История происхождения догматов христианства и православия, их список

Догматами христианства и православия принято называть некие непреложные истины, которые не должны подвергаться сомнению. Изначально это церковный термин, который в дальнейшем стали использовать в других сферах жизни для обозначения чего-то неизменного, истинного, непреложного. История становления термина довольна длинна и сложна. Она относится к раннему времени формирования религии как формы существования верующего человека.

Поиск молитв на все случаи жизни

Что это такое

Традиционно под таким понятием, как догматы, понимают мнения, решения или постановления. Для религиозных догматов характерны утвержденные церковью правила. Это некая база любого вероучения. Другими словами, истина, объявленная, не подлежащая никакому сомнению.

История происхождения

Термин использовался в разные периоды истории в разных смыслах. Например, в античной литературе Цицерон упоминал слово как некую доктрину. Платон считал, что это учение стоиков. Герадион считал догматом определение сенат. Наконец, в Деяниях святых апостолов догматами называли царские законы.

Что касается православного и христианского учения, то здесь мнение о термине практически однозначно. Так формулировалась непререкаемая Божественная истина, которая становится внутренним существом религии, является обозначением Божественного происхождения и безусловно признанными признана теми, кто относится к категории верующих людей.

Надо заметить, что позднее слову «догмат» стали придавать несколько негативное значение, когда ставили под сомнение само существование религии.

Христианское значение термина восходит к пониманию теологической богооткровенной истины. Догмат содержится в учении о Боге, его домостроительстве. Правила и условия существования этого значения определяет церковь, она его исповедует и преподносит, как неизменное положение веры.

Православие трактует понимание термина, используя два подхода. Первый подход предполагает однозначный смысл этого слова, то есть использование его только в том непререкаемом положении веры, которое утверждается на различных Вселенских соборах. После длительных заседаний служители церкви выносили такие формулировки, которые никак не объяснялись, но принимались за данность. От этого затем отталкивались при трактовке каких-либо явлений.

Известно, что именно там служители высшего эшелона церкви создают специальные догматические формулировки. Что касается второго подхода, то здесь имеется в виду всякое неоспоримое и обязательное положение веры, учение для православных. Что это значит:

  • формулировки, принятые на Вселенских соборах и частные правила;
  • раскрытые и нераскрытые варианты формулировок;
  • чистые, то есть основанные только на откровении, не смешанные варианты трактовок.

История происхождения догматов христианства и православия

Что касается католицизма, то здесь принято рассматривать сознательный отход от общепринятой христианством трактовки. Не принимается все, что отличается от догмата, любое нарушение трактовки или формулировки называется ересью. Подобные случаи приводят к религиозным конфликтам. Для католицизма краткими изложениями основных положений или догматов называют катехизис.

Православная церковь рассказывает, что Иисус Христос раскрыл людям свое вероучение полностью. Он сделал это для того, чтобы спасти человеческий род, поэтому догматами не могут быть какие-то новые положения. Все это уже описано много веков назад, является неоспоримой и непреложной истиной.

При этом божественное учение, как считают служители церкви, не теория, а скорее практика. Она непостижима, именно поэтому должна приниматься без каких-либо оговорок. Христианская церковь сформировала свою догматическую базу во время проведения семи Вселенских соборов. Таков был ответ основной церкви на еретические движения, подвергающие существование христианства сомнения.

Каждый из постулатов как бы устанавливал некую защиту от еретического проникновения. Ложные направления отсекались, устанавливались одна истина, не подвергающаяся сомнению ни с какой стороны.

Список догматов

Существует особый список догматов, о котором знают все верующие:

  1. Догмат о Пресвятой Троице.
  2. Догмат о сотворении мира.
  3. Догмат об ангелах.
  4. Догмат о грехопадении.
  5. Догмат о приснодевстве Пресвятой Богородицы.
  6. Догмат о Воплощении Господа нашего Иисуса Христа.
  7. Догмат об Искуплении человечества от греха.
  8. Догмат о Крестных страданиях и смерти Господа нашего Иисуса Христа.
  9. Догмат о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа.
  10. Догмат о Вознесении Господа нашего Иисуса Христа.
  11. Догмат о Втором Пришествии Спасителя и Страшном суде.
  12. Догмат об исхождении Святого Духа.
  13. Догмат о единой (одной), святой, соборной Церкви и преемственности в ней учения и священства от апостолов.
  14. Догмат о таинствах Церкви.
  15. Догмат о всеобщем воскресении людей и будущей жизни.
  16. Догмат о двух естествах Господа Иисуса Христа (принят на IV Вселенском Соборе в Халкидоне).
  17. Догмат о двух волях и действиях в Господе Иисусе Христе (принят на VI Вселенском Соборе в Константинополе).
  18. Догмат об иконопочитании (принят на VII Вселенском Соборе в Никее).
  19. Догмат о божественной энергии или о Благодати.

