История Воздвижения Креста Господня и как праздновать 27 сентября

О Воздвижении Креста Господня ничего не говорится в Новом Завете. Об обретении святыни первые сведения появляются в конце IV, начале V веков. О событии, установлении празднества повествуют римские историки и христианские деятели этого периода. Крестовоздвижение неразрывно связано с Воскресением Христа, что нашло отражение в богослужениях этого праздника.

Поиск молитв на все случаи жизни

История возникновения праздника

Воздвижение Креста Господня – один из 12 важнейших христианских праздников. В этот день христиане обрели один из главных символов веры – Честной Животворящий Крест.  Во II веке языческий римский император Андриан, яростный противник Христа и его учения, решил стереть из памяти людей воспоминания о Спасителе. Он приказал уничтожить место, где пострадал за людские грехи Иисус Христос. Голгофу, место казни и гробницу он повелел засыпать землей и возвести здесь языческий храм. Идолопоклонники и жрецы совершали в нем жертвоприношения на протяжении столетий.

Через 300 лет римский император Константин прекратил гонения на христиан, принял учение Христа. Его мать, Елена, также стала христианкой. За свои заслуги перед Церковью Константин и Елена после кончины были приравнены к равноапостольскому чину.

Константин Великий перенес столицу Римской империи в Константинополь. В борьбе за власть ему 3 раза было видение Креста Господня, после чего его войско одерживало победы.

После этих явлений Константин решил найти артефакты, свидетельствующие о страданиях и месте захоронения Христа после казни. Его мать, царица Елена, отправилась в Иерусалим по просьбе сына. Вместе с иерусалимским патриархом Макарием она начала поиск. Долгое время не было никаких результатов. Пока однажды им не встретился старый еврей, указавший, где находилась Голгофа.

Елена приказала разрушить языческий храм и начать раскопки. Это были первые археологические изыскания, в результате которых были обнаружены Гроб Господень, три креста, гвозди и табличка с именем Иисуса. Царица не сомневалась, что орудие казни Христа обладает чудодейственной силой, является Животворящим.

Она повелела прислонять поочередно к каждому кресту больного человека. После касания одного из крестов больной стал здоров. Патриарх Макарий, воодушевленный примером царицы, прикоснулся этим крестом к умершему человеку. Свершилось чудо: мертвец воскрес.

воздвижение креста господня

Макарий поднял святыню, чтобы все присутствовавшие на раскопках увидели Животворящий Крест Господень. Люди стали благоговейно кланяться Кресту и повторять слова: «Господи, помилуй!». Обретение Животворящего Креста произошло в 326 году от Рождества Христова.

Название празднования уходит своими корнями в обычай поднимать крест над головой, чтобы присутствующие на службе верующие его увидели. Крест, на котором был распят Иисус Христос, «возвысился» над всем христианским миром, как символ веры.

Равноапостольная Елена возвела на Голгофе храм Гроба Господня, куда поместила священную реликвию. В Константинополь к сыну она привезла частицу святой реликвии.

Император повелел возвести храм в память о Воскресении Христа. День освящения храма Воскресения Христа – 13 сентября. 14 сентября было определено, как дата празднования Воздвижения Святого Креста.

Русская, сербская, иерусалимская, грузинская, польская православные церкви, неканонические греческие церкви отмечают Воздвижение 27 сентября. Католическая и остальные поместные православные церкви празднуют 14 сентября. Армянская Апостольская Церковь – в воскресенье, между 11 и 17 сентября.

Празднование Воздвижения Креста Господня связано с историей его похищения и возврата в Иерусалим. В начале VII века персидский царь разграбил Иерусалим и увез распятие Иисуса и патриарха Захария. Через 14 лет византийский император Ираклий разгромил персов и вернул реликвию и Захария в Иерусалим.

В торжественной обстановке Ираклий направился на Голгофу, чтобы вернуть священный раритет в храм, но не смог подняться на гору. Невидимая сила остановила его у подножия. Захарий пояснил императору, что его ноша предназначена для страдания в пути и не следует совершать его в царском облачении. Ираклий надел рубище и беспрепятственно взошел на Голгофу в храм. Крест Господень был в дальнейшем разделен на частицы и распределен между христианскими храмами.

воздвижение креста господня

Богослужение

В этот день соблюдается строгий пост, во время которого не принимают продукты животного происхождения. Облачения священнослужителей фиолетового цвета.

Служба ведется по Минее (книге, где утвержден порядок и тексты богослужений в зависимости от праздника).

Начинается празднование с малой вечери. Священник выносит Святой Крест и кладет его на блюдо, установленное на жертвенник, укрытый покрывалом. Священное дерево украшают венком из живых цветов.

