Значение и смысл притчи о мытаре и фарисее, что собой представляет эта неделя
В канун Великого поста Православная церковь в продолжение 28 дней подготавливает верующих к сложному подвигу воздержания и покаяния. Первые 7 дней посвящены притче о мытаре и фарисее. Поучительная история рассказана Иисусом Христом. Кратко и образно Спаситель пояснил людям, в чем заключается разность между благочестивым гордецом и смиренным грешником.
Что представляет из себя неделя о мытаре и фарисее
В середине марта 2024 года у православных верующих наступил Великий пост. Ему предшествовал подготовительный период, включающий 4 недели (седмицы).
Каждая седмица имеет свое название и назначение:
- о мытаре и фарисее;
- о блудном сыне;
- мясопустная;
- сыропустная.
В эти дни в богослужениях используют выдержки из Евангелия. Первая седмица длилась с 21 по 28 февраля. На воскресной литургии читается притча Иисуса Христа о фарисее и мытаре.
Как правильно готовиться к Великому посту
Значение Великого поста для православных – покаяние в грехах, чтобы с чистой душой и помыслами встретить Пасху/Светлое воскресенье. Пост предусматривает ограничение потребления некоторых продуктов (например, мяса, молока, яиц) в определенные дни. Противопоказаны в эти дни увеселения.
В четырехнедельный период до Великого поста церковь готовит верующих к воздержанию. На неделе мытаря и фарисея нет ограничений по продуктам и в приеме пищи. Со следующей недели восстанавливаются посты в среду и пятницу. В мясопустную неделю полагается воздержаться от мяса. В последнюю неделю (сыропустную или масленичную) разрешено употреблять молоко, сыр, масло, яйца, но требуется в среду и пятницу выдерживать пост до вечера.
В неделю мытаря и фарисея Православная церковь напоминает верующим о сути вероисповедания: смирения перед Богом.
Без смирения невозможно истинное раскаяние в грехах. Источник греховных дел и мыслей – гордыня человека, почитающего себя равным Богу. Порядок богослужений в эти дни определен в Триоди постной.
Во вторую неделю на литургии читают притчу о блудном сыне, в третью – о Страшном Суде, в четвертую – вспоминают святых угодников, прославившихся подвигом поста, грех Адама и Евы и изгнание из Рая. Вспоминая о блудном сыне, церковь говорит, что на милосердие Бога может рассчитывать любой грешник, если его смиренное раскаяние чистосердечно.
В субботу мясопустной недели на богослужении поминают умерших (Вселенская родительская суббота).
Церковь молится особенно за тех, кто покинул земной мир без отпевания:
- погиб в катастрофе;
- на войне;
- от насилия;
- внезапной болезни.
Напоминание о последнем суде должно предостеречь людей от беспечной греховности, так как никому не известен день, когда он предстанет пред Господом. В последнее воскресенье перед Великим постом верующих призывают следовать предписаниям о воздержании, напоминая, что грех прародителей случился из-за невоздержания.
Притча о мытаре и Фарисее
Притча о мытаре и фарисее известна из Евангелия от Луки:
«Сказал Господь притчу сию: два человека взошли в храм помолиться, один – фарисей, а другой – мытарь. Фарисей, став, молился про себя так: «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди: грабители, обманщики, прелюбодеи, или хотя бы как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть от всего, что приобретаю». А мытарь, стоя поодаль, не смел даже глаз поднять к небу, но бил себя в грудь, говоря: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику!» Говорю вам: этот пошел в дом свой оправданным более, нежели тот. Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а смиряющий себя возвысится».
Значение и смысл
В раннехристианский период мытарем называли сборщика налогов для римского императора. У людей, выполнявших эту работу, вырабатывался особый склад характера. Они не имели права жалеть должников, поэтому становились нечувствительными к чужой боли. Мытарей ненавидели еще и за то, что многие из них злоупотребляли своей властью, утаивая часть налогов и обогащаясь за счет плательщиков.
