Житие Антония Оптинского и его служение Богу, отшельничество и кончина святого
Мужской монастырь Оптина пустынь — всемирно известная обитель русской православной церкви. С XIX века в ее стенах обитают преподобные старцы, несущие людям благодать христианского просвещения. С Иоанно-Предтеченским скитом при обители неразрывно связано имя Антония Оптинского. С детских лет воспитывавшийся в вере и стремлении к богоугодной жизни, он был одним из основателей старчества в Оптиной пустыни и самым молодым скитоначальником.
Краткий обзор жизни преподобного Антония Оптинского
Благочестивый старец был родом из Ярославской губернии. К монастырской жизни Антоний пришел не сразу. Уйти от мирских забот и обрести единение с Господом его сподвигли лишения во время войны с Наполеоном и пример старшего брата Моисея Оптинского. Антоний во всем полагался на него, даже будучи начальником скита.
Благодаря братьям Оптина обитель стала местом сбора мудрых преподобных отцов и до сих пор считается кусочком христианского рая на земле.
Главные факты жития Антония Оптинского:
- в 21 год стал послушником рославльских пустынников;
- в 25 лет принял постриг;
- участвовал в строительстве скита Оптиной пустыни;
- в 28 лет возведен в сан иеродиакона;
- в 30 лет стал скитоначальником;
- в 32 года рукоположен в иеромонаха;
- в 44 года отбыл служить настоятелем в Малоярославецкий Николаевский монастырь;
- в 50 лет за труды на благо монастыря удостоен награды — золотого наперсного креста;
- в 58 лет ушел на покой и вернулся в Оптину пустынь.
В течение 26 лет, до конца жизни Антоний Оптинский страдал от язвенной болезни ног. Преподобный руководил монастырем с постели, вставая лишь на церковную службу.
На склоне лет Антоний Оптинский жил уединенно, не участвовал в делах скита и принимал лишь духовных детей, нуждающихся в его утешении. Прозорливый и красноречивый старец был снисходительным духовником, не обличал, но незаметно приводил людей к покаянию.
Подробное изложение жизни преподобного Антония Оптинского
Родной город старца — Романов (ныне Тутаев). Дата его рождения — 9 марта 1795 года. Преподобный Антоний Оптинский был младшим сыном благочестивой пары Ивана и Анны Путиловых, в миру звался Александром. Его старшего брата, впоследствии Моисея Оптинского, звали Тимофеем.
Родители воспитывали сыновей в богобоязненности и традициях старого православия. Антоний с детства чувствовал призвание к монашескому служению.
Жизнь в обществе
Преподобный оставил записи о своем детстве, семье и родном доме. Рожденный в день памяти Сорока мучеников Севастийских, шестой ребенок в семье Путиловых рос слабым и выжил лишь стараниями матери.
Иван и Анна воспитывали детей в строгости, приучали посещать службы в церкви. Подросший Антоний пел на клиросе вместе с отцом. В доме Путиловых царили мир, любовь и взаимопонимание. Антоний писал, что сам Бог соединил его родителей. На похвалы за воспитание детей мать отвечала, что до хороших они еще не дошли.
Антонию было десять лет, когда старшие братья уехали на заработки в Москву, а затем ушли в Саровскую пустынь. В 14 лет после смерти отца он тоже поехал в столицу и устроился работать к откупщику комиссионером.
В воспоминаниях о мирской жизни Антоний Оптинский ярко описал, как в 1812 году попал в плен к французам. 17-летний парень бежал из Москвы вместе с родственниками, но отстал. В плену Антоний терпел побои, был на рабских правах, перетаскивал награбленный скарб. Ему удалось сбежать и добраться в Ростов к родным.
Вновь будущий оптинский старец устроился работать комиссионером, но мыслями больше обращался к вере. Он много времени проводил в Спасо-Иаковлевском монастыре, где подвизался помощником старца Амфилохия, послушника у раки Димитрия Ростовского.
Выбор духовного пути
В семье Путиловых все же существовал раздор. Несмотря на религиозность, отец был против того, чтобы сыновья становились монахами. Когда Тимофей приехал навестить родителей и сказал, что уже год живет в Саровской обители и готовится к постригу, Иван Путилов ужасно разгневался. Отец все же смирился с выбором старшего сына, но младший после того случая боялся признаться, что хочет последовать за братом.