Перед началом всенощной иерей и диакон подходят к жертвеннику и поют псалмы, указанные в Минее. Во время пения священнослужитель берет блюдо со Святым Деревом и устанавливает себе на голову и направляется к престолу. Перед ним идет свеченосец со свечой и дьякон с кадилом. Крест кладут на престол, перед ним зажигают свечу на подсвечнике. Во время бдения на утрене читают Евангелие, поют канон и стихиры.

До начала Великого славословия священник облачается в праздничные одежды. Во время пения славословия предстоятель и диакон трижды обходят престол и совершают каждение. Заканчивается славословие пением Трисвятого, во время которого священник три раза кланяется до земли и поднимает блюдо с реликвией на голову.

Он выходит из алтаря до середины храма, кладет Крест на аналой. Рядом с ним идут свеченосец со свечой и дьякон с кадилом. Священнослужители три раза обходят аналой, совершая каждение. Заканчивается служба троекратным земным поклоном предстоятеля, хора, целованием Креста, помазанием елеем верующих и ектенией.

девушка и свечи

Крест лежит на аналое до 21 сентября. В этот день исполняется литургия, во время которой (после пения тропаря и кондака) Крест уносится в алтарь.

Чин Воздвижения Креста Господня

При архиерейском богослужении или с благословения архиерея совершается чин Воздвижения Креста. Для службы рекомендуется особый Крест, который используют только в празднование Воздвижения. Он должен быть большого размера, вырезанный из дерева или написанный на дереве.

Отличия богослужения чина Воздвижения Креста:

  1. В литургии Трисвятое заменяется на «Кресту твоему…», «Святое Воскресение…». Поклоны до земли не делают.
  2. После того, как Крест выносят из алтаря, священнослужители кланяются 3 раза.
  3. Иерей берет в руки Крест в венке из живых цветов и поворачивается лицом на восход солнца и поднимает Крест над головой. Дьякон стоит перед ним со свечой и произносит 5 раз «Помилуй нас, Боже…». При каждом возгласе предстоятель поднимает Крест над головой (совершает чин).
  4. Хор повторяет «Господи, помилуй» сто раз.
  5. Во время исполнения «Господи, помилуй» священник 3 раза осеняет Крестом восточную часть храма. Затем начинает медленно склонять голову. Голоса певчих начинают затихать. К началу 50-го повтора голова иерея наклонена почти до земли. Со второй половины повтора «Господи, помилуй» священник начинает выпрямляться, хоровое пение усиливается. К 97 повтору предстоятель стоит, выпрямившись, а певчие поют во весь голос. Иерей снова осеняет 3 раза Крестом восток.
  6. Во время бдения два священнослужителя поддерживают иерея под руки, а третий медленно и непрерывно льет из сосуда воду на Крест. Вода стекает в емкость, которую держит свеченосец. В воду добавляют ароматические вещества, за исключением духов и одеколонов. Воду по окончании службы разбирают молящиеся.
  7. Священник разворачивается на заход солнца. Перед ним встает дьякон, громогласно произнося ектению с просьбой о жизни и здравии патриарха РПЦ, всех православных верующих Русской Церкви. Предстоятель поднимает Крест над головой.
  8. Следующий разворот – на юг. Дьякон произносит ектению о мире и спокойствии в государстве российском. Предстоятель в это время совершает воздвижение.
  9. Четвертый раз Крест поднимается над головой, когда священник поворачивается на север. Дьякон возглашает просьбу о здоровье и спасении от грехов каждой христианской души.
  10. Иерей снова поворачивается на восток и совершает воздвижение таким же образом, как в первый раз. Дьякон возглашает просьбу о спасении, здоровье священнослужителей храма.

воздвижение креста господня

Хор исполняет кондаккре, во время которого предстоятель кладет Крест на аналой. Окончание службы по обычаю.

Иконография

Первые изображения описывали обретение Креста. Мозаики X-XI веков были посвящены равноапостольным Константину и Елене. Святые отображены в полный рост, стоя по сторонам Креста. Впоследствии сюжет усложнился, появилось несколько вариантов: Константин и Елена наблюдают, как из земли извлекают священную реликвию; отображено паломничество царицы в Иерусалим.

Русская иконография имеет свою традицию, сложившуюся после XV века. На иконе на фоне церкви изображается многолюдная сцена. В центре, поддерживаемый двумя дьяками, стоит патриарх, удерживая над головой Крест. По обе стороны от него стоят святые, певчие и верующие, пришедшие для поклонения святой реликвии.

На некоторых иконах имеются изображения чудесного исцеления и оживления во время обретения артефакта. После XVII века в иконографии появился сюжет, где присутствуют царь Алексей Михайлович, патриарх Никон, царица Евдокия.