В древней Иудее фарисеи относились к религиозно-политической элите. Они с особым рвением выполняли правила благочестия, указанные в Торе, доходя в этом до фанатизма. В переводе с иврита «фарисей» означает «особенный». Себя фарисеи называли книжниками и мудрецами. В народе фарисеи пользовались поддержкой и уважением за их принципиальность и последовательность.
Иисус Христос изобличал фарисеев за их лицемерие и гордыню. В притче о мытаре и фарисее Иисус осуждает самоуверенность фарисея в своей правоте и презрение к грешнику мытарю.
В современном мире самовосхваление стало стержнем бытия, так как считается, что оно свидетельствует о жизненном успехе и достатке. Скромность превратилась в пережиток прошлого. Самокритичность, высказанная публично, вызовет неоднозначную реакцию у окружающих, может стать причиной пересудов.
Православная церковь в неделю мытаря и фарисея призывает верующих опомниться, отказаться от фарисейства. Богоугодные дела надо делать по зову души, не ставя себе это в заслугу. Соблюдение заповедей должно быть нормой, а не героическим поступком в собственных глазах. Тщеславие есть проявление гордыни, которая относится к разряду смертных грехов.
Вместе с тем, церковь учит, что раскаяние в грехах дает шанс на милосердие Божие, если оно идет от сердца. Содержание богослужебных текстов говорит о том, что для спасения души недостаточно праведного поведения. Каждый верующий должен помнить, что смирение, покаяние воспитывает в человеке добродетель.
Особенности седмицы
На богослужениях первой недели звучат проникновенные слова, обращенные к Господу и православным верующим.
На Великой вечере (в субботу) священник призывает прихожан:
«Не будем молиться по-фарисейски, братия: ибо возносящий самого себя унижен будет. Смирим самих себя пред Богом, как мытарь в дни поста взывая: “Будь милостив, Боже, к нам грешным!”».
Каждый присутствующий в храме должен обратить взор вовнутрь себя и отречься от тщеславных мыслей. Нет безгрешных людей в земной жизни. Наша телесная оболочка грешна по своей сути: жажда удовольствия от жизни – ее главный девиз. Дух человека легко может поддаться соблазнам нечистого, чтобы удовлетворить желания плоти.
На воскресной утрене священник от имени всех верующих провозглашает:
«Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззаконие мое. О множестве соделанных мною согрешений тяжких размышляя, я, несчастный, трепещу пред страшным днем суда. Но, надеясь на милость благосердия Твоего, как Давид взываю Тебе: “Помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости!”».
Присутствующие на утрене должны проникнуться этими словами и повторять их мысленно вслед за священнослужителем.
В продолжение службы усиливается акцент на значение поведения мытаря в храме:
«Смирение возвысило некогда мытаря, с плачем воззвавшего: “Смилуйся!” и оправдало его. Будем же подражать ему все, во глубину зол впадшие, возгласим Спасителю из глубины сердца: “Согрешили мы, смилуйся единый Человеколюбец!”».
И снова повторяется обращение не молиться по-фарисейски, так как тщеславный будет унижен:
«Мытаря и фарисея различие познав, душа моя, возненавидь одного надменную речь, но поревнуй другого молитве сокрушенной, и воззови: “Боже, будь милостив ко мне, грешному, и помилуй меня!”».
Снова и снова возвращаясь к притче, священник провозглашает:
«Похвальбой делами самого себя оправдывающего фарисея осудил Ты, Господи, и мытаря, умерившего страсти и со стенаниями милости просящего, оправдал: ибо не внимаешь Ты высокомерным помышлениям, и не презираешь сокрушенных сердец. Потому и мы припадаем со смирением к Тебе, пострадавшему нас ради: “Подай нам прощение и великую милость!”».
В утренней проповеди заключительным аккордом звучат слова:
«Из грязи и страстей смиренный возносится, но с высоты добродетелей падает бедственно всякий гордый сердцем: от его нрава, от порока бежим!»… «Жизненный путь вместе мытарь и фарисей прошли: но один, безрассудством увлеченный, позорно крушение потерпел, другой же смирением спасся».
В конце литургии священник приводит текст притчи Иисуса Христа в изложении апостола Луки.