Значение водосвятного молебна и как проходит последование, полный текст
Обряд водосвятия был установлен 2 тысячи лет назад апостолом Матфеем. Иисус Христос называл воду источником, ведущим людей к вечной жизни. Освященная вода способна принимать, хранить Святой Дух и передавать его верующим христианам. Но перед этим священнослужители должны провести водосвятный молебен с соблюдением последования установленного чина.
Понятие и значение в православии
Благодать и благословение Божье передается через воду человеку не только при крещении и после принятия святых таинств.
Освящению может подлежать все, что необходимо людям для жизни:
- земля;
- воздух;
- вода;
- предметы;
- вещи;
- постройки;
- продукты.
Одно из самых значительных священнодействий в христианстве – Водосвятие (Великое и Малое). Богослужение над водной стихией очищает ее от злых сил, наполняет благодатью Святого Духа. При употреблении освященной воды верующий получает благословение Небесного Царя, помогающее справиться с болезнями и жизненными невзгодами.
Водоосвящение проходит в храмах по чину, установленному на заре христианства.
На водосвятных молебнах священнослужители обращаются с молитвословиями к иконам Божьей Матери и святых угодников:
- Казанской;
- Владимирской;
- «Неупиваемой Чаше»;
- Матроны Московской;
- Ксении Петербургской;
- Николая Чудотворца.
Перед молебном присутствующие на службе прихожане подают записки за здравие людей, чтобы священник во время ектении упомянул их имена.
Как проходит водоосвящение
Для проведения службы в центр храма выносится стол с чашей воды, Евангелием и кропилом. Рядом ставят 2 подсвечника с зажженными свечами. Священник выходит из алтаря с Крестом в руках, подходит к столику, кладет Крест рядом с чашей. Берет у дьякона кадило и крестит им чашу с водой. Затем начинается молебен.
Во время чтения тропарей священник снова крестит кадилом воду в чаше. На протяжении молебна до окончания ектении производится каждение храма. Затем читается прокимен, апостол, Евангелие, произносится вторая ектения.
По окончании действия священник берет Крест, крестит им воду и опускает в чашу. Хор поет тропари «Спаси, Господи…» (3 раза), «Даров твоих…». Иерей извлекает Крест из воды, целует, кропит освященной водой всех присутствующих в церкви. Верующие при этом целуют Крест. Водосвятные молебны имеют две разновидности: Великое и Малое водоосвящение.
Великое водоосвящение
Молебен совершается в Крещенский сочельник и на Рождество. Агиасма – чин (порядок) Великого водоосвящения имеет особую торжественность, завершает богослужение. Согласно установленному порядку, священнослужители в храме озвучивают:
- «Глас Господень на водах»;
- 3 паремии;
- прокимен;
- апостола;
- Евангелие;
- ектенью;
- святительную молитву.
Крест трижды опускают в чашу с водой под пение тропаря «Во Иордане крещающемуся…». Освященная вода хранится и используется на протяжении года.
Малое водоосвящение
Малое водоосвящение полагается совершать первого числа каждого месяца. Богослужение было установлено во II веке для противодействия языческим обычаям. Окончательный чин определил патриарх Фотий в XII веке.
Кроме этих дней водосвятие совершают:
- на 25 день после Пасхи;
- при освящении храмов;
- в храмовые праздники;
- в дни, назначенные служителями церкви;
- по просьбе верующего (в храме или дома).
По содержанию Малое водоосвящение близко к утрене в сочетании с литией.
Последование малого водоосвящения
Молебен служат священник, диакон, чтец и хор.
Диакон: Благослови, владыка!
Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш слава Тебе. Царь Небесный: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш:
Священник: Ибо Твое есть Царство:
Чтец: Аминь.
