Житие Антония Марткопского и роль иверского столпника в православии
Антония Марткопского знали, как столпника, то есть человека, много лет подряд совершавшего молитвы на столпе. Столпами называют такие специальные возвышенности или площадки, которые предназначены для совершения православных подвигов. Марткопский святой был человеком, много сделавшим для православия Грузии. Он обратил многих христиан в эту веру.
Детство и юность
Последние четверть века святого называли столпником Иверской церкви. Это значит, что на протяжении 15 лет он был столпником, то есть жил на столпе. Это особый вид подвига, когда святой проживает на столпе, совершает молитвы на специальном возвышении. Столпом называют возвышенную площадку, камень, башню. Столп Антония сохранялся до XIX века, а потом на этом месте был возведен монастырь.
Основание этого монастыря связано с традицией, характерной для средних веков Грузии. Именно тогда Антоний приехал в Грузию из Эдессы. Его приезд датирован примерно 545 годом. Монастырь и местность называются Марткопи, что происходит от грузинского прозвища святого старца. Его называли отшельником, одиночником. Это буквальный перевод слова с грузинского языка. Само название церкви при монастыре стало некоей отсылкой на нерукотворную икону Искупителя. Эта икона была привезена самим святым из Эдессы.
К 1265 году монастырь стал местом для размещения епископа Рустави. Помимо этого, монастырь был упомянут в 1395 году, когда были инициированы те самые грузинские походы эмира, принадлежавшего к категории тюрко-монгольских князей.
Но к концу XVII века монастырь реконструировали, а потом его укрепили как крепость. Стену продлили до 1400 метров, а также укрепили бойницами.
Цари восточно-грузинского царства Кахетии, где тогда существовал Марткопи, очень любили этот монастырь, а также местность вблизи. После того, как был окончен персидско-грузинский конфликт, а османские войска разгромили монастырь, эту местность также посетил Надир-шах. Его сопровождали грузины-союзники. Надир-шах тогда пожертвовал крупную сумму денег на подарки христианскому монастырю.
Затем монастырь получил печальную известность, связанную с убийством Кириона Второго. Этот Патриарх всея Грузии был застрелен внутри кельи. Обстоятельства смерти католика были невыясненными. Ситуация осталась нерасследованной даже после истечения нескольких лет. Затем монастырь оставался открытым до 1934 года. Только в этом году монастырь был закрыт советскими властями. Это было связано с тем, что советские власти закрывали церкви или монастыри повсеместно. Само здание зарезервировали как место под детский дом, потом он был передан под содержание детей.
После того, как детский дом перестал существовать, на этой территории открыли дом отдыха для работников 31-го авиационного завода Тбилиси. Только к 1989 году произошла реконструкция здания, потом здание вновь вернулось к Тбилисской церкви.
Сам преподобный прожил до старости, а затем нашел последнее успокоение в храме. На той самой гробнице, под которой он лежал, стали происходить самые настоящие чудеса. Чаще всего происходили чудесные исцеления. То есть прихожане пошли толпой к этим мощам, там молились, совершали паломнические походы прямо к надгробию. После молитв те самые паломники становились исцеленными или исцелялись их родные, за которых они просили. Свидетельства этих чудес были описаны самыми разными историческими источниками. О них часто писал Патриарх Анчисхатской церкви, на глазах которого происходили чудеса, которыми все были обязаны святому преподобному старцу.
Память преподобного совершается ежегодно 19 января и 16 августа. Праздник храмового типа совершается Анчисхатской церковью, что расположена территориально в Тбилиси, именно там хранилась та самая икона Спаса Нерукотворного.
Известно, что первое упоминание об Антонии появляется на страницах «Жития сирийских отцов». О самом святом пишет гимнограф католикос по имени Арсений. Это Патриарх, который лично составил песнопения во имя святого Антония, когда тот только прибыл в Грузию. Позднее эти песнопения полностью вошли в более поздние работы.
Житие
Подробных сведений о том, как родился будущий святой, нет. Известно, что он происходил из традиционной грузинской семьи, но принадлежать к православной ветви грузинской церкви тогда не мог, так как еще не было обретено православие на грузинской земле.
Антония Марткопского или Иверского знают, как столпника, преподобного. Помимо этого, его имя известно, как одного из каппадокийских святых отцов. Этот сподвижник стоял во главе грузинского монашества.
Известно, что Антоний происходил из Эдессы. Большая часть жизни Антония прошла так, что он был одинок. Известно, что он жил на горе, которая затем была названа в его честь. Гора носила название Уединенная, там в дальнейшем был построен храм в честь нерукотворного образа Спаса.
Антоний запомнился тем, что обратил в христианство жителей Зедазенской и Икалтойской гор, а также сел, которые расположены вблизи от Тбилиси. Его подвиг стал причиной того, что к святому постоянно тянулись ученики и последователи.
Святого не трогали дикие звери, а каждое утро к его порогу приходили олени. Его житие – это пример настоящего чуда. Преподобный совершал каждодневные чудеса, он проявлял безграничное терпение, любил животных.
Один из случаев жития святого рассказывает о том, как преподобный любил все живое вокруг, насколько он был милостив со всеми. Однажды местный правитель охотился в тех местах на беззащитных оленей. Когда он увидел Антония, то велел ему поклониться и спросил, откуда старец. Но Антоний не отвечал, так как был возмущен поведением местного правителя.
Тогда правитель приказал отсечь руку старцу. Но тот кузнец, который приступил к выполнению приказания, ощутил, что у него одеревенели руки. А рука самого старца стала углем. Правитель был потрясен этим. Он сказал, что готов сделать для святого все, что только тот попросит. Но преподобный попросил только об одном – он попросил соли для того, чтобы кормить оленей.
Роль в православии
Преподобный Иоанн Зедазнийский собирал вокруг себя 12 учеников. Эти подвижники основали грузинское монашество к середине VI века. Те самые каппадокийские отцы был настоящими святыми. Сам глава получил образование на территории Антиохии. О нем самом известно мало, но, благодаря Иоанну Зедазнайскому появились именно эти сподвижники. Он сам избрал по жребию 12 человек.
По его словам, он сам исполнял повеление Божией Матери, которая явилась к нему во сне. Сам Антоний был вдохновлен подвигами Иоанна, поэтому пришел к тому, чтобы посвятить свою жизнь православию. Его желание доказать свою веру таким способом заслуживало уважения со стороны последователей и соратников. Антоний стоял на столпах ежедневно, так проходило 15 лет, день за днем.
Святой старец был уважаем всеми при жизни, но после смерти его память стала еще более значимой. Преподобный стал примером для многих православных грузин, которые пошли за ним как за ведущим подвижником. Память о подвижнике хранится грузинами до сих пор. Для грузинской православной церкви такие подвиги остались незабытыми. Память до сих пор совершается грузинскими представителями православной церкви.
Огромное значение имеет также постройка потрясающего монастыря, который возвели на том месте, где свой православный подвиг совершал Антоний Марткопский. Монастырь стал настоящим местом отдыха для тех, кто жаждал гармонии и успокоения. Помимо этого, Антоний своим примером показывал то, как должно церковное лицо относиться к своей вере, как может доказывать свою религию.
Сегодня память совершается путем песнопений. Антонию посвящены самые разные библейские тексты.