Житие святого Константина, икона равноапостолького царя и молитвы
Святой Константин — император Римской империи, возвысивший христианство над язычеством. Он верил, что только христианская религия объединит народ огромной державы. Благодаря Константину крест стал символом победы просвещения и духовности над невежеством и жестокостью. Освобождение христиан от преследований, обретение Животворящего Креста и закрепление понятия «Единосущный Бог» — заслуги, за которые император удостоен звания равноапостольный.
Содержание
- 1 Что известно про житие святого
- 2 Значение великого равноапостольного царя в православии
- 3 Почитание
- 4 Иконография
- 5 Текст акафиста
- 5.1 Кондак 1
- 5.2 Икос 1
- 5.3 Кондак 2
- 5.4 Икос 2
- 5.5 Кондак 3
- 5.6 Икос 3
- 5.7 Кондак 4
- 5.8 Икос 4
- 5.9 Кондак 5
- 5.10 Икос 5
- 5.11 Кондак 6
- 5.12 Икос 6
- 5.13 Кондак 7
- 5.14 Икос 7
- 5.15 Кондак 8
- 5.16 Икос 8
- 5.17 Кондак 9
- 5.18 Икос 9
- 5.19 Кондак 10
- 5.20 Икос 10
- 5.21 Кондак 11
- 5.22 Икос 11
- 5.23 Кондак 12
- 5.24 Икос 12
- 5.25 Кондак 13
- 5.26 Молитва первая
- 5.27 Молитва вторая
Что известно про житие святого
Место рождения Константина — город Наисс, располагавшийся на территории современной Сербии. Его отец — император Констанций Хлор, был язычником, но не преследовал христиан. Мать Константина — царица Елена, приняла христианство.
Путь к вере
Константин родился в 280-м году. От матери мальчик узнал о традициях христианской веры. Как и отец, он замечал добропорядочность и честность христиан.
В 18 лет Константина отправили в Никомидию как заложника по требованию императора Диоклетиана, впоследствии развернувшего кровавую кампанию против иноверцев. Юный царь стал свидетелем подлости и жестокости язычников, в то время как христиане проявляли силу духа. Юноше еще больше стала противна дикость идолопоклонников.
После кончины отца Константин взошел на императорский трон. Ему достался запад Римской империи — Галлия и Британия.
В становлении Константина как правителя и покровителя христиан важную роль сыграли три победы:
- над Максимианом Геркулом — ознаменовалась щедрым жертвоприношением в храме Аполлона, что показывает веру императора в руководство Высших Сил;
- над Максентием, сыном Максимиана — перед сражением Константину было два видения: сияющий крест в небе и явление Господа во сне, призывающего побеждать сим символом. Войско императора выступало с начертанными крестами на щитах;
- над Ликинием — Константин поразил правителя Восточной Римской империи в бою под Адрианополем и стал единолично управлять обширным государством.
Ликиний был соратником Константина и мужем его сводной сестры Констанции. После победы над Максентием он стал замечать благосклонность своих подданных христиан к правителю Запада. Ликиний начал притеснять почитателей соперника. Его гибель и утверждение Константина, как единственного правителя, ознаменовало расцвет христианства в Римской империи.
Борьба с ересью
Полностью искоренить язычество не удалось. Сильная партия идолопоклонников образовалась в Риме и оказывала противодействие. И снова император принял судьбоносное решение. Так, на берегу пролива Босфор появилась столица христианского мира — Константинополь, бывшая Византия.
Правитель Римской империи запретил еретические ответвления христианства — донатизм и арианство. Приверженцы донатизма отрицали святость и действительность богослужений и обрядов, произведенных не в церкви. Они заново крестили тех, кто был посвящен в веру при епископе Цецилиане, противнике почитания мучеников в языческих тюрьмах.
Последователи Ария отвергали божественную сущность Христа и Его единство с Богом-Отцом. В качестве доказательств они приводили смирение и уязвимость Иисуса, описанные в Библии, а также его обращение к Богу «Отец».