Господи, помилуй. (12) Слава, и ныне: Придите, поклонимся: (3)
Псалом 142
Господи, услышь молитву мою, внемли молению моему в истине Твоей, услышь меня в правде Твоей и не войди в суд с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобою никто из живущих. Ибо враг стал преследовать душу мою, унизил до земли жизнь мою, посадил меня во тьме, как умерших от века. И уныл во мне дух мой, во мне смутилось сердце моё. Вспомнил я дни древние, размыслил о всех делах Твоих, о творениях рук Твоих размышлял. Простёр к Тебе руки мои; душа моя пред Тобою — как безводная земля. Скоро услышь меня, Господи, изнемог дух мой: не отврати лица Твоего от меня, и да не уподоблюсь я сходящим в ров. Дай мне услышать рано утром милость Твою, ибо я на Тебя уповаю; открой мне, Господи, путь, по которому мне идти, ибо к Тебе вознёс я душу мою. Избавь меня от врагов моих, Господи, ибо к Тебе я прибег. Научи меня творить волю Твою, ибо Ты — Бог мой; Дух Твой благой поведёт меня в землю правды. Ради имени Твоего, Господи, Ты оживишь меня, по правде Твоей выведешь из печали душу мою, и по милости Твоей истребишь врагов моих, и погубишь всех теснящих душу мою, ибо я — раб Твой.
Глас 4
Бог — Господь, и Он явился нам; благословен Грядущий во имя Господне.
Стих 1: Прославляйте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.
Стих 2: Обступив, окружили меня, но я именем Господним воспротивился им.
Стих 3: Не умру, но буду жить и возвещу дела Господни.
Стих 4: Камень, который отвергли строители, он оказался во главе угла: от Господа это было, и дивно в очах наших.
Глас 4
К Богородице ныне усердно прибегнем / мы, грешные и смиренные, и к Ней припадем, / в покаянии взывая из глубины души: / «Владычица, помоги, над нами сжалившись, / поспеши, мы погибаем от множества согрешений! / Не отпусти Твоих рабов ни с чем: / ибо в Тебе имеем мы единственную надежду!» (Дважды)
Слава, и ныне: Не прекратим никогда, мы, недостойные, / возвещать о могуществе Твоем, Богородица, / ибо если бы Ты не защищала нас Своими молитвами, / кто бы нас избавил от стольких бед, / кто бы сохранил нас доныне свободными? / Не отступим, Владычица, от Тебя, / ибо Ты всегда спасаешь рабов Твоих от всяких бедствий.
Псалом 50
Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззаконие моё; совершенно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня. Ибо беззаконие моё я знаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Единому, я согрешил и злое пред Тобою сотворил, — да будешь оправдан в словах Твоих и победишь, если вступят с Тобою в суд. Ибо вот, я в беззакониях зачат, и во грехах родила меня мать моя. Ибо вот, Ты истину возлюбил, сокрытое и тайное премудрости Твоей мне открыл. Ты окропишь меня иссопом — и буду очищен; омоешь меня — и сделаюсь белее снега, дашь мне услышать радость и веселие — возрадуются кости униженные. Отврати лицо Твоё от грехов моих и все беззакония мои изгладь. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и Дух Правый обнови внутри меня. Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, Ты откроешь уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою. Ибо если бы жертвы Ты восхотел, я дал бы её, — к всесожжениям не будешь благоволить. Жертва Богу — дух сокрушённый, сердца сокрушённого и смиренного Бог не презрит. Облагодетельствуй, Господи, во благоволении Твоём Сион, и да будут воздвигнуты стены Иерусалима, — тогда примешь благосклонно жертву правды, возношение и всесожжения, тогда возложат на алтарь Твой тельцов.
Глас 6
«Радуйся» от Ангела принявшая / и родившая Создателя Своего! / Дева, спасай Тебя величающих. (2)
Воспеваем Сына Твоего, Богородица, / и взываем: «Пречистая Владычица, / от всякой беды избавь рабов Твоих!»
Царям, пророкам и Апостолом, / и мученикам Ты похвала, / и Заступница мiру, Всенепорочная.
Язык всех православных хвалит, и превозносит, / и славит пречистые роды Твои, / Мария, Божия Невеста!
Дай, Христе мой, и мне недостойному / долгов отпущение, прошу, / по ходатайствам Тебя родившей, как милосердный.
На Тебя я мои надежды возложил, Богородица, / спаси меня ходатайствами Твоими, / и даруй мне согрешений отпущение.
Оживи меня, жизни Подателя и Спасителя родившая, / спаси ходатайствами Твоими, / благословенная Надежда душ наших.
