Текст акафиста Коневской иконе Божией Матери, история образа и о чем просят
Акафист Коневской иконе Пресвятой Богородицы — это важная молитва, обращенная к Божией Матери, прославляющая ее чудотворную силу и помощь верующим. Этот текст является выражением глубокого поклонения и благодарности за милости, которые святыня дарует всем, кто обращается к ней с верой и молитвой. Молитва отражает духовное значение иконографии и благодатное воздействие образа на душу верующего.
История Коневской иконы Божией Матери
Этот образ был привезена в Россию в 1393 году преподобным Арсением Коневским. Реликвия была написана греческими мастерами и передана святому Арсению игуменом одной из афонских обителей. Преподобный Арсений, являясь пострижеником новгородского монастыря, отправился с чудотворным образом в Коневский монастырь, который он основал на острове Коневец в Ладожском озере. С самого момента ее появления в России, икона начала проявлять чудеса и обретать свою славу как чудотворная.
Одним из самых ярких и известных чудес, связанных с образом, стало событие на острове Коневец, где местные язычники поклонялись каменному идолу, называемому «конь-камень». Преподобный Арсений совершил крестный ход вокруг этого идола с чудотворным образом Богородицы, и в ответ на его молитвы бесы, которые обитали в этом месте, были изгнаны, а сам идол был уничтожен. Это чудо стало символом победы христианства над язычеством и заложило основу почитания Коневской иконы как покровительницы православных земель.
В последующие века святыня продолжала играть важную роль в жизни монастыря и всего региона. Она пережила различные испытания, включая военные нападения. В XVI-XVII веках, во время шведских вторжений, монастырь несколько раз подвергался угрозам разрушения. В 1573 году, когда шведы намеревались разграбить монастырь, чудом лед на озере треснул, и враги не смогли добраться до острова. В 1581 году, во время Ливонской войны, монахи были вынуждены эвакуировать реликвию в Новгородский Деревяницкий монастырь. Позже, в 1610 году, она была перевезена в Тихвинский монастырь, чтобы обезопасить ее от дальнейших угроз. И только в 1799 году, после благословения митрополита Петербургского и Новгородского Гавриила, изображение вернулось в Коневский монастырь.
После революции 1917 года, когда монастырь был закрыт, лик был перемещен в Финляндию. В 1940 году, после эвакуации монашеской общины, святыня была перевезена в монастырь Новый Валаам, где хранится по сей день. Эта святыня пережила долгий и нелегкий путь, став символом духовной силы и защиты для православных верующих.
Особенности иконографии
Этот лик Божией Матери относится к типу Одигитрия, или Путеводительница, который является одним из наиболее распространенных типов икон с изображением Пресвятой Богородицы. Однако этот образ имеет несколько уникальных особенностей, о чем свидетельствуют его отличия от других изображений Богородицы.
Основным элементом остается изображение Пресвятой Девы с Младенцем Иисусом. На иконе Христос изображен в белом хитоне, что является символом чистоты, света и божественной святости. Белый цвет, ассоциирующийся с непорочностью и светом, подчеркивает божественное происхождение и величие Иисуса. Этот элемент является важным символом, указывающим на святость и бессмертие Христа.
Кроме того, Богородица изображена в редком белом плате с орнаментом. Этот элемент тоже необычен для иконописной традиции, где обычно можно увидеть плат с характерными узорами, но белый плат с орнаментом добавляет реликвии особую значимость и символизм, подчеркивая ее небесное происхождение и духовную силу.
Еще одной уникальной чертой является изображение Младенца Иисуса, который держит голубя. Голубь на руке Христа символизирует Святого Духа, а также жертву и крещение, что подчеркивает связь этого образа с духовной благодатью и очищением. Голубь является символом мира, и его присутствие акцентирует внимание на важности духовной очистки и божественного присутствия.
Кроме того, на обратной стороне изображен Нерукотворный Спас, что делает реликвию еще более уникальной. Этот образ Спасителя является одним из самых почитаемых в православной традиции и обычно изображается на отдельной иконе, а в Коневской иконе он изображен на обратной стороне, что придает ей дополнительное значение. Двусторонность этой святыни делает ее еще более значимой и редкой, подчеркивая глубокий символизм и ее особое место в православной иконописи.
