Текст акафиста святым Кириллу и Марии Радонежским, молитвы и день памяти
В акафисте в честь Кирилла и Марии Радонежских восхваляется жизнь святых благочестивых родителей, воспитавших великого праведника, игумена Сергия, который возродил на Руси монашество в эпоху татаро-монгольского разорения и укрепил православие в 14 веке. Православные верующие поют гимны святейшим супругам, молят Небожителей о заступничестве, покровительстве, ходатайстве, спасении и укреплении веры в Христа Спасителя.
Содержание
- 1 Акафист преподобным Кириллу и Марии Радонежским
- 1.1 Акафист
- 1.1.1 Кондак 1
- 1.1.2 Икос 1
- 1.1.3 Кондак 2
- 1.1.4 Икос 2
- 1.1.5 Кондак 3
- 1.1.6 Икос 3
- 1.1.7 Кондак 4
- 1.1.8 Икос 4
- 1.1.9 Кондак 5
- 1.1.10 Икос 5
- 1.1.11 Кондак 6
- 1.1.12 Икос 6
- 1.1.13 Кондак 7
- 1.1.14 Икос 7
- 1.1.15 Кондак 8
- 1.1.16 Икос 8
- 1.1.17 Кондак 9
- 1.1.18 Икос 9
- 1.1.19 Кондак 10
- 1.1.20 Икос 10
- 1.1.21 Кондак 11
- 1.1.22 Икос 11
- 1.1.23 Кондак 12
- 1.1.24 Икос 12
- 1.1.25 Кондак 13
- 1.1 Акафист
- 2 Молитвы святым преподобным Кириллу и Марии
- 3 День памяти преподобного Кирилла и Марии
Акафист преподобным Кириллу и Марии Радонежским
В акафисте верующие вспоминают события, связанные с жизнью Кирилла и Марии, молятся святым Небожителям, поют слова радости, прославляют их благочестие. Христиане просят богобоязненных родителей преподобного Сергия Радонежского помолиться за них Богу, спасти людей от разных бед и несчастий, даровать прощение грешникам, а грешным душам помочь обрести покой и милость Божью.
Кирилл и Мария с юных лет жили по совести и в благочестии. Святые родители воспитали своих детей в послушании Богу и кротости. В акафисте христиане молят, чтобы Небожители дали и им мудрости следовать Божьим заповедям и не сойти с праведного пути.
В свое время боярин Кирилл служил князьям Ростовским. Охраняемый самим Господом (вспоминается в акафисте), он не раз ходил вместе со своими повелителями к золотоордынцам договариваться о мире и платить дань. Кирилл любил народ и был предан Родине.
В акафисте говорится, что Мария, будучи беременной, как-то раз в церкви во время Литургии услышала (почувствовала), будто ее плод трижды вскрикнул в чреве. В тот период богобоязненная женщина носила под сердцем сына Варфоломея, будущего игумена Сергия Радонежского.
Жизнь Кирилла и Марии (поется в акафисте) была нелегкой. Однако никакие несчастья не ослабили их любви к Богу. С кротостью супруги перенесли все выпавшие на их долю трудности. Несмотря на тяжелую жизнь, святые родители заботились о бедных, не раз принимали в своем доме нищих странников. Этот факт тоже упоминается в акафисте.
Под старость Кирилл и Мария переселились из Ростовского княжества в Московское и стали жить в Радонеже. Один из сыновей, Сергий, захотел стать иноком, но повинуясь родительской воле, решил на время забыть о мечте. Он посвятил свою молодость заботе о престарелом отце и матери.
В преклонном возрасте Кирилл и Мария (говорится в акафисте) поселись в Хотьковской обители под покровом Богоматери, стали молитвою, постом служить Христу Спасителю. Вскоре Бог призвал благочестивых родителей пресвятого Сергия Радонежского к себе на небеса.
После смерти супругов верующие стали молиться святым мощам Кирилла и Марии. Посредством молитв христиане исцелялись от разных недугов. В акафисте говорится, что выздоравливали даже приносимые к их мощам младенцы. Во время эпидемии моровой язвы (чумы) молитвенные пения святым родителям помогли многим людям получить исцеление от страшной неизлечимой болезни.