Создателя всех во чреве Твоем зачавшая, / Дева всенепорочная, / ходатайствами Твоими спаси души наши.
Богородица всеми воспеваемая, / словом выше слова Слово родившая, / моли Его спасти души наши.
Милостивым соделай Судию и Сына Твоего / ко мне, больше всякого человека согрешившему, / Твоими молитвами Владычица.
Как долгу возглашаем Тебе: «Радуйся», / Богородица чистая Приснодева, / молясь о спасении ходатайствами Твоими.
Избавь меня огня вечного, / и мук предстоящих мне Божия Родительница, / чтобы я блаженной именовал Тебя.
Не презри прошений Твоих рабов, / молимся Владычица всехвальная, / чтобы нам избавиться от всякой превратности.
От недугов и всяких болезней, / и от бед нас освободи, / к священному Твоему покрову прибегающих.
Необычайно чудо, / совершившееся в Тебе, Божия Родительница: / ибо ради нас подобно нам родился от Тебя / всех Создатель и Бог наш.
Храм Твой явился, Богородица, / недугов бесплатной лечебницей, / и для скорбящих душ утешением.
Пресвятая Богородица, Спасителя родившая! / спаси от бед, / и от всякого иного несчастья нужды рабов Твоих.
Избавь от всякой угрозы надвигающейся / рабов Твоих, Пресвятая Владычица, / и от всякого вреда душевного и телесного.
Спаси всех ходатайствами Твоими, / Дева Богородица, к Тебе прибегающих, / и избавь от всякого ннесчастья и скорби.
Кто, прибегающий в храм Твой, Богородица, / не получает скоро исцеления / душевного, а вместе и телесного, Пречистая?
Умоляемый всеми / святыми и вышними Полками, / смилуйся надо мною, Милосердный, / ради Родившей Тебя.
Пощади, Спаситель, души братьев наших, / умерших в надежде жизни, / и ослабь, отпусти им согрешения.
Радуйся умилостивление о мiре, Дева, / радуйся сосуд с манной божественной / и светильник Света, весь из золота, Божия Невеста.
Слава: Воспеваем Тебя, Бога, единого в Троице, / взывая гласом трисвятым, / о получении спасения умоляя.
И ныне: О Дева, родившая Спасителя, / и Владыку мiра и Господа, / моли Его спасти души наши.
Радуйся, гора; радуйся, терновый куст; / радуйся, врата; радуйся, лестница; / радуйся, божественная трапеза; / радуйся, всем помощь, Владычица!
По ходатайствам, Милостивый, Матери Твоей пречистой / и всех святых Твоих, / Твоя милости народу Твоему даруй.
Ходатайством славных Архангелов, и Ангелов, / и вышних полков, / рабов Твоих, Спаситель, надежно сохрани.
Ходатайством священного и славного Крестителя Твоего, / пророка и Предтечи, Христе Спаситель мой, / рабов Твоих сохрани.
Ходатайством славных Апостолов, и мучеников, / и всех святых Твоих, / Твои милости народу Твоему даруй.
Ходатайством славных бессребренников / рабов Твоих, Богородица, сохрани, / как защита мiра и утверждение.
Слава, Троичен: Отца и Сына славословим, / и Духа Святого, возглашая: / «Троица Святая, спаси души наши!»
И ныне, Богородичен: Неизреченно в дни последние зачавшая / и родившая Создателя Своего! / Дева, спасай Тебя величающих.
Таже: Милосердия двери отверзи нам, / благословенная Богородица, / дабы мы, надеясь на Тебя, не постыдились, / но избавились молитвами Твоими от бед, / ибо Ты — спасение рода христианского.
Диакон: Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
Священник: Ибо свят Ты, Боже наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.
Хор: Аминь.
Глас 6
Ныне настало время всех освящающее, / и ожидает нас праведный Судия; / но обратись, душа к покаянию, / как блудница взывая со слезами: / «Господи, помилуй меня!»
Как дождь потоками в сей день / пролив источник исцелений / во всесвященном храме Девы, Христе, / Твоего благословения окроплением / Ты прогоняешь недуги немощных, / Врач душ и телес наших!