Конец ереси положил Первый Вселенский Собор в Никее, созванный Константином. На собрании духовенства был утвержден символ веры — учение о единстве Бога-Отца и Бога-Сына.
На склоне лет
Жизнь императора была прочно связана с христианством. Но, совершая подвиги во имя Христа, он оставался некрещенным. Таков был обычай в 4-м веке — креститься в старости, чтобы смыть совершенные при жизни грехи.
Крещение императора Константина состоялось в 337-м году перед кончиной. Он собирался воевать с персидским царем Сапором Вторым, когда его настигла телесная немощь. Правитель понял, что пора очистить душу от грехов. Обряд проводил епископ Никомидии Евсевий. После крещения император больше не надевал красные монаршие одежды, ходил в белой рубахе. Мощи святого покоятся в церкви Святых Апостолов в Стамбуле.
Значение великого равноапостольного царя в православии
Константин обладал твердым, открытым и воинственным характером. Он прославился как проницательный и мудрый правитель, действовавший по Божьему Промыслу.
Победив Максентия, Константин вошел в Рим и издал указ, разрешающий принимать крещение, открыто исповедовать христианство. Вслед за первым последовал второй указ о возвращении имущества и мест для собраний, конфискованных у христиан в годы преследований.
При императоре Константине произошли глобальные изменения в государстве:
- воскресный день стал праздником;
- в праздничные дни действовал запрет на театральные представления, игрища;
- духовные служители освободились от гражданского долга, церковное имущество не облагалось налогом;
- была отменена казнь через распятие;
- иудеи, не согласные с правилами христианской церкви, считались вне закона;
- рабы, прислуживающие в церквах, получали свободу без долгой судебной тяжбы;
- запрещалось приватно совершать языческие ритуалы и гадания для желающих на дому;
- были отменены штрафы и ограничения для безбрачных граждан, установленные императором Августом для повышения рождаемости.
По распоряжению Константина граждане могли завещать имущество церкви. В государстве развернулось строительство христианских храмов, но внутри не разрешалось устанавливать символы императорской власти — статуи и портреты.
Вместе с подвигом Константина упоминается служение его матери, царицы Елены. Им удалось найти одну из главных реликвий — Крест, на котором распяли Иисуса Христа, а в церковном календаре появился праздник Воздвижения Креста Господня.
Почитание
Императора Константина прозвали Великим за внешние и внутриполитические достижения. За подвиги ради распространения христианства Православная Церковь прославляет его в лике равноапостольных святых. День памяти установлен в день кончины императора — 21 мая (3 июня).
Культ святого сохранился на итальянских островах Сицилии, Сардинии и в частях Европы, долгое время входивших в состав Римской империи.
В западной культуре
Римский сенат увековечил имя почившего правителя как бессмертного бога, наряду с императором Августом, Юлием Цезарем и Траяном. Сохранились скульптурные памятники — статуи и бюсты императора. Голова колосса Константина Великого хранится в Капитолийском музее в Риме, а также в музее Нью-Йорка и сербского города Ниша, бывшем Наиссе. Скульпторы передали волевые черты лица правителя.
В британском Йорке установлен памятник Константину. В этом городе его провозгласили императором. Скульптура изображает правителя восседающим на троне, в величественной позе. Левой рукой он придерживает рукоятку меча, опущенного острием вниз. Статуя правителя в полный рост украшает римскую базилику Сан-Джованни ин Лотерано. Профили императора чеканили на древних монетах. В 313-м году его еще изображали с языческим богом Солнца. На поздних монетах на обратной стороне появляется знамя с монограммой Христа.
В христианской религии
В православии важное значение придается видению Константина. О Святом Кресте в небе говорится в праздничном гимне, сложенном в честь святого.
Почитание Константина и Елены на Руси предшествовало появлению собственных крестителей — княгини Ольги и князя Владимира. В честь святого императора и его матери освящали русские церкви. Ольга крестилась с именем Елена. В праздничной службе, посвященной князю Владимиру, есть слова сравнения с римским императором.