Потом Ивана сразил недуг. Анна к тому времени знала, что Антоний мечтает стать монахом. Она спросила, как обычно, совета мужа — куда определить Александра. Тот, находясь при смерти, ответил — Богу. Последний завет, который получил Антоний Оптинский от отца — где бы ни довелось жить, всегда бояться Бога.
С десяти лет младший Путилов переписывался с братьями, жившими в Саровской обители, поэтому знал уклад монашеской жизни, получал по почте духовные книги. В одной из них он почерпнул правила, которые нашли отклик в его сердце:
- высокая премудрость — презренно относиться к мирскому и идти к Царствию Божьему;
- душа познает истины Святого Писания в тишине и безмолвии;
- Бог приходит к тем, кто удаляется от мира.
Во время пребывания в Ростове Антоний много молился у мощей святого Димитрия Ростовского. Он находил преимущества в монашестве, но не мог решиться навсегда расстаться с родными и друзьями, мирскими пристрастиями.
Юного Антония пугала перспектива отправиться в незнакомое место, а образ жизни, который предстояло там вести, казался невыносимым. Брат Тимофей развеял сомнения, призвав в письме ничего не бояться и отправляться в путь Христов, а Бог все благоустроит по надобностям.
Жизнь в отшельничестве
Антоний Оптинский, пока еще Александр Путилов, прибыл к скиту преподобного старца Афанасия зимой 1816 года. Сначала он добрался с проводником до ближайшей к расположению пустынников деревни, а потом поехал один верхом. Юноша воззвал к Богу, отпустил вожжи, и лошадь сама пришла к срубу, скрытому в заснеженных зарослях.
У старца Афанасия жил и служил послушником брат Тимофей, уже принявший имя Моисея. В первый же день по прибытии Антоний почувствовал, насколько там чужды мирские страсти, и полностью вручил себя духовному попечению Моисея, которого почитал с того момента как отца. Но прежде, чем вкусить радость просветления, Антонию предстояло усмирить «жестоковыйность».
Моисей не щадил брата, поручал самую тяжелую работу: готовить дрова, ухаживать за огородом, готовить еду. За непослушание Антония ставили на поклоны. Самым неприятным наказанием, но и самым смиряющим дух, оптинский старец называл очищение отхожего места и сбор конского навоза по дорогам для удобрения грядок.
Иногда юный Антоний скучал по обеспеченной мирской жизни и завидовал сверстникам, живущим в достатке. Но тут же послушник раскаивался за роптание, исповедовался Моисею, а прощение почитал за милосердие Господа. Минуты отчаяния сменялись мгновениями воодушевления и восторга. Постепенно во внутренней борьбе и молитве воспитывалась и раскрывалась для благодати душа Антония.
Период в Предтеченском скиту
В 1821 году Владыка Калужский Филарет пригласил рославльских пустынников поселиться в Оптиной пустыни. Моисей, Антоний и другие отшельники расчистили участок в лесу, построили избушки-келии и возвели храм Иоанна Предтечи. Начальником нового оптинского поселения был Моисей. Спустя четыре года его назначили настоятелем Оптинского монастыря. Антоний заменил брата на должности скитоначальника.
Тридцатилетнему иеромонаху предстояло благоустраивать братство, в котором состояли старшие и высшие по духовному сану иноки. Антоний Оптинский проявлял чудеса мудрости и обходительности, показывал пример послушания, неотступно повинуясь воле настоятеля Моисея. Никто из братии не мог упрекнуть молодого скитоначальника в тщеславии и самовозвышении.
Современники отмечали, что в скиту царили чистота и порядок, благоухали цветы, наполняя души и сердца благоговением и духовным наслаждением. Насельниками пустыни в то время были Леонид и Макарий, впоследствии прославленные старцы.
Антоний Оптинский проводил службы в скитской церкви с невероятным самозабвением, будто пребывал в тот час с херувимами. По окончании службы он становился первым слугой старшего брата, следовал его советам по управлению братией. Сам Антоний писал, что нет ничего тягостнее и горестнее, чем быть начальником.
Старчество в Оптиной пустыни развивалось под руководством братьев. Моисей и Антоний сделали так, чтобы внутри скита старцы распоряжались сами. Нововведение не понравилось Владыке Николаю. Антоний пострадал не только из-за тягот должности, но и из-за немилости начальства. Как отметил в записях сам скитоначальник, насельников становилось больше, а единодушия меньше, но совесть, необходимая для духовной жизни, сохранялась.