Ты родила, Дева, мужа не знавшая, / и Девою осталась, Матерь безбрачная, / Богородица Мария: Христа Бога нашего моли / о спасении нашем.
Всесвятая Богородица Дева, / рук наших дела исправь / и прощение согрешений наших испроси, / когда мы воспеваем ангельскую песнь:
Святой Боже, / Святой Крепкий, / Святой Бессмертный, / помилуй нас. (3)
Диакон: Будем внимать.
Священник: Мир всем.
Чтец: И духу твоему.
Глас 3
Господь — просвещение моё и Спаситель мой: / кого убоюсь?
Стих: Господь — защитник жизни моей: от кого устрашусь?
Диакон: Премудрость.
Чтец: К Евреям послания святого апостола Павла чтение.
Диакон: Будем внимать.
Послание к Евреям:
Братья, и Освящающий и освящаемые, все — от Одного: по этой причине Он не стыдится называть их братьями, говоря: «Возвещу имя Твоё братьям Моим; посреди собрания воспою Тебя». И еще: «Я буду уповать на Него». И еще: «Вот Я и дети, которых Мне дал Бог». Поэтому, как дети причастны крови и плоти, так и Он стал общником крови и плоти, чтобы чрез смерть упразднить имеющего власть над смертью, то есть диавола, и освободить всех тех, которые в страхе смерти были всю жизнь подвержены рабству. Ибо, несомненно, Он не природу ангелов принимает, но семя Авраамово принимает. Поэтому Он должен был во всем быть подобным братьям, чтобы стать милостивым и верным Первосвященником в служении пред Богом для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Он пострадал, Сам быв искушён, то может искушаемым помочь.
Священник: Мир тебе.
Чтец: И духу твоему.
Аллилуия, глас 6
Стих: Излило сердце моё слово благое.
Стих: Я изрекаю дела мои Царю.
Диакон: Дабы удостоиться нам услышать святое Евангелие, Господа Бога молим.
Хор: Господи, помилуй. (3)
Диакон: Премудрость! Станем благоговейно. Услышим святое Евангелие.
Священник: Мир всем.
Хор: И духу твоему.
Священник: От Иоанна святого Евангелия чтение.
Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.
Диакон: Будем внимать.
Священник читает Евангелие от Иоанна:
В то время пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот водоем, называемый по–еврейски Вифезда, с пятью крытыми ходами. В них лежало множество больных: слепых, хромых, сухих, ожидающих движения воды. Ибо Ангел Господень, время от времени, сходил в водоем и возмущал воду, и первый, кто входил по возмущении воды, выздоравливал, каким бы ни был одержим недугом.
Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.
Читается Великая ектения.
Диакон: В мире Господу помолимся.
Хор: Господи, помилуй.
О мире свыше и о спасении душ наших Господу помолимся.
О мире всего мiра, благоденствии святых Божиих Церквей и о соединении всех Господу помолимся.
(О святом храме сем и о всех, с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в него, Господу помолимся.)
О Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имя) и о господине нашем (высоко)преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе или: епископе — имя), почтенном пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всём клире и народе Божием Господу помолимся.
О Богохранимой стране нашей, властях и воинстве её Господу помолимся.
О граде сем (или: о селении сем, или: о святой обители сей), всяком граде и стране и о верою живущих в них Господу помолимся.
О благоприятной погоде, об изобилии плодов земли и о временах мирных Господу помолимся.
О плавающих, путешествующих, болящих, страждущих, пленённых и о спасении их Господу помолимся.
Об освящении этой воды силой, и действием, и наитием Святого Духа Господу помолимся.
О пришествии на эту воду очистительного действия Сверх–существенной Троицы Господу помолимся.
Да будет эта вода целительной для душ и тел и от всякой враждебной силы защитой Господу помолимся.
О ниспослании ей благодати избавления, благословения Иордана Господу помолимся.
О всех, нуждающихся в помощи и заступлении от Бога Господу помолимся.
О просвещении нас светом познания силою Единосущной Троицы, Господу помолимся.
Дабы Господь Бог явил нас сынами и наследниками Царства Своего воды сей приобщением и окроплением, Господу помолимся.