Имя Константин давали при крещении и рождении. Оно стало популярным в русских княжеских и царских семьях. Так звали сына былинного богатыря Добрыни Никитича.
Иконография
Равноапостольного императора изображают с крестом в правой руке, одетым в красный плащ, с короной на голове.
Древние изображения святого Константина:
- мозаика в соборе Святой Софии в Константинополе — по сюжету, он предстает вместе с Юстинианом перед Божьей Матерью с Предвечным Младенцем;
- роспись в соборе Софии Новгородской — общее с царицей Еленой изображение напоминает стилем книжную миниатюру;
- фреска в храме Успения Богородицы на Афоне — образ отображает святого в юности, но венец на голове соответствует поздним годам правления.
Русский художник В. Суриков на эскизе росписи московского храма Христа Спасителя изобразил Первый Вселенский собор. Священнослужители предстают перед сидящим на троне Константином.
На иконах императора часто изображают вместе с царицей Еленой. Святые стоят в полный рост и держат с двух сторон Животворящий Крест. В правой руке Константина — скипетр. Святые одеты в красные плащи, а их головы венчают короны и нимбы. Кроме вклада в развитие христианства, икона символизирует святость семейных ценностей.
Традиции связывать имена святых придерживались и при составлении молитв. Акафист посвящен обоим равноапостольным царям – Константину и Елене.
Текст акафиста
Кондак 1
Избраннии предвечным Царем, святии равноапостольнии Константине и Елено, на всемирное воздвижение Животворящаго и Спасительнаго Креста Господня, имже соделася спасение рода человеческаго, искупленнаго кровию пригвожденнаго на нем Агнца Божия, да вси праведнии и грешнии благодарственно взывают вам:
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.
Икос 1
Ангельский собор на земли зряше велие чудо — како обретеся Святое Древо, на много лет в недрех земли бездушным камением хранимое, ныне же руками архиерейскими возносимое, людие же видевше сие, ниц на землю падоша, слезно вопия: «Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй!» Вас же, святии равноапостольнии Константине и Елено, смиренно величаху:
Радуйся, блаженная мати, зело возлюбившая Христа; радуйся, боговенчанный сыне, слуго Небеснаго Царя.
Радуйтеся, земнии Ангели и небеснии человецы; радуйтеся, строителие таин Божиих.
Радуйтеся, яко вами небо и земля духовно возрадовашася; радуйтеся, яко от всех земнородных вкупе прославишася.
Радуйтеся, достойнии носителие имене Христова; радуйтеся, два светила великая во вселенней.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.
Кондак 2
Видев славный Константин во время брани с Максентием в полудни Крест на небе, светом сияющий, и письмена «Сим побеждай», повеле оковати все оружие и шлемы бранные, да до конца победив врага помощию Крестною, воспоют распятому Христу победную песнь: Аллилуиа.
Икос 2
Разум твой, не просвещен еще святым крещением, царю Константине, просвети Господь во сне нощию, научая победити врага крестным знамением, мы же, дивяся таковому Промыслу Божию о тебе, взываем сице:
Радуйся, двукратным видением Креста свыше озаренный; радуйся, паче всех царей земных превознесенный.
Радуйся, свыше предызбранный на апостольское служение; радуйся, победителю врагов видимых и невидимых.
Радуйся, Крест Господень зело прославивый; радуйся, Церкви Христовой вся силы отдавый.
Радуйся, врага спасения человеческаго посрамивый; радуйся, честным Крестом главу его сокрушивый.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.
Кондак 3
«Силою Креста во брани, — ведал еси, богомудре Константине — Аз спасох град сей от врагов, и сердце мое уязвлено любовию распятаго Христа, Егоже чту, Емуже покланяюся и не возбраняю любящим Его пети блаженную песнь: Аллилуиа».
Икос 3
Имея в сердцы чувство живыя христианския веры, великий Константин повеле, да сокрушатся идолы и да созиждутся храмы, идеже сонмы Ангелов и лики праведных выну молят своего Создателя. Мы же недостойнии, просяще о мире мира и добром ответе на Страшнем Судищи Христове, зовем вам:
Радуйтеся, первии во христианех царие; радуйтеся, милосердием и властию украшеннии.