История происхождения догматов христианства и православия фото

Догматы Православной Церкви

Догматы о Боге и общем отношении его к миру и человеку

Общие свойства существа Бога

Бог непостижим и невидим. Бог явил себя людям в творении и в сверхъестественном Откровении, которое проповедовал единородный Сын Божий через Апостолов. Бог един в существе и троичен в Лицах.

Бог есть Дух вечный, всеблагий, всеведущий, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный.

Природа Бога – совершенно невещественная, непричастная ни малейшей сложности, простая.

Бог, как Дух, кроме духовной природы (субстанции), имеет ум и волю.

Бог, как Дух, беспределен во всех отношениях, иначе, всесовершенный, Он самобытен и независим, неизмерим и вездесущ, вечен и неизменен, всесилен и всемогущ, совершенен и чужд всякого недостатка.

Частные свойства существа Бога

Самобытность – все, что имеет, имеет от самого себя.

Независимость – в существе, в силах и в действиях определяется Сам Собою.

Неизмеримость и вездеприсутствие – не подлежит никакому ограничению пространством и местом.

Вечность – Он не имеет ни начала, ни конца своего бытия.

Неизменяемость – Он всегда пребывает один и тот же.

Всемогущество – Он обладает неограниченною силою все производить и над всем владычествовать.

Свойства ума Бога

Свойство ума Бога самого в себе – всеведение, т.е. Он знает все и знает совершеннейшим образом.

Свойство ума Бога в отношении к его действиям – высочайшая премудрость, т.е. совершеннейшее знание наилучших целей и наилучших средств, совершеннейшее искусство прилагать последние к первым.

Свойства воли Бога

Свойства воли Бога самой в себе – высочайше свободная и всесвятая, т.е. чистая от всякого греха.

Свойство воли Бога в отношении ко всем тварям – всеблагая, а по отношению к тварям разумным – истинная и верная, поскольку открывает себя им в качестве нравственного закона, а также правосудного, поскольку воздает им по заслугам.

Единство Бога по существу

Бог есть един.

История происхождения догматов христианства и православия фото

Догматы о Боге, троичном в лицах

В Боге едином по существу три Лица или Ипостаси: Отец, Сын и Святой Дух.

Три Лица в Боге равны между собой и единосущны.

Три Лица различны по своим личным свойствам: Отец не рожден ни от кого, Сын рожден от Отца, Дух Святой исходит от Отца.

(Ипостаси нераздельны и неслиянны; рождение Сына никогда не начиналось, никогда не оканчивалось, Сын родился от Отца, но не отделился от него, Он пребывает в Отце; Бог Дух Святой вечно исходит от Отца.)

Догматы о Боге, как творце и промыслителе, к миру духовному

Мир духовный составляют двоякого рода духи: добрые, называемые Ангелами, и злые, называемые демонами.

Ангелы и демоны сотворены от Бога.

Демоны сделались злыми из духов добрых по своей воле при попустительстве Бога.

Бог, как Промыслитель, даровал и Ангелам, и демонам природу, силы и способности.

Бог содействует Ангелам в их доброй деятельности и управляет ими сообразно с целью их бытия.

Бог попустил падение демонов и попускает их злую деятельность, и ограничивает ее, направляя ее, по возможности, к добрым целям.

По природе своей Ангелы суть духи бесплотные, совершеннейшие души человеческой, но ограниченные.

Мир ангельский необычайно велик.

Ангелы прославляют Бога, служат Ему, служат в сем мире людям, путеводя их в царствие Божие.

Господь дарует особого Ангела-Хранителя каждому из верующих.

Дьявол и ангелы его (демоны) – существа личные и действительные.

Демоны по своей природе духи бесплотные, высшие души человеческой, но ограниченные.

Демоны не могут употребить насилия ни над одним человеком, если Бог не попустит им.

Дьявол действует как враг Божий и как враг человеческий.

Бог разрушает царство демонов на земле через непрестанное распространение Своего благодатного царства.

Бог даровал людям Божественные силы против демонов (молитва и др.).

Бог попускает деятельность демонов, направленную на погибель человечества, для нравственной пользы людей и их спасения.

История происхождения догматов христианства и православия

Догматы об отношении Бога, как творца и промыслителя, к человеку

Человек сотворен по образу и подобию Бога.

