Описание таинства елеосвящения, дары для соборования и как собороваться
Елеосвящение — одно из великих церковных таинств, совершаемое обычно на пасхальной неделе. История возникновения обряда уходит корнями во времена Иисуса Христа. В русскую православную церковь он пришел из византийских традиций. Под влиянием Запада у современных верующих сложилось предвзятое отношение к таинству елеосвящения или соборования, как к предсмертному ритуалу. Истинное его назначение — послание здравия и отпущения грехов.
Что это такое
Елеосвящение — это помазание тела елеем. Его также называют молитвомаслием, соборованием, елеопомазанием, маслособорованием или Святым елеем. С помощью таинства священнослужители просят Господа даровать верующим благодать и исцелить их недуги.
Елеосвящение входит в число семи Таинств. Его проводят для исцеления физических и душевных недугов. Во время елеосвящения священник наносит церковное масло елей крестообразным движением на тело верующего.
В обряде используют растительное, в идеале оливковое масло. Елей считается лекарственным средством со времен древней Церкви. Им наполняли светильники, натирали тело и смазывали волосы. Елей в изобилии считался знаком Божьего благоволения.
Когда проводится соборование
Таинство совершается во время Рождественского, Великого Поста, в Великий Четверг на пасхальной неделе. Елеосвящение для тяжело больного человека проводят по его просьбе в любое время. Подробнее тут.
Можно ли отпустить грехи соборованием
Согласно церковному учению все болезни возникают из-за грехов. По евангельской притче Иисус Христос исцелил «расслабленного», которого принесли на носилках. Спаситель сказал больному покаяться, встать, взять постель свою и идти.
Кроме всецелого исцеления таинство елеосвящения — способ покаяться и очиститься от грехов. Просьбы о выздоровлении начинаются с раскаяния и осознания собственной немощи перед Господом.
Следует учесть, что с помощью помазания нельзя запросто распрощаться с гнетом смертных грехов. В этом случае не обойтись без исповеди и предписаний, которые даст священник. Человек, свершивший смертный грех, духовно отпадает от церкви и должен вернуться в ее лоно. Обычно для этого нужно пройти через таинство Покаяния.
Также распространено мнение, что с помощью елеосвящения можно освободиться только от забытых грехов. В молитвах, которые читаются во время последования, не упоминается такой тонкий нюанс. Раскаяние может быть только всеобъемлющим, как и отпущение грехов.
Способствует ли исцелению
Таинство елеосвящения как правило придает силы человеку в борьбе с недугом, о чем свидетельствуют священники. Выздоровление может наступать незаметно, постепенно, поэтому в итоге кажется, что оно никак не связано с помазанием.
Апостол Иаков говорил, что молитва веры исцеляет больного. Для Бога каждое слово обладает силой. Господь Иисус сказал, что через елеосвящение дарует исцеление. Если человек выздоравливает после помазания, значит ему послана благодать и помощь Божья.
Бывают случаи, когда таинство действует иначе, например, облегчает исход смертельной болезни. Подобное действие наблюдал сельский священник по фамилии Брояковский.
Случай в сельском приходе
Однажды на пожилую женщину напала бешеная собака и укусила за щеку. Пострадавшую по имени Параскева сразу отвезли в соседнее село к целительнице. Священник настаивал на анализах и медицинской помощи. Но женщина была верующей, ходила в храм и верила, что Господь исцелит ее по молитве. Действительно, рана зажила.
Родные не беспокоились за женщину, хотя она выглядела угрюмой. Здоровье прихожанки не вызывало опасений. Она по-прежнему приходила в храм и готовилась к Рождественскому посту. Вдруг к Брояковскому пришел сын Параскевы и сказал, что мать плохо себя чувствует и просит о соборовании.
На следующий день священник пришел к больной в гости и застал ее лежащей на печи в бреду. Сознание не полностью покинуло ее, поэтому Брояковский вызвал церковного старосту, чтобы провести елеосвящение. У женщины все-таки развилось бешенство. Параскева все время чувствовала холод, отказывалась от воды, скрипела зубами, бросала на окружающих агрессивные взгляды.
Больная боролась с бредом, бормотала молитвы и часто крестилась. Во время помазания Параскева с трудом поцеловала Евангелие и металась так, что муж и сын еле удерживали ее. Но по окончании таинства женщина успокоилась, встала и поблагодарила священника.
Днем Параскева умылась, попила и поела. Около одиннадцати вечера она позвала домашних, благословила их, поблагодарила Господа за то, что даровал ей христианскую кончину, и с миром отошла.