Радуйтеся, любовию и правдою одеяннии; радуйтеся, от вражиих прелестей избавленнии.
Радуйтеся, уставов церковных хранителие; радуйтеся, девства и целомудрия любителие.
Радуйтеся, языческия храмы нa земли упразднившии; радуйтеся, день воскресный праздновати установившии.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.
Кондак 4
Бурныя потоки христианския крове твоим повелением, святый Константине, прияша конец; сущии в темницех получиша ослабу, крыющиися во пещерах и горах вспять возвращахуся, и чада Церкве лобзанием святым во объятии встречаху друг друга, воспевая Богу песнь хвалы: Аллилуиа.
Икос 4
Слышавше мученицы и страдальцы Христовы повеление твое, богоблаженне Константине, да свободно исповедают веру Христову, возвеселишася и со слезами радости воспеваху ти сице:
Радуйся, великаго Рима украшение; радуйся, узников Христовых свобождение.
Радуйся, языческаго мира упразднение; радуйся, идолов и кумиров сокрушение.
Радуйся, прав и законов утверждение; радуйся, чар волшебных и гаданий карательное запрещение.
Радуйся, о Церкви пекийся, аки чадолюбивая мати; радуйся, возбранивый осужденных на крестех распятие.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.
Кондак 5
Воскресение Христово видевше, воспеваху людие: се Крест, имже прииде радость всему миру. Неведомо бысть миру оружие, имже новый Давид победи смерть, сокрыто бысть от поклонения верных людий, Ангелы токмо охраняху честный Крест, немолчно воспевая: Аллилуиа.
Икос 5
Видя осмидесятилетняя старица, богомудрая мати Елена, сердце твое, пречудне царю Константине, желанием исполнено к прославлению Святаго Древа, сама со тщанием приемлет труды, да открыет сокровище на поклонение всем языком, с любовию зовущих вам таковая:
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, царие премудрии; радуйтеся, двоице святая, Богом возлюбленная.
Радуйтеся, любовию к Нему аки Серафими пламеневшии; радуйтеся, ревностию аки Апостолы послужившии.
Радуйтеся, усердием вашим яко жены с миры пришедшии; радуйтеся, за подвиги ваша от всех земнородных славимые.
Радуйтеся, яко Ангелы с вами ликуют на небеси; радуйтеся, яко человецы выну восхваляют вас на земли.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.
Кондак 6
Проповедником тайны, идеже бе треблаженное Древо, бысть некий Иуда, иже не хоте указати место сие, сего ради изнурен бысть гладом во глубине кладенца по повелению святой царицы Елены, ейже Дух Святый откры, да употребит всякое усилие для взыскания Креста Господня на радость православным христианом, поющим Богу: Аллилуиа.
Икос 6
Возсия луч Божественнаго света в сердцы Иуды, непреклоннаго доселе к прошениям и увещаниям богомудрой царицы Елены, иже, отверз уста, глаголаше: «Близ Голгофы, в капище Венеры, обрящете Крест вашего Христа». Оттоле начата искати, многи труды понесоша, не обретше жe сокровища, зело изнемогша. Егда же ощутиша велие благоухание из недр земли, усугубиша труды и обретоша три креста, тогда вернии людие прославляху вас со слезами:
Радуйтеся, треблаженнаго Древа усердные искателие; радуйтеся, дела апостольскаго неленостные продолжателие.
Радуйтеся, торжество веры православныя явившии; радуйтеся, люди, чтущии Крест Господень, зело возвеселившии.
Радуйтеся, воздух животворным знамением освятившии; радуйтеся, обретением Креста оставившии людем память вечную.
Радуйтеся, принесшии всему миру радость безконечную.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.
