Что такое исповедные росписи и их история, структура и значение
Исповедальные листы, также известные как исповедные ведомости или росписи, должны были ежегодно заполняться в каждом приходе России с XVIII до XX века. В Российской империи была единая вера, которая распространялась по всей обширной стране, и каждый житель, проживающий в той или иной местности, имел возможность регулярно посещать церковь. Как принято говорить сейчас – в шаговой доступности обязательно была православная церковь.
Что это такое
Каждый год перед Пасхой православные священники записывали, кто ходил на исповедь и причащался во время Великого поста. Список составлялся по семьям, причем первым указывался глава семьи, а затем все остальные члены семьи, которые посещали церковные службы.
Для православных верующих участие в причастии во время Великого поста было не только ожидаемым, но и обязательным; если по каким-то причинам этого сделать не удавалось, человек был обязан исповедоваться либо в Петровском, либо в Успенском постах. Объяснение, почему кто-то не присутствовал на исповеди (например, уехал из города или просто пренебрег ею), записывалось рядом с его именем. Тем, кто не появлялся на исповеди, грозили серьезные последствия.
История росписей
Патриарх Адриан инициировал практику ежегодной исповеди православных в 1697 году, при этом священники должны были сообщать только о тех, кто не участвовал в ритуале.
Однако только после указа Петра I от 1716 года стали вестись записи обо всех православных. Этот указ предусматривал суровые наказания для тех, кто не придерживался его, такие как штрафы или двойное налогообложение, если они были признаны виновными в «расколе». Это заставило православных верующих покинуть свои дома и искать убежище за Уралом. В 1801 году вместо штрафов стали раздавать наказания по приговору священника.
Их структура
Записи велись о семьях по сословиям. Каждая сословная группа имела свой собственный раздел; например, представители духовенства отмечались на первой странице, затем шли разделы для военнослужащих, дворян, купцов и семей крестьян.
Структура была очень точной: семьи перечислялись в алфавитном порядке с указанием сначала главы семьи, его возраста и рода занятий. Впоследствии включались его жена, дети и любые другие члены семьи вместе с их возрастом на момент причастия. Вдовы и вдовцы каталогизировались отдельно, причем оба пола имели непрерывную, но различную систему нумерации.
Само причастие подробно описывалось в трех колонках: в первой указывалось, причащался человек или нет; во второй колонке говорилось, что он не причащался по причине отлучения от церкви из-за совершения серьезного греха – эта графа обычно не имела много отметок, поскольку такая практика не была общепринятой, за исключением особых случаев. И, наконец, была третья графа для тех, кто не приходил на храмовые службы – обычно в качестве объяснения приводился «абсентеизм», означающий, что человека не было в это время по месту жительства.
Дети от 1 года и далее вносились в реестр, даже если они ходили на исповедь, только когда им исполнялось 7 лет – однако причастие они получали с момента крещения. В графе «исповедь» отмечалось, что они не исповедовались, так как были еще недостаточно взрослыми.
Составление списков признаний в грехах было очень серьезным заданием, с четко определенным форматом и четкими рекомендациями по его выполнению.
Значение
Этот документ имел огромное значение, как для государства, так и для будущих поколений. Это был ежегодный пересмотр населения России, содержащий все необходимые детали для статистического анализа.
Исповедные ведомости обычно сохраняются в провинциальных архивах в зависимости от географического положения. По сравнению с другими генеалогическими источниками, такими как метрические книги и регистрационные листы, этих документов сохранилось меньше. Записи, сделанные после 1860-х годов, скудны из-за того, что они считались не имеющими исторического или практического значения. До наших дней дошли лишь некоторые из них, поскольку во время революции они были заброшены как не имеющие никакого значения, а в 1920-1930-е годы были утилизированы как бумажный мусор.
Однако эти документы имеют большую ценность, особенно для тех, кто исследует историю своей семьи и пытается найти предков, живших в определенном районе, поскольку каждый приход имел две копии (одна передавалась в гражданские архивы, а другая отсылалась в церковные архивы). Изучение таких аспектов, как образ жизни, род занятий и рост населения, на основе этих манускриптов могло быть очень простым и эффективным. К сожалению, исторические события обычно приводили к большим потерям, как в данном случае.
Непосещение церкви под страхом наказания не было признаком демократии или свободы самовыражения, и некоторые утверждают, что из-за этого многие отдалились от православия. Однако это нельзя обсуждать, поскольку люди ходили в церковь по собственной воле за духовным руководством и утешением. На протяжении десяти поколений это стало нормальным явлением, которое никто не подвергал сомнению.