Почему соборование не всегда исцеляет
Священники объясняют кончину больных после елеосвящения тем, что человек или его родственники ничего не делают для выздоровления. Для исцеления нужна вера и молитва всех, кто ходатайствует за больного.
Часто к таинству обращаются потому, что кому-то оно помогло, может и теперь поможет или люди говорят помазаться, значит надо сделать. Родственники приходят на обряд потому, что неудобно перед людьми. В результате ни у просящего о благословении, ни у присутствующих в храме истинной веры нет. Поэтому исцеление не наступает.
По другому объяснению человек не выздоравливает для собственного блага или окружающих. Пути Господни не исповедимы. После исцеления помазанный мог бы совершить злодеяние и замарать душу. Помазанный же елеем он готов отойти к Господу незапятнанным, не успев сотворить разрушений и злодейств. В этом случае благодать направлена не на выздоровление, а на отпущение грехов.
Человек может умереть после соборования потому, что его час пришел. Елеосвящение не способно отодвинуть кончину против Воли Божьей.
Иногда болезни возникают не из-за грехов, а как испытание. Пример тому — герой Ветхого Завета страдалец Иов. Иисус Христос перед тем, как исцелить слепого человека, сказал, что ни он, ни его родители не грешили, а недуг послан для явления дел Божьих.
По поводу исцеляющего свойства елеосвящения протоиерей Александр Шмеман писал, что Христос в земной жизни отпускал грехи просящим об исцелении. Истинное исцеление — это не восстановление физического тела, а изменение отношения человека к болезни, страданиям и смерти. Таинство помогает принять недуг, приобщится через него к страданиям Христа и подобно Господу превратить их в победу.
Над кем совершается таинство
Елеосвящение считается обрядом, предназначенным для тяжело больных людей, готовящихся к предсмертному часу. Тому есть предпосылки в древних рассказах о том, как апостолы приходили лечить тех, кто не мог самостоятельно передвигаться и дойти до храма. Елеосвящение на дому практиковалось с IV века.
Принимать помазание елеем можно взрослым и детям с семи лет. В редких случаях допускается соборовать ребенка дошкольного возраста, если он тяжело болен. К таинству приобщают только православных христиан. Современное елеосвящение обычно проходит в храме, но иногда священник приходит на дом, если человек тяжело болен. Соборование не проводится над женщинами в период ежемесячной немощи.
Собороваться можно несколько раз, но не во время одной и той же болезни. Во время обряда человек должен пребывать в сознании и уравновешенном психическом состоянии. Священник принимает помазание от другого священника.
Стоит ли совершать таинство над здоровыми людьми
Мнения богословов и священников по поводу помазания не только больных, но и здоровых прихожан, разнятся. Постепенно в церкви и храмы возвращается елеосвящение всех желающих во время главных постов. За проведение массовых обрядов священнослужители получают надбавку. Включение еще одного большого ритуала помогает им поправить материальное положение, ведь часто доходы церковных служителей ниже «среднего класса».
Елеосвящению здоровых людей есть исторические предпосылки. Изначально это было животворящее таинство, которое принимали и родственники больного, ведь считалось, что недуг пагубно влияет на все, что его окружает. Елеем мазали даже стены и двери жилища. Помазание здоровых людей в современной церковной практике объясняется тем, что на земле нет безгрешных.
Настоятель храма святой Татьяны при МГУ отец Максим Козлов отметил, что четко не установлено, как часто следует принимать помазание здоровым. Обычай не соборовать детей до семи лет берет начало из синодальной эпохи, но тоже не имеет богословского обоснования. Вероятно, это правило было связано с укладом жизни в тот период.
Елеосвящение здоровых людей аналогично можно оправдать укладом современной жизни, в эпоху многообразия греховных соблазнов. Участвовать ли во всеобщем помазании, должны решать сами верующие. Но здоровому человеку необязательно собороваться несколько раз в год.
История соборования
Таинство елеосвящения установил Иисус Христос, о чем находят подтверждение в Евангелии от Марка. Во время странствий апостолы исцеляли силой молитвы одержимых и больных людей по их вере. Также благодать и исцеление снисходили по просьбам родственников больного человека. Они ходатайствовали за него перед апостолами.
Ученики Христа оставляли после себя хранителей таинств и знаний — епископов, пресвитеров. Церковнослужителям полагалось крестить, отпускать грехи и проповедовать Слово Божье. Также апостолы передали им таинство исцеления — елеосвящение. Апостол Иаков говорил верующим при недугах идти к пресвитерам, чтобы те помолились о них и помазали им тело елеем. Господь услышит молитву веры, пошлет исцеление и простит грехи.
