История создания Синода – что это такое и его значение, отличие от Сената

Синодом в православной церкви называют высший орган управления и принятия решений, состоящий из группы богословов, епископов и других церковных представителей. Слово происходит от греческого термина «synodos», что означает «собрание». Синоды в православной церкви играют важную роль в поддержании единства вероучения, обеспечении православной практики, сохранении традиций и руководстве духовной жизнью верующих.

Поиск молитв на все случаи жизни

Что это такое

Изучая исторические документы и религиозные тексты, можно обнаружить использование термина «синод» в отношении Вселенских Соборов и Поместных Соборов отдельных Церквей. Например, во времена Константинопольского патриархата было собрание, известное как «синод эндимус», на котором присутствовавшие в то время епископы принимали решение, которое нельзя было откладывать. Русская Церковь использовала это же слово с момента появления христианства в России до начала 18 века.

Отличие от Сената

Сенат, созданный Петром Первым в 1711-ом году, играл роль, схожую с ролью современного правительства, поскольку он замещал царя, когда тот находился вдали от столицы, а позже выполнял совещательную функцию постоянно. Он отличался от Синода главным образом тем, что имел власть над высшим церковным органом, как и двенадцать коллегий, созданных Петром, находились под его юрисдикцией (Синод также дислоцировался в их здании).

Следовательно, уместнее спросить, чем Синод отличался от коллегий. Ответ: практически не отличался, за исключением того, что в него входили в основном представители духовенства.

Историческая справка

Название новой системы церковного управления было выбрано светскими правителями, а не религиозными лидерами, с целью сделать Церковь подчиненной частью государства и частью его аппарата управления, именуемой «департаментом по делам православной веры».

Патриархат оспаривал абсолютную власть царя со времен правления патриарха Никона (который был свергнут в 1666-ом). Он считал, что священство должно иметь приоритет над царской властью. Несмотря на катастрофический раскол, который ослабил авторитет иерархии и заставил многих людей покинуть Церковь, власти понимали, что отмена патриаршества может привести к бунту среди религиозных людей.

После свержения Никона духовные лидеры все еще могли высказывать свое мнение по некоторым государственным вопросам. Однако при царях Алексее Михайловиче и Федоре эта власть уменьшилась, так как светские правители стали больше вмешиваться во внутренние дела церкви. Петр Первый, преемник Феодора Алексеевича, был настроен еще более решительно, поскольку ему почти нечего было терять.

Царь, увлекавшийся европейской культурой и образом жизни, который считался неподобающим для православного правителя, часто встречал неодобрение со стороны иерархов Церкви, хотя они не решались высказать свое мнение. По мере того, как он работал над модернизацией России в соответствии со своим видением ее уподобления Голландии (как говорили некоторые историки девятнадцатого века), взгляды Петра все больше расходились с мнением представителей Церкви.

История создания Синода

Церковь видела тенденцию к снижению благочестия среди власть имущих, в то время как Петр считал, что создание упорядоченного государства сделает Россию работающей как часы, а его самого – главным часовщиком. Кем же тогда будет Патриарх?

В начале восемнадцатого века скончался патриарх Адриан, и столкновение между царем и церковной иерархией стало заметным. В этот момент было принято, чтобы светская власть выдвигала кандидата на должность предстоятеля. Ожидалось, что Петр последует этому примеру; однако он так этого и не сделал. Он привел разумное оправдание: Россия столкнулась со многими трудностями в войне со Швецией и не могла сосредоточиться на реструктуризации своего правительства, пока проблемы не были решены.

Несмотря на войну и другие проблемы, в первые годы восемнадцатого века царь создал светское учреждение под названием Монастырский Приказ. Все монастыри теперь контролировались им, и для учета их обитателей и имущества проводилась перепись. Количество монастырских постригов было ограничено, а женщинам до 40 лет не разрешалось становиться монахинями.