Руководство Малоярославецким монастырем
В 1839 году в Оптину пустынь приехал Владыка Николай. Он пригласил Антония в скитскую церковь, где сказал положить руку на престол и безропотно принять назначение настоятелем Малоярославецкого монастыря. Скитоначальник выполнил сказанное, испытывая душевные муки. Ведь ему предстояло расстаться с братом Моисеем и любимой обителью.
Уже три года, как Антоний Оптинский болел, иногда не мог стоять на ногах. Вместо новой руководящей должности он хотел бы уединения. Старцу во сне явился святитель Митрофан Воронежский и сказал, что тот познал рай (Оптину пустынь), а теперь должен трудиться и молиться.
Воодушевленный этим наставлением, Антоний прибыл в Малоярославецкий монастырь. Брат Моисей знал, что там не хватает людей для богослужений, поэтому послал в помощь десять оптинских иноков. Старцы из скита писали письма со словами поддержки.
Несмотря на болезнь, Антоний Оптинский благоустроил монастырский Николаевский собор и привел в порядок всю обитель. Старец отказался от сана архимандрита, желая вернуться в Оптину пустынь.
Возвращение в родной монастырь
После окончания трудов, Антония Оптинского несколько лет не отпускали из Малоярославецкого монастыря на покой. Через тринадцать лет он вернулся в родную Оптину пустынь благодаря стараниям Владыки Московского Филарета.
В день возвращения Антоний возблагодарил Бога за великую радость. Он поселился в монастыре, где обитал отец Моисей, а в скит иногда наведывался. Должности скитоначальника и настоятеля были связаны с приземленными заботами о продовольствии, быте братии и о том, какой подать рапорт начальству. Наконец-то душа Антония освободилась от подобных тягот.
В 1856 году к братьям Оптинским приехал третий родной брат, игумен Исаия, настоятель Саровского монастыря. Спустя десятки лет они воссоединились, чтобы втроем служить литургию в честь коронации императора Александра II.
Роль молитвенника и утешителя
Освободившись от начальственных забот, Антоний Оптинский открыл в себе дар к прозорливости, исцелению и духовной рассудительности. Для тех, кто пребывал в печали, он всегда находил слова утешения. При этом старец давал советы только тогда, когда его об этом просили.
Антоний не устрашал и не изобличал людей, придерживаясь слов святого Исаака Сирина о том, что обличение расстраивает. Оптинский старец вместо того говорил мягко и утешительно, а если человек возражал ему, то на своем не настаивал.
Насельники и паломники уважали преподобного старца. Он был внимателен к каждому, независимо от сана, поздравлял с днем Ангела, дарил простые подарки — иконку, книгу, чай. Любой мог прийти к отцу Антонию и рассказать о горестях, в ответ встретить сочувствие и уйти с уверенностью, что рассказ останется в стенах его келии. Порой старец заранее знал, о чем печалится человек, и сразу советовал почитать житие такого-то святого.
Антоний проводил много времени за чтением, интересовался науками, обменивался книгами с духовными детьми. Ноги доставляли ему страдания, но он всегда приходил на службу, был весел. Старец шутил, что праведным Господь посылает скорби, а раны — грешным.
Вскоре послана была и скорбь — преставился отец Моисей. Духовная нить между братьями не прервалась. Антоний беседовал с Моисеем во сне и чувствовал его присутствие наяву.
Кончина праведного человека
В возрасте 70 лет Антоний Оптинский стал схимником. Он уединился еще больше, частично из-за ухудшения здоровья. Старец отказался принимать паломников и редко приглашал братьев-иноков. Долгие беседы тяготили его. Предчувствуя скорый конец, отец Антоний постоянно пребывал в молитве. Редкие гости замечали, что лик старца сделался одухотворенным и сияющим.
В последние дни Антоний Оптинский ощущал в душе радость и умиротворение. Он сам удивлялся этому состоянию и подозревал искушение. Грешный человек должен бояться, а старец называл себя грешным. Но вместо страха он испытывал радость, как перед праздником.
Отец Антоний укреплялся в беседах во сне с братом Моисеем. Он находил облегчение телесных страданий в окроплении богоявленской водой и молитвах о болящем, которые читали над ним духовные дети.
После кончины в 1865 году Антония Оптинского похоронили рядом с братом Моисеем, в Казанском соборе Оптиной пустыни. Многие паломники и иноки из других монастырей приехали проститься со старцем.
https://www.youtube.com/watch?v=TaPjEyXm-Fo&pp=ygUh0LDQvdGC0L7QvdC40Lkg0L7Qv9GC0LjQvdGB0LrQuNC5