Происхождение литургии апостола Марка, содержание и суть, как совершается

До XII века в Александрии, Египте, Сирии, Армении, Италии самым популярным евхаристическим богослужением была литургия, составленная апостолом Марком. Сочетание ярких эмоций с точностью и краткостью формулировок сделали текст насыщенным и выразительным. Раннехристианское произведение дошло в рукописных отрывках, частично переработанное другими авторами.

Поиск молитв на все случаи жизни

Происхождение литургии апостола Марка

Литургия апостола Марка была главным богослужением Александрийской Православной церкви и потому носит название «александрийской». Главный отличительный признак александрийской литургии – особая структура центральной части богослужения (анафоры). Помимо специфичной внутренней логики она имеет другие своеобразные черты, отличающие ее от более поздних литургий Василия Великого, Иоанна Златоуста, апостола Иакова.

Редакция текста видоизменялась: известны византийский, коптский, египетский варианты богослужения. Византийская церковь противодействовала использованию александрийской литургии. Запрет на евхаристическое богослужение носил административный, а не канонический характер. Так как литургия Марка не противоречит по структуре и содержанию молитв православной традиции, то нет препятствий совершать ее в настоящее время.

Содержание и суть литургии

Литургия – главное христианское богослужение (в переводе с греческого означает «служба»), посвященное Таинству Евхаристии (освящению хлеба и вина с преобразованием в Тело и Кровь Христову).

Начинается апостольское богослужение «Первой молитвой утра», которая относится к приготовлению евхаристического хлеба и вина. Затем следуют чтения из Священного Писания, «молитва кадила» – обращение к Богу для освящения каждения. В древнем тексте в начале литургии присутствовали молитвы за императора, патриарха.

Во время церемонии Малого входа читаются две молитвы, затем «Трисвятое», Деяния Апостолов, выдержки из Евангелия. За литургийными чтениями следуют ходатайственные молитвы о мире, патриархе, христианских общинах. Апостольское богослужение продолжается Великим входом с исполнением молитвы и песни херувимов.

Перед чтением анафоры диакон призывает: «Возлюбим друг друга и да единомыслием исполнимся». Обряд называется лобызание мира.

В древности он совершался между всеми присутствующими на литургии. В последующем – между священнослужителями (в плечо и руку). Предстоятель трижды кланяется со словами: «Возлюблю то, где крепость моя, где утверждение мое, где прибежище мое». Затем целует накрытые тканью священные сосуды и святой престол. Последнее приготовление перед анафорой – чтение «Символа веры».

Центральная смысловая часть евхаристического богослужения – анафора, молитва, читаемая архиереем или священником над хлебом и вином, приготовленными особым способом (Проскомидией). Завершается богослужение молитвой «Отче наш». Прихожане поют молитву Господню. Затем под молитвы совершается подготовка к причащению, причащение и благодарение со словами священника: «Идите с миром».

литургия апостола марка

Анафора

Анафора в переводе с греческого означает «возношение» святых даров Богу Отцу, что в буквальном смысле происходит во время чтения молитвы. Отсюда другое название молитвы – Евхаристический канон, так как в нем содержится благодарность Богу и просьба превращения хлеба и красного вина в Тело и Кровь Христову.

Структура апостольской литургической анафоры стала эталоном для анафор «александрийского» типа и имеет следующие особенности:

  • Во вступительной части – обращение священника к прихожанам: «Господь со всеми вами».
  • В начала анафоры – прославление Бога, подробное повествование о сотворении мира, кратко о спасении, бескровном служении с цитатой: «…велико будет имя Мое между народами, и на всяком будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву».
  • Ходатайственные молитвы включают в себя следующие разделы: о церкви и мире в сердцах; больных, бедных, в пути; об урожае, усопших, о приносящих хлеб и вино; о христианских общинах, об императоре, Патриархе и клире.
  • Исполнение древнего литургического гимна (ангельская песня) – «свят, свят, свят…».
  • Первый призыв Святого Духа (эпиклеза) для освящения Даров и/или молящихся прихожан.
  • Рассказ о таинстве Евхаристии на Тайной вечере с цитатой от лица Господа: «… когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Мою возвещаете и Мое воскресение и вознесение исповедуете…».
  • Рассказ о смерти и воскресении Христа.
  • Второй призыв Святого Духа об освящении Даров и причастников.
  • Заключительная часть – прославление Господа священником и ответ мирян «Аминь».

В литературе под анафорой понимается стилистическая форма для усиления выразительности литературного произведения. Он заключается в повторе начальных слов, группы словосочетаний в последующих строках. В анафоре литургии Марка этот художественный прием находит применение, придавая тексту логическую стройность и завершенность.

литургия апостола марка

Совершение литургии

В православных храмах литургию апостола Марка окончательно прекратили употреблять с XIV века. В XX веке к ее исполнению частично вернулись в Греции: в Александрийском Патриархате, храмах Афин, Салоников. После перевода на церковнославянский язык она стала иногда озвучиваться на богослужениях в Русской Православной церкви.

В 2007 году Архиерейский Синод Русской Зарубежной церкви благословил церковнославянский вариант текста для богослужений. В современных богослужениях апостольская литургия служится по записи XII века, имеющей отличие от первоначального вида. Описание обряда совершения службы на практике не сохранилось, поэтому в каждом храме совершается в произвольной форме, что мешает восстановить ее в богослужебной практике.

литургия апостола марка

Выводы

Литургия апостола Марка, как и прочие древние богослужебные чинопоследования, дошла до наших дней в видоизмененном состоянии. Ранние фрагменты анафоры литургии Марка отличаются от более поздних, в коптской и византийской редакции.

Достоверных рукописных источников евхаристического богослужения апостола Марка не сохранилось, как и описания обряда. Спустя шесть столетий забвения предпринимаются попытки восстановить древний текст и ввести его в богослужебную практику. Современная православная богослужебная традиция основана на византийской.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Запинить
Помогла статья? Оцените её
(Пока оценок нет)
Загрузка...
 рассчитывает на Вашу помощь!
Добавить комментарий

Adblock
detector