Житие и день памяти преподобного Макария Оптинского, в чем помогает икона и текст молитвы
Оптинская обитель на протяжении столетия (с 20-х годов XIX, до 20-х годов XX века) была духовным центром России. Тысячи людей посетили за это время Оптину пустынь, чтобы получить наставление от Оптинских старцев. Основателем старчества был преподобный Лев Оптинский. К Макарию Оптинскому, его ученику и последователю, за утешением и советом приходили простые люди и знатные вельможи.
Краткое жизнеописание
Макарий Оптинский, один из трех самых известных Оптинских старцев, отличался необыкновенным смирением, отзывчивостью к людскому горю.
Происхождение
Макарий (в миру Михаил Иванов) родился 20 ноября (по-старому стилю) 1788 года в дворянской семье. Николай Михайлович Иванов и Елизавета Алексеевна (отец и мать) были владельцами нескольких небольших имений в Орловской и Калужской губернии. Михаил был старшим из 5 детей. С раннего детства он отличался тихим и кротким нравом, за что был особенно любим матерью.
Житие и служение Богу
До 6 лет семья Михаила жила в селе Железняки, неподалеку от Лаврентьева монастыря. Звон колоколов, посещение монастыря оставили глубокий след в душе ребенка. В 1794 года Ивановы переехали в Москву из-за болезни матери. Через 3 года она умерла от туберкулеза. Сестра отца приняла близко к сердцу судьбу сирот и помогла с обучением старшим племянникам. В 14 лет Михаил поступил на работу бухгалтером в Казенную палату в городе Льгове. За 3 года он зарекомендовал себя аккуратным и исполнительным работником. В свободное время благочестивый юноша увлекался литературой, разбирался в музыке, играл на скрипке.
Молодой человек был очень скромен, застенчив по натуре, а также из-за врожденного косноязычия. Имея высокий рост, он был очень худ по слабости здоровья. Близкие люди в шутку называли его «монахом».
Когда Михаилу исполнилось 18 лет, умер его отец. Братья и сестра предложили ему управлять имением в селе Щепятово. Михаил с радостью оставил службу, надеясь, что у него будет больше свободного времени заниматься чтением и музыкой.
К хозяйственным делам он оказался не способен, так как не умел быть строгим и взыскательным к крепостным крестьянам. Его добротой пользовались соседи-дворяне. Михаил все больше задумывался о смысле жизни, о спасении души. Он стал искать ответ в книгах духовного содержания. После неудачной попытки братьев подыскать ему невесту, он, обрадовавшись этому в душе, принял решение посвятить себя Богу, как его прадед.
В 1810 году Михаил ушел в монастырь, что находится рядом со Щепятино, и домой не вернулся, сообщив родным, что станет иноком. Монашеское служение казалось молодому человеку благодатным даром. Он с большим желанием и трудолюбием выполнял возложенные на него обязанности. Через несколько месяцев он принял постриг первой ступени и был наречен именем Мельхиседек.
Первым наставником Мельхиседека был настоятель Площанской обители. Через 5 лет его постригли на мантию и нарекли Макарием в честь святого Макария Египетского, основоположника православного монашества. Старец Афанасий стал духовным наставником Макария на целых 10 лет. Он привлек его к переписи переводов раннехристианских основателей аскетизма. Знакомство с древними трудами помогло Макарию глубоко постичь учение о спасении души.
Длительная внутренняя духовная работа преобразила Макария, что не осталось незамеченным. В 40 лет его назначают быть духовником Севского Троицкого женского монастыря. Старец Леонид (в схиме Лев) стал его руководителем и помощником в новой деятельности. Через 2 года старец Леонид перешел в Оптину пустынь. Макарий состоял с ним в переписке, желая соединиться с духовным учителем снова.
Его желание осуществилось по прошествии 5 лет: поданное им прошение о переводе из Площанской пустыни в Оптину пустынь было удовлетворено. По прибытии в Предтеченский скит Макарий стал помощником старца Леонида, вел переписку с его духовными чадами. В обители возрождалась традиция аскетического служения Богу, которая была близка Макарию по его стремлениям.
Через 2 года он стал духовником монашествующей братии, а затем скитоначальником, продолжая во всем повиноваться старцу Леониду. Старец неустанно воспитывал в нем смирение, искушая гневными и несправедливыми придирками. Но Макарий на все выпады наставника отвечал с кротким терпением. Старец Леонид все более ценил Макария, советовался с ним по всем вопросам, совместно с ним осуществлял наставничество монашеской братии и духовных детей из мирян.
