Что такое епитимья и за какие грехи ее накладывают, история и можно ли оспорить

Особое послушание, которое верующему приходится совершать в качестве «исцеления» от греха, называется епитимьей. Вопреки расхожему мнению, такое послушание не всегда подразумевает отлучение от евхаристии. В современной церкви применяют менее серьезные варианты епитимьи. Отлучение от евхаристии — одного из главнейших в православии таинств — применяется в редких случаях, если человек совершил тяжкий грех, в котором пытается раскаяться.

Поиск молитв на все случаи жизни

Что это такое

Понятие «епитимья» греческое, оно переводится как «запрет», «наказание». Это деятельная разновидность покаяния. Определенные грехи священник не вправе отпустить на исповеди, не наложив епитимью.

Значение и суть послушания

Епитимья не должна восприниматься как наказание. Это скорее помощь в исцелении души грешника. Священник видит, когда человек сам мучается из-за совершенного греха, ему совестно и стыдно. Такой человек продолжит мучиться, если исповедник просто простит от имени Господа его грех. Важно, чтобы человек сам себя простил в душе. А прощения и внутреннего умиротворения можно добиться покаянными делами. В таких случаях священник накладывает епитимью, заставляет прихожанина «пошевелиться» ради успокоения души, сделать что-то полезное и правильное.

Современные исповедники накладывают обычно нестрогие наказания, да и исповедоваться люди приходят в большинстве своем с несерьезными грехами. Епитимьей могут стать поклоны во время службы, соблюдение поста и воздержания, чтение священных текстов. В прежние времена епитимью применяли многие священники, причем наказания были куда строже и продолжительнее.

Епитимья позволяет грешнику прочувствовать и понять, насколько низко он опустился в моральном и духовном плане, одолеть тягу к греховным мыслям и действиям, осознать их отвратность и недопустимость. Послушание работает на принципе исключения самооправдания. Человеческая натура при своей природной грешности склонна оправдывать себя, искать внешние причины, побудившие к тем или иным поступкам. Епитимья дает четкое осознание, что ответственность за последствия грехов лежит только на согрешившем человеке, а значит, только он сам может исцелить душу.

История создания

Практиковать душевное исцеление путем послушания начали еще в древности, в период становления христианства.

Епископ Феофан Затворник объяснил слова, сказанные во 2-ом послании Тимофею 4:2 апостолом Павлом ученику, готовящемуся стать пастырем: «обличай, запрещай, увещевай с долготерпением и назиданием». Эти слова означают, по мнению епископа, что нужно «понуждать исправляться, употреблять церковные исправительные наказания, накладывая их на раны, как пластыри».

В древности христиане исповедовались не в исповедальне с сохранением тайны греха, а открыто. Исповедь слышал не только священник, но вся церковная община. Итогом исповеди становилась публично наложенная епитимья.

епитимья

Кающийся грешник становился у входа в храм, с воплем и стоном просил прощения у прихожан. В некоторых случаях грешника отправляли в притвор на время службы или вынуждали покидать храм во время литургии и начала причастия.

Практическое применение

Архиепископ Василий Великий ввел практику разделения епитимьи на несколько временных частей:

  • сначала человек находился во время службы только за пределами храма;
  • на втором этапе его пускали в храм лишь для прослушивания Священного Писания;
  • на третьем этапе грешник оставался в храме до евхаристии;
  • на четвертом — мог молиться с остальными прихожанами во время литургии;
  • на последнем этапе раскаявшийся грешник допускался до таинства причастия.

Сегодня наиболее распространенная епитимья подразумевает кратковременное отлучение от евхаристии, расширение келейного правила либо чтение определенного отрезка Евангелия в течение установленного времени.

Священник может назначить совершение благотворительных дел. Хороший способ очищения души, по мнению церковников, — раздача милостыни, материальная или моральная помощь тем, кто в ней нуждается. Такие дела наполняют душу любовью. А любовь — главный фактор очищения и духовного исцеления.

Еще одним вариантом епитимьи могут стать поклоны в ходе богослужения. Это способ восстановить связь с Создателем. Кланяющийся грешник олицетворяет собой блудного сына, раскаявшегося, просящего Отца о возвращении в родной дом. Веря в милосердие Всевышнего, можно надеяться, что он протянет руку, поднимет с колен искренне раскаявшегося сына.

Может быть назначено какое-либо ограничение. Чаще всего это пост, исключение «неправильной» пищи, загрязняющей душу и тело. Пост применяется, если человек не имеет серьезных патологий, связанных с работой пищеварительного тракта. Когда очищается тело, человек начинает ясно видеть грехи, которые раньше были скрыты под «пологом» чревоугодия. Другой вариант епитимьи — супружеское воздержание. Обычно такое наказание священник накладывает, когда супруги признались, что вступали в интимную связь в особые дни в церковном календаре, когда общение между близкими людьми должно быть сугубо духовным.