В Деяниях апостолов написано, что изначально ученики Христа лечили людей просто протянув над их головой руку. Отсылка к тому есть в молитве из Требника, которая читается при возложении Евангелия на главу больного, подобно руке Господа.
Елей появился в таинстве, когда апостолы передали свои полномочия пресвитерам. В обряде крещения священники сообщали новообращенному христианину благодать Божию, помазав его тело маслом. Свидетельства распространения таинства в последующие века встречаются в посланиях святых отцов.
В древних текстах
Во II веке святой Ириней писал, что елей смешивали с водой и поливали головы верующих, готовящихся отойти к Господу. Елеосвящение защищало души от темных сил при переходе в иной мир. В III веке святой Ипполит призывал христиан, согрешивших после крещения, пройти таинство елеосвящения, чтобы вернуть телу непорочность.
В IV веке настоятель монастыря Мар Маттея, епископ Афраат среди описаний великих таинств сравнивал елей с таинством жизни. Им одинаково помазывали царей, пророков и простых христиан. Елеосвящение рассеивало мрак, исцеляло больных и просветляло кающихся.
В церковном сочинении «Лавсаик» есть истории о том, как таинство совершали святитель Антоний Великий и преподобный Исидор. Епископ Тмуитский, святой Серапион составил молитву для призвания на елей благодати Божьей.
На Руси
Таинство елеосвящения пришло в русскую православную церковь из Византии и сохранилось до современного века почти неизменным. Церковный историк И. Снегирев писал, что таинство совершалось ежегодно в Святой Четверг после утренней службы в Успенском соборе в Москве и соборе святой Софии в Новгороде.
Освященный елей смешивали с красным вином. После чтения Святого Писания архиерей помазывал себя и священнослужителей, а пресвитеры — верующих. В священный день каждый мог пройти таинство елеосвящения.
Архиепископ Херсонский, святой Иннокентий проводил помазание елеем жителей во время осады Одессы. В летописи сохранилось свидетельство о спасении всех помазанных. Святитель Дмитрий Ростовский писал, что в Святой Четверг в елеосвящении могут участвовать здоровые люди, так как в этот день Иисус Христос установил заповедь о Теле и Крови Своей.
Таинство смерти
Обычай ежегодного елеосвящения в Святой Четверг упразднили под влиянием западной схоластики и протестантского рационализма. Из европейских учений в православие перешло восприятие таинства, как узко направленного ритуала для тяжело больных и умирающих людей.
Елеосвящение совершалось собором пресвитеров и на Западе было распространено под названием соборование. В Средневековье его открыто называли «таинством смерти». После его совершения человек считался умершим и не мог оставить завещание. Мрачный средневековый ореол вокруг елеосвящения породил суеверия на Руси.
Ежегодный ритуал на пасхальной неделе отменили и даже отрицали его существование. Помазание елеем разрешалось совершать только в крупных соборах и исключительно архиереям. При этом западная смута и суеверный страх не коснулись истинно святой земли — горы Афон.
В афонских монастырях во все времена хранили память о животворящей и очищающей силе елеосвящения и совершали его каждый год для местных жителей. Современные священнослужители отмечают, что желательно возродить традицию во всех церквях, так как люди все больше подвергаются неосознаваемым соблазнам и нуждаются в очищении души от дурного влияния хотя бы раз в году.
Как происходит соборование
Изначально чинопоследование таинства состояло из молитвы веры и елеепомазания. Священнослужители приходили к больным домой. Клирики обходили тех, кто нуждался в посещении, диаконы сообщали имена нуждающихся епископу, а епископ или назначенный им пресвитер целенаправленно шел проводить таинство на дом к больному.
С VI века начали соборовать преимущественно в храмах, а чинопоследование привязывалось к суточному кругу служб. С XIII века елеосвящение стало отдельным чинопоследованием и в последующие столетия его порядок менялся. Окончательный вариант сформировался в XVII веке.
Порядок проведения таинства
Елеосвящение проводит собор из семи пресвитеров. Количество участников святой Симеон Солунский объяснял соответствием числу Даров Святого Духа. Преподобный Исаия упоминал семь Даров.
По другим версиям число семь взято по количество хождений вокруг Иерихона, совершаемых архиереями или по количеству молитв, которые читал пророк Илия, чтобы пролить дождь. По исторической версии пресвитеры в старину приходили к больным семь дней подряд.
