История пасхального богослужения и крестных ходов, как проводится
Пасхальным богослужением называют службу, которая отличается торжественностью. Служба проводится во время празднования Пасхи, и в ней принимают участие многие верующие христианские люди. Перед проведением такого богослужения необходимо ознакомиться с его главными особенностями.
Содержание
- 1 Начало праздничной службы в церкви
- 2 Крестный ход на Пасху
- 3 Окончание утрени
- 4 Пасхальные часы и божественная литургия
- 5 Чин освящения Артоса
- 6 Великая вечерня
- 7 Как правильно вести себя в храме
- 8 Как проводится старообрядческий обряд
- 9 Как проводится богослужение на пасхальной седмице
- 10 Святой огонь
- 11 Тексты пасхальной службы
- 12 Заключение
Начало праздничной службы в церкви
Богослужение начинается в вечернее время в субботу. Ошибиться во времени проведения такой церковной службы невозможно, так как во всех православных церквях крестный ход начинается в двенадцать часов ночи. В некоторых храмах начать могут на 15-20 минут раньше.
В начале церковного служения зачитываются Деяния Апостолов. Также заранее храм наполняют фимиамом. Это делается в знак благодати, которая была получена через Христовое Воскресенье. В былые времена перед службой в храм, помимо благовонного фимиама, заносили металлические емкости с раскаленными кусочками угля. Затем, когда время начнет приближаться к половине полуночи, начинается служба Полунощница. В процессе зачитывания молебнов разжигаются все светильные лампы, которые располагаются внутри храма. Их не гасят до конца богослужения, так как они символизируют радость.
Крестный ход на Пасху
На Пасху совершается крестный ход, с особенностями которого надо ознакомиться.
История
С момента начала празднования Пасхи в этот день проводятся крестные ходы. На Руси их начали проводить не сразу, а немного позже, переняв этот опыт от греческой церкви. При этом в общецерковном крестном ходу принимали участие все киевские цари, среди которых можно выделить Мономаха, Изяслава и Ярослава Первого.
Традиции
Выделяют несколько основных традиций, которые ежегодно соблюдаются при проведении крестных ходов:
- впереди нужно нести светящийся фонарь, позади которого находится образ Богоматери и запрестольный Крест;
- люди должны идти попарно, в два ряда;
- в конце ряда всегда идут священники, которые должны в руках нести икону Воскресенья и Евангелие.
Как проходит
Во время проведения пасхального шествия церковный храм необходимо обойти три раза. При этом каждый раз около его двери делаются остановки. На третий раз во время остановки двери необходимо открыть. Затем начинается праздничное пение, сопровождающееся колокольными звонами.
Символическое значение
Большое символическое значение имеет момент, когда во время шествия люди стоят около закрытых церковных дверей. Это символизирует то, как ученики Иисуса стояли перед запертой пещерой, в которой находилось тело Иисуса.
Окончание утрени
Пасхальная утрень начинается в двенадцать часов ночи и длится до самого утра. Во время ее проведения проводится крестный ход, зачитываются молитвенные тексты и поются песни. Заканчивается она пением специального пасхального канона.
Пасхальные часы и божественная литургия
После окончания утрени приступают к божественной литургии и пасхальным часам. В процессе пения часов на Пасху священнослужитель должен совершить каждение и проскомидию. Затем проводится Литургия, посвященная Иоанну Златоусту.
Чин освящения Артоса
В первый пасхальный день, перед завершением литургии проводится освящение Артоса. Это просфора, на которой изображено Воскрешение Христово. В процессе богослужения Артос ставят около местной иконы Спасителя. Когда литургия подойдет к концу, священнослужитель его освящает и переносит в трапезную, где каждый желающий сможет попробовать этот освященный хлеб.
Великая вечерня
Великая вечерня имеет несколько особенностей, с которыми необходимо ознакомиться:
- она должна начинаться девятым часом, причем священник перед вечерней должен надеть все священнические одеяния;
- начинается вечерня так же, как и утренняя литургия;
- сопровождается вечерня зачитыванием священных текстов из Евангелие.
Как правильно вести себя в храме
Есть несколько советов, которые помогут правильно вести себя внутри церкви:
- на пороге священного храма крестятся;
- для посещения церкви выбирают неяркую одежду, которая не бросается в глаза;
- перед входом внутрь снимают головные уборы;
- войдя в церковь, кланяются три раза;
- запрещено громко говорить, пожимать руки и ходить перед священнослужителями по храму.