Были времена, когда о Хотьковской Покровской обители почти забыли, но ничто не смогло вычеркнуть из памяти народной Кирилла и супругу его, Марию. В акафисте рассказывается, что христиане на протяжении нескольких столетий приходили к мощам святых благочестивых родителей, просили о помощи, исцелении и нередко получали желаемое.
Прославляли Кирилла и Марию, говорится в акафисте, не только в Хотьковской обители, но и в Высоцком монастыре, основанном их сыном, святейшим игуменом Сергием Радонежским. Христиане и сейчас просят Кирилла и Марию молиться за них Господу, чтобы Бог помиловал и спас души христиан.
Акафист состоит из 12 Икосов и 13 Кондаков. На протяжении всего прочтения этого молитвенного текста христиане не только вспоминают жизнь Кирилла и жены его, Марии, но и прославляют святых родителей, поют им слова радости и аллилуйя.
Акафист — это хвалебное церковное песнопение, во время которого верующие молят Небожителей заступиться за них перед Богом, вымолить для них прощения у Христа Спасителя, спасти от беды и врагов, даровать счастливую жизнь и избавление от болезней души и тела.
Заканчивается гимн прославлением Пресвятой Троицы, Бога и трехкратным аллилуйя.
Акафист
Кондак 1
Избраннии чудотворцы и велицыи угодницы Господни, обители нашея заступницы и приснии о душах наших молитвенницы, преподобнии схимонаше Кирилле и схимонахине Марие! Пение похвальное вам приносяще, молим вы усердно: яко имущии дерзновение ко Господу, предстательством вашим от всяких бед нас свободите и наследники Царствия Небеснаго нас соделайте, да зовем вам радостно:
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.
Икос 1
Ангели земнии и человецы небеснии воистину явистеся преподобнии Кирилле и Марие, от юности вашея чистую совесть имущии к Богу, и добре во благочестии и чистоте вкупе пожившии, нам же оставльшии в пример подражания житие ваше богоугодное, емуже чудящеся и чудесы вашими озаряеми, зовем вам гласы хвалебными сице:
Радуйтеся, от юности вашея Христа возлюбившии и Тому от души поработавшии;
Радуйтеся, целомудрия хранители и душевныя и телесныя чистоты рачители.
Радуйтеся, души ваши и телеса на земли в обиталище Духа Святаго уготовившии;
Радуйтеся, исполненнии премудрости и разума Божественного.
Радуйтеся, яко от земли на небо преидосте и тамо со Ангелы Троице предстоите;
Радуйтеся, яко со безплотными лики трисвятую песнь Ей воспеваете.
Радуйтеся, на небеси и на земли от Господа прославленнии;
Радуйтеся, обретшии вечное всесветлое место упокоения.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.
Кондак 2
Видя всевидящее око Отца светов вельми благоугодное Богу ваше житие, благоволи избрати вас, блаженнии, да явите мирови светильник пресветлый Сергия преподобнаго, да о нем и ваши имена прославятся и вси вернии воспоют прославльшему вас Господеви: Аллилуиа.
Икос 2
Разума Божественнаго преисполненнии, Кирилле и Марие, неустанно работасте Господеви, наставляя чада своя в послушании и кротости. Умудрите убо и нас, преподобнии, непрестанно оправданием Господним следовати неложно, да обрящем вкупе с вами спасение вечное и принесем вам благохваления таковыя:
Радуйтеся, блаженнии, в боголюбии пожившии и благоверие сохраншии;
Радуйтеся, милости и сострадания преисполненнии.
Радуйтеся, милостынею и молитвами Небесное Царствие стяжавшии;
Радуйтеся, смирением и пощением вечное блаженство улучившии.
Радуйтеся, яко мзда ваша многа на Небесех есть;
Радуйтеся, яко молитвами вашими и мы надежды Царствия Христова не лишаемся.
Радуйтеся, яко радость ваша вечна во светлостех святых;
Радуйтеся, яко тояжде светлости вас ради и мы наследниками являемся.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.
Кондак 3
Силою Божиею ограждаем преподобный Кирилл князю Ростовскому со всяким усердием служаше и вкупе с ним во орду Агарянскую, мира ради, хождаше, да люди русские ослабу от ига их имут и Богу непрестанно поют: Аллилуиа.
