Описание иконы Николы Можайского и значение образа, его размещение
Православным людям прекрасно известна личность Николы «с мечом и градом». Этот лик широко распространился во множестве городов и храмов. При этом его происхождение связывают с Можайском, который находится в Подмосковье. Икона, посвященная Николе Можайскому, представляет собой резной лик святителя Николая Чудотворца. Он представлял собой молитвенного заступника людей и находился в основном городском соборе с четырнадцатого столетия вплоть до 1933 года.
Описание и значение деревянного образа святителя Николы
К главным характеристикам трехмерной иконы, посвященной святителю Николе Можайскому, стоит отнести следующее:
- Скульптура сделана из дуба. По высоте она превышает 1 метр.
- Святитель изображается в одеждах епископа. На Николе Можайском присутствуют хитон и фелонь, а сверху – располагается омофор. Раньше он был выполнен в белом цвете и дополнен крестами черного цвета.
- Святитель обладает фронтальным расположением и разводит в стороны руки. В одной руке Николы находится вертикально расположенный меч, а в другой – город-крепость. При этом на изображении присутствует надпись «град Можай».
- По мнению ученых, раньше внутри града располагалась одноглавая церквушка. В настоящее время она утрачена. На ее месте присутствует только отверстие.
- Лик святителя вырезан из дерева и имеет определенные отличия от канонического. Лицо и борода Николы являются не округлыми, а слегка удлиненными. Нос сделан прямым и тоже несколько вытянутым. При этом лицо относится к восточному типажу. Глаза отличаются миндалевидной формой. При смене освещения выражение лица святителя разительно меняется. При этом на смену легкой улыбке приходит грозный взгляд.
- Меч в руке святителя говорит о стремлении защитить веру. При этом он призывает верующих оберегать Отечество, православие, святыни. Град или храм, который держит Никола в руке, тоже представляет собой защитный символ. Также это знак возведения и укрепления православия.
- С технической точки зрения фигура Николы включает несколько составляющих, соединенных друг с другом. В нее входят голова, тело, рука с мечом, изображение града и ноги. При этом омофор можно снять. Под ним будут видны складки одежды святителя.
- Фигура Николы закреплена на плоской подставке. Для этого ее задняя часть была стесана. По предположению историков, лик святителя располагался над въездными вратами в город. Никола встречал всех, кто входит. Впоследствии сверху построили церковь. Туда и поместили резной лик святителя.
- С древних времен фигуру полностью покрывала роспись. В книге писцов сказано, что фигуру святителя щедро покрывали драгоценные камни и металлы. Под воздействием времени и климата некоторые части украшений были утрачены.
Размещение древнего образа в Государственной Третьяковской галерее
В течение длительного времени население Можайска рассматривало Николу как своего заступника и покровителя. В течение многих столетий туда приезжали паломники из разных уголков государства, чтобы поклониться лику святителя. В начале двадцатого века образ Николы Можайского размещался уже не на стене города, а в Никольском соборе. В период преследований церкви его изъяли оттуда и перевезли в столицу.
Сегодня лик святителя располагается в Государственной Третьяковской галерее. При этом на площади Можайска установлена иная скульптура, которая изображает Николая Чудотворца. Ее создал российский скульптор Клыков. Сверху построили часовню-сень.
Материалы по истории и происхождению
Никола Ратный появился в Можайске неслучайно. Согласно легенде, Николай Чудотворец появился в воздухе над городом в момент атаки врагов. Он простер руку к крепости и напугал противников мечом. В результате неприятель убежал, а благодарные люди заказали мастерам создание лика святого.
Считается, что скульптура появилась в начале четырнадцатого века. Именно в этот период Русь пыталась защититься от набегов татар с востока и от атак немецких рыцарей с западной стороны. Чтобы защитить свои земли, православные люди обращались к Господу. С давних времен было принято просить о заступничестве Николая Чудотворца. Чтобы защитить православие, требовалась крепость.
Историкам сложно установить причины появления такого лика святителя. К тому же они не могут дать точного объяснения, почему Можайский образ имеет такое несвойственное для русского православия воплощение. Известно, что в западных странах скульптура развивалась, продолжая античные традиции. Однако на Востоке этот вид искусства вызывал ассоциации с поклонением идолам. Потому он не получил распространения. Таким образом появление трехмерного лика Николы на Руси является уникальным явлением.
