Происхождение литургии апостола Марка, содержание и суть, как совершается
До XII века в Александрии, Египте, Сирии, Армении, Италии самым популярным евхаристическим богослужением была литургия, составленная апостолом Марком. Сочетание ярких эмоций с точностью и краткостью формулировок сделали текст насыщенным и выразительным. Раннехристианское произведение дошло в рукописных отрывках, частично переработанное другими авторами.
Происхождение литургии апостола Марка
Литургия апостола Марка была главным богослужением Александрийской Православной церкви и потому носит название «александрийской». Главный отличительный признак александрийской литургии – особая структура центральной части богослужения (анафоры). Помимо специфичной внутренней логики она имеет другие своеобразные черты, отличающие ее от более поздних литургий Василия Великого, Иоанна Златоуста, апостола Иакова.
Редакция текста видоизменялась: известны византийский, коптский, египетский варианты богослужения. Византийская церковь противодействовала использованию александрийской литургии. Запрет на евхаристическое богослужение носил административный, а не канонический характер. Так как литургия Марка не противоречит по структуре и содержанию молитв православной традиции, то нет препятствий совершать ее в настоящее время.
Содержание и суть литургии
Литургия – главное христианское богослужение (в переводе с греческого означает «служба»), посвященное Таинству Евхаристии (освящению хлеба и вина с преобразованием в Тело и Кровь Христову).
Начинается апостольское богослужение «Первой молитвой утра», которая относится к приготовлению евхаристического хлеба и вина. Затем следуют чтения из Священного Писания, «молитва кадила» – обращение к Богу для освящения каждения. В древнем тексте в начале литургии присутствовали молитвы за императора, патриарха.
Во время церемонии Малого входа читаются две молитвы, затем «Трисвятое», Деяния Апостолов, выдержки из Евангелия. За литургийными чтениями следуют ходатайственные молитвы о мире, патриархе, христианских общинах. Апостольское богослужение продолжается Великим входом с исполнением молитвы и песни херувимов.
Перед чтением анафоры диакон призывает: «Возлюбим друг друга и да единомыслием исполнимся». Обряд называется лобызание мира.
В древности он совершался между всеми присутствующими на литургии. В последующем – между священнослужителями (в плечо и руку). Предстоятель трижды кланяется со словами: «Возлюблю то, где крепость моя, где утверждение мое, где прибежище мое». Затем целует накрытые тканью священные сосуды и святой престол. Последнее приготовление перед анафорой – чтение «Символа веры».
Центральная смысловая часть евхаристического богослужения – анафора, молитва, читаемая архиереем или священником над хлебом и вином, приготовленными особым способом (Проскомидией). Завершается богослужение молитвой «Отче наш». Прихожане поют молитву Господню. Затем под молитвы совершается подготовка к причащению, причащение и благодарение со словами священника: «Идите с миром».
Анафора
Анафора в переводе с греческого означает «возношение» святых даров Богу Отцу, что в буквальном смысле происходит во время чтения молитвы. Отсюда другое название молитвы – Евхаристический канон, так как в нем содержится благодарность Богу и просьба превращения хлеба и красного вина в Тело и Кровь Христову.
Структура апостольской литургической анафоры стала эталоном для анафор «александрийского» типа и имеет следующие особенности:
- Во вступительной части – обращение священника к прихожанам: «Господь со всеми вами».
- В начала анафоры – прославление Бога, подробное повествование о сотворении мира, кратко о спасении, бескровном служении с цитатой: «…велико будет имя Мое между народами, и на всяком будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву».
- Ходатайственные молитвы включают в себя следующие разделы: о церкви и мире в сердцах; больных, бедных, в пути; об урожае, усопших, о приносящих хлеб и вино; о христианских общинах, об императоре, Патриархе и клире.
- Исполнение древнего литургического гимна (ангельская песня) – «свят, свят, свят…».
- Первый призыв Святого Духа (эпиклеза) для освящения Даров и/или молящихся прихожан.
- Рассказ о таинстве Евхаристии на Тайной вечере с цитатой от лица Господа: «… когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Мою возвещаете и Мое воскресение и вознесение исповедуете…».
- Рассказ о смерти и воскресении Христа.
- Второй призыв Святого Духа об освящении Даров и причастников.
- Заключительная часть – прославление Господа священником и ответ мирян «Аминь».
В литературе под анафорой понимается стилистическая форма для усиления выразительности литературного произведения. Он заключается в повторе начальных слов, группы словосочетаний в последующих строках. В анафоре литургии Марка этот художественный прием находит применение, придавая тексту логическую стройность и завершенность.
Совершение литургии
В православных храмах литургию апостола Марка окончательно прекратили употреблять с XIV века. В XX веке к ее исполнению частично вернулись в Греции: в Александрийском Патриархате, храмах Афин, Салоников. После перевода на церковнославянский язык она стала иногда озвучиваться на богослужениях в Русской Православной церкви.
В 2007 году Архиерейский Синод Русской Зарубежной церкви благословил церковнославянский вариант текста для богослужений. В современных богослужениях апостольская литургия служится по записи XII века, имеющей отличие от первоначального вида. Описание обряда совершения службы на практике не сохранилось, поэтому в каждом храме совершается в произвольной форме, что мешает восстановить ее в богослужебной практике.
Выводы
Литургия апостола Марка, как и прочие древние богослужебные чинопоследования, дошла до наших дней в видоизмененном состоянии. Ранние фрагменты анафоры литургии Марка отличаются от более поздних, в коптской и византийской редакции.
Достоверных рукописных источников евхаристического богослужения апостола Марка не сохранилось, как и описания обряда. Спустя шесть столетий забвения предпринимаются попытки восстановить древний текст и ввести его в богослужебную практику. Современная православная богослужебная традиция основана на византийской.