Икос 3
Имущи помышление преподобнии Кирилл и Мария и людие о трикратном во чреве Мариином в церкве плода глашении и удивльшеся, разумеша нечто преславное и чудное быти; и по сих уведевше радостное сына рождение, радовахуся и радостная вам приношаху глаголюще:
Радуйтеся, двоице пресветлая, Богом совокупленная;
Радуйтеся, звезды непрелестнии, путь супружескаго жития богоугоднаго верно указующии.
Радуйтеся, родители благии добраго и избранного плода;
Радуйтеся, всякия благодати Божия его исполнившии.
Радуйтеся, супругов христиан ко благочестию наставницы;
Радуйтеся, доброму богобоязненному чад воспитанию их научающии.
Радуйтеся, целомудрия и воздержания супружескаго образи преизящнии;
Радуйтеся, хотящих богоугодно жити богомудрии учителие.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.
Кондак 4
Буря скорбей и напастей, воздвизаемая наместником Великаго Князя, не ослаби крепкия любве вашея яже к Богу, Кирилле и Марие блаженнии, но паче научи вы изряднее отражати разженныя стрелы лукаваго. Научите убо и нас вся скорби мира сего с кротостию преносити, в веселии вопия Богу: Аллилуиа.
Икос 4
Слышавше, блаженнии, Варфоломея, дивное чадо ваше, некогда грамоте неискусна, чтуща богодухновенныя писмены, удивишася зело, и старца-схимника, премудрость ему даровавшаго, в дом свой прияша, заповедь Апостола Павла храняше: страннолюбия не забывайте; тем бо не ведяще неции странноприяша Ангелы. Таковую добродетель вашу воспевающе, вопием вам сице:
Радуйтеся, заповедей Христовых вернии исполнители;
Радуйтеся, учения Евангельского истиннии последователи.
Радуйтеся, угодницы Божии, житию великих святых сопричастницы;
Радуйтеся, странноприимства древняго праотца Авраама подражатели.
Радуйтеся, светом благочестнаго жития вашего, яко светила богосветлая, пресиявшии;
Радуйтеся, любовь и милосердие к бедным и сирым явившии.
Радуйтеся, безпомощным скории помощницы;
Радуйтеся, яко и нам присно помогаете и к Небесному Отечеству руководствуете.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.
Кондак 5
Боготечным звездам подобны бысте, преблаженнии Кирилле и Марие, егда пришедше от страны Ростовския в пределы княжества Московскаго и во граде Радонеже поселистеся, тамо сущих бо людей благочестием своим удивисте, подвизая пети: Аллилуиа.
Икос 5
Видевше, святии, тщание сына своего, преподобнаго Сергия, к иноческому житию, моляху его, да пребудет с вами до кончины вашея. Он же, яко сын послушания, издетска наученный вами заповеди Господни исполняти, покорися воле вашей, Кирилле и Марие, якоже Божией, научая всех вопити вам тако:
Радуйтеся, блаженств Христовых причастницы;
Радуйтеся, честнаго супружества и попечения о чадех добрии образи.
Радуйтеся, ангелонравнии человецы;
Радуйтеся, преподобных и праведных сопричастницы.
Радуйтеся, Пресвятыя Троицы вернии угодницы;
Радуйтеся, яко и чад ваших угождати Ей научившии.
Радуйтеся, того ради сын ваш Триипостасному Божеству обитель дивную устроивый;
Радуйтеся, сего ради и ваша святыя имена прославлены есть по всей Руси.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.
Кондак 6
Проповедницы веры православныя и ревнители благочестия не словом токмо, но и житием вашим, бысте во граде Радонеже, прехвальнии Кирилле и Марие: темже и святая Церковь достойно почитает вас, немолчно воспевая Дивному во святых Своих Богу: Аллилуиа.
Икос 6
Возсия во граде Радонеже свет добродетельнаго вашего жития, преблаженнии Кирилле и Марие; егда же достигше возраста преклонна, во обитель Хотьковскую устремишася под покров Божией Матери притекше, тамо велий образ Ангельский на ся восприяли есте, темже образ вышшаго нам смирения показуя, емуже поучаяся, с любовию вопием вам таковая:
Радуйтеся, яко любве ради Господа мира сего славу остависте;
Радуйтеся, яко иноческое равноангельное житие усердно восприясте.
