Житие святого князя Романа Рязанского, о чем просят мученика и молитвы
С именем Романа, князя Рязанского, связано немало знаменательных событий. Великомученик жил в 13 веке в Рязани, пострадал за святейшую веру в Спасителя, а после мученической кончины вознесся на Небеса и стал защищать Россию от врагов. Святейшему Роману молятся в тяжелые дни сражений за Отечество. Великомученик помогает верующим, спасает их от врагов.
Житие святого Романа Рязанского
В 13 веке в Рязани правили потомки равноапостольного святейшего князя Владимира. Рязанские правители передавали власть от отца к сыну, верили в Христа, строили церкви и монастыри, во главе войска защищали свои земли от врагов. В 1237 в Рязани у князя Олега Ингваревича родился сын Роман. В те времена рязанские земли страдали от набегов монголо-татар. Родственники Романа, два его деда, погибли в битве с Батыем. Родной его отец в 1238 попал к монгольскому хану в плен.
Олег вернулся в Рязань только в 1252 году. Роман к тому времени успел вырасти. Сын князя Олега, как и все его родственники, получил хорошее воспитание, выучил Святое Евангелие, старался жить, соблюдая святые заповеди Божьи. Пришло время, и он женился на Анастасии, дочери киевского правителя, родившей ему трех сыновей.
Прошло 6 лет с момента возвращения Олега в Рязань. Старый князь почувствовал, что жить ему осталось не так много. Он постригся в схиму с именем Косма, а бразды правления княжеством отдал своему сыну Роману. Молодой князь стал править в землях, находившихся в те времена под контролем ордынских сборщиков налогов (баскаков). Роман 12 лет исправно платил дань монгольским ханам. Правда, налоги собирались с жителей Рязани. Роман удерживал баскаков от насилия, часто заступался за крестьян.
Разумеется, православные жители Рязанского княжества ненавидели монгольских ханов и их порядки. Баскаки, одолеваемые безудержной жаждой наживы, донесли своему правителю Менгу-Тимуру, что Роман злословит в адрес золотоордынцев. Рязанский князь не любил хана и ненавидел языческую веру татаро-монгольских завоевателей.
В 1270 Менгу-Тимур вызвал к себе Романа. В родной церкви рязанский князь принял последнее святейшее причастие, потом попрощался с сыновьями, распределив между ними земли своего княжества, и отправился к хану. Из дошедшей до наших времен летописи известно, что Роману удалось оправдаться и убедить Менгу-Тимура в преданности. Однако хан потребовал от русского князя отречься от православия. Разумеется, Роман отказался принимать «веру басурманскую».
По приказу хана князя стали нещадно бить. Роман все равно не отрекался от православия. Тогда его решили расчленить. Варвары отрезали князю язык, выкололи его светлые глаза, отрубили руки, ноги. С ясной головы мученика содрали кожу. Роман вынес все мучения, но от православной веры не отрекся. Святейшие останки князя отвезли в Рязань и с почестями похоронили.
Почитание
Подвиг святого Романа навсегда остался в памяти жителей Рязани. Верующие возвели пострадавшего за православие правителя в лик великомучеников. В честь святейшего Романа установили церковный праздник, который ежегодно стали отмечать 19 июля. Святого стали сравнивать с мучеником Иаковом Персянином. Святейшему Роману молились, когда отправлялись на битву с врагом. Жители Рязани считали князя своим защитником и спасителем.
Молитвы к великомученику помогли российским войскам в 1812 одержать славную победу в сражении под Клястицами. Битва с завоевателями состоялась в день его светлейшей памяти. Образ святого, помогшего победить французов, изобразили на стене Московского храма пресвятого Христа Спасителя.
В 1861 в Рязани освятили церковь в честь великомученика Романа. Ранее, в 1854, в этом городе постановили служить молебен и свершать крестный ход в день светлой памяти святого (19 июля). Иконописцы с давних времен изображали святейшего рязанского великомученика на иконах. В современном Борисоглебском соборе находится престол, специально освященный во имя святейшего князя. В этом храме Рязани во время литургии поется еще и тропарь великомученику Роману.
О чем просят у благоверного князя
Верующие Рязанской епархии прославляют святого великомученика и молятся ему. Святейшего Романа просят защитить людей от врагов, спасти земли от нападения. Верующие молят мученика укрепить их веру в Христа, оградить душу от греха и соблазнов. Испокон веков великомученик Роман считается военачальником и защитником земель русских. К нему обращаются в период тяжелых испытаний, перед битвой с завоевателями. Великомученика просят о мире на земле, о щедром урожае. Верующие молят Романа Рязанского испросить для них у Господа прощения за прегрешения.
Икона Рязанского мученика Романа Олеговича
Древние иконописцы изображали великомученика в полный рост в княжеской одежде, держащим в одной руке миниатюрный город с храмом. Похожую икону повесили во Владимирской семинарской пресвятой церкви. Еще один старинный образ в 60-х годах 19 века заказал купец Мокий Панов, прихожанин храма Спаса-на-Яру. Икону создал иконописец Николай Шумов. Дочь художника, написавшего святейший образ, тяжело болела, но выздоровела благодаря молитвам к Роману Рязанскому.
Пресвятые иконы с изображением великомученика украсили многие российские храмы. Князь, средних лет мужчина с русыми волосами и короткой бородой, изображался по пояс или в полный рост, в наряде с соболиным воротом. В правой руке он держал миниатюрный город с церковью или свиток.