Как проводится старообрядческий обряд
Старообрядческий обряд практически никак не отличается от современного метода проведения богослужения. Единственное отличие можно заметить при проведении крестного хода. Согласно старообрядческим традициям, ход проводится за солнцем, а не против него.
Как проводится богослужение на пасхальной седмице
В течение пятидесяти дней после начала Пасхи нельзя делать земные поклоны и коленопреклонения. Все богослужебные обряды должны выполняться при раскрытых Царских вратах, чтобы каждый желающий мог посмотреть на службу.
Во время Пасхальной недели после окончания каждой литургии проходит крестный ход, во время которого все молящиеся должны идти с горящими свечами.
Святой огонь
Ежегодно за день до Пасхи в храме Гроба Господня наблюдается схождение Святого огня. Он символизирует Христово Воскресенье, о котором говорил Петр. Благодатный огонь считается святыней для каждого верующего человека. Появление святого огня называют чудом, которое ежегодно удивляет многих людей.
Тексты пасхальной службы
Последование Пасхальной службы состоит из нескольких текстов.
Пасхальное начало
«Христо́с воскре́се из ме́ртвых,/ сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в. (трижды)
Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от Лица́ Его́ ненави́дящии Его́
Христо́с воскре́се из ме́ртвых,/ сме́ртию смерть попра́в // и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в
Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут,/ я́ко та́ет воск от лица́ огня́.
Христо́с воскре́се из ме́ртвых,/ сме́ртию смерть попра́в // и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в
Та́ко да поги́бнут гре́шницы от Лица́ Бо́жия,/ а пра́ведницы да возвеселя́тся.
Христо́с воскре́се из ме́ртвых,/ сме́ртию смерть попра́в // и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в
Сей день, его́же сотвори́ Госпо́дь,/ возра́дуемся и возвесели́мся вонь.
Христо́с воскре́се из ме́ртвых,/ сме́ртию смерть попра́в // и су́щим во гробе́х живо́т дарова́
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Христо́с воскре́се из ме́ртвых,/ сме́ртию смерть попра́в // и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Христо́с воскре́се из ме́ртвых,/ сме́ртию смерть попра́в // и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в».
Пасхальный канон
Пасхальный канон состоит из нескольких молебнов, которые зачитываются во время служения.
Первая песнь
«Воскресе́ния день, просвети́мся, лю́дие. Па́сха, Госпо́дня Па́сха: от сме́рти бо к жи́зни, и от земли́ к небеси́, Христо́с Бог нас преведе́, побе́дную пою́щия».
Третья песнь
«Прииди́те, пи́во пие́м но́вое,/ не от ка́мене непло́дна чудоде́емое,/ но нетле́ния исто́чник/ из гро́ба одожди́вша Христа́,// в Не́мже утвержда́емся».
Четвертая песнь
«На Боже́ственней стра́жи/ богоглаго́ливый Авваку́м/ да ста́нет с на́ми, и пока́жет/ светоно́сна А́нгела,/ я́сно глаго́люща:/ днесь спасе́ние ми́ру,/ я́ко воскре́се Христо́с,// я́ко всеси́лен».
Пятая песнь
«У́тренюем у́треннюю глубоку́,/ и вме́сто ми́ра песнь принесе́м Влады́це,/ и Христа́ у́зрим/ пра́вды Со́лнце,// всем жизнь возсия́юща».
Шестая песнь
«Снизше́л еси́ в преиспо́дняя земли́,/ и сокруши́л еси́ вереи́ ве́чныя,/ содержа́щия свя́занныя, Христе́,/ и тридне́вен, я́ко от ки́та Ио́на,// воскре́сл еси́ от гро́ба».
Седьмая песнь
«О́троки от пе́щи изба́вивый,/ быв Челове́к,/ стра́ждет я́ко сме́ртен,/ и стра́стию сме́ртное,/ в нетле́ния облачи́т благоле́пие,/ Еди́н благослове́н// отце́в Бог, и препросла́влен».
Восьмая песнь
«Сей нарече́нный и святы́й день,/ Еди́н суббо́т Царь и Госпо́дь,/ пра́здников пра́здник/ и торжество́ есть торже́ств,// во́ньже благослови́м Христа́ во ве́ки».
Девятая песнь
«Свети́ся, свети́ся,/ но́вый Иерусали́ме:/ сла́ва бо Госпо́дня/ на тебе́ возсия́./ Лику́й ны́не/ и весели́ся, Сио́не./ Ты же, Чи́стая, красу́йся, Богоро́дице,// о воста́нии Рождества́ Твоего́».