Более того, те, кто жил в монастырях «праздно», по мнению государства, должны были быть выселены. Кроме того, царь активно вмешивался в духовную жизнь, вводя штрафы за неподобающее поведение во время богослужений и требуя от священников сообщать властям о любых преступлениях, упомянутых во время исповеди, несмотря на нарушение церковных канонов о сохранении тайны исповеди.

Учреждение Синода

К началу двадцатых годов восемнадцатого века руководители церкви смирились с неизбежным направлением «церковной реформы». Несмотря на возражения митрополита Стефана Яворского и других иерархов, а также общественную критику, ничего нельзя было сделать, чтобы остановить ее.

Следовательно, когда в 1721-ом г. появился документ под названием «Духовный регламент», который подразумевал, что духовная жизнь может быть регламентирована, мало кто воспринял его с удивлением. В этом документе говорилось следующее:

  • патриаршество упразднялось;
  • создавался орган, называемый Синодом, которым управлял светский чиновник, назначенный царем.

История создания Синода

Российский Синод был уникален тем, что рассматривался восточными патриархами как имеющий такое же иерархическое положение, как и они. В отличие от других православных государств, чьи Синоды выполняли подчиненную роль по отношению к главе государства, только греческий Синод разделял равную власть с правителем. У двух Домов Божьих – греческого и русского – было много общего, когда дело касалось их организации. Восточные патриархи ласково называли Священный Синод Русской Православной Церкви своим «возлюбленным братом в Господе», указывая на то, что они признавали его статус наравне со своим собственным.

Кто управлял Синодом

Управленец Синода назывался обер-прокурором. Петр Великий называл созданную им должность «государевым оком» по церковному управлению и «поверенным по государственным делам».

Показательным было название указа, которым учреждалась эта роль: «О выборе обер-прокурора Синода из числа офицеров», тем самым показывая, что предпочтение отдавалось военным.

В обязанности этого представителя, назначенного царем, входило:

  • доведение до членов Синода информации о решениях царя по тем или иным религиозным вопросам;
  • отмена или даже приостановка решений, принятых священнослужителями, если они признавались государственными органами недействительными;
  • предложение царю потенциальных членов Синода.

Вначале, во время правления Петра Первого и других правителей, последовавших за ним, обер-прокурор в основном отвечал за передачу пожеланий царя высокопоставленным представителям духовенства. Кроме того, монархи часто принимали непосредственное участие в решении религиозных вопросов. Позже влияние обер-прокурора стало расти, и к девятнадцатому веку он фактически контролировал важные вопросы церковного управления.

Известные обер-прокуроры

За время существования Священного Синода его возглавляли несколько человек, обычно не более двух лет каждый. Некоторые выделялись своей преданностью религиозным вопросам, другие были известны своей честностью и благочестием, а некоторые были печально известны своим атеизмом.

История создания Синода

Полковник Иван Васильевич Болтин был первым обер-прокурором. При этом он был из офицеров. Он был известен своей честностью и прямотой и служил с 1722-го г. до кончины Петра Первого. Хотя он оставил хорошее впечатление, историки предполагают, что после смерти императора Болтин был втянут в придворные махинации, из-за чего и пострадал.

И.И.Мелиссино, глава Синода во время правления Екатерины Второй, имел очень новаторские взгляды. Он стремился провести изменения в Церкви по образцу западной Реформации, такие как прекращение постов, запрет на иконы и мощи, прекращение молитв за усопших и разрешение женатых епископов. Тем не менее, эти мысли оставались лишь предложениями, поскольку этому человеку, получившему образование в Европе, не хватало знаний о православной России.

П.П.Чебышев, вступивший на пост в 1768-ом г., был атеистом и славился поганым языком. Он был известен своими чрезмерно прогрессивными мыслями относительно религии и открыто выражал свое неверие в Бога. Во время заседаний Синода он допускал грубые выражения и даже якобы иногда употреблял бранные слова. Его главной целью было исполнение желаний царицы и одновременно финансовое обогащение. Только когда стало очевидным, что он воровал, пользуясь своим положением, епископы смогли сместить его с поста.