епитимья религия

Раньше, особенно в Средневековье, применялись самоистязания, самобичевания, иные методы умерщвления плоти, позволяющие погасить горящий в душе огонь греха. Сегодня такие жуткие и преступные методы, естественно, не используются.

Чем великое отлучение отличается от малого

Если говорить об отлучении от причастия, такая форма епитимьи бывает великой и малой. Под малой подразумевается отлучение на ограниченный период. А вот великая епитимья — это фактически отлучение человека от Церкви. Такое наказание применялось за самые страшные грехи.

Продолжительность епитимьи

В древние времена епитимья обычно длилась долго. Священнослужители не церемонились с согрешившими прихожанами, считали строгость наказания полезной для души. Продолжительность послушания определялась 102-ым каноном Трулльского собора.

Для примера приведем рекомендованную длительность епитимьи для некоторых грехов:

  • аборт — отлучение от евхаристии на 10 лет;
  • убийство — на 10-20 лет;
  • супружеская измена — на 20 лет;
  • блудный образ жизни без брака — на 15 лет;
  • вступление в кровосмесительные отношения — на 12 лет;
  • скотоложество — минимум на 7 лет, но обычно гораздо дольше;
  • занятие оккультизмом — на 10-20 лет;
  • клятвопреступление — на 5-10 лет;
  • расхищение могил — на 10 лет;
  • отречение от православной веры под страхом мучительной смерти — на 8 лет.

А вот великую епитимью, то есть отлучение от Церкви, применяли за то, что человек по своему разумению и по своей воле отказался от Христа, негативно о нем высказался. Отлучение от Церкви могли отменить для еретика, перекинувшегося в другую конфессию, принявшего иное вероучение, если этот человек раскаялся, захотел вернуться к изначальной вере.

Несмотря на отлучение от причастия, грешник должен был регулярно молиться дома, читать покаянные молитвы.

епитимья фото

Сегодня священнослужители не так строги, как их предшественники, длительность наказания в большинстве случаев составляет несколько дней или месяцев. Священники могут варьировать сроки епитимьи с учетом того, в каком духовном и физическом состоянии находится грешник, насколько он раскаялся. Как говорил Василий Великий, «епитимья должна простираться до тех пор, пока нужна для душевной пользы, врачевание измеряется образом покаяния, а не временем».

Два человека, совершивших одинаковый грех, могут получить от исповедника два разных наказания. Если выяснится, что человек, на которого наложена епитимья, смертельно болен, ему осталось недолго, священник обязан допустить его до таинства причастия.

Кто может накладывать епитимью

Любой священник вправе наложить епитимью, когда человек совершил грех, за который глубоко и искренне раскаивается. Срок епитимьи определяет тоже священнослужитель, принявший исповедь. Но если грех тяжелый, обязанность налагать епитимью принимает епископ.

Отлучение от причастия — одна из форм епитимьи

Выбирая форму послушания для исповедующегося, священник обращает внимание не столько на тяжесть греха, сколько на душевное состояние прихожанина. Однократное отлучение от евхаристии — самая распространенная современная практика церковного наказания. Она не имеет ничего общего с причинами применения великой епитимьи.

Причина однократного отлучения заключается обычно в том, что человек в своем духовном состоянии еще не готов вернуться в лоно Церкви, еще не прошел стадию осознания и принятия. Реже однократное отлучение практикуется как наказание за незначительные ошибки и проступки в ходе и до проведения службы, например, за опоздание на литургию, нарушение поста, непонимание значения таинства. То есть священник как бы дает прихожанину время понять, в чем он ошибся, в чем неправ.

епитимья

Наказание мешает рабочему графику — что делать

Священники обязаны соотносить епитимью с условиями и образом жизни прихожанина. Если, например, человек каждодневно ходит на работу в учреждение или на предприятие, священнослужитель не должен заставлять его ежедневно присутствовать на службах. Если у человека заболевание опорно-двигательного аппарата, священник не должен заставлять его бить поклоны. В противном случае это негативно скажется на обстоятельствах жизни или на здоровье прихожанина.

Грешник, пришедший за раскаянием, должен рассказать священнику, какие варианты послушания для него неприемлемы по объективным обстоятельствам.

Можно ли оспорить епитимью

Если прихожанин не согласен с назначенным послушанием, ему следует обратиться к управляющему архиерею, чтобы тот разобрался в ситуации, рассудил, справедливо ли наказание.

Применять епитимью может лишь исповедник, то есть тот священник, к которому раскаивающийся человек регулярно ходит на исповедь. Если это сделал незнакомый священнослужитель, то следует рассказать о ситуации своему исповеднику, который может рассудить, действительно требуется такое послушание или в нем нет духовной надобности.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Запинить
Помогла статья? Оцените её
(Пока оценок нет)
Загрузка...
 рассчитывает на Вашу помощь!
Добавить комментарий

Adblock
detector