Иконография этого лика Богоматери отличается сочетанием традиционных и уникальных элементов, которые усиливают ее духовное значение и подчеркивают ее чудотворную силу.
Акафист и канон Коневской иконе Божией Матери
Акафист включает хвалебные молитвы и прославление Богородицы как заступницы, исцеляющей больных и освобождающей от страстей. В этом богослужении воспеваются чудеса, явленные через образ, и ее защитная сила. Канон состоит из песнопений, в которых прославляется как покровительница православных земель и защитница верующих. В одном из кондаков акафиста говорится о победе над врагами и духовном подвиге, а в икосе перечисляются чудеса, такие как исцеление и защита в жизни.
Тексты всех молитв
Тропарь, глас 1
Возсия́ нам, я́ко со́лнце светоза́рное, от восто́ка в велеле́пии
Твоя́, Влады́чице, ико́на,
озаря́ющи чуде́с сия́нием пресла́вно
всех, вы́ну приходя́щих к ней с ве́рою и любо́вию,
и моля́щихся усе́рдно Твоему́, е́же о Сы́не Тво́ем и Бо́зе вели́чию.
Сла́ва Бо́гу, Арсе́нием сию́ да́вшему нам,
сла́ва возврати́вшему от Нова́града,
сла́ва де́йствующему то́ю все́м исцеле́ния.
Кондак, глас 8
Препросла́вленная Вы́шняго Ма́ти созыва́ет к песнопе́нию нас
Своего́ о́браза прише́ствием от Нова́града
и возбужда́ет зре́нием того́ на по́двиг,
побежда́ти сопроти́вных си́лу,
и к Ней, я́ко на́шея ра́дости вино́вней, пе́ти:
ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.
Молитва перед Коневской иконой Божией Матери
О, Всеми́лостивая Госпоже́, Де́во Богоро́дице!
Вонми́ смире́нному моле́нию моему́, и сокруше́нно ны́не предстоя́щаго о́бразу Твоему́ услы́ши глас.
Вем бо, о, Соде́теля моего́ Ма́ти, я́ко Ты предста́тельство христиа́н непосты́дное и хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное.
Вем и сие́, я́ко беззако́ния моя́ превзыдо́ша главу́ мою́, и я́ко бре́мя тя́жкое отяготе́ша на мне, и уже́ несмь досто́ин ви́дети высоту́ Небе́сную, ниже́ воззре́ти ко Престо́лу сла́вы Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, но досто́ин мук и ве́чнаго осужде́ния.
Сего́ ра́ди к Тебе́ (со предстоя́щими ку́пно) припа́даю, Тя прошу́ умиле́нно, к Тебе́ со слеза́ми взыва́ю:
сотвори́ к Нему́ ма́тернее Твое́ моле́ние, да не отве́ржет нас, гре́шных от лица́ Своего́:
но я́ко Ми́лостив, да прости́т нам согреше́ния на́ша во́льная и нево́льная, на путь спасе́ния наставля́я нас, и свы́ше си́лою укрепля́я к творе́нию за́поведей Свои́х святы́х.
Да сохрани́т нас от собла́знов ми́ра, от вожделе́ний грехо́вных, от ко́зней диа́вольских, и от нападе́ния ви́димых враго́в.
Да благослови́т дела́ рук на́ших, подава́я оби́тели сей и вся́кому гра́ду и стране́ оби́лие благ земны́х.
Да сотвори́т нам дни бла́ги и безмяте́жны, да огради́т ми́ром Це́рковь Свою́ святу́ю,
и разстоя́щая да соедини́т той, я́ко благ Госпо́дь, Долготерпели́в и Многоми́лостив,
от всея́ тва́ри со Отце́м и Святы́м Ду́хом сла́вимый во ве́ки веко́в.
Ами́нь.
Акафист
Ка́ко отве́рзу бре́нная уста́ и воспою́ Не́бо одушевле́нное, Де́ву Мари́ю,
от Нея́же на́м возсия́ Со́лнце мы́сленное, Христо́с, просвеща́яй вся́каго челове́ка?
Недоуме́ет бо у́м мо́й, безгла́сием язы́к связу́ется.
Но к чуде́с вино́вней Тоя́ ико́не зря́ще, а́нгельски воспое́м, глаго́люще:
ра́дуйся, неистощи́мое сокро́вище благода́ти;
ра́дуйся, чуде́с неизсле́димая пучи́но.