Бог сотворил человека с тем, чтобы он познавал Бога, любил и прославлял Его, и через то вечно блаженствовал.

Бог сотворил первых людей, Адама и Еву, особенным образом, отличным от сотворения других Его созданий.

Род человеческий произошел от Адама и Евы.

Человек состоит из невещественной души и вещественного тела.

Душа, высшая и превосходнейшая часть человека, является существом самостоятельным, невещественным и простым, свободным, бессмертным. Назначение человека состоит в том, чтобы он неизменно пребывал верным высокому завету или союзу с Богом, к которому его призвал Всеблагий при самом сотворении, чтобы стремился к своему Первообразу всеми силами своей разумно-свободной души, т.е. познавал своего Создателя и прославлял, жил для Него и в нравственном единении с Ним.

Падение человека было попущено Богом.

Рай был местом для жизни счастливой и блаженной, одновременно чувственным и духовным. Человек в Раю был бессмертным. Неверно, что Адам не мог умереть, он мог не умирать. Адам должен был делать и хранить Рай. Для наставления истины веры Бог удостаивал некоторых людей Своими откровениями, являлся им Сам, беседовал с ними, открывал им Свою волю.

Бог сотворил человека вполне способным к достижению установленной Им цели, т.е. совершенным, как по душе, в умственном и нравственном отношении, так и совершенным по телу.

Для упражнения и укрепления в добре нравственных сил Бог заповедал человеку, чтобы он не вкушал плодов от древа познания добра и зла.

Человек не сохранил заповеди, и через то лишился своего достоинства.

Все люди пошли от Адама и его грех есть грех всех людей.

Бог с самого начала даровал человеку Свою благодать.

В змее, совратившем Адама и Еву, скрывался дьявол. Ева увлеклась мечтою сделаться равной Богу, Адам пал вследствие пристрастия к жене.

Смерть пришла к человеку от зависти дьявола к Богу.

Следствия падения в душе: расторжение союза с Богом, потеря благодати, смерть духовная, помрачение разума, низвращение воли и преклонность ее более ко злу, нежели к добру, искажение образа Божия.

Следствия падения для тела: болезни, скорби, изнеможение, смерть.

Следствие для внешнего состояния человека: потеря или уменьшение власти над животными, потеря плодоносности земли.

Следствия падения распространились на все человечество. Первородный грех всеобщен.

Бог после падения Адама и Евы не перестал промышлять о человеке. Он   царь всей земли, владеет народами и призирает их. Он ставит царей над народами, дарует им Державу и силу, управляет через царей земными царствами. Поставляет через царей низшие власти, поставляет для устроения счастья человеческих обществ слуг Своих (Ангелов).

Бог промышляет об отдельных людях и, в особенности, о проводниках, хранит нас в течение всей жизни, содействует нам в деятельности, назначает предел нашей земной жизни и деятельности.

Бог промышляет способами естественным (хранит людей и содействует им) и сверхъестественным (чудеса и действия Божественного домостроительства).

История происхождения догматов христианства и православия

Догматы о Боге спасителе и особенном отношении его к человеческому роду

Бог послал Единородного Сына Своего в юдоль земную, дабы Он, восприяв плоть от Пречистой Девы по действию Святого Духа, искупил человека и ввел его в Царство Свое гораздо в большей славе, нежели какую он имел в Раю.

Бог – Спаситель наш вообще, поколику в деле нашего спасения участвовали все Лица Пресвятой Троицы.

Господь наш Иисус Христос Начальник и Совершитель нашей веры и спасения.

В Лице Иисуса Христа каждое Его естество передает свойства свои другому, и именно – свойственное Ему по человеческому, усвояется Ему, как Богу, а свойственное Ему по Божеству, усвояется Ему, как человеку.

Пресвятая Дева Мария, Матерь Господа Иисуса не по Божеству Его, а по человечеству, которое, однако же, с самой минуты Его воплощения, стало нераздельно и ипостасно соединено в Нем с Божеством Его, и соделалось собственным Божескому Лицу Его.

В Иисусе Христе воплотилась не вся Пресвятая Троица, но только один Сын

Божий, второе Лицо Пресвятой Троицы. Отношение второго Лица Пресвятой Троицы нимало не изменилось через Его воплощение, и по воплощении Бог Слово остается тем же Божьим Сыном, каким был прежде. Сын Богу Отцу естественный, а не усыновленный. Иисус Христос был помазан в должности первосвященника, царя и пророка на тройственное служение роду человеческому, через которые он совершил свое спасение.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Запинить
Помогла статья? Оцените её
(Пока оценок нет)
Загрузка...
 рассчитывает на Вашу помощь!
Добавить комментарий