О избавлении нас от всякой скорби, гнева, беды и нужды Господу помолимся.
Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.
Хор: Тебе, Господи.
Возглас: Ибо подобает Тебе вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.
Хор: Аминь.
Молитва:
Господи, Боже наш, великий в Своем замысле и дивный в делах, всего творения [как видимого, так и невидимого] Создатель, хранящий завет Твой и милость Твою к любящим Тебя и соблюдающим повеления Твои, принимая проливаемые всеми в бедах жалобные слезы. Ведь ради этого пришел Ты в образе раба, не призраками нас устрашая, но истинное здравие телу подавая, и говоря: «Вот, ты стал здоров, больше не согрешай!» А также Ты из глины создал живые очи, и повелев умыться, вселение в них света устроил словом. Ты враждебных страстей утесы сотрясаешь, и жизни сей соленое море укротил, и успокоил скорбь несущие наслаждений волны: Сам, человеколюбивый Царь, давший нам облечься в светлую как снег одежду от воды и Духа, и через принятие этой воды и окропление ею Твое благословение
нам ниспошли, скверну страстей очищающее. Да, [Владыка] просим, посети нашу немощь, Благой, и исцели наши болезни душевные и телесные милостию Твоею: по ходатайствам всепречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, силою священного и животворящего Креста, заступлением святых Небесных Сил бесплотных, мольбами святого, славного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых, славных и всехвальных Апостолов, (преподобных и богоносных отцов наших) святых отцов наших, великих иерархов и вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, святых отцов наших, Афанасия, Кирилла и [Иоанна Милостивого], патриархов Александрийских, Николая, архиепископа Мир Ликийских, и Спиридона Тримифунтского чудотворцев, (святых отцов наших, Мефодия и Кирилла, учителей славянских; святого равноапостольного великого князя Владимира; святых отцов наших и всероссийских чудотворцев Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Ермогена, Филарета, Иннокентия и Тихона), святых и славных великомучеников Георгия Победоносца, Димитрия мvроточивого, [Феодора Тирона и Феодора Стратилата; святых славных священномучеников Харалампия и Елевферия]; святых, славных и победоносных мучеников; святых и праведных богоотцов Иоакима и Анны; святых славных бессребренников и чудотворцев Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая, Сампсона и Диомида, Мокия и Аникиты, Фалалея и Трифона; и святого (имя святого дня), чью память совершаем, и всех Твоих святых.
(Спаси, Господи, и помилуй великого господина и отца нашего (имя), Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и преосвященнейшего епископа (или: архиепископа) (имя), [в обители же: и о игумене (или архимандрите) нашем (имя)], даруй им душевное и телесное здравие, и к служащему Тебе этому христианскому народу во всем милостив будь.) Вспомни, Господи, всякое епископство православных, правильно преподающее слово Твоей истины, и весь священный и монашеский чин, и спасение их. Вспомни, Господи, ненавидящих и любящих нас, служащих братьев наших, предстоящих и по важным причинам отсутствующих, и поручивших нам, недостойным, молиться о них. Помяни, Господи, в плену и скорбях пребывающих братьев наших, и помилуй их [и нас] по великой Твоей милости, от всякой беды избавляя.
Ибо Ты еси источник исцелений, Христе Боже наш и Тебе славу воссылаем, со Безначальным Твоим Отцом, и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом ныне, и всегда, и во веки веков.
Хор: Аминь.
Священник: Мир всем.
Хор: И духу твоему.
Диакон: Главы ваши пред Господом приклоните.
Хор: Тебе, Господи.
Священник (склонив голову):
Склони, Господи, ухо Твое, и услышь нас, во Иордане принять крещение благоволивший и освятивший воды! И благослови всех нас, склонением голов своих показывающих Тебе рабскую покорность, и удостой нас исполниться Твоего освящения через принятие этой воды и окропление ею, да будет она нам, Господи, во здравие души и тела.
Ибо Ты — освящение душ и тел наших, и Тебе славу, и благодарение, и поклонение воссылаем, со безначальным Твоим Отцом и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом ныне, и всегда, и во веки веков.
Хор: Аминь.
