Установление и провозглашение автокефалии Русской православной церкви
Автокефалия представляет собой статус независимости поместной церкви от остальных поместных церквей. Слово отличается греческим происхождением и переводится как «самовозглавление». В православной церкви существуют разные поместные объекты. Все они состоят в единстве вероучения, но каждая является автокефальной. При этом установление и провозглашение автокефалии Русской православной церкви является довольно интересным вопросом.
Православная независимость – причины возникновения
С греческого языка это понятие переводится как «самовозглавление». Приставка «авто» означает «сам», а «кефалос» – «глава». Автокефалия представляет собой церковное самоуправление и дает право организации выбирать предстоятеля. Признание такого права не мешает молитвенному общению и никоим образом не нарушает единства вероучения.
По сути, автокефальность представляет собой базовый принцип Вселенского православия. Тут отсутствует Ватикан как общий центр или Папа Римский. Церкви объединяют не административные оковы, а сочетание молитвы, веры и любви.
Существует несколько оснований для провозглашения автокефалии:
- Договоренность с кириархальной церковью. Обычно это связано с невозможностью управления. Причины могут заключаться в политических факторах или в большом расстоянии.
- Решение Вселенского Собора.
- Раскол или отход кириархальной церкви от православного учения.
Как Ион стал первым Митрополитом
Процесс отделения Русской церкви от Константинопольского патриархата стартовал с момента утверждения Флорентийской унии. Это случилось 6 июля 1439 года. Постулаты этого документа позволили утвердить нового Киевского митрополита и легата Исидора. После подписания бумаги он отправился в Москву. Однако оппонентам удалось прибыть туда раньше. Они назвали новый акт предательством греков. В тот период Византия получала определенные выгоды от сотрудничества с Римом. Греки все время страдали от нападений Турции. Потому подписание унии обладало политической подоплекой.
Само по себе предательство было связано с тем, что Константинопольский патриархат назначил Исидора Московским митрополитом без согласия Русской церкви. Его полномочия распространялись на Русь, Литву, Польшу и Ливонию.
Однако несогласие было получено не только на Руси. Исидора не признавали ни в Литве, ни в Польше. Вместо него был назначен другой митрополит – Ион Рязанский. После того как Исидор все-таки оказался на торжественной службе в Успенском соборе, его изгнали. После чего митрополита заключили под арест, а затем позволили убежать в Литву.
После этого князь Василий написал в Константинополь письмо. Там были описаны отличия в вере и отказ от унии. Также документ содержал отказ от права Папы возглавлять христианскую церковь.
После прекращения волнений вокруг унии началась смута. Пост митрополита длительное время пустовал. В тот же период шла битва князя Василия с Дмитрием Шемякой. В 1445 году хан Улу-Мухаммед напал на русские земли.
В 1446 году власть перешла в Дмитрию Шемяке, и тот назначил Иону Рязанского митрополитом. Ему требовалось это для получения поддержки со стороны церкви. В 1447 году князю Василию удалось возвратить себе власть. Однако он оставил Иону на должности митрополита. Это же было провозглашено на соборе.
Вначале Иону выбрали митрополитом собором Северо-Восточной Руси. В тот момент была настоящая опасность, что литовские епископы не поддержат это решение. Однако смуты не случилось. В период своего пребывания в Литве Исидор хотел отделить от Руси западные епархии. Однако король Казимир Четвертый на тот момент уже отверг поддержку Рима. Потому планам Исидора не суждено было сбыться.
Польша тоже поддержала Иону, поскольку не была согласна с текстом унии. Князь Василий писал несколько посланий в Константинополь. В них он описывал свои представления об институте Московского патриархата. Однако одно письмо он так и не отправил, а судьба второго – остается неизвестной по сей день.
Конфликт церквей
РПЦ никогда не вступала в открытый конфликт с Константинополем. При этом Московский патриархат обосновывал причины своего отделения политическими соображениями. На Руси не оспаривали главенство греческой церкви и рассчитывали на понимание епископов Константинополя. Потому получение независимого статуса заняло много времени.
В 1454 году на греческой земле был избран первый православный патриарх. Им стал Геннадий Схоларий. Это позволило восстановить отношения между Москвой и Константинополем. Детали этого исторического процесса остались малоизвестны. До настоящего момента не дошло никаких документов об этом.
Как произошло разделение митрополий
Иону на посту патриарха сменил Николай. После этого данный пост занял Каликста Третий. Тем не менее, король Казимир выразил несогласие с этим. Он утвердил на должность Киевского митрополита Григория Болгарина, который был ставленником Рима.
Это привело к разделению Московской и Киевской епархий. Это случилось в 1459 году. Впоследствии в церковной истории наблюдалось продолжительное взаимодействие с епархией Иерусалима. Однако, несмотря на ряд спорных моментов, взаимосвязь с греческими священниками сохранялась.
Современная автокефалия и отношение к ней
В период отделения Русь не имела никакой политической зависимости от Византии. Тесное сотрудничество с Константинополем наблюдалось только со стороны церковных властей. При этом долгое отсутствие своего патриархата на Руси связано с постоянными татарскими набегами. К тому же о себе давала знать борьба за власть во внутренних политических кругах.
В 1453 году Константинополь захватили турки. В результате такое государство, как Византия, попросту исчезло. Потому отделение Русской церкви получило новый смысл. В то время Русь представляла собой единственную православную страну, сохранявшую свое постоянное духовное единство.
В отличие от Киевского патриархата, который самовольно отделился, Русская православная церковь пыталась многократно урегулировать вопросы автокефалии с Константинополем. Однако ни одно из посланий не получило ответ. После этого Флорентийская уния и вовсе перестала действовать. Таким образом можно сделать вывод, что отделение Русской церкви представляло собой своего рода вынужденную меру.
Православная религия рассматривает автокефалию как естественное явление. Важно, чтобы церковь была органически едина и базировалась на благодатном взаимодействии во время таинств. При этом административное устройство особого значения не имеет.
В настоящее время в духовную семью Вселенского православия входит 15 церквей. Они представляют собой поместные церкви, которые на основании достигнутых договоренностей были выделены из 5 патриархатов. Они находятся в Грузии, Польши, Румынии, Болгарии и других странах мира.
Священнослужители признают длительную автокефалию РПЦ вполне объяснимой и важной. Во время ее проведения не стояло цели нарушения связей с Византией. При этом обособленность была весьма выгодной с экономической и территориальной точки зрения. Стоит отметить, что принять такое решение Русской церкви было довольно сложно.
-1 православная церковь