Житие и чудеса преподобного Трифона Вятского, смерть и тексты молитв
Многих православных верующих интересует жизнеописание преподобного Трифона Вятского. Этот святой Русской православной церкви особенно почитался в Пермской и Вятской епархиях. Он был архимандритом и получил известность как настоятель Вятского Успенского Трифонова монастыря, который располагался в Хлынове. В 2007 году в день памяти священнослужителя стали праздновать Собор Вятских святых.
Происхождение
Будущий святой появился на свет примерно в 1546 году. Это случилось далеко от вятских пределов. Трифон родился в Мезени. Сейчас этот регион называется Мезенским районом Архангельской области. Местом рождения Трифона считается деревня Конешельская.
В настоящее время такого населенного пункта уже не найти на карте. Однако место появления святого на свет не забыто и сегодня. Еще в начале восемнадцатого века тут появилась деревянная часовня. Она сохранилась по сей день. Местное население называет это строение «Трифон». При этом дважды год к нему совершается паломничество. Это происходит в день памяти святого в октябре и в четвертое воскресенье после Пасхи.
О детских и юношеских годах Трифона известно не так много. Его родителями были Дмитрий и Пелагея Подвизаевы. Они занимались крестьянским трудом. Сына супруги назвали Трофимом. Вскоре отец умер, и ребенок вместе со старшими братьями остался на попечении матери.
В жизнеописании не говорится, как Трифон принял решение стать монахом. Оно могло быть результатом благодати Святого Духа или появилось под влиянием бесед приходского священнослужителя. Однако в скором времени будущему святому пришлось совершить выбор, который определил его последующий путь.
Как только Трофиму исполнилось 17 лет, братья решили женить его. Они выбрали из прислуги красивую девушку и богато нарядили ее, после чего отправили к Трофиму. Именно это событие заставило будущего священнослужителя сделать выбор.
В 1564 году Московское царство находилось на пороге опричнины, которая впоследствии наложила на весь русский мир кровавую печать. Через короткий период времени опричники с жестокостью обрушились на Великий Новгород и северные владения, в которых жила семья Подвизаевых.
Безусловно, близкие Трофима не могли знать, каким образом вскоре поменяется их жизнь. Потому они пытались всеми способами удержать молодого человека в своем селе. К тому же сам Трофим лишь в этом случае мог заручиться поддержкой обеспеченных родственников. Если же он все-таки решался оставить родительский дом, то отдавался в руки Бога. Даже сейчас такой шаг был бы непростым. В сложные времена совершить его было куда труднее. Однако Господь укрепил Трофима в намерении покинуть отчий дом.
Как пришел к вере в Бога
Известно, что еще в юные годы Трофим интересовался жизнью монахов. В конце концов, он тайно покинул отчий дом. Вначале юноша прибыл в Великий Устюг, а в 1565 году переместился в Орел – город на реке Каме, который был столицей обширного имения Строгановых. Тут Трофим остановился почти на 1 год. Он стал жить на паперти одной из церквей. Тут же зимой 1566 года благодаря молитвам Трофима излечился от тяжелого недуга Максим – сын Якова Строганова. После чего все семейство стало чтить будущего святого как Божьего угодника.
Однако Трофима тяготила слава. Потому он принял решение поступить в Пыскорский монастырь, который располагался в Пермском крае. Тут мужчина постригся в монахи и получил имя Трифон.
Любые послушания, которые возлагались на инока, тот выполнял исправно. Он занимался изготовлением свечей, трудился в пекарне, заготавливал дрова и чистил келии. При этом инок никогда не делал послаблений соборной службе и молитве в келье. Все свои действия монах совершал с великим послушанием. Потому наставник и другие представители братии лишь удивлялись покорности и смирению Трифона.
Сложный подвиг, который нес монах, в скором времени отразился на состоянии его здоровья. Много дней подряд он не мог есть, спать и даже шевелиться в постели. Недуг продолжался в течение 7 недель. На тот момент душа монаха уже практически оставила его тело. Однако Божье действие помогло ей вернуться обратно. Преподобному явился святитель Николай и поднял его с одра недуга. После чего Трифон стал молиться еще усерднее и совершать высокие духовные подвиги.
Однако в скором времени инок столкнулся с завистью врага рода людского, который действовал через братию монастыря. Потому монаху пришлось оставить обитель. Он отправился на поиски уединенного места для совершения духовного подвига.
В июле 1570 года Трифон добрался до реки Нижняя Мулянка. Тут он увидел огромную ель, которая считалась священным деревом. В этом месте язычники остяки приносили своим идолам жертвы. Монах соорудил тут келью и на протяжении 2 лет бесстрашно рассказывал местным язычникам об Иисусе Христе. Он даже срубил ель, которую почитали остяки и вогулы. Это стало причиной сильного гнева с их стороны. Язычники даже намеревались убить Трифона. Однако они не смогли причинить монаху какого-либо вреда, ведь тот находился под защитой Бога.