воздвижение креста господня

Народные традиции и приметы в этот день

Утром 27 сентября в церквах заканчивается еженощное бдение. Верующим, не присутствовавшим на богослужении, следует пойти в храм, помолиться на литургии за здоровье родных и близких, купить 3 освященные свечки. Возвратившись домой, зажигают свечу и крестят углы в доме, читая вслух «Отче наш». Таким способом прогоняют нечистую силу, очищают жилище от негативной энергии.

Существует поверье, что если в этот день соблюсти пост, то Бог простит 7 грехов. Церковь запрещает употреблять в пищу мясо-молочные продукты, яйца. Другое поверье касается о дарении детям золотых или серебряных крестов, приобретенных в церкви. Считается, что такой крестик будет оберегом для ребенка всю жизнь, даже если он не будет его носить постоянно.

По народным приметам считалось, что на Воздвижение лето заканчивается. К этому времени корнеплоды должны быть убраны в хранилища, чтобы заморозки не погубили урожай. После Воздвижения в деревнях занимались заготовкой капусты (солением/квашением).

По другим наблюдениям было подмечено, что если 27 сентября:

  • перелетные птицы улетели – будет морозная и долгая зима;
  • пауки опутывают ветки сетями – ожидать теплую осень; мало паутины – ранние холода;
  • морозное утро – зима придет раньше обычного;
  • ясное и теплое начало дня – зимние холода наступят позднее.

воздвижение креста господня

В праздник нельзя было:

  • ссориться;
  • стирать;
  • шить;
  • мыть полы;
  • ходить в лес, в поля, к рекам и озерам.

Запрет на посещение леса объяснялся тем, что к зиме готовятся змеи. Ворота и двери закрывали плотно, чтобы змея не попала в дом.

В этот день не следует что-то планировать и делать, так как начинание будет неудачным.

Храмы

На месте обретения Честного Животворящего Креста святая Елена воздвигла храм в честь Воскресения Христа. Император Константин повелел построить в Константинополе величественный храм Воскресения Христа, где будет храниться частица Животворящего Креста, привезенного царицей Еленой. Строительство длилось 10 лет, до 336 года. Первоапостольная Елена не дожила до его освящения, она скончалась в 327 году. На следующий день после освящения возведенного храма был установлен день празднования Воздвижения Честного и Животворящего Креста. В Москве известны 6 храмов Воздвижения Креста Господня:

  • на Чистом Вражке;
  • в Алтуфьеве;
  • Митине;
  • Черкизове;
  • Московском Кремле;
  • Никольском монастыре.

Храм на Чистом Вражке – один из старейших в Москве. Свое летоисчисление он ведет от конца XVII века. Окончательная архитектурная композиция оформилась через 200 лет.

Храмы красивые

Храм освящался трижды:

  • В 1658 году;
  • 1813 (после французского нашествия и пожара);
  • 1993.

С 1931 по 1992 года в храме не совершались богослужения. Архитектурный комплекс был частично разрушен. После передачи храма РПЦ в 1992 году в нем проходили реставрационные работы, закончившиеся в 2000 году. В настоящее время храм действующий.

Первое упоминание о церкви в Алтуфьево относится к 1564 году. В 1760 году была перестроена. Находится на территории имения Алтуфьево. В 1812 году имение и церковь были разорены. После восстановления в церкви не прекращались богослужения, за исключением ноября-декабря 1941 года. В конце XX века была перестроена, что нарушило ее историческую ценность.

В Московском Кремле Крестовоздвиженская церковь была построена по велению царя Федора Алексеевича в 1681 году. Теремная церковь имеет небольшие размеры: 7х4 метра. После 1917 года церковь была закрыта, как и все остальные церкви на территории Большого Кремлевского дворца. В настоящее время является частью президентской резиденции.

Храм в Никольском монастыре был освящен в 1854 году. После революции и закрытия монастыря прекратил богослужения. Здание было перестроено, использовалось для жилья и производственных нужд. В 90-х годах возвращено РПЦ. До настоящего времени продолжаются восстановительные работы.

Старообрядческие храмы

В центре Москвы находится старообрядческая община (федосеевцев-беспоповцев). Основанная в 1801 году, она сохранила свои устои до настоящего времени. На ее территории в 1811 году был построен соборный храм Воздвижения Креста Господня. В отличие от обычных церквей, у него отсутствует алтарь.

В 20-е годы прошлого столетия часть ценных экспонатов была передана в Крестновоздвиженскую церковь в Кремле. Старообрядческие богослужения в храме не прекращались со дня открытия.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Запинить
Помогла статья? Оцените её
(Пока оценок нет)
Загрузка...
 рассчитывает на Вашу помощь!
Добавить комментарий

Adblock
detector