В традициях Византии существовало определенное правило изображения церковных иерархов. Это был пастырь, который поднимал руку для благословения и держал Евангелие. При этом воинственными епископов в восточных странах обычно не делали. В этом заключалась главная разница с Западом. В таких странах меч и храм символизировали церковную силу и власть.
Объясняя происхождение необычной для Руси скульптуры, ряд исследователей склоняется к идее влияния Великого Литовского княжества. Некоторые ученые говорят о романском происхождении резной иконографии, которая была позаимствована из западноевропейских стран. Там образ воинственных епископов, которые держат в руках меч, получил широкое распространение в виде скульптуры.
Также идея происхождения такой скульптуры может быть связана с сербскими мастерами. По мнению некоторых исследователей, именно они принесли этот обычай на Русь. Это произошло в 1389 году, когда турки напали на Балканы и захватили их. Для защиты от турецкого ига немало сербов оказалось на русских землях.
Также существует теория, связанная с русскими мастерами, которые умели хорошо работать с деревом и были знакомы с византийскими традициями. Там особенное место отводилось почитанию мощей святых и их сохранению. К тому же существовало правило создания ковчегов-хранилищ для останков. На них был нанесен лик святого в форме барельефа.
Само понятие «Никола Можайский» впервые появилось в конце шестнадцатого века. Оно представлено в книгах писцов города Можайска, которые датированы 1595-1598 годами. Скорее всего, это требовалось для того, чтобы отличить святителя Николая от других многочисленных изображений. Во многом скульптура похожа на лик Николы Зарайского.
Там святой тоже изображается в полный рост с раскинутыми руками. При этом одна из них благословляет, а вторая – держит Евангелие. После разрушительных нападений Батыя, захвата Киева, атак шведов и немцев святитель Николай вынужден был взять меч в руки.
Чудотворная святыня
В сложные для Руси периоды люди обращались к великому Божьему угоднику. Они верили, что святитель Никола помогает облегчить скорби души и тела. Он защищал от врагов и лишал людей страхов. Крестьяне просто любили этого святого и поклонялись ему, особо не вникая в догматы. Довольно часто икона Николая Чудотворца была единственной в домашнем иконостасе. Крестьянское поклонение ежедневно подтверждали чудеса – исцеление детей, избавление от батогов, смягчение гнева господина.
Существует предание, согласно которому войско Ермолая Тимофеева взяло с собой икону Николы Можайского. Перед сражением с Кучумом святитель приснился Ермаку и пообещал поддержать его. В этом бою казакам удалось одержать победу. Затем Никола снова приходил к атаману во сне с призывом жить в чистоте и молиться Господу. Появление Чудотворца стало для Ермака пророчеством. В скором времени атаман оказался в засаде и погиб, утонув в Иртыше.
Помолиться чудотворному лику ездили в Можайск многие великие князья и цари. Известно, что икону посещали Борис Годунов и Иван Грозный. В период Смуты образ захватили враги и увезли во время отступления в Литву. Но противник не повредил святыню. В 1618 году ее возвратили после принятия Деулинского перемирия.
Иконописный образ святителя Николы
В писцовых книгах сказано, что скульптура Николы Можайского располагалась в «в киоте, с деяньем». Эта форма сохранилась и в древнейших живописных творениях. К примеру, существует древний лик Николая Чудотворца в Толмачах. Его создание датируется началом семнадцатого века. Эта икона располагается в стиле в Никольском приделе церкви Сошествия Святого Духа. Аналогичные живописные изображения пользовались большой популярностью и распространялись по приходам. Впоследствии их копировали неизвестные живописцы.
Икона Никольской башни Московского Кремля
В 2010 году закончились реставрационные работы. После чего удалось возвратить надвратные лики на Спасскую и Никольскую башни Кремля. Длительное время они считались безвозвратно утраченными, но в результате эти иконы удалось отыскать под внушительным слоем штукатурки. В свое время неизвестные реставраторы заботливо укрыли святыни, которые планировали уничтожить советские власти.
Трехмерная икона с ликом Николы Можайского считается одной из главных православных святынь. За время своего существования этот лик святителя претерпел много испытаний. Однако и по сей день ему поклоняются тысячи верующих.