Кондак 7
Хотя тщательно уведети Крест, на немже принесеся Жертва Святая, да не воздадят честь Креста иному, блаженный патриарх Макарий повеле возложити кресты на болящу и мертва, сии же ожиша и здрави бяху, тогда людие, видевше чудо, падоша ниц до земли, Животворящему Кресту, победителю смерти и ада, поюще: Аллилуиа.
Икос 7
Новый христианский храм созидает мудрая царица Елена на Голгофе для всемирнаго воздвижения Животворящаго Креста Господня, безчисленное же множество людий молиша блаженнаго патриарха Макария, да сподобятся узрети Господень Крест. Он же, смирения сый исполнен, с освященным собором высоко подъяша Крест, да видят вси; зряще сие, племена и языцы с благоговением и радостию восклицаху:
Радуйся, Треблаженное Древо, имже спасеся двоица первозданная; радуйся, Честное Древо, имже ад испусти узники.
Радуйся, Честное Древо, Архангелами и Ангелами хранимое; радуйся, Честное Древо, пророками богоглаголивыми предзримое.
Радуйся, Честное Древо, преподобных и праведных веселие; радуйся, Честное Древо, кающихся грешников надеждо и спасение.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.
Кондак 8
Странствующему на земли нашего ради спасения, Иже не имеяше, где главы подклонити, воздвигоша храмы, богомудрии Константине и Елено, в Вифлееме рождшемуся, на Голгофе, идеже распятся, на горе Елеон, отонюдуже вознесеся к Безначальному Отцу, и у дуба Мамврийска, идеже Авраам пригласи Его странна, да вси вернии непрестанно поют Серафимскую песнь: Аллилуиа.
Икос 8
Все ваше служение бысть во славу Сладчайшаго Господа и Его Пречистыя Матере, Заступницы мира. Кий язык изречет подъятые вами труды? Кий разум постигнет радость, егда обретеся вами желаемый Крест Господень? Сего ради вси земнороднии благодарно взывают вам:
Радуйтеся, Ангельскою чистотою пожившии; радуйтеся, всем сердцем Господа возлюбившии.
Радуйтеся, апостольскою ревностию потрудившиися; радуйтеся, христианским смирением украсившиися.
Радуйтеся, вся добродетели в себе совокупившии; радуйтеся, блаженство райское унаследовавшии.
Радуйтеся, яко зрите всегда Творца и Господа; радуйтеся, яко мзда ваша многа на небесех.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.
Кондак 9
Всякое еретическое учение отвергше, богомудрии отцы и учителие, собравшиися повелением твоим, царю Константине, на первом Вселенстем соборе, Ария отгнаша и его пособников, и яко гром возгреме во вся концы песнь: Аллилуиа.
Икос 9
Витии сладковещаннии, богоноснии отцы, святители и учители на соборе Никейстем, Николай Мирликийский, Спиридон Тримифунтский, Пафнутий Фиваидский, Павел Неокесарийский, Афанасий Александрийский и прочие исповедницы Христовы, иже, свыше умудрившеся, изложиша тамо Символ веры и всей Церкви узакониша пети Троицу Единосущную, принесше песнь благодарения Верховному Владыце всех Богу и сослужителю своему взывая:
Радуйся, достойный сыне матере своея богомудрыя Елены; радуйся, подражавый ей во смирении неизреченно.
Радуйся, царю, превосходяй мудрость Соломона; радуйся, стяжавый веру праотца Авраама.
Радуйся, законов и власти высокий архитектоне; радуйся, новый Апостоле великаго града Константинополя.
Радуйся, милостивый и кроткий повелителю; радуйся, перваго Никейскаго собора мудрый председателю.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.
Кондак 10
Спастися хотящим в побдвизе девства не возбранял еси, великий Константине, да чистым сердцем возносят молитвы Единому Богу о мире всего мира и, отрешеннии молвы житейския, яко Ангелы поют: Аллилуиа.