Радуйтеся, во обитель древнюю пришедшии и тамо покой себе обретшии;
Радуйтеся, Пречистей Деве Богородице души свои вручившии.
Радуйтеся, образ ангельский восприимшии и непорочно его сохраншии;
Радуйтеся, всем иноком и инокиням добрии образи.
Радуйтеся, прежде кончины вашея вся страсти умертвившии воздержанием;
Радуйтеся, святую схиму в броню спасения восприявшии.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.
Кондак 7
Хотя Человеколюбец Господь явити в житии вашем, преподобнии Кирилле и Марие, образ назидания, не токмо людем мирским, но и иноческому лику, внуши вам в старости маститей оставите славу земную и восприяти образ иноческий, в немже постом, бдением и молитвою добре подвизастеся, неустанно воспевая Триединому Богу Серафимскую песнь: Аллилуиа.
Икос 7
Новую благодать показа всех Творец и Владыка чрез вас, преподобнии, егда прешли есте от временныя сея юдоли плачевныя во обители вечныя. Святыя мощи ваша, аще и под спудом сокровенны, многая чудеса источаху, многим болящим исцеления подаваху; паче же приносимыя к вам младенцы исцеляху. Сего ради приимите, врачеве наши блаженнии, от нас похвалы сицевыя:
Радуйтеся, смертию временною пришедшии к жизни вечней;
Радуйтеся, от Господа нетлением и чудесы прославленнии.
Радуйтеся, яко память ваша с похвалами и успение со святыми;
Радуйтеся, яко имена ваша честны суть и благословенны во Отечестве вашем.
Радуйтеся, болящим младенцем исцеление подающии;
Радуйтеся, тяжко болящую девицу, с любовию к вам притекшую, от недуга избавившии.
Радуйтеся, о любящих и чтущих вас небеснии предстатели;
Радуйтеся, приснопросящии нам у Господа дары благости Его.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.
Кондак 8
Страшное и ужасное бедствие прииде на землю Московскую, егда язвою моровою уязвлены быша людие мнози во градех и весех, и множество их умроша. Тогда собор освященный со инокини молебныя пения вам приношаху и предстательствы вашими избавление от беды получиша, вопиюще благодеющему чрез вас Богу: Аллилуиа.
Икос 8
Вси боголюбцы скорбию велиею объяты быша, егда во дни лихолетий, на землю Российскую пришедших, обитель Покрова Пречистая Девы в Хотькове богоборцы разорению и запустению предаша. Но память о вас, преподобнии, в людех жива бысть, и славляху чада российския житие ваше и чудеса благохвалении сицевыми:
Радуйтеся, чудотворцы наши предивныя;
Радуйтеся, не оставляющии нас в скорбныя дни.
Радуйтеся, града Хотькова и обители нашея ограждение несокрушимое;
Радуйтеся, на враги видимыя и невидимыя крепции нам споборницы.
Радуйтеся, благодеяний множество нам источающии;
Радуйтеся, милостию сострадания вашего всех объемлющии.
Радуйтеся, приснии всем нам ходатаи спасения;
Радуйтеся, неотступнии града Хотькова и обители нашея хранители.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.
Кондак 9
Вси Ангели и святых лики радовахуся радостию велиею, егда обитель ваша, преподобнии Кирилле и Марие, Церкви возвращена бысть и мощи ваша честныя, от лет древних Богом сокровенныя, в храме соборнем положены бысть. И возженна бяху молитвы лампада и людие вси узревше свет ея удивляхуся зело, к вам в напастех прибегают и помощь от вас получают; еяже и нас сподобите преподобнии, о вас вопиющих Богу: Аллилуиа.
Икос 9
Витийство человеческое не довлеет к достойному прославлению чудес от мощей ваших и поныне совершающихся, преблаженнии Кирилле и Марие: старица бо немощная монахиня костное преломление претерпевшая и от врачей не утешанная, к вам, преподобнии, притекше и со слезами моляху вас. Вскоре же исцеление совершенное получив, во умилении сердца воспеша вам:
Радуйтеся, благодати Святаго Духа сосуди избраннии;
Радуйтеся, радости нам вечныя благоприятнии ходатаи.
Радуйтеся, старицу немощную от недуга скоро исцелившии;
Радуйтеся, исцелением сим искусных врачей удивившии.