Елеосвящение могут совершать два или три церковнослужителя. В крайних случаях помазание проводит один священник, но от имени пресвитерского собора.
Последование таинства елеосвящения состоит из трех частей:
- молитвенных песнопений;
- приготовление елея;
- помазание.
Первая часть последования представляет собой сокращенную утреннюю службу, совершаемую в постные и покаянные дни. Порядок песнопений:
- псалом 142-й;
- «Аллилуйя»;
- покаянные тропари;
- псалом 50-й;
- канон «Моря черную пучину»;
- стихиры с просьбой к Господу о послании выздоровления.
После молитв наступает вторая часть таинства — освящение елея. Читается ектенья с просьбой к Господу благословить миро и ниспослать на него силу Святого Духа. Затем пресвитеры читают тропари:
- Иисусу Христу;
- апостолу Иакову;
- Николаю Чудотворцу;
- мироточцу Димитрию;
- святому Пантелеймону;
- бессребреникам;
- апостолу Иоанну Богослову;
- Богородице.
Третья часть таинства елеосвящения тоже начинается с молитв. Священник читает Апостола и Евангелие с положенными принадлежностями, произносит сугубую ектенью и молитву о больном. Затем служитель произносит слова молитвы об исцелении к Богу Отцу, Богородице и всем святым и наносит кресты елеем на части тела стоящего перед ним человека:
- лоб;
- ноздри;
- щеки;
- губы;
- грудь;
- кисти рук с обеих сторон.
Обряд совершается семь раз по числу пресвитеров. При этом каждый раз читаются разные апостольские и евангельские отрывки с различными упоминаниями связанных с елеосвящением событий и иная молитва после сугубой ектеньи.
Таинство завершается «возложением руки Господа», которую символизирует Евангелие.
Святое Писание опускают на голову человека текстом вниз. Шестеро пресвитеров поддерживают Евангелие, а седьмой произносит разрешительную молитву. Затем читают сокращенную сугубую ектенью, поют тропари бессребреникам и Богородице и совершают отпуст с поминанием апостола Иакова. В заключение помазанный человек просит прощения и благословения.
Атрибуты таинства
Во время таинства елеосвящения используют стол, кадило, свечи, пшеницу. На стол ставят блюдо с пшеничными зернами, крест и Евангелие. Пшеница символизирует возрождение после исцеления или в Царствии Божьем, а крест и Евангелие — присутствие Господа Иисуса.
В пшеничную горсть ставят пустое кадило, которое потом наполняют освященным и смешанным с вином елеем. Елей наносят на тело специальными тонкими помазками — стручцами. Предварительно их оборачивают хлопчаткой и расставляют на блюдо с пшеницей вокруг кадила. Вместе с семью стручцами ставят семь зажженных свечей.
Перед таинством елеосвящения священник проходит с кадилом вокруг стола и обходит храм. При домашнем помазании служитель совершает каждение внутри жилища.
Особенности ритуала
Помазание иногда предваряется исповедью, а после помазанный человек причащается. В предсмертном состоянии больного сначала исповедуют и причащают, а затем соборуют, если он еще пребывает в сознании. При этом таинство будет считаться совершенным, если священник успеет прочитать молитву и помазать тело хотя бы один раз.
Если разум умирающего затуманен или человек психически болен и не осознает происходящего, елеосвящение не совершают. Также елей не льют на тело человека, который умер после соборования. Такой традиции не было в древней Церкви, так как освященный елей предназначен для живых.
Дары таинства
Апостол Иаков писал о двух дарах, которые получает помазанный человек. Во время таинства о его здравии молятся пресвитеры, священники, родственники, присутствующие в храме или дома. Сам больной тоже молит Господа об исцелении по мере своей веры и сил.
Обряд помазания совершается почти так же, как это делали в древние времена апостолы. Ученики Христа тоже молились о ниспослании благодати Божьей и исцеления больным.
В совокупности молитва во время елеосвящения обретает большую силу. Ведь пресвитеры — главные ходатаи за больного перед Господом, принявшие сие назначение от апостолов. В Евангелии от Матфея приводятся слова Христа о том, что просьба двоих молящихся об одном и том же людей будет исполнена. Во время елеосвящения о здравии человека молятся минимум семеро. Поэтому первый дар, который он получает благодаря таинству — исцеление.