Икос 10
Стена, покров и защита бысть тебе во всем Сама Пречистая Дева, Владычица неба и земли. Ейже вручил еси новый град твой на брегах Босфора, да вси людие, укрепляеми Ея милосердым заступлением, воспоминающе веру и подвиги твоя, прехвальне Константине, благоумиленно взывают:
Радуйся, новую столицу Византии освятивый; радуйся, заступлению и покровительству Матере Божией ю вручивый.
Радуйся, храм Божий во имя Ея создавый; радуйся, горячия молитвы в нем возславый.
Радуйся, яко раб разумный таланты своя умноживый; радуйся, волю свою в волю Божию предавый.
Радуйся, храмов святых украшение; радуйся, пастырей Церкве Христовы вразумление.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.
Кондак 11
Пения и усердныя молитвы приносяще ныне во храме вашем, святии равноапостольнии царие Константине и Елено, просим со слезами: воздежите блаженнии ваши руце, имиже приясте Крест Святый, и молите распятаго на нем Господа, да в покаянии непрестанно зовем Ему: Аллилуиа.
Икос 11
Светла и радостна кончина ваша, святии равноапостольнии Константине и Елено, вы бо победоносное знамение в объятиях своих держаще, показуете сим, да возмет кийждо крест свой и, во смирении шествуя путь земнаго странствия, сподобится получить безболезненную кончину и Божественных Таин причащения, со слезами взывая вам:
Радуйтеся, яко поете Ему со Ангелы Трисвятое пение; радуйтеся, яко с собором Апостолов Ему предстоите.
Радуйтеся, яко вкупе со всеми святыми райская селения зрите; радуйтеся, бедных и убогих милостивии попечителие.
Радуйтеся, от уз и пленения скорые свободителие; радуйтеся, праздника не почитающих строгие наказателие.
Радуйтеся, о всех чтущих память вашу пред Господем предстателие.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.
Кондак 12
Благодать мира, тишину испросите притекающим к вашему заступлению, угодницы Божии, сохраните отечество наше от врагов, находящих на ны, и междоусобныя брани, да милость Божию улучим вашими молитвами, вопиюще со всеми святыми Владыце Христу: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще и восхваляюще вас, святии равноапостольнии царие Константине и Елено, празднуем святую память вашу и просим: не забудите нас, грешных, чтущих труды и подвиги ваша, да вси с верою и любовию зовем к вам:
Радуйтеся, града и храма сего покровителие; радуйтеся, пастырем Церкве богомудрии учителие.
Радуйтеся, во тьме заблуждшим яркие светильницы; радуйтеся, за отечество наше теплии пред Богом молитвенники.
Радуйтеся, яко больных, слепых и глухих исцеляете; радуйтеся, яко от нечаянныя смерти избавляете.
Радуйтеся, еретиков и хульников веры страхом правосудия Божия устрашаете; радуйтеся, грешникам кающимся прощения у Престола Божия испрошаете.
Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.
Кондак 13
О двоице премудрая, великие царие Константине и Елено, приимите малое сие моление наше и приносимое вам хваление! Избавите чтущих святую память вашу от греховных страстей и вечнаго осуждения, да ходатайством вашим возможем до скончания дней своих покланятися Животворящему Древу Креста Господня и тамо, идеже сияет свет невечерний, пети во славу Креста: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й «Ангельский собор…» и кондак 1-й «Избраннии предвечным Царем…».
Молитва первая
О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие, начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детям послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога, в Троице славимаго, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
О святии равноапостольнии Константине и Елено! Избавите приход сей и храм наш от всякаго навета вражия и не оставите заступлением вашим нас, немощных (имена), умолите благость Христа Бога нашего даровати нам помыслов мир, от пагубных страстей и всякия скверны воздержание, благочестие же нелицемерное. Испросите нам, угодницы Божии, свыше дух кротости и смиренномудрия, дух терпения и покаяния, да прочее время жития нашего в вере и сокрушении сердечнем поживем, и тако в час скончания нашего благодарно восхвалим прославльшаго вас Господа, Безначальнаго Отца, Единороднаго Его Сына и Единосущнаго Всеблагаго Духа, Троицу Нераздельную, во веки веков. Аминь.