К сторонникам миссионерства и духовного роста относятся:

  1. Князь Мещерский, который был особенно сосредоточен на распространении православия в Сибири и на Дальнем Востоке, противостоя старообрядцам.
  2. Граф Протасов, который улучшал церковные учебные заведения материально, а также включал в их образовательную программу медицину, естественную историю и основы сельского хозяйства.
  3. Граф Ахматов, последователь святителя Филарета в переводе Священного Писания на современный русский язык.

Граф А.П.Толстой, который был чрезвычайно религиозен, оставил о себе положительное впечатление. Он решительно выступал за улучшение финансового положения монастырей и рост богословских институтов.

К.Победоносцев – значимая фигура, поскольку он был главой Синода целых 25 лет. Он был известен своими крайне консервативными взглядами, например, пытался удалить иные конфессии из России и настаивал на духовном развитии студентов через обучение их вере. Он активно выступал против любых попыток проведения Поместного собора и восстановления патриаршества.

А.В.Карташев, последний обер-прокурор Церкви, недолго исполнял свою роль при Временном правительстве. Он заметил, что в вопросе связи между Церковью и государством необходимы улучшения, что побудило его предложить упразднить собственную должность. После этого он уехал из России и написал книги об истории Вселенских Соборов и Русской Церкви.

Есть предположение, что Синод перестал молиться за царя 18.03 1917-го г., когда члены Синода написали письмо епархиям, призывая их заменить молитвы за царскую семью молитвами за Временное правительство. И до сих пор ведутся споры, стоило ли церковным лидерам «молиться от имени монархии», но это в любом случае было недостижимо, потому что:

  1. Царь отказался от власти без какого-либо давления.
  2. Население, которое не высказывалось против его отречения, также не ратовало за восстановление монархии.
  3. К середине марта 1917-го г. все государственные образования установили связи с новой властью, кроме Церкви; оставаться в такой «пустоте» церковником было невозможно. Следовательно, такой поступок иерархов был неизбежным.

История создания Синода

Не было никаких доказательств того, что Николая Второго принуждали к отречению. К тому же он сложил с себя царскую власть, даже не посоветовавшись с Синодом. Что же должны были делать члены Синода в такой ситуации, когда сам царь оказался не предан монархии?

Современные Синоды

Название нового Синода было изменено в связи с революцией, так как ранее оно считалось почти кощунственным, аналогичным патриаршему титулу – «Святейший». Этот Синод был создан на Поместном Соборе 1917-го г. и работает в сотрудничестве с Патриархом, чтобы управлять церковными делами без вмешательства государства и решать текущие вопросы.

Примерами таких вопросов являются:

  • изучение деятельности церкви;
  • взаимодействие с государственными структурами;
  • сотрудничество с другими религиозными ветвями;
  • преподавательская и евангелизационная деятельность и многое другое.

Синод учредил ряд постоянных комиссий и комитетов для рассмотрения различных тем, которых сейчас насчитывается около двух десятков.

Записи журнала Синода, в которых содержатся все принятые решения, оперативно доступны на сайте Московского Патриархата в разделе документов.

Где находится здание Синода в России

Сегодня два сооружения, построенные по проекту архитектора К.Росси на Сенатской площади Санкт-Петербурга, остаются свидетельством длительных, но амбивалентных отношений между Церковью и государством, известных как «синодальный период», когда оба института действовали вместе как одна ветвь власти в течение почти двух сотен лет.

С тех пор Церковь пережила десятилетия притеснений, но по-прежнему сильна, а ее Синод теперь совсем не похож на то, чем он был когда-то.

Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Запинить
Помогла статья? Оцените её
(Пока оценок нет)
Загрузка...
 рассчитывает на Вашу помощь!
Добавить комментарий

Adblock
detector