Понятие и описание греческих икон, классификация и список образов Богородицы
Греческие иконы отличаются особым способом написания, стилистикой и техникой. Большинство этих черт было унаследовано мастерами восточно-христианских церквей. Но созданные столетия назад образы и в наши дни впечатляют своей самобытностью, красотой и величием. Эти реликвии имеют свою классификацию и типологию. Наиболее обширна иконография Богородицы.
Греческие иконы – понятие и особенности
Иконы – это изображения Бога, Девы Марии, пророков, святых и праведников, почитаемые верующими людьми. Традиция поклонения им возникла вместе с христианством. Согласно преданию, первый образ Богоматери был написан евангелистом Лукой на доске от обеденного стола.
Крупнейшим центром иконописи была Византия. Созданные здесь святыни называют греческими, потому что в империи преобладала греческая православная культура. Важный фактор для византийской традиции – это строгая каноничность. Мастер, изображающий Божественные образы, подчиняет свое творчество ряду правил и законов. Несмотря на это, с течением времени искусство эволюционировало.
Исследователи разделяют историю религиозной художественной традиции Византии на разные периоды. В зависимости от политической ситуации в государстве менялось и отношение к иконам – от полного запрета до расцвета духовной живописи. Если выделять самые главные особенности греческой традиции, то можно перечислить следующие черты:
- строгий подбор красок, фона (чаще всего, фон был золотым), и сюжета, в соответствии с каноном;
- стремление передать духовный мир, условность в изображении ликов, одежд, пропорций;
- санкирный способ письма, то есть сложное моделирование перспективы, благодаря которому достигается ощущение объема;
- упрощение стиля написания в афонской школе – смягчение линий, большая условность рисунка.
Несмотря на периоды политических запретов и турецкого владычества, когда образа святых были запрещены, греческим мастерам удалось сохранить уникальное искусство до наших дней. Сейчас это очень востребованная сфера. Многие паломники и верующие стремятся приобрести иконы, созданные на святой земле Афона.
Классификация
В источниках можно найти разные способы классификации. Но, в большинстве случаев, по назначению выделяют шесть типов:
- именные иконы, с изображением небесного заступника человека;
- мерные образа, которые соответствуют росту ребенка, дарятся на крестины;
- семейные иконы запечатлевают святых, покровительствующих членам фамилии;
- венчальные образа Иисуса Христа и Богородицы нужны для благословения на брак;
- праздничные иконы посвящают торжественным датам христианского календаря;
- обетные образа создают в благодарность Богу, по обещанию.
По технике выделяют два основных направления: это каноничный и академический стиль написания. Для первого характерно строгое следование канону, поэтому велика роль символики, особенностей мимики святых ликов, цветовой гаммы, элементов одежды. Второй стиль отличается более современным прочтением христианских сюжетов, в этом проявилось влияние западноевропейской художественной традиции.
Масштаб изображения может быть оглавным (пишется только лик), оплечным (например, «Спас Ярое Око»), поясным (изображения Божьей Матери с Младенцем Христом типа Одигитрия), тронным (например, «Святая Троица» Андрея Рублева).
На одном образе может быть запечатлен один сюжет, например, «Крещение Иисуса», или несколько историй, как на житийных иконах с клеммами. К последним, многосюжетным изображениям можно отнести и Иерусалимии, повествующие о святых местах города.
Список греческих икон Богородицы
Очень важной составляющей греческой традиции является изображение Богоматери. В разных источниках обнаруживается от четырех до шести типов написания облика Девы Марии:
- Оранта (Молящаяся) – здесь Богоматерь изображается стоящей с молитвенно воздетыми руками. На уровне груди Небесной Царицы вписана сфера, на которой Христос. Этот тип отражает момент воплощения Бога через Деву Марию, то есть беременную Богородицу.
- Одигитрия (Путеводительница) – имеет такое название, потому что на поясном изображении Богородица указывает зрителю рукой на своего сына, Младенца Иисуса, благословляющего Ее. Богоматерь как бы дает духовное напутствие для верующих людей.
- Елеуса (Умиление) – один из самых трогательных и нежных типов. Облик Небесной Владычицы, обнимающей своего сына, отвечающего на ее ласку – это, пожалуй, самое сильное воплощение взаимной любви ребенка и матери, такой понятной для каждого простого человека. Ценность сюжета – в передаче эмоционального состояния христианской жертвенной любви.
- Панахранта (Всецарица) – это величественное изображение Богородицы, восседающей на престоле с Младенцем Христом. Здесь Небесная Владычица олицетворяет силу и славу Церкви Господа.
- Агиосоритисса (Святорачица, Халкопратийская) – образ Богородицы, в одиночестве молящейся за людской род. Дева Мария без младенца изображена вполоборота, с руками, воздетыми к Богу. Один из самых старинных образов Богоматери. Помимо этого типа, существуют и другие изображения Небесной Царицы, без Иисуса.
- Акафистные иконы – это целый ряд икон Девы Марии, в том облике, какой Ее прославляли в акафистах и канонах. К этим образам можно отнести «Неопалимая Купина», «Неупиваемая Чаша» и другие.