Молитвословия
Светлого князя, пострадавшего за веру в Спасителя, верующие православной церкви вспоминают и прославляют и в наши дни. Христиане молятся Роману, просят у него защиты и спасения.
Тропарь
В тропаре вспоминаются мучения святейшего князя, которые он вытерпел во имя веры в Христа. Верующие просят вознесшегося в Небесное Царство Князя Рязанского испросить для них у Господа милость, благодать и спасение.
Тропарь мученику благоверному князю Роману Рязанскому, глас 1
Муче́ньми странноужа́сными/ и до́блестию терпе́ния/ всех преудиви́л еси́, кня́же Рома́не:/ честны́х бо чле́нов твои́х по соста́вом ре́зание/ и всего́ телесе́ твоего́ раздробле́ние/ претерпе́л еси́ за ве́ру Христо́ву./ Те́мже и возше́л еси́ к Престо́лу Царя́ Христа́ Бо́га/ и яви́лся еси́ но́вый предста́тель Це́ркве Ряза́нския./ Моли́ся у́бо ко Го́споду,/ да мир и благоде́нствие да́рует гра́ду на́шему,/ и испроси́ у Него́ ми́лость и спасе́ние// чту́щим свяще́нную па́мять твою́, многострада́льне.
Перевод: Мучениями весьма страшными и доблестью терпения ты всех поразил, князь Роман, ибо ты претерпел за веру во Христа отрезание по частям досточтимых членов твоих и всего тела твоего рассечение. Потому поднялся ко Престолу Царя Христа Бога и стал новым покровителем Церкви Рязанской. Молись же ко Господу, да дарует городу нашему мир и благоденствие, и испроси у Него милость и спасение почитающим священную память твою, многострадальный.
Кондак
В кондаке говорится о мученическом подвиге князя. Роман не отрекся от веры в Христа, имея страх Божий и боясь Страшного Суда. Однако он вытерпел все мучения и стал похожим на Иакова Персянина. За подвиг по имя Спасителя церковь возвела его в великомученики и стала прославлять как святейшего защитника России.
Кондак мученику благоверному князю Роману Рязанскому, глас 2
Оклеве́танный пред ха́ном в хуле́нии злове́рия его́,/ дерзнове́нно предста́л еси́ суди́щу нечести́вому;/ убоя́вся же Стра́шнаго Суда́ Христо́ва,/ ха́нское повеле́ние и страх поплева́л еси́, святы́й Рома́не./ Те́лом, я́ко розга́, ре́жемый,/ в страда́ниих уподо́бился еси́ Иа́кову Пе́рсянину/ и яви́лся еси́ великому́ченик изря́дный,/ столп и утвержде́ние Це́ркви Ряза́нстей,// засту́пник и воево́да Росси́йский пресла́вный.
Перевод: Оклеветанный перед ханом в том, что ты хулил его языческую веру, ты дерзновенно предстал беззаконному суду, убоявшись же Страшного Суда Христова, ханский указ и угрозу ты презрел, святой Роман. Телом, как ветвь, разрезаемый, в мучениях ты стал подобен Иакову Персянину и стал особым великомучеником, столп и утверждение Церкви Рязанской, прославляемый защитник и военачальник Российский.
Молитва мученику благоверному князю Роману Рязанскому
Святы́й сла́вный великому́чениче, благове́рный кня́же Рома́не, покрови́телю и засту́пниче о́бласти Ряза́нския! Ве́руем и упова́ем, я́ко страда́нии и богоуго́дною жи́знию твое́ю стяжа́л еси́ ве́лию ми́лость и дерзнове́ние у Го́спода Бо́га и не забы́л еси́ достоя́ния твоего́ земна́го, оте́чества на́шего, в не́мже обурева́емы мы, раби́ твои́, мно́гими напа́стьми вра́жиими и страстьми́ жите́йскими. Те́мже мо́лим тя: моли́твами и предста́тельством твои́м умоли́ Го́спода Бо́га, да изба́вит нас от вся́ких бед и от всех враго́в, ви́димых и неви́димых. О, вели́кий уго́дниче Бо́жий! Вздохни́ о нас гре́шных ко Го́споду Бо́гу, да прости́т нам вся согреше́ния на́ша, да ниспосле́т нам благода́ть Всесвята́го Ду́ха, да преста́нем от вся́каго скверноде́йства и про́чее вре́мя живота́ на́шего во вся́ком благоче́стии и чистоте́ поживе́м и, та́ко благоугоди́вше Го́споду, сподо́бимся жи́зни вечноблаже́нныя, пою́ще и воспева́юще превели́кое милосе́рдие Бо́жие и твое́ ми́лостивое предстата́льство за нас у Престо́ла Бо́жия во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва вторая мученику благоверному князю Роману Рязанскому
О, пресла́вный страстоте́рпче, вели́кий уго́дниче Бо́жий, принеси́ на́шу сле́зную моли́тву Го́споду Бо́гу на́шему, уми́лостиви Его́ к нам, гре́шным, да оты́мет от нас гнев свой пра́ведный и умири́т страну́ на́шу многострада́льную; да утверди́т благоде́нствие и тишину́, да низпосле́т нам изоби́лие плодо́в земны́х и да возбрани́т враго́м на́шим оби́ду твори́ти си́рым и безпо́мощным. Припа́дающе к ико́не твое́й, воспомина́ем с ве́рою страда́ния твоя́, за Христа́ претерпе́нная, и мо́лим тя: не оста́ви нас и испроси́ нам у Го́спода блага́я вре́менная и ве́чная, да сла́вим просла́вившаго тебе́ Бо́га во ве́ки. Ами́нь.