Ра́дуйся, все́м ве́рным Боже́ственное услажде́ние;
ра́дуйся, скорбя́щим всера́достное весе́лие.
Ра́дуйся, оби́димым ско́рое избавле́ние;
ра́дуйся, в жите́йстем мо́ри спаси́тельное окормле́ние.
Ра́дуйся, обурева́емым страстьми́ ти́хое приста́нище;
ра́дуйся, ору́жие, во бра́ни мы́сленней проти́вныя поража́ющее.
Ра́дуйся, мо́лние, попаля́ющая диа́вола;
ра́дуйся, врачевство́, боле́зни вся́ исцеля́ющее.
Ра́дуйся, ми́ро благово́нное всему́ ми́ру;
ра́дуйся, горо́, вся́ осене́нная Божество́м.
Ра́дуйся, Де́во, все́х благи́х вино́вная ве́рным;
ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.
Светилен
Кто́ Сия́, проница́ющая, а́ки у́тро, добра́, я́ко луна́, избра́нна, я́ко со́лнце?
Сия́ хра́м одушевле́нный Небе́снаго Царя́, Сия́ пала́та Сло́ва,
Сия́ еди́на Чи́стая и Благослове́нная Ма́ти Бо́жия, ю́же, пою́ще, велича́ем.
В чем помогает Коневская икона Божией Матери
Этот образ Девы Марии является одной из самых почитаемых святынь православной церкви, и к нему верующие обращаются с молитвами о помощи в самых разных жизненных ситуациях. С момента своего появления этот чудотворный лик зарекомендовал себя как мощный источник благодати и защиты, особенно в трудные моменты жизни.
Одной из главных причин обращения к иконе является ее помощь в исцелении от болезней. Особенно часто просят о помощи в случае глазных недугов, так как лик славится своим целебным воздействием на зрение. Люди, страдающие от различных заболеваний, искренне верят в чудеса исцелений, которые происходят при молитвах перед этой святыней. Также она известна своей способностью изгонять болезни и облегчать страдания верующих.
Кроме того, эта икона помогает в защите от врагов и нападений. К ней обращаются в моменты опасности или угрозы, прося о защите от злых людей, а также о защите от внешних бедствий и духовных нападений. Верующие обращаются к иконе с молитвами о защите их домов и близких, чтобы Божия Матерь оберегала их от любых напастей.
Важным аспектом почитания иконы является ее способность помогать людям найти духовный путь. Верующие просят Божию Матерь о благословении на монашеское служение и обретение правильного духовного направления. Икона известна тем, что помогает направить человека на путь истинный, даруя ему силы и терпение для духовного подвига.
Образ помогает в трудных жизненных обстоятельствах, когда человек сталкивается с проблемами и не может найти выхода. В такие моменты обращение к лику Девы приносит утешение и силы для преодоления жизненных испытаний. Люди, молящиеся перед иконой, чувствуют поддержку и благодать, которые помогают им продолжать бороться с трудностями.
Также святыня помогает освободиться от бесовского влияния и страстей. Она известна своей силой в избавлении от духовных и моральных недугов, очищая сердце и душу верующего. Люди, страдающие от греховных наклонностей, обращаются к иконе с просьбой о помощи в избавлении от зла и преодолении искушений.
Не менее важной является ее помощь в вопросах спасения детей и их благополучия. Молятся о защите детей, просят о здоровье и счастье для младенцев, а также о сохранении их духовной чистоты. Икона считается надежным заступником в вопросах воспитания и благополучия подрастающего поколения.
Этот лик Девы Марии является мощным источником духовной силы и защиты, и помогает верующим в самых разных жизненных ситуациях. В молитвенном покровительстве люди находят утешение, исцеление и духовное руководство.
Храмы в честь Коневской иконы Божией Матери
Одноименный монастырь на Ладожском озере является главным местом почитания этой иконы. Он был основан преподобным Арсением Коневским и стал важным духовным центром. После революции икона была перемещена в Финляндию, в Новый Валаамский монастырь, где она хранится до сих пор. В России храмы в честь Коневской иконы Божией Матери были построены в разных уголках страны. Один из них находится в поселке Саперном Ленинградской области, где хранится чудотворный список иконы, который начал мироточить. Этот храм активно занимается реабилитацией наркозависимых.