Ексапостиларий
«Пло́тию усну́в,/ я́ко мертв,/ Царю́ и Го́споди,/ тридне́вен воскре́сл еси́,/ Ада́ма воздви́г от тли,/ и упраздни́в смерть:/ Па́сха нетле́ния,// ми́ра спасе́ние».
Стихиры
«Всякое дыхание да хвалит Господа. Хвалите Господа с небес, / хвалите Его в вышних. / Тебе подобает песнь Богу. Хвалите Его, вси Ангели Его, / хвалите Его, вся Силы Его. / Тебе подобает песнь Богу. Хвалите Его на силах Его, хвалите Его по множеству величествия Его.
Пое́м Твою́, Христе́, спаси́тельную страсть,// и сла́вим Твое́ Воскресе́ние.
Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех.
Крест претерпе́вый, и смерть упраздни́вый,/ и воскресы́й из ме́ртвых,/ умири́ на́шу жизнь, Го́споди,// я́ко Еди́н Всеси́лен.
Хвалите Его в тимпане и лице, / хвалите Его во струнах и органе.
А́да плени́вый и челове́ка воскреси́вый,/ Воскресе́нием Твои́м, Христе́,/ сподо́би ны чи́стым се́рдцем,// Тебе́ пе́ти и сла́вити.
Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания: / всякое дыхание да хвалит Господа.
Боголе́пное Твое́ снизхожде́ние сла́вяще,/ пое́м Тя, Христе́:/ роди́лся еси́ от Де́вы,/ и неразлуче́н был еси́ от Отца́:/ пострада́л еси́ я́ко челове́к,/ и во́лею претерпе́л еси́ Крест,/ воскре́сл еси́ от гро́ба я́ко от черто́га произше́д,/ да спасе́ши мир,// Го́споди, сла́ва Тебе́.
Да воскре́снет Бог,/ и расточа́тся врази́ Его́.
Па́сха/ свяще́нная нам днесь показа́ся;/ Па́сха но́ва свята́я;/ Па́сха та́инственная;/ Па́сха всечестна́я./ Па́сха Христо́с Изба́витель;/ Па́сха непоро́чная;/ Па́сха вели́кая;/ Па́сха ве́рных./ Па́сха две́ри ра́йския нам отверза́ющая.// Па́сха всех освяща́ющая ве́рных.
Я́ко исчеза́ет дым,/ да исче́знут.
Прииди́те/ от виде́ния жены́ благове́стницы,/ и Сио́ну рцы́те:/ приими́/ от нас ра́дости благове́щения, Воскресе́ния Христо́ва:/ красу́йся, лику́й/ и ра́дуйся, Иерусали́ме,/ Царя́ Христа́ узре́в из гро́ба,/ я́ко жениха́ происходя́ща.
Та́ко да поги́бнут гре́шницы от Лица́ Бо́жия,/ а пра́ведницы да возвеселя́тся.
Мироно́сицы жены́,/ у́тру глубоку́,/ предста́вша гро́бу Живода́вца,/ обрето́ша А́нгела/ на ка́мени седя́ща,/ и той провеща́в им,/ си́це глаго́лаше:/ что и́щете Жива́го с ме́ртвыми;/ что пла́чете Нетле́ннаго во тли?// Ше́дше, пропове́дите ученико́м Его́.
Сей день, его́же сотвори Госпо́дь,/ возра́дуемся и возвесели́мся в онь.
Па́сха кра́сная,/ Па́сха, Госпо́дня Па́сха!/ Па́сха всечестна́я/ нам возсия́. Па́сха,/ ра́достию друг дру́га обы́мем./ О Па́сха!/ Избавле́ние ско́рби,/ и́бо из гро́ба днесь,/ я́ко от черто́га/ возсия́в Христо́с,/ жены́ ра́дости испо́лни, глаго́ля:/ пропове́дите апо́столом.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Воскресе́ния день,/ и просвети́мся торжество́м,/ и друг дру́га обы́мем./ Рцем бра́тие,/ и ненави́дящим нас,/ прости́м вся Воскресе́нием,/ и та́ко возопии́м:/ Христо́с воскре́се из ме́ртвых,/ сме́ртию смерть попра́в,// и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!»
Заключение
Пасха считается важнейшим праздником для верующих. В праздничные дни проводят пасхальные богослужения, с особенностями которых следует разобраться заранее.