Радуйтеся, нетленныя благоухающии цветы;
Радуйтеся, безсмертия немерцающии лучи.
Радуйтеся, на земли величием чудес блистающии;
Радуйтеся, на небеси со Ангелы Бога славящии.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.
Кондак 10
Спасение вечное унаследовавше, богоблаженнии Кирилле и Марие, душами вашими во обителех горних неразлучно в Бозе пребываете, святыми же мощми вашими во обители Пренепорочныя Девы нетленно вкупе почиваете и обильная исцеления источаете, нас в Горний Иерусалим оный руководствуя, вопиющих того Града Управителю: Аллилуиа.
Икос 10
Стена и прибежище всем к вам притекающим вы есте, преподобнии. Обитель бо ваша к жизни иночестей возрожденная множество ищущих спасения собра, их же вы от искушений и соблазнов сохраните, блаженнии, и монашескому деланию научите, да улучивше желаемое, принесут вам сицевыя благодарственныя словеса:
Радуйтеся, чадолюбивыя наши предстателие;
Радуйтеся, руководствующии нас ко Христу Богу.
Радуйтеся, наставляющии шествовати по заповедем Господним;
Радуйтеся, научающии терпеливо носити крест свой и Владыце нашему последовати.
Радуйтеся, яко с преподобным отцем нашим Сергием имеете дерзновение ко Христу Богу нашему и ко Святей Его Богоматери;
Радуйтеся, яко вы есте ходатаи о нас недостойных, жительствующих во святей обители нашей, ей же вы и начальницы.
Радуйтеся, яко Богом собранней дружине сей вы помощницы, заступницы и молитвенницы;
Радуйтеся, яко вашими молитвами сохраняема невредимы от бесов и от человек злых пребываем.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.
Кондак 11
Пение молебное приносят вам, преблаженнии Кирилле и Марие, не во обители Хотьковской токмо, но и в Высоцкой, сыном вашим основанней, многоцелебных мощей ваших часть имущей, славят чудеса вами совершаемыя: младенец бо недуг неисцельный имеяй, исцеление от вас получает, родителей радости безмерныя исполняя, вопиющих исцелений подателю Богу: Аллилуиа.
Икос 11
Светом трисиянным осияваеми, Кирилле и Марие, всеблаженнии, со всеми святыми предстоите ныне на Небеси Престолу Царя царствующих и оттуду, яко светила светозарнии, присно просвещаете души притекающих к раце мощей ваших и покаянию истинному научаете. Сего ради, прославляюще вас, глаголем:
Радуйтеся, яко скончали есте жизнь свою телом, но духом не отступаете от нас;
Радуйтеся, с верою приходящих к раце мощей ваших благодатно освящающии.
Радуйтеся, бисери сияющии и благодатно просвещающии человеков;
Радуйтеся, свети умнии, зарею Святаго Духа облистающии.
Радуйтеся, известнии умилостивители Царя Небеснаго;
Радуйтеся, призывающих молитвенно честная имена ваши скории услышатели.
Радуйтеся, упование на вас по Бозе возлагающих дивнии помощницы;
Радуйтеся, всем правоверным всякое прошение во их пользу исполняющии.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.
Кондак 12
Благодать от Бога данную вам ведяще, прилежно молим вы ныне, прехвальнии схимонаси: пролейте теплую о нас молитву ко Господу, да сохранит обитель нашу неврежденну от напастей и нестроений, и нас да помилует и спасет, вопиющих Ему: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще ваше Богоугодное житие, преподобнии, и на небеси от Бога прославление, ублажаем праведное преставление ваше, величаем безчисленныя чудеса от святых мощей ваших истекающия, и на неусыпныя молитвы ваша уповающе, взываем вам сицевая:
Радуйтеся, житие ваше земное благочестне скончавшии;
Радуйтеся, от Царя Небеснаго венцы славы приемшии.
Радуйтеся, обличеннии в ризу благодатнаго нетления;
Радуйтеся, во благоухании святыни нетленно почивающии.
Радуйтеся, препоясаннии силою многих чудес;
Радуйтеся, яко рака ваша честная врачебница явися недугом человеческим.
Радуйтеся, яко от нея всяк с верою приходяй дары целебныя приемлет;
Радуйтеся, яко обитель наша мощей ради ваших по всей земле Российстей прославляется.
Радуйтеся, преподобнии Кирилле и Марие, блазии о нас пред Богом заступницы.
Кондак 13
О, преславнии чудотворцы и угодницы Господни Кирилле и Марие! Приимите сия моления наша от всея души вам ныне возносимыя и сподобите нас предстательствы вашими в чине ангельском достигнути Небеснаго Царствия, идеже вси святии, Ангели и человецы воспевают непрестанными гласы хвалу Пресвятей Троице, Богу нашему: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, а затем икос 1-й и кондак 1-й
Молитвы святым преподобным Кириллу и Марии
В честь пресвятых родителей преподобного Сергия Радонежского составлены тропарь, кондак, молитвы, величания. Помолиться святейшим супругам, Кириллу да Марье, можно в храме или дома около пресвятого образа. Молитвы к пресвятым Небожителям помогают справиться с любыми несчастьями.
В любой церковной лавке продается несколько типов икон с изображением родителей праведного игумена. На одном из образов изображен Кирилл с Марьей в монашеской одежде. Есть икона, где между набожными родителями стоит их преподобный сын Сергий, приподнявший руку для благословения верующих в Христа Спасителя. Существуют образы, на которых по отдельности изображен как отец Кирилл, так и мать Мария. Есть также житийные иконы, на полях которых нарисованы сюжеты из жизни святых супругов и пресвятого Сергия. Любой образ для молитвы должен иметь церковное освящение. Освятить икону можно в храме.
Святейшим родителям молятся как в обычные будние дни, так и в минуты несчастий. Обычно святого Кирилла да жену его Марью верующие просят об укреплении веры в Христа Спасителя. Святейшие и набожные родители сумели воспитать сына Сергия, возродившего в 14 веке на Руси монашество и спасшего православие. Христиане молят благочестивых супругов руководить их жизнью с высоты небесной, озарять им жизненный путь во славу Богу.
Молитва святым Небожителям помогает не сойти с праведного направления, жить в согласии с совестью, не гневить Господа грешными поступками. Верующие доверяют святейшим родителям, ведь они смогли воспитать праведника, возродившего монашество во времена татаро-монгольского запустения. Святая вера в Господа помогла воскресить православие в самые тяжелые годы для Руси. С Богом в сердце русский народ сумел оттеснить татаро-монгольское войско со своих земель.
Верующие молят святого Кирилла с Марьей помолиться за них Господу. Ведь известно, что молитвенные просьбы грешников Бог может не услышать. Христиане, раскаявшись в прегрешениях, всей душой жаждут прощения и милости от Христа Спасителя. Пресвятые Небожители являются своего рода посредниками между живущими на Земле людьми и Богом на Небесах. Святые супруги, чьи души попали в рай небесный, могут общаться с самим Господом. Именно поэтому верующие молятся им и просят заступиться за них перед Спасителем, выпросить для них прощения и божьей благодати.
Испокон веков на Руси принято просить у Кирилла да Марьи исцеления от болезней души и тела. Молитвы к святейшим родителям лучше всяких докторов помогают одолеть тяжелые недуги. Святые супруги, чьи души живут на небесах, могут выпросить у Бога прощения для раскаявшегося грешника. Божья милость поможет праведному христианину выздороветь даже без лекарств. Правда, не все верующие даже через посредников Небожителей могут вымолить у Христа Спасителя исцеление.
Иногда Бог специально наказывает людей за грехи самыми тяжкими болезнями. Однако недуг — это не повод впасть в уныние и роптать на пресвятого Спасителя. За все, что случается с человеком, нужно благодарить Господа. Ведь кому, как не Богу, лучше знать, что полезно человеческой душе. Христос Спаситель обещал рай всем, кто избавится от земных богатств и посвятит жизнь прославлению Бога. Только те люди, которые заботятся о духовности, а не о деньгах, вправе надеяться на милость божью.
Верующие обращаются к святейшим родителям преподобного Сергия с просьбой сохранить их семьи в целостности, отвести от семейного гнездышка беду, отвадить завистников и разлучников. В свое время супруги сумели сохранить свой брак, несмотря на тяжелые испытания. Вместе они одолели все несчастья, вырастили и воспитали славных детей. Их сын Сергий стал не только ревностным слугой Господа Бога, но и возродил на Руси монашество, укрепил православие. Жизнь святейших родителей служит примером для подражания.
Перед образом святого Кирилла и Марии принято молиться во время войны, эпидемии, неурожая. Пресвятые Небожители могут упросить Господа Бога сжалиться над верующими, послать мир их дому и божью благодать. Однако христиане должны знать, что беды и несчастья — это кара Господня за неверие и непослушание. Только праведники вправе рассчитывать на снисхождение и милость Господа.
Святым Небожителям принято молиться за своих детей. Ведь все знают, что родительская молитва способна уберечь ребенка от всякого зла и несчастья. У пресвятых супругов можно попросить исцеления и покровительства. Святейшие родители при жизни заботились обо всех своих детях. Они уделяли внимание не только телесному здоровью каждого ребенка, но и духовному образованию. С малых лет все дети пресвятых супругов читали Святое Писание и верили в Христа Спасителя. Только вера в Господа поможет ребенку не сойти с праведного пути, не поддаться дьявольским искушениям, выстоять, не умереть.
Пресвятых супругов можно молить о спасении собственной грешной души. Если человека терзает раскаяние или мучают тягостные мысли, он должен просить у Господа милости и покоя. Праведные родители помогут вылечиться от душевного недуга. Однако верующий должен искренне раскаяться во всех своих прегрешениях и жить согласно божьим заповедям. Если молиться Богу ежедневно, можно получить от Господа прощение, благодать и исцеление.
Если Христос Спаситель не слышит молитв верующих, значит, нужно обращаться к посредникам, например, к святейшим родителям Сергия Радонежского. Небожители могут выпросить у Господа прощение и милость для грешной души.
Молитва
О, раби Божии, преподобнии Кирилле и Марие! Аще и скончали есте временную жизнь свою телом, но духом не отступаете от нас, руководствуете же ны ко Христу Богу, наставляете шествовати по заповедем Господним и носити крест свой и последовати Владыце нашему. Вы, преподобнии, вкупе с преподобным и Богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, имеете дерзновение ко Христу Богу нашему и ко Святей Его Богоматери. Будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных, жительствующих во святей обители вашей, ей же вы и начальницы. Будите помощницы и заступницы Богом собранней дружине сей, да жительствующии на месте сем и приходящии с верою, вашими молитвами сохраняеми, невредими от бесов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
День памяти преподобного Кирилла и Марии
Родителей пресвятого игумена Сергия Радонежского пресвятая Русская Православная церковь вспоминает, как правило, два раза в год, 11 октября (28 сентября) и 31 января (18 января). В 1992 Кирилл да Марья были канонизированы. Имена святейших супругов восхваляют 6/19 июля на Соборе Радонежских святых и 5 июня на Соборе Ростово-Ярославских святых.
Согласно церковным записям, Кирилл да Марья и вправду жили в конце 13, первой половине 14 века на Руси. Их богоугодная жизнь описывается в жизнеописании под названием «Житие преподобного Сергия Радонежского», составленном самим Епифанием Премудрым, а также в трудах, воспоминаниях Пахомия Логофета.
Православная церковь вспоминает Кирилла да Марью, прежде всего, как родителей, сумевших воспитать великого праведника, основоположника русского старчества, возобновившего монашество на Руси в период татаро-монгольского запустения.
Сын Варфоломей, принявший постриг под пресвятым именем Сергий, в 14 столетии основал Свято-Троицкий и еще несколько монастырей. Святой праведник принимал участие в политической жизни Руси, наставлял русских князей на подвиги во имя Отечества, молился Богу за освобождение Родины от татаро-монгольских поработителей.
Отец пресвятого Сергия, богобоязненный Кирилл, происходил от славных и нарочитых бояр, живших в раннем Средневековье в Ростовском княжестве. Его предки владели землями в селе Варницы, которое находилось в нескольких верстах от Ростова. Боярин Кирилл верой и правдой служил Константину Борисовичу да Василию Константиновичу, великим князьям Ростовским. Женился он на Марии, ее предками были не то татары, не то русские. У супругов родилось четверо детей (три сына и одна дочка): Стефан, Анна, Варфоломей (будущий пресвятой игумен Сергий Радонежский), Петр.
Кирилл да Марья были грамотными людьми, читали Святое Писание, поэтому детям своим решили дать хорошее образование. Труднее всего грамота давалась Варфоломею (будущему праведнику Сергию). По легенде юноше помог с наукой некий старец, в одиночку молившийся среди поля около дуба. Как-то раз отец Кирилл попросил маленького сына Варфоломея поискать пропавших жеребят. Мальчик отправился на поиски лошадок, а в пустынном месте встретил молящегося старца, который и предрек ему талант к обучению.
Жизнь супругов была тяжелой. Боярину Кириллу приходилось часто ездить с Ростовскими князьями в Золотую Орду, отвозить татарам дань (часть своих доходов). Дары татарскому хану, голод, неурожай, эпидемии разорили семью. Под старость Кирилл с Марией и детьми, спасаясь от непосильной дани и нищеты, решили перебраться из Ростова в Московское княжество.
Семья, собрав свои скромные пожитки, отправилась на поселение в небольшой городок Радонеж, который находился недалеко от Москвы и принадлежал московскому князю. На новом месте переселенцы получили льготы по уплате дани татаро-монгольским завоевателям. Жизнь Кирилла да Марьи наладилась. В Радонеже женились их сыновья, Стефан да Петр. Еще один сын, Варфоломей, решил постричься в монахи, но родители этому воспрепятствовали. Дело в том, что к тому времени Кирилл да Марья состарились и им нужен был помощник по хозяйству. Нанять слуг боярин не мог, доходы не позволяли.
Перед смертью богобоязненные супруги решили принять монашеский постриг. Кирилл принял монашество в Хотьковском Покровском монастыре. Его верная жена Мария, возможно, постриглась там же. Монахами набожные супруги пробыли недолго. Вскоре всесильный Бог призвал их к себе. Умерли родители преподобного Сергия предположительно в 1337 или 1340 году.
Сын Варфоломей с почестями похоронил отца с матерью в Хотьковском монастыре. Мощи Кирилла да Марьи обрели вечный покой в монастырском Покровском соборе. После смерти родителей Варфоломей, как и мечтал, стал монахом и посвятил свою жизнь служению Господу Богу, православной Церкви и русскому народу. Он постригся с именем Сергий и взялся за возрождение и строительство монастырей. В те времена Русь страдала от набегов татаро-монгольской армии, многие церкви были уничтожены. Благодаря стараниям пресвятого Сергия Радонежского русское православие возродилось, а вера в Христа Спасителя окрепла.
Именно Варфоломей, впоследствии ставший игуменом и основателем ряда монастырей, в т. ч. Свято-Троицкой обители, ввел почитание своих набожных родителей в качестве святых. Преподобный Сергий Радонежский даже приказывал паломникам, чтобы те по дороге к нему вначале зашли в Покровский собор и помолились у мощей Кирилла да Марьи, попросили у Господа Бога покоя их душам. С тех пор установилось правило: перед тем как посетить Троицкую Лавру, нужно зайти в Хотьковскую обитель и помолиться у гроба святых родителей.
В конце 14 века Кирилла и Марию уже изображали на иконах с нимбом вокруг головы. Христиане приходили к мощам благочестивых родителей преподобного Сергия, молились об исцелении от болезней и нередко выздоравливали. Говорили, что благодаря молитвам к Кириллу и Марии во времена эпидемии чумы (1770-1771 и 1848-1871) никто в Хотьковском монастыре не заболел. Священнослужители даже зафиксировали в своих церковных книгах многочисленные факты исцеления больных после моления святым супругам.
В 18-19 веке через Хотьковскую обитель проходила паломническая дорога в Троице-Сергиеву Лавру. Паломники обязаны были зайти в Покровский собор и поклониться мощам святых родителей. Только после этого, они могли идти в Лавру. Так продолжалось до 1917-1922 года. После Октябрьского переворота Хотьковская обитель была закрыта. Церковная служба в монастыре возобновилась только в 1989.
Святые мощи родителей преподобного праведника Сергия Радонежского и сейчас покоятся в Покровском храме обители. Поклониться останкам супругов могут все желающие христиане. Святейшие родители помогают исцелиться от болезней души и тела. Им молятся для укрепления веры в Христа Спасителя. Церковь в память о святых супругах дважды в год проводит праздничное богослужение.