Житие и смерть преподобной Марфы Дивеевской, почитание и день памяти
Схимонахиня Марфа широко известная в России, как дивеевская святая, прославилась подвижническим образом жизни, преданным служением, безусловным послушанием. Паломники приезжают в церковь Рождества Богородицы, что находится на территории Серафимо-Дивеевского монастыря, чтобы поклониться ей. У ее чудотворных мощей верующие просят о здоровье для себя и близких, помощи в житейских делах, укреплении веры, благословении на добрые дела.
Преподобная Марфа Дивеевская
Из поколения в поколение дивеевские сестры передают историю жития преподобной Марфы. Говорят, что была она необыкновенной отроковицей, наделенной ангельскими качествами. Белоснежное лицо, голубые глаза, светло-русые волосы, статная фигура, высокий рост выделяли девушку среди других монахинь.
Биография
В миру она звалась Марией Семеновной Милюковой. Ее отец – Семен Дмитриевич – был удельным крестьянином. Ему и домочадцам приходилось переживать тяжелые времена. Они еле сводили концы с концами. Приходилось много работать, чтобы накормить семью и заплатить оброк. Милюковы слыли богобоязненными, праведными людьми и были близко знакомы с Серафимом Саровским.
В бедной крестьянской семье воспитывались трое детей. Старшие – Прасковья и Иван – монашествовали и служили примером для младшей сестры – Марии.
Годы детства
Мария появилась на свет 10 (23) февраля 1810 года, была крещена 13 февраля этого же года. Ее родина – деревня Погиблово (в наше время Малиновка) Ардатовского уезда Нижегородской губернии.
С малых лет с особым удовольствием девочка посещала богослужения в приходском храме села Хохлова. В тринадцатилетнем возрасте, в Великий пост, она возвращалась со службы. Дорога шла через реку Иржу. Мария не заметила полынью и чудом не утонула в ней.
Выжив после такого испытания, девочка решила, что это знак свыше. Много времени она посвящала молитвам, не любила шумных игр, часто уединялась.
День памяти
Русская Православная церковь почитает святую Марфу Дивеевскую в лике преподобных 21 августа (3 сентября).
Поступление Марии в Казанскую общину
Через некоторое время после падения в ледяную воду девочка-подросток упросила старшую сестру Прасковью взять ее с собой в Саровскую пустынь к преподобному Серафиму Саровскому. После душевной беседы великий старец увидел в Марии Божью благодать и благословил ее идти в Дивеево. В день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября 1823 года) она была принята в женскую Казанскую общину, расположенную при приходской церкви в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Дивеево.
Начальствовала в общине старица Ксения Михайловна Кочеулова – женщина строгих правил.
Жизнь девушки проходила в постоянной молитве. По натуре Мария была кроткой, смиренной и молчаливой: не разговаривала, только отвечала по необходимости на вопросы других сестер, любила уединение. Чтобы мирские мысли не отвлекали от молитвы, Мария так повязывала платок, чтобы она могла видеть только дорогу под ногами и не смотрела по сторонам. Примерно соблюдала она все заповеди и вела строгую аскетическую жизнь.
Создание Мельничной общины
Серафим Саровский любил скромную, добрую, сердечную и набожную девушку, многое доверял ей за чистоту ее. Свою ученицу он посвящал в откровения, которые получал от Царицы Небесной. 25 ноября 1825 года ему было видение Богоматери с апостолами Иоанном Богословом и Петром. Богоматерь указала преподобному место, где должно было обосновать новую обитель.
9 декабря того же года взял Серафим с собой в пустыньку двух сестер. Здесь, в хижине, подал он сестрам зажженные свечи, поставил справа от висевшего на стене Распятия Марию, слева – Прасковью и, стоя между ними, стал молиться. Спустя час он приложился к Распятию, наказал сестрам прочесть молитву и так же приложиться. На этом месте заложили новую обитель.
Четыре года под началом преподобного Серафима вместе с другими сестрами Мария строила Мельничную обитель. Смиренно она выполняла любую работу: заготавливала лес и столбы для сооружения мельницы, не жалея себя и своего здоровья носила тяжелые камни для возведения храма Рождества Пресвятой Богородицы. Девичью общину назвали Мельничной, в честь построенной здесь мельницы.
Почитание и прославление Марфы
Схимонахиню Марфу в 2000 году причислили к лику местночтимых святых Нижегородской епархии. Позднее, в 2004 году, Архиерейский собор Русской православной церкви прославил Марфу в лике преподобных.
Почитаемая святыня – чудотворные нетленные мощи Марфы – покоится в церкви Рождества Богородицы, в строительстве которого участвовала святая.
Смерть Марфы
Марфа прожила короткую жизнь. Она надорвала здоровье на строительстве храма и маялась с животом. Незадолго до ее смерти отец Серафим тайно постриг девушку в схиму с именем Марфа. Он предвидел кончину и плакал о своей преданной ученице.
Девятнадцатилетняя девушка преставилась Господу 21 августа 1829 года. Преподобный Серафим Саровский рассказал сестрам о тайном посвящении, собственноручно дал для похорон дубовый гроб, схиму, мантию, камилавочку, желтые и белые свечи, полотенца, 25 рублей на похороны и еще 25 – на то, чтобы всем пришедшим проститься дали по три копейки.
В храме, в час отпевания, родной сестре Марии было видение: умершая парила в воздухе вместе с Богородицей в царских дверях. В ответ на этот рассказ Серафим Саровский наказал Прасковье не унывать и сказал, что будет пресвятая Марфа «за весь ваш род молитвенница». И еще старец поведал, что будет она в Царствии Небесном начальницей над дивеевскими сиротами.
Схимонахиню Марфу похоронили на церковном кладбище рядом с преподобными Александрой и Еленой. В 1927 году Дивеевский монастырь был закрыт, надгробные часовенки разрушены. До 1960 года на этом месте находилась автостанция и только в 1991 году, во время раскопок, могилы были восстановлены.
В сентябре 2000 года археологи бережно перенесли останки Марфы, Александры и Елены в церковь Рождества Христова. С 2016 года мощи святых находятся в храме Рождества Пресвятой Богородицы.
За свое недолгое существование Марфа оставила светлый след в душах тех людей, которые имели счастье быть с ней рядом, и сейчас она помогает верующим, которые к ней обращаются за помощью.