Описание и сюжет иконы Сотворение мира, значение и почитание Шестоднева
В каждом русском православном храме имеется роспись и икона, посвященные сотворению мира. Многосюжетные изводы на библейскую тематику со сложным композиционным построением называются «Шестоднев». Изображенные на такой иконе религиозные события из Ветхого и Нового Завета имеют огромное значение для догматического христианского и православного вероучения.
Происхождение иконы «Сотворение мира»
Центральный догмат христианства отражен в Библии, в книге «Бытие». В библейском рассказе повествуется о происхождении космоса, земли, флоры, фауны, человека в том виде, как это было понятно в древности. Толкования данного повествования и понимание процесса сотворения среди христиан очень различаются.
Одни богословы считали, что текст Библии надо понимать буквально. Другие возражали, что содержание надо воспринимать, как аллегорию, так как многое из рассказа недоступно для восприятия и осмысления человеком. Величественные дела Бога по масштабу, цели и замыслу превосходят любые философские учения. Причина сотворения мира – совершенная Любовь Бога, который захотел создать нечто, что в будущем пользовалось бы его благодеяниями и было причастно к его благости.
Библейское учение о сотворении мира носит название «Шестоднев», так как весь процесс разделен на 6 дней:
- в первый создал свет и тьму;
- во второй – твердь и воду;
- в третий – сушу и растения;
- четвертый – планеты и звезды;
- пятый – рыб, пресмыкающихся, птиц;
- шестой – животных, Адама и Еву, древо познания добра и зла, древо жизни и Райский Сад.
На 7-й день Творец закончил дела и назначил для отдыха. Адам и Ева узнали первую заповедь Бога: не пробовать плодов дерева познания добра и зла, иначе им придется покинуть Райские Кущи.
Иконография библейского откровения о сотворении мира стала складываться в эпоху раннего христианства (с V-VI века) и окончательно сформировалась к концу XI века. Варианты иллюстраций были самыми различными: от конкретных изображений дней творения (первого/второго/…) до обобщенных картин. В итоге сформировалось 3 основных иконографических типа, сочетания которых дают гибридные подвиды икон до настоящего времени.
В конце XVIII века возник новый тип икон, называемых «Шестоднев», в которых объединены библейские сюжеты сотворения мира и седмичного Шестоднева (литургической службы в течение недели). В клеймах, на полях икон стали изображаться святые, преимущественно русские, в углах – евангелисты. Состав святых варьировался в зависимости от пожелания заказчика.
Описание и сюжет
Икона «Шестоднев» отображает священные события каждого дня недели и потому называется «Икона седмица». Иконография «Шестоднева» сформировалась под влиянием литературных трудов средневековых авторов.
С X и по XVI век в композицию включались:
- престол Второго пришествия;
- изображения Иисуса Христа в зрелом возрасте («Спас») или в отрочестве («Спас Эммануил»);
- шесть дней недели в виде праздников;
- Суббота всех святых.
Такая иконография в различных вариациях сохранилась до XX века. Позднее к ней добавились сцены сотворения мира и клейма на полях иконы. Подобные изводы получили наибольшее распространение в XIX веке.
Описание одного из вариантов извода «Шестоднев»:
- По центру верхней части – 6 сцен сотворения мира (в 2 ряда).
- Слева (сверху вниз) – клейма Сошествие Иисуса в ад; казнь Иоанна Предтечи; Омовение Иисусом ног апостолам.
- Справа (сверху вниз) – архангелы; Благовещение Деве Марии; Распятие Христа.
- В центре между ними – Творец в окружении ангелов.
- Ниже – Иисус на престоле, перед ним Пресвятая Богородица, Иоанн Предтеча и ангелы.
- Еще ниже по центру – райское дерево со змием, нагими Адамом и Евой.
- Слева от нижнего клейма – ангел, справа – изгнание Адама и Евы из рая.
- Завершение иконы – Суббота всех святых.
На полях основного изображения медальоны с изображениями православных евангелистов, митрополитов, блаженных, юродивых, преподобных.
В других вариантах можно увидеть иллюстрацию жизни Адама, Евы:
- искушение Дьяволом яблоком от дерева познания добра и зла;
- изгнание Адама и Евы из Рая;
- тяжкий труд;
- убийство Авеля Каином.
На полях старинных икон даны краткие пояснения к изображенным событиям.
У иконы «Сотворение мира» всегда имеется подзаголовок, поясняющий суть изображения, к примеру:
- «Шестоднев»;
- «Сотворение света»;
- «И почи Бог в День Седьмой».
В росписях церковных притворов присутствуют сюжеты из библейского рассказа:
- Роспись притвора собора Покрова Пресвятой Богородицы в Жуковском (Московская область) – сотворение тверди и неба, сотворение травы и деревьев, сотворение светил, сотворение животных,
- Роспись интерьера в храме церкви Кирилла и Мефодия в Печорах (Псковская область) – «Сотворение мира».
Наполненность изображения зависит от сюжета. Например, роспись в соборе Покрова Пресвятой Богородицы представляет собой небольшие клейма овальной формы, в которых заключено изображение Бога и его творения: Бог и травы с деревьями; Бог и рыбы; Бог и ангел; Солнце и Луна.
В росписи «Сотворение мира» верующие видят в верхней части изображения Бога-Отца с сидящим на его коленях Богом-Сыном и Святым Духом в виде белого голубя. Справа и слева от Святой Троицы изображены сонмы святых угодников. Ниже видны фигуры 9 ангелов, солнце, луна, земная суша, река. Ангелы помогают Богу в созидании земного мира. Они участвуют в создании земных тварей: птиц, рыб, животных, фигурки которых видны на росписи. В отдаленной перспективе изображены Адам и Ева с поднятыми к небу руками.
Значение иконы «Шестоднев»
Икона «Шестоднев» объединяет ветхозаветные и раннехристианские фундаментальные догматы, в которых отражена история создания Церкви Христа, с русской православной историей. Традиция изображать в клеймах на полях икон русских святителей, мучеников, юродивых, преподобных призвана отразить единство Русской Православной церкви с Вселенской.
Почитание в православии
В православной практике богослужений в каждый день недели вспоминается какое-то ветхозаветное или новозаветное событие. Эти праздники, как правило, вместе с Собором всех святых помещают на иконах праздничного Шестоднева.