Названия старообрядческих икон и какие образы относятся к староверческим
Христианское вероучение в постапостольский период неоднократно переосмысливалось. В XI веке христианский мир поделился на католиков и православных. Каждая ветвь, в свою очередь, продолжала дробиться: от католицизма отделились протестанты, от православия – старообрядцы. В старообрядческих иконах отражена суть отторжения от канонических православных обрядов.
Раскол в Русской Православной церкви
Разногласия в Русской Православной церкви начались в середине XVII века, во время правления патриарха Никона. Никон решил провести реформу, затрагивающую богослужебные обряды, богословские трактаты и иконопись. Патриарх, при поддержке царя Алексея Михайловича и Константинопольского патриарха, начал искоренять древние обряды, сложившиеся на Руси в течение столетий.
Были внесены изменения в Священное Писание, литургические службы, запрещено креститься двумя перстами. Часть древних икон была исключена из пользования, как несоответствующая новым каноническим правилам. Эталоном для Русской Православной церкви стали новогреческие и византийские обряды, иконография, богословие.
Русский царь таким способом хотел стать престолонаследником Византийской империи, а Никон – Вселенским патриархом Православной церкви. Часть русского духовенства категорически не согласилась с нововведениями Никона. Для переубеждения несогласных применялись все способы, включая пытки, ссылки, физическое уничтожение.
Священнослужителей, отказавшихся принять никоновскую реформу, объявили раскольниками. Верующих, поддерживающих раскольников, стали называть старообрядцами/староверами. Гонения на староверов продолжались до 1905 года, когда император Николай II издал указ «Об укреплении начал веротерпимости», уравнявший в правах старообрядцев с католиками, протестантами (но не с православными).
С этого времени в документах слово «раскольники» было заменено на «старообрядцы». Стали открываться старообрядческие церкви, учебные заведения.
Какие иконы относят к старообрядческим
Старообрядцы считают себя хранителями древней христианской религии, в том числе в иконографии. Они не признают иконы, написанные по предписаниям никоновской реформы.
Спасителя
На иконах старообрядцев Господь изображен в рублевском стиле: фигура Спасителя развернута на 270 градусов, пальцы правой руки сложены в двоеперстие, в левой – раскрытое Евангелие.
В такой манере выполнены:
- «Спас Вседержитель»;
- «Царь Царей»;
- «Нерукотворный Спас».
В старообрядческом вероучении Христос – Царь Небесный.
Богородицы
Божия Матерь почиталась старообрядцами, как защитница и хранительница истинного православного благочестия. Особенно чтимым в 19 столетии был образ «Тихвинской Богоматери», по преданию, написанный апостолом Лукой. Изображение Младенца Иисуса на иконе с двоеперстным благословением для староверов служило доказательством «правильности» веры для неграмотных верующих.
Образы Богородицы под другими названиями, встречающиеся в храмах и домах староверов:
- «Владимирская»;
- «Казанская»;
- «Иверская»;
- «Шуйская»;
- «Троеручица»;
- «Неопалимая Купина»;
- «Смоленская»;
- «Скорбящая».
Староверы почитают богородичные иконы чудотворными.
Другие староверческие иконы
В храмах и домах староверов молятся иконам с изображениями:
- святого Николая Чудотворца;
- Иоанна Богослова (молчащего);
- пророка Илии в «огне»;
- Иоанна Предтечи;
- архангела Михаила;
- мученика Иоанна Воина;
- великомученицы Парасковии;
- мучениц Екатерины, Варвары;
- мученика Уару;
- святой Феклы;
- святого Паисия.
Почитаются минейные образа со святыми, дни поминовения которых приходятся в эти дни, а также в честь главных православных праздников, Страшного Суда, местных святых.
Отличительные признаки икон староверов
Старообрядцы еще до раскола выступали против влияния западноевропейской (католической) иконографии на русскую традицию иконописи. Они явились собирателями старинных икон, считая «новые» образы неблагодатными. Особенно староверы ценили иконы письма Андрея Рублева.
Старообрядческие иконы имеют отличия от официально признанных в Русской Православной:
- В старообрядческой традиции благословляющий жест из двух перстов.
- Имя Христа пишется, как IC. XC. (IИС. Х.С. – никоновская аббревиатура).
- Сохранение символизма евангелистов Марка и Иоанна (лев и орел).
- Аллегорическое изображение евангелистов в виде животных, запрещенное РПЦ.
- Изображение только восьмиконечного креста, в отличие от никонианских 4-х и 6-тиконечных.
- Многочисленные поясняющие надписи.
- На деревянных образах лица святых, Господа и Богородицы всегда темные.
- Литые иконы из меди и олова, запрещенные в XVIII веке.
- Святые, канонизированные после раскола, не изображаются.
Изображения старообрядцев отличаются также сюжетом:
- «Спас Благое Молчание». Изображение Христа в виде ангела в царском одеянии и короне. Запрещен в РПЦ.
- «Спас Мокрая Борода». Иисус Христос изображен с клинообразной бородой и глазами разного размера.
- «Спас Ярое Око». Изображение Спасителя в сине-зеленых одеждах, с головой удлиненной формы.
- Николай Чудотворец изображен с косящими зрачками («Николай Отвратный»).
В старообрядческой среде сформировалось 5 школ иконописи. Самые известные – Ветковская и Невьянская.
Ветковское направление. Материал для создания образов – древесное полотно из тополя. Иконы украшены богатым растительным орнаментом, позолотой. В технике иконописи применяются старинные методы отображения святых ликов. Невьянская школа отличается сплошным золочением фона и удлиненными пропорциями фигур. Старообрядцы сохранили технику создания литых икон, запрещенных для использования в храмах Синодом РПЦ в XVIII веке.