Что это такое – Невьянская икона, ее история и формирование традиции
Невьянская икона — это уникальная старообрядческая иконописная школа, история возникновения которой началась в начале XVIII века на Урале. Она сочетает древнерусские традиции иконописи с местными особенностями и влияниями европейского искусства. Школа существовала до начала XX века, а сегодня ее наследие сохранено в музеях, где исследуются и восстанавливаются шедевры этого искусства.
Невьянская икона: Старообрядческая иконописная школа
Невьянская икона представляет собой старообрядческую иконописную школу, которая существовала на Урале с XVIII по XX века. Эта традиция глубоко связана с культурой старообрядцев, не принявших церковные реформы Патриарха Никона. Иконописцы Невьянской школы сохранили древнерусские художественные традиции, однако на их работы также повлияли европейские технологии и культурные изменения того времени.
История иконописной школы
История этой школы начинается в начале XVIII века, когда на Урал стали переселяться старообрядцы, бежавшие от гонений после церковной реформы Патриарха Никона (1653-1666 гг.). Эти религиозные сообщества стремились сохранить свои духовные и культурные традиции, включая древнерусскую иконопись.
Переселение старообрядцев на Урал связано с указом Петра I о строительстве металлургических заводов в регионе, что создало новые экономические возможности для старообрядцев, вынужденных искать убежище вдали от централизованной власти.
На новом месте старообрядцы смогли не только сохранить свою иконописную традицию, но и развить ее в особый художественный стиль, который впоследствии стал известен как Невьянская икона. В основе этого направления лежали древнерусские каноны, но они претерпели изменения под влиянием местных условий и особенностей культуры Урала. Старообрядцы на Урале вели замкнутый образ жизни, что позволило сохранить их уникальный религиозный и культурный уклад. В условиях изоляции они продолжали придерживаться древних традиций, в том числе и в иконописи, избегая влияния официальной церкви.
Невьянская школа просуществовала с начала XVIII века до первой трети XX века. За этот период она прошла через несколько этапов развития. Первоначально мастера воспроизводили традиционные иконографические образы, сохранившиеся с допетровских времен, но постепенно в их работах стали проявляться элементы нового художественного языка. Эти изменения касались как технологий, так и стиля. Мастера использовали особую технику создания образов, которая включала применение тщательно подготовленных досок, натуральных темперных красок и традиционной золоченой росписи.
Исследование Невьянской школы началось в XX веке, когда ученые Г. В. Голынец и О. П. Губкин впервые ввели это явление в научный оборот. Они смогли установить, что эти образы имеют свои характерные черты, отличающие их от других школ России. Большую роль в популяризации Невьянской иконы сыграл Евгений Ройзман, который в 1990-х годах начал собирать и изучать образы старообрядческой школы.
В 1997 году вышел первый альбом «Невьянская икона», основанный на коллекции, собранной Ройзманом, что привлекло внимание широкой публики к этому уникальному культурному явлению. В 1999 году Евгений Ройзман открыл одноименный музей в Екатеринбурге, который стал первым частным музеем иконописи в России.
Первые и последние иконы школы
Первым датированным образом Невьянской школы является «Рождество Богородицы» 1726 года. Последним считается икона «Спас Вседержитель», созданная в 1919 году. Однако мастера продолжали работать до 1950-х годов. Исследователи полагают, что существуют более ранние образцы, созданные в начале XVIII века.
Формирование и развитие иконописной традиции
Формирование школы тесно связано с развитием уральской промышленности. Появление металлургических заводов на Урале создало условия для переселения старообрядцев, которые смогли здесь сохранять свои религиозные обычаи. Влияние европейского искусства и технологий сыграло значительную роль в развитии этой традиции. Иконописцы Невьянска успешно комбинировали древнерусские элементы с новыми подходами к созданию икон.
Особенности иконографии Невьянской иконы
Эта школа отличалась уникальной техникой и материалами. Основы для образов изготавливались из досок по технологии, предположительно заимствованной у голландских мастеров, что помогало сохранить изделия на протяжении долгого времени. Иконописцы использовали темперные краски, создаваемые на основе природных минералов. Лики святых отличались белоликостью — эффектом светящихся бликов, что придавало изображению особую выразительность. Важной чертой стало сочетание золотых и красных тонов, а также внимание к деталям, даже на небольших образах.
Известные иконописцы
Среди известных мастеров Невьянской иконописной школы выделяются несколько ключевых фигур, чья деятельность оказала значительное влияние на развитие старообрядческой иконописи и сохранение традиций. Одними из самых известных мастеров были братья Григорий Яковлевич Сахаров и Семен Сахаров. Эти мастера были приписаны к Невьянскому заводу, что давало им возможность легально работать в регионе. Их работы пользовались популярностью среди старообрядцев и отличались высоким мастерством исполнения.