Поучения святого и чудеса, которые совершались Господом по его молитвам, сподвигли некоторых язычников принять крещение. Именно благодаря преподобному Трифону удалось положить начало принятию христианства язычниками-остяками в районе Нижней Мулянки – в пермских окрестностях.
Однако в скором времени святой Трифон оставил и это место. Он согласился с просьбой братии и вернулся в Пыскорский монастырь. Своей молитвой он возобновил течение соляного рассола из источника, который принес обители материальный достаток.
Известность о святости монаха стала все больше его стеснять. Это вынудило преподобного Трифона обратиться к Строгановым. Он попросил их предоставить в своем имении участок для уединенного скита. В итоге преподобный Трифон стал жить на берегу реки Чусовой. Там монах соорудил часовню в честь Успения Святой Богородицы и Усекновения главы святого Иоанна Предтечи.
Тем самым монах положил начало основания Успенской Чусовской пустыни. На Чусовой монах прожил в течение 8 лет и снова получил известность как чудотворец. Многие страждущие посещали это место и получали возможность излечиться от многих недугов – хромоты, слепоты, беснования и других.
Однако преподобный не смог остаться в этом месте надолго, поскольку этому помешал несчастный случай. Однажды он чистил участок под пашню и поджег пни и корни деревьев. Мощный порыв ветра привел к тому, что пламя перекинулось на дрова Строгановых, которые находились неподалеку и заготавливались для соляных варниц. Пожар стал причиной серьезного ущерба для местных крестьян и самих Строгановых. Люди в гневе сбросили монаха со скалы, однако Бог сохранил ему жизнь, сохранив невредимым.
В 1579 году святой Трифон оставил берега Чусовой. После посещения Чердынского Иоанно-Богословского мужского монастыря монах попросил благословение у своего духовного отца игумена Варлаама на посещение соседней Вятской земли.
В январе 1580 года преподобный инок появился в городе Хлынове. На всей огромной Вятской территории в тот период не было ни единого монастыря. Трифон решил основать монашескую обитель и выбрал для этого место за рекой Засорою. После решения Вятского земского собрания преподобный направился к царю Иоанну Грозному и подал ему челобитную, чтобы правитель дал разрешение на создание мужского монастыря.
В столице митрополит Антоний рукоположил Трифона в сан иеромонаха. 12 июня 1580 года правитель выдал монаху грамоту, которая разрешала ему построить монастырь. Так в Хлынове начали строить святую обитель в честь Успения Пресвятой Богородицы. В дальнейшем она получила название Трифоновой.
В 1600 году иеромонаха Трифона возвели в сан архимандрита. Он внедрил для братии строгий устав общежития. При этом монах сам был примером в посте, работе и молитвах. Однако старшая братия, которая преимущественно состояла из богачей и знати, стала высказывать недовольство из-за такого строго устава. В результате ее представители изгнали своего настоятеля. Лишь перед самой кончиной ему удалось возвратиться в Успенский монастырь и завершить там свой путь. 8 октября 1612 года Трифона не стало. Он скончался в монастыре, который сам же и основал. После чего монаха с почестями похоронили. Это сделали иноки, которые на тот момент полностью осознали свою вину.
Известные чудеса
Почитать святого стали еще при жизни. Монаха называли кротким и смиренным. За любовь к Христу святой Трифон был наделен дарами прозорливости и исцеления. К тому же он умел изгонять злых духов. Однажды на его жизнь пытались посягнуть злодеи. В этот момент сам монах и его келья стали невидимыми.
Подвижник излечил большое количество людей. По его молитвам исцелился единственный сын Якова Строганова Максим. Впоследствии он стал организатором похода Ермака. Сами братья Строгановы, которые были знатоками-травниками, не могли вылечить мальчика. На тот момент он уже находился при смерти. Тогда отец обратился к 22-летнему Трифону, и Бог услышал молитвы подвижника.
Стоит отметить, что тот же Максим Строганов через много лет разгневался на монаха и отдал приказ посадить его в яму на цепь. Тут же Трифон предрек, что в скором времени сам Максим сядет рядом с ним. На тот момент предсказание выглядело невероятным. Однако уже через 4 дня оно исполнилось. Царь Иоанн Грозный получил на Строганова донос. В результате на Урал прибыли гонцы из Москвы и посадили Максима в ту же яму, в которой сидел святой. Трифона тут же освободили, а Строганов обратился к нему с просьбой о заступничестве. Так монах получил свободу и начал молиться за Максима, которого тоже вскоре отпустили.
Когда иссякли колодцы, наполненные рассолом на Строгановских соляных варницах, люди попросили святого. Благодаря его молитвам колодцы снова стали давать рассол. Таким образом Трифон Вятский совершил очень много чудес.
Практически три сотни лет монаха поминали как местночтимого в Вятке и в ряде сел, которые располагались по рекам Чусовой, Мулянке и в Малых Немнюшках. Однако только в 1903 году Святейший Синод утвердил прославление преподобного Трифона как общецерковное. В настоящее время центром почитания Божьего угодника является Киров, который раньше назывался Вяткой. Тут даже находится памятник святому.