Второй дар, упоминаемый апостолом Иаковом — отпущение грехов. Для этого перед елеосвящением рекомендуется исповедаться. Человек вспомнит грехи, причиненные кому-то обиды, малодушные поступки, осознает душевное несовершенство и с должным раскаянием и верой будет просить о благословении и помиловании после помазания. Также следует простить обидчиков по заповеди Христа прощать должников.
Частые вопросы
У елеосвящения есть общие черты с исповедью и причастием. С помощью этих таинств верующие получают благодать Божью и отпущение грехов. Но соборование не считается заменой покаянию в грехах перед священником или принятию Тела и Крови Христа. Главная его цель — просьба об исцелении.
Также не следует надеяться очиститься от грехов с помощью елеосвящения в обход исповеди. Елей не смывает намеренно скрытые от священника тайны.
Елеосвящение следует отличать от миропомазания. Миропомазанием называется обряд, который совершается после крещения в купели или при переходе в православии верующего другой христианской конфессии. Также отец Максим Козлов поясняет, что елеосвящением не считается помазание во время всенощной службы.
С елеосвящением связан целый список суеверий:
- после таинства на всю жизнь придется отказаться от мясной пищи;
- помимо среды и пятницы, пост нужно соблюдать и в понедельник;
- помазанный не может иметь сношений с женой;
- помазанному нельзя ходить в баню.
Апостол Павел говорил, что нельзя верить подобным «негодным и бабьим басням». Это ложные утверждения, цель которых — разрушить духовную жизнь и веру праведника в благодать таинства, а также смутить невоцерковленных и редко бывающих в церкви людей.
После помазания не следует пренебрегать традиционными методами лечения и отказываться от лекарств. Это прежде всего духовное врачевание, которое не меняет законов материальной природы.
Еще одно ложное утверждение, связанное с соборованием — елей нужно смывать с помощью отдельного ритуала. Канонических предпосылок к этому нет, поэтому нет необходимости пользоваться «дополнительными» услугами.
Как часто необходимо собороваться
По словам священника Михаила Немнонова таинство следует совершать не чаще раза в год в один из главных постов. Если у человека нет серьезного недуга, частое соборование неуместно.
Нужно соборовать только тяжело больных?
Протоиерей Валентин Асмус вновь рассеивает сомнения по поводу предназначения елеосвящения для особо недугующих или умирающих прихожан. Слава «последнего помазания», закрепленная за соборованием, не соответствует Святому Писанию.
Апостолы проводили обряд для исцеления. Но и относиться к елеосвящению, как к магическому ритуалу или медицинской процедуре, тоже неправильно. Не все прихожане, заполняющие храмы на всеобщем таинстве, исповедуются перед помазанием. Ожидания без выполнения требований и при отсутствии должного покаяния не оправдываются. В результате человек разочаровывается в вере.
Прибегая к елеосвящению важно помнить, что исцеление — это дар, который снисходит по Воле Господа, а не следствие манипуляций с елеем и прочими атрибутами.
Под влиянием суеверия люди на исходе дней отказываются от соборования, чтобы не приблизить смерть. Протоиерей Валентин Асмус называет такой страх необоснованным, ведь только Господь решает, когда наступит пора человеку покинуть земной мир. Церковные таинства на это не влияют.
Дни жизни порой не заканчиваются именно для того, чтобы дать верующему время покаяться в грехах. На пороге смерти соборование как раз необходимый обряд, ведь умирающему уже не хватит сил на долгую исповедь.
По поводу соборования здоровых людей есть подходящие слова у церковного писателя XIX века Евгения Поселянина: в Святом Писании не говорится, что к елеосвящению допускаются только смертельно больные или беспомощные. Душевное страдание — тоже болезнь. Если человеку нужен «глоток веры», чтобы пережить горе, избавиться от отчаяния, он может пройти таинство елеосвящения.
Что делать с елеем и пшеницей
В древности остатки атрибутов после елеосвящения сжигали. В современной практике священники могут отдать елей и пшеницу верующему по его просьбе. Освященное масло наносят на больные места. Его могут использовать родственники или друзья человека, который соборовался, но не взамен таинства в церкви.
Чаще всего елею не находят практического применения и потому спрашивают совета у церковнослужителей. Священник Михаил Немнонов советует не забирать церковное масло и пшеничные зерна, так как в этом нет необходимости.
С ритуальными свечами тоже связаны вопросы и суеверия. Например, считается, что вместе со свечой в дом можно принести негатив от больного человека. Протоиерей Александр Ильяшенко поясняет, что церковные свечки не приносят вреда. Их можно забирать домой, но так же, как с елеем и пшеницей, это не имеет практической пользы.