Перед смертью старец Леонид благословил передачу наставничества Макарию. Исполняя обязанности скитоначальника, Макарий много сделал для обустройства скита. Благодаря его усилиям были построены новые ворота с колокольней, трапезная, библиотека, отремонтирован фасад келий. Было обновлено внутреннее убранство скитской церкви. На территории скита продолжилось обустройство цветников, разведение сада.
Насельники обеспечивали себя фруктами в течение года в свежем, сушеном, консервированном виде. Моченые яблоки, раздаваемые мирянам из близлежащих сел, пользовались большим спросом за свой вкус и полезные свойства. На всю округу славился мед, получаемый в Оптинской пустыне.
Особую заботу проявлял старец о лесах, окружавших Оптину пустынь. Буря, случившаяся в 1849 году, нанесла большой урон зеленым насаждениям. Макарий убедил монахов высадить молодые сосенки взамен погибших деревьев и заботиться о них, пока они не окрепнут. Старец был сведущ в церковном уставе и пении и уделял много внимания совершенствованию службы. Но основной его деятельностью было духовное наставничество монашеской братии и мирян, которые обращались к нему за советом письменно и лично.
Макарий никому не отказывал в общении, старался отвечать на все письма. С каждым годом поток посетителей и письменных обращений все возрастал, и старцу все труднее было выполнять обязанности пастыря. Но он смиренно нес свой крест, считая невозможным от него отказаться.
Посетителей-мужчин старец принимал в келье, к женщинам выходил за ворота скита. Письма горой лежали у него на столе. Ответы на них Макарий писал сам, уделяя этому занятию большую часть своего времени. Главным достоинством человека Макарий считал смирение, проповедуя его словом и делом.
Внешний облик старца умилял знавших его людей. Он никогда не повышал голос, был деликатен к чужим недостаткам, участлив и добр, прост и искренен в общении. Личного участия в богослужениях старец не принимал из-за врожденного дефекта речи, но присутствовал на всех службах. Исключением было пение на утрени Страстной Седмицы.
Смерть
Старец Макарий прожил 72 года. За два года до смерти он принял схиму. Здоровье его слабело с каждым годом, старец сокрушался в письмах родственникам, что у него нет времени, чтобы уединиться и в тишине помолиться Господу.
В августе 1860 года Макарий не смог вставать со своего ложа в келье. Ему была известна дата кончины. Накануне вечером он причастился и простился со всеми. Утром 7 (20) сентября старец Макарий тихо и мирно отдал Богу душу.
Почитание
День памяти старца Макария Оптинского – 20 сентября. Прп Макария поминают 24 октября в общем соборном праздновании для всех Оптинских старцев. Святые мощи обретены в июле 1998 года, находятся в Оптиной пустыне, во Владимирском храме.
Наследие
Старец Макарий Оптинский оставил после себя письма, в которых дает деликатные наставления духовным сыновьям и дочерям, суть которых проявлялась позже. Благодаря преподобному Макарию были изданы в переводе со старославянского на русский язык творения основоположников монашества.
Тропарь и кондак преподобным старцам
Тропарь, глас 1
В молитвах непрестанно пребывающе, благия же и злыя любовию объемлюще, преподобнии старцы Оптинстии, Богу и ближним послужисте, бдением, слезами и пощением дарование многоразличных чудес приясте. Слава Давшему нам таковыя ходатаи, слава Прославльшему вас, слава Богу дивному во святых Своих.
Ин тропарь, глас 6
Православныя веры светильницы, монашества непоколебимии столпи, земли Российския утешителие, преподобнии старцы Оптинстии, любовь Христову стяжавшии и души своя за чада полагавшии, молитеся ко Господу, да утвердит земное Отечество ваше в православии и благочестии и спасет души наша.
Кондак, глас 8
Иже от мира суетнаго уклонившеся, и чистым житием сокровище обретше, попечения о грешных, сущих в мире, не остависте: но яко суще заблуждающим наставницы, и нас от суеты мирския избавите, яко да зовем: Радуйтеся, старцы богомудрии.
Кондак, глас 4
Воистину дивен Бог во святых своих, Пустынь Оптину якоже вертоград старчества явивый, идеже богопросвещеннии отцы, тайная сердца человеческаго ведуще, народа Божия печальницы доблии явишася: сии бо на путь покаяния грехом отягощенныя наставиша, в вере колеблющияся светом Христова учения просветиша и Божией премудрости научиша, страждущим и немощным спострадаша и исцеление дароваша. Ныне же, во славе Божией пребывающе, молятся непрестанно о душах наших.