Как и при жизни, так и после смерти преподобный Трифон очень быстро отвечает на молитвенные просьбы. Священнослужитель отец Алексий растил дочерей, но мечтал о сыне. Однако его желание никак не исполнялось. Тогда батюшка обратился с такой просьбой к Трифону Вятскому и дал обещание назвать младенца в честь святого. В скором времени в семье священника появился маленький Триша, который стал всеобщим любимцем.
К святому Трифону Вятскому обращаются такие люди:
- миссионеры, которые помнят, как святой обратил язычников к вере в Христа;
- люди, которые вступают на путь иночества, – они просят Трифона о помощи и наставничестве;
- люди, которые столкнулись с врагами и клеветой – сам святой не раз подвергался преследованиям;
- люди, которые хотят излечиться от болезней, – они помнят о милости святого даже до того, как он стал монахом.
Смерть
Преподобный Трифон скончался 8 октября 1612 года. Он умер в монастыре, который сам же и основал. Монахи похоронили инока со всеми почестями. В честь святого Трифона в селе Пыскор возвели скитский храм и назвали именем преподобного монаха. На Монастырской горе, на которой ранее находилась Пыскорская обитель, располагается древняя Никольская церковь. Возле нее находится поклонный Крест, который был установлен в память о святом Трифоне.
Паломники часто посещают село Успенка, которое является местом подвигов святого старца. Также они ездят в Верхне-Чусовские городки, в которых была создана Казанская Трифонова женская пустынь. Еще одним местом почитания святого считается река Мулянка. Там находится заповедник «Земля преподобного Трифона». Тут возле пещеры монаха располагается деревянная часовня, а из земли – бьет святой источник.
Молитвы Преподобному Трифону Вятскому
Тропарь преподобному Трифону Вятскому, глас 4
Я́ко светоза́рная звезда́,/ возсия́л еси́ от восто́ка до за́пада,/ оста́вль бо свое́ оте́чество,/ доше́л еси́ Вя́тския страны́ и Богоспаса́емаго гра́да Хлы́нова,/ в не́мже оби́тель во сла́ву Пресвяты́я Богоро́дицы созда́в,/ и, та́мо на доброде́тель впери́вся,/ собра́л еси́ и́ночествующих мно́жество,/ и, сих наставля́я на путь спасе́ния,/ был еси́ А́нгелом собесе́дник,/ и по́стником соприча́стник, Три́фоне преподо́бне,// с ни́ми Христа́ Бо́га моли́ спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Как лучезарная звезда, просиял ты от востока до запада, ибо оставив отечество свое, дошел ты до Вятского края и Богоспасаемого города Хлынова, в нем же обитель во славу Пресвятой Богородицы создав и там к добродетели устремившись, собрал ты множество монахов, и, их направляя на путь спасения, был собеседником ангелов и соучастником постников, Трифон преподобный, с ними Христа Бога моли о спасении душ наших.
Ин тропарь преподобному Трифону Вятскому, глас 4
От земны́х на Небе́сная помы́слив,/ и́ноческое житие́ измла́да, преподо́бне, возлюби́в,/ и де́лом соверши́в ко Го́споду любо́вь,/ и тве́рдым умо́м Его́ Духнове́нным уче́нием озаря́я мир,/ и, возлюби́в, блаже́нне, всено́щное бде́ние/ и моли́тву непреста́нну, и наставле́ния Боже́ственнаго ра́зума,/ и́нок ста́до собра́, му́дре,/ и наста́вил еси́ ко све́ту Богоразу́мия, Три́фоне о́тче наш,// Христа́ Бо́га моли́ дарова́ти душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Перевод: От земного устремившись к Небесному, монашескую жизнь с молодости, преподобный, возлюбил, и на деле явив свою любовь ко Господу и в крепости духа Его богодухновенным учением озаряя мир, и, возлюбив, блаженный, ночное бдение и непрестанную молитву, и наставления Божественного разума, собрал стадо монашеское, премудрый, и направил к свету Богоразумия, Трифон отче наш, Христа Бога моли даровать душам нашим великую милость.
Кондак преподобному Трифону Вятскому, глас 8
Днесь в нача́ле основа́ния доброде́телем, блаже́нне,/ положи́л еси́ в души́ свое́й страх Бо́жий,/ от ю́ности взем крест свой,/ благоче́стно Христо́ви после́довал еси́,/ А́нгельским о́бразом облече́ся и бысть мона́х преди́вен,/ в доброде́телех цветя́ше, к бу́дущим Бо́гови простира́лся./ И свое́й пло́ти, я́ко врагу́, неми́лостив, о́тче, был еси́,/ терпе́нием яви́ся, блаже́нне, я́ко зла́то искуше́но в горни́ле,/ но и ны́не не забу́ди посеща́ти чад свои́х,/ помина́й нас, чту́щих пресвяту́ю па́мять твою́,/ да вси благодари́в вопие́м ти:// ра́дуйся, прему́дре Три́фоне, наста́вниче мона́хом.
Перевод: В начало основания добродетелей, блаженный, положил ты в душе своей страх Божий, с юности взяв крест свой, благочестиво последовал Христу, облекся в ангельский