Важной фигурой в иконописной среде был Яков Фролов, который жил и работал в Аятской слободе. Фролов был не только мастером, создававшим иконы для местных старообрядцев, но и активно участвовал в культурной жизни общины, вероятно, исполняя заказы для крестьян и религиозных групп. Его работы отличались характерными чертами Невьянской школы: тонкой проработкой ликов святых и богатым использованием цветовых решений, что подчеркивало уникальность иконографии Урала.
Федот Семенович Воронов также занимал значительное место среди иконописцев Невьянской школы. Он был не только талантливым мастером, но и обучал новое поколение художников, среди которых был Иван Неряхин. Последний впоследствии принял монашество и стал известен как старообрядческий монах Исаак. Под руководством Воронова ученики перенимали традиции старообрядческой иконописи, что способствовало сохранению этих художественных методов и в дальнейшем.
Особую роль в развитии иконописи сыграли старообрядческие монахи Паисий и Григорий Коскин. Паисий происходил из европейской России и имел опыт работы в Оружейной палате, что свидетельствует о его высоком уровне подготовки и знакомства с древнерусскими художественными традициями. Монахи не только создавали иконы, но и активно распространяли старообрядческие духовные и культурные ценности, поддерживая традиции среди старообрядческих общин.
Социальные и культурные аспекты
Невьянская икона была важным элементом жизни старообрядцев, которые сохраняли свою религию в условиях гонений. Мастера создавали иконы на заказ для состоятельных заказчиков, таких как купцы и заводские управленцы. На иконах часто изображались «предстоящие святые» — покровители семей заказчиков. Этот духовный и художественный феномен отражал социальную структуру и культурные реалии старообрядческих сообществ на Урале.
Стоимость иконы
Иконы Невьянской школы были очень ценны. Стоимость одной иконы могла достигать 70 рублей, что значительно превышало цену дома с усадьбой, который в то время стоил около 20 рублей. Высокая цена объяснялась как качеством работ, так и сложностью производства.
Упадок традиции
Упадок Невьянской иконописной школы начался в середине XIX века. Причинами были кризис уральской промышленности и снижение интереса к религиозным темам в обществе. Постепенно иконописцы уходили из профессии, и к началу XX века осталось всего несколько мастеров, работавших на заказ. К 1950-м годам традиция фактически угасла.
Музеи и сохранение традиции
Сохранение и популяризация Невьянской иконописной традиции во многом связаны с деятельностью Евгения Ройзмана, который сделал значительный вклад в сохранение старообрядческого культурного наследия. Ройзман, собрав внушительную коллекцию Невьянских икон, в 1999 году открыл в Екатеринбурге первый в России частный музей иконописи — Музей «Невьянская икона». Это событие стало важным шагом в деле сохранения уникальной уральской иконописной школы, которая к тому времени оказалась почти забытой.
Музей «Невьянская икона» основан на личной коллекции Ройзмана, в которую вошли более 700 икон, собранных в ходе многолетних экспедиций и научных исследований. В экспозиции представлены иконы разных периодов — от первых работ Невьянской школы до последних, созданных в начале XX века. Музей не только выставляет редкие иконы, но и является научным и реставрационным центром.
В музее действует реставрационная мастерская, где иконы восстанавливаются с соблюдением исторических методов, что позволяет сохранить их первоначальный вид и изучить технологии их создания. Также музей активно занимается образовательной деятельностью, проводя лекции, научные конференции и выставки, посвященные старообрядческому искусству.
В 2011 году в Невьянске, родном городе Невьянской школы, был открыт еще один музей — «Дом Невьянской иконы». Этот музей полностью посвящен развитию и сохранению местной иконописной традиции. Здесь представлены оригинальные иконы, созданные мастерами школы, а также современные работы, продолжающие ее художественные принципы. Музей организует экскурсии, семинары и мастер-классы, позволяя посетителям глубже узнать о процессе создания икон, истории школы и особенностях старообрядческой культуры.
Оба музея играют важную роль в сохранении и изучении Невьянской иконописной традиции. Благодаря их деятельности удалось сохранить множество уникальных икон, которые могли бы быть утеряны. Музеи также способствуют научным исследованиям и помогают переосмыслить значение Невьянской школы в развитии русской иконописи. Помимо этого, они делают старообрядческое наследие доступным для широкой публики, продолжая развивать и поддерживать интерес к этой уникальной культурной традиции.