Погружение Креста в воду (3 раза) и благословение. Повтор с пением тропаря:
глас 1
Спаси, Господи, людей Твоих / и благослови наследие Твоё, / победы верным над неприятелями даруя / и Крестом Твоим сохраняя Твой народ. (3)
Окропление водой.
Хор поет тропарь глас 2:
Достойными Твоих даров / соделай нас, Богородица Дева, / не взирая на согрешения наши / и подавая исцеления / с верою принимающим благословение Твое, Пречистая.
Целование Креста, окропление водой.
Хор поет тропарь, глас 4:
Имея источник исцелений, святые бессребренники, / вы исцеления подаете всем нуждающимся, / как величайших дарований удостоенные / от неиссякаемого источника — Спасителя Христа. / Ибо возглашает к вам Господь, / как к равным ревностью Апостолам: / «Вот, Я дал вам власть над духами нечистыми, / чтобы их изгонять, / и врачевать всякую болезнь и всякую немощь!» / Потому, согласно повелениям Его доблестно пожив, / вы даром получили и даром подаете, / исцеляя страсти душ и тел наших.
Слава, и ныне, глас тот же: Приклонись к мольбам рабов Твоих, Всенепорочная, / прекращая беды, на нас восстающие, / от всякой скорби нас избавляя: / ибо Тебя одну как твердую и надежную опору мы имеем, / и в Тебе защиту обрели. / Да не постыдимся, Владычица, Тебя призывая! / Поспеши исполнить моление Тебе с верою взывающих: / «Радуйся, Владычица, всем помощь, / радость и покров и спасение душ наших!»
Владычица, прими прошения рабов Твоих, / и избавь нас от всякого несчастья и печали.
После окропления читается ектения сугубая.
Диакон: Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молимся
Хор: Господи, помилуй. (3)
Ещё молимся о Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имя) и о господине нашем (высоко)преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе или: епископе — имя), и о всём во Христе братстве нашем.
Ещё молимся о Богохранимой стране нашей, властях и воинстве её, да тихую и безмятежную жизнь проведём во всяком благочестии и чистоте.
Ещё молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих (имена тех, за кого служится молебен), и всех православных христиан.
Ещё молимся о сохранении града нашего (или: села нашего; или: святой обители нашей;), и святого храма сего и всякого города и страны от голода, мора, землетрясения, наводнения, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобной войны; да будет милостив, благосклонен и снисходителен к нам благой и человеколюбивый Бог наш; да отвратит Он всякий гнев, на нас направленный, и избавит нас от угрожающего нам Своего праведного наказания, и помилует нас.
Господи, помилуй. (40)
Господи, помилуй. (3)]
Священник возглашает: Услышь нас Боже, Спаситель наш, надежда всех концов земли и тех, кто далеко в море, и милостив, милостив будь Владыка ко грехам нашим, и помилуй нас. Ибо Ты — милостивый и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу ныне, и всегда, и во веки веков.
Хор: Аминь.
Священник: Мир всем.
Хор: И духу твоему.
Диакон: Главы наши пред Господом преклоним.
Хор: Тебе, Господи.
Все склоняют головы.
Священник читает молитву:
Владыка многомилостивый, Господи Иисусе Христе, Боже наш! По ходатайствам всечистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, силою священного и животворящего Креста, заступлением святых Небесных Сил бесплотных, мольбами святого, славного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых, славных и всехвальных Апостолов, святых, славных и победоносных мучеников, преподобных и богоносных отцов наших; святых отцов наших, великих иерархов и вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; святого отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца; святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей славянских; святого равноапостольного великого князя Владимира; святых отцов наших и всероссийских чудотворцев Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Ермогена, Филарета, Иннокентия и Тихона Московских, святых и праведных богоотцов Иоакима и Анны, (святого храма и святых дня), и всех Твоих святых благоприятной соделай молитву нашу, даруй нам прощение согрешений наших, покрой нас кровом крыл Твоих, отгони от нас всякого врага и неприятеля, умиротвори нашу жизнь, Господи, помилуй нас и мiр Твой и спаси души наши, как благой и Человеколюбец.
Хор: Аминь.
Диакон: Премудрость.
Священник: Пресвятая Богородица, спаси нас!
Хор: Честью высшую Херувимов / и несравненно славнейшую Серафимов, / девственно Бога–Слово родившую, / истинную Богородицу — Тебя величаем.
Священник: Слава Тебе, Христе Боже, Надежда наша, слава Тебе.
Хор: Слава, и ныне, Господи, помилуй. (3) Благослови.
Священник произносит отпуст: (Воскресший из мёртвых,) Христос, истинный Бог наш, по молитвам Пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных апостолов, (святых храма и дня — имена их), святых и праведных богоотцов Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасёт нас, как благой и Человеколюбец.
Молитва иная над водою:
Боже великий именем, Отче Господа нашего Иисуса Христа, один творящий чудеса, которым нет числа! Твой голос — на водах многих, увидев Тебя, воды убоялись и взволновались бездны и множество шума вод; пути Твои в — море, и стези в — водах многих, и следов Твоих не узнают. Ты крещением единородного Сына Твоего воплощенного, и сошествием на Него Пресвятого Духа в виде голубя, и Твоим отеческим гласом иорданские струи освятил. Ныне мы, недостойные рабы Твои, Тебя смиренно молим и умоляем: пошли благодать Пресвятого Духа на воду сию, и небесным Твоим благословением благослови, очисти и освяти ее; и даруй ей благодать и благословение Иордана, и силу, все скверны очищающую, и всякий недуг исцеляющую, и бесов и всех наветы и козни их прогоняющую. И соделай, чтобы она силою, действием и благодатию Пресвятого Духа, явилась для всех с верою пьющих ее, принимающих и окроплящихся ею рабов Твоих грехов прощением, освобождением от страстей, избавлением от всякого зла, умножением добродетелей, исцелением болезней; для домов и всякого места — освящением и благословением; губительных и всяких зловредных испарений отогнанием, и благодати Твоея приобретением.
Ибо Ты благословляешь и освящаешь все, Боже наш, и Тебе славу, благодарение и поклонение воссылаем, со единородным Твоим Сыном, и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков.
Хор: Аминь.
Правила использования освященной воды
Вода после ритуала освящения становится святыней, на которую снизошел Дух Божий. После Великого водосвятия воду употребляют для укрепления здоровья, очищения души. Хранят святую воду возле иконы. Полагается выпить несколько глотков натощак. Больным и детям освященную воду добавляют в питье, первые блюда. Перед принятием читают про себя молитву «Отче наш».
Богоявленскую воду священнослужители дают вместо причастия, отлученным от Святых Таинств. Ею окропляют для освящения оскверненных предметов.
Малая агиасма (вода по чину малого водосвятия) употребляется для освящения жилищ, церквей, еды, людей (перед дальним путешествием, во время болезни), при стихийных бедствиях, крещении детей.
плохо, надо на церковнославянском языке
Многоуважаемый анонимный посетитель. Почем сразу плохо? Почему именно на церковнославянском? Кстати, а Вы сами в достаточной степени знаете его? Сейчас, для упрощения понимания, многие молитвенные тексты приводятся на современном русском. В этом нет крамолы, данный метод применяется, дабы упростить восприятие. Не все в состоянии воспринимать оригинальные тексты. Если Вы один из таких счастливчиков, это просто замечательно. А впредь, оставляя комментарий, пожалуйста, приводите аргументы. Ну, и хотя бы имя указывайте.
Благодарю за полный текст водосвятного молебна, но растроенна, что на русском языке, я певчая и чтец, ум, сердце и слух воспринимает только церковнославянский, перевод всё исказил. С грустью наблюдаю изменения в церковной жизни которые предсказали старцы…
Несколько непонятно, как текст на русском мешает Вашему восприятию. Церковь не порицает использование вариантов как на церковнославянском, так и на современном языке. Понимаете, кому как удобнее. Наши статьи рассчитаны на широкий круг пользователей. Кому-то будет непонятен текст на церковнославянском. Вы хотите именно такой. Всем угодить непросто. Хорошо, что Вы посещаете наш портал. В будущем будем размещать, по возможности, тексты в обеих вариантах.