Житие и служение Богу
Проконсул провинции, Приск, придумал уловку, чтобы выявить тайных христиан. Ярый идолопоклонник призвал жителей прийти на праздник бога войны Ареса и принести жертву.Воины во время торжества обходили город и арестовывали жителей, которые не пошли на жертвоприношение. Непослушных горожан ожидали пытки и смерть, если они не признаются в отступничестве и не вернутся к вере в языческих богов.
Сила воли
В одном доме стражники нашли 50 христиан. Пока язычники восхваляли бога войны, они молились Единому Богу. На службу пришла и дочь сенатора Евфимия. Ее и всех участников богослужения доставили к проконсулу, допрашивали и пытали. Через 19 дней никто так и не раскаялся.
Приск направил помыслы на юную Евфимию. Проконсул решил, что обращение знатной девушки пошатнет убеждения остальных отступников. По его плану, одиночество и страх должны были сломить девушку. Поэтому Приск приказал пытать ее одну.
Сила веры
Евфимию привязали к пыточному колесу с лезвиями, которое вращалось и причиняло страдания. Девушка горячо молилась, и орудие остановилось. Слуги не смогли вновь запустить механизм. К узнице явился ангел и исцелил ее раны. Чудо увидели стражники Виктор и Сосфен.
Спасение Евфимии разозлило Приска. Он приказал Виктору и Сосфену бросить великомученицу в печь. Теперь стражники увидели двух ангелов, взирающих на них из пламени. Воины отказались повиноваться и объявили себя христианами. По приказу проконсула их закрыли на арене и выпустили зверей. Виктор и Сосфен вознесли молитвы к Богу, и их души вознеслись на небеса прежде, чем зубы и когти животных коснулись тел.
Испытание огнем продолжилось для Евфимии. Верные язычники исполнили приказ проконсула и бросили девушку в печь. Она вышла невредимая. Приск велел отвести великомученицу в темницу, а сам стал размышлять. Он объяснял неуязвимость девушки сговором или колдовством.
Чтобы уличить Евфимию либо в том, либо в другом, проконсул подготовил ловушку. По его приказу выкопали канаву, воткнули на дне ножи лезвиями вверх и прикрыли ветками. Приск заставил Евфимию пройти по канаве, умолчав о ножах. Великомученица прошла, будто по твердой земле.
Последнее испытание ожидало Евфимию на арене с дикими животными. Великомученица молилась Господу, чтобы Он забрал ее на небеса. Звери не тронули ее. Только медведица оцарапала ногу и пустила кровь, чтобы просьба Евфимии исполнилась. Душа девушки отлетела, а город сотрясся от землетрясения.
Чудеса
Родители похоронили Евфимию за городом. Рядом с могилой великомученицы построили храм, в который поместили мощи святой. В 451 году в храме Евфимии Всехвальной прошел IV Вселенский собор, посвященный вопросу двойственной природы Иисуса Христа. В то время стало распространяться еретическое учение монофизитов, которые признавали Спасителя только Богом. Первоначальная догма, поддерживаемая православием, гласила о соединении Божественной и человеческой природы Христа.
Дискуссия привела представителей православия и монофизитства в тупик. Патриарх Константинопольский, Анатолий, предложил попросить помощи у Святого Духа и великомученицы Евфимии. Участники Собора подготовили два свитка: православный, с изложением ортодоксального учения, и монофизитский, с отрицанием Иисуса-человека.
Для официального освидетельствования прибыл император Маркиан. Служители открыли раку святой Евфимии. Документы положили на грудь великомученицы. Император запечатал саркофаг и приставил охрану.
Патриархи молились и постились три дня. На четвертый день участники собрания вновь пришли в храм. Первое свидетельство изъявления воли Святого Духа они увидели, когда открыли раку. Свиток с православным учением находился в правой руке великомученицы, а документ монофизитов — у ее ног.
Святая Евфимия сама подтвердила истинность христианской веры и протянула участникам собрания правую руку со свитком. Чудесное явление укрепило христиан и многих еретиков в истинной вере. Убежденных монофизитов отлучили от церкви.
История обретения мощей вмц и их почитание
В записях церковного историка Евгария Схоластика есть описание чудес, происходивших у мощей великомученицы Евфимии в халкидонском храме. Останки источали кровь, которую собирали палкой с губкой на конце через отверстие в раке. Святая являлась во сне благочестивым горожанам и приглашала прийти в храм, чтобы собрать священные дары. Служители разливали собранную жидкость в склянки и раздавали людям.
Император Маврикий усомнился в подлинности животворящей крови великомученицы и хотел взять пробу для исследования. Но произошло чудо — мощи Евфимии испустили много жидкости, и храм наполнился божественным благоуханием. Император раскаялся в неверии.
Останки великомученицы Евфимии находились в Константинополе. Их перевезли в обитель православия в 620 году, чтобы уберечь от разрушения во время разгоревшейся войны с персами. Мощи хранились в церкви, освященной в честь великомученицы.
В 8 веке распространилась новая ересь, поддерживаемая императором Львом Исавром — отрицание икон и мощей, как хранилищ Святого Духа. Священную раку с мощами великомученицы Евфимии бросили в воды Босфора по приказу императора. Саркофаг подняли на борт моряки корабля, который взял курс на остров Лемнос.
Мощи сначала хранились тайно, а потом местный епископ построил церковь во имя святой Евфимии. Саркофаг стоял в храме, пока в конце 8 века новый Патриарх, Тарасий, не пресек ересь и уничтожение святынь. Впоследствии мощи великомученицы Евфимии вернули в Константинополь. Святыня покоится в городе Фанаре, в соборе Святого Георгия.
Явление Паисию Святогорцу
В 1974 году прославленный сподвижник отец Паисий жил на Афоне в каливе Честного Креста. Он редко ездил в город, но трудноразрешимый церковный вопрос заставил его покинуть келью. По возвращении отец Паисий по-прежнему пребывал в расстройстве.
Монах читал часы в своей келье. Вдруг в дверь постучали. На вопрос «кто там?», женский голос ответил «Евфимия». Паисий удивился, откуда на Афоне появилась женщина. Чтобы не поддаваться проискам лукавого, часто морочившего афонских монахов, Паисий не стал открывать. Женщина снова постучала и назвалась Евфимией. Во второй раз святой отец не открыл ей. В третий раз дверь кельи отворилась сама, несмотря на закрытый засов.
Паисий увидел женщину, осиянную светом. Рядом с ней стоял апостол Лука, как показалось старцу, но потом он исчез. Паисий чувствовал благодать, исходившую от женщины, но решил испытать ее и призвал вместе помолиться Святой Троице. Евфимия повторяла за Паисием слова молитвы.
Убедившись после молитвы, что перед ним великомученица Евфимия Всехвальная из древнего Халкидона, Паисий усадил гостью в келье, и у них состоялся разговор. Святая помогла разрешить церковный вопрос, мучивший монаха, а также рассказала о своих мучениях во имя Христа.
Отец Паисий удивился, как такая маленькая и слабая женщина выдержала пытки. Ему показались чудовищными истязания, выпавшие на долю несчастной. Но Евфимия ответила, что за тяжелые испытания мученикам положена благодать на небесах. Святая пришла, чтобы разрешить вопрос церкви, как тогда на Вселенском соборе, а не почтить старца своим присутствием. Паисий после визита Евфимии пребывал в радостном настроении и три дня мог только славить Бога. Он написал в честь великомученицы хвалебные стихиры.
Во время следующей поездки в город Паисий встретился с монахинями монастыря в Суроти и рассказал им о чуде. По описанию старца сестры написали икону святой Евфимии. Паисий сам делал деревянные иконы великомученицы и раздавал паломникам. При изготовлении стальной матрицы ему не удавалось красиво вырезать левую руку Евфимии. В неудачных попытках Паисий видел отплату за проверки святой «на лукавого».
Иконография
В ранней византийской настенной живописи Евфимию изображали юной девушкой в богатой одежде, с венцом мученицы на голове и пальмовой ветвью в руке. На фресках 10 века в церквях Италии, Греции, Македонии великомученица предстает одетой в темный мафорий. Святая держит свиток, крест или простирает ладони вперед, принимая благодать.
Иконы святой Евфимии встречаются редко. Первая известная икона с изображением страданий великомученицы хранилась в ее храме близ Халкидона. На иллюстрации в лондонском варианте Феодоровской Псалтыри Евфимию окружают дикие звери. Также в минологиях изображают чудо на Вселенском соборе.
Атрибуты великомученицы в западной иконографии:
- лилия;
- плащ;
- диадема;
- пальмовая ветвь;
- меч;
- посох.
У ног Евфимии изображали льва. Древнерусские иконописцы следовали византийской традиции изображения святой. Иногда ее голову покрывали белым платком.
О чем можно попросить у великомученицы
Святую Евфимию Всехвальную призывают:
- для разрешения споров по вопросам веры, положения церкви;
- для исцеления глазных болезней;
- с просьбой унять зубную боль.
Древнерусские христиане молились великомученице в засуху о даровании дождя.
Текст молитвы
О, святая всехвальная Евфимие, дево непорочная и великомученице преславная, истинная невеста Христова, нам в защищение Господом данная, услыши ныне моления наша, тебе с любовию приносимыя. Данною тебе от Бога благодатию, помози нам, немощным и убогим, поприще жития сего многотруднаго и многоскорбнаго безбоязненно преити, да возможем, яко же и ты, не устрашатися козней врага злохитростнаго, на ны воздвигаемых и души наша погубити хотящаго. Принеси Господу нашему Сладчайшему Иисусу Христу смиренное моление наше и умоли Его даровати нам крепость и силу, терпение и смирение, да ними возможем врага превозмогати и Господа нашего неустанно прославляти, с Ним же и Небеснаго Отца и Святаго Духа и ныне и присно и во веки веков. Аминь.