Житие святого архимандрита Вадима и икона мученика, в чем помогает и молитва
Христианская религия не сразу победила язычество. На протяжении нескольких веков ее последователи испытывали притеснения, включая физическое уничтожение. Известны факты гонений на христиан в Римской империи, Персии, Грузии. Причина преследования – желание вернуть влияние идолопоклонства для укрепления власти правителей. Святого Вадима Персидского казнили по приказу иранского шаха в 376 году, за его приверженность учению Христа.
Житие святого Вадима – что известно
Святой Вадим родился в городе Гондишапур (Вифлапат) в IV веке. Поселение было основано персидским царем Шапуром I в 271 году. После разгрома римского правителя Валериана I Шапур I захватил в плен сирийцев-христиан, воевавших на стороне римлян, и поселил их в новом городе.
Город вскоре стал вторым по величине в империи Сасанидов. Конгломерат культур Востока (сирийской, индийской, арабской, иранской) дал толчок развития медицине, астрономии, превратив Гондишапур в важнейший интеллектуальный центр Персии/Ирана.
Шахиншах Шапур I был приверженцем зороастрийской религии, при этом, не подавляя на своей территории сторонников других вероисповеданий, включая христианство.
Родители Вадима были богатыми и знатными людьми, исповедовавшими христианство. Религиозное учение с юных лет привлекало мальчика. Достигнув совершеннолетия, он покинул родительский дом и отправился в пустыню, чтобы предаться служению Господу в тишине и одиночестве.
После смерти родителей юноша продал унаследованное имущество, половину вырученных средств раздал неимущим. На оставшиеся деньги он основал в пустыне монастырь. После возведения обители Вадим был рукоположен в пресвитеры (священники) и стал проповедовать Слово Божие монастырской братии.
Время от времени Вадим удалялся в пустыню, где длительное время молился в одиночестве. Благочестивый образ жизни был примером не только для иноков, но и для других христиан. Сила духа святого победила гордость, плотские страсти, тягу к роскоши. За крепкую веру, кротость и смирение Господь явил ему свой лик на горе в пустыне во время молитвы.
Исполненный Божественной благодати Вадим вернулся в монастырь и с еще большим усердием стал проповедовать христианское вероучение. В это время шахиншахом Ирана стал Шапур II, внук Шапира I. Жестокий и властный правитель решил укрепить свою власть, утвердив единую государственную религию: зороастризм. Христиане подверглись жестоким гонениям, так как в Римской империи христианство было господствующей религией.
Шапур II считал христиан потенциальными предателями, за то, что они придерживаются вражеского вероисповедания. Основанием для физического истребления христиан стал отказ епископа Симеона (главы всех христиан Ирана) повелеть исповедующим христианство уплатить двойную пошлину и покинуть Иран.
Деньги требовались для войны с римскими правителями. Трижды Шапур II направлял свой приказ Симеону и каждый раз получал ответ, что у христиан нет золота и серебра для уплаты такого налога.
Разгневанный шах приказал казнить епископа и сто священнослужителей в один день. По его повелению стали разрушать христианские храмы, последователей Христа принуждали отказаться от веры и принять зороастризм.
Архимандрит Вадим и семь его учеников были схвачены и брошены в тюрьму. На протяжении 4 месяцев святого подвергали пыткам, но не смогли добиться покорности. Его стойкость была примером для учеников и других заключенных-христиан.
Но один из заключенных, по имени Нирсан, не вынес мучений и согласился отречься от веры Христовой. Шах для доказательства правдивости его слов повелел отсечь голову непокорному Вадиму. За выполнение приказа новообращенному в зороастрийскую религию была обещана награда, прощение и восстановление в прежней должности – начальника города Арии.
Шахиншах пожелал своими глазами увидеть, как свершится казнь. Нирсану дали меч и привели закованного в цепи Вадима. Святой сказал отступнику, что за свою злобу тот ответит на Страшном Суде. И добавил, что не боится мучений и с радостью примет смерть во имя Христа, но не хотел бы от рук Нирсана.
Речь обреченного на казнь Вадима поразила палача. В его руках не стало сил, чтобы одним ударом отсечь голову Вадиму. Казнь превратилась в пытку, прежде чем Нирсан расчленил тело. Стойкость святого поразила идолопоклонников. Палач получил награду, но слова мученика не давали ему покоя. Нирсан покончил с собой, бросившись на меч.
Память о преподобномученике Вадиме и еще 270 иранских мучениках-христианах отмечается 22 апреля. Дата казни – 376 год. Ученики святого вышли из темницы через 5 лет, после смерти Шапура II. Гонения на христиан в Иране длились на протяжении 40 лет.
Значение святого в православии
Раннехристианский святой, преподобномученик Вадим Персидский почитается православными верующими за преданность учению Христа. Его сила духа в противостоянии языческому правителю во время гонения на иранских христиан стала оплотом для единоверцев. Благочестивый образ жизни святого – пример для православных верующих.
В чем помогает святой Вадим Персидский
К святому Вадиму обращаются, когда у верующего ослабевает вера, начинают одолевать искушения. Преподобномученика просят об исцелении, особенно при заболеваниях головного мозга.
Текст молитвы священномученику Вадиму
В тебе, отче, известно спасеся еже по образу:
приим бо крест, последовал еси Христу,
и дея учил еси презирати убо плоть:
преходит бо, прилежати же о души, вещи бессмертней.
Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Вадиме, дух твой.
Ублажаем тя, преподобне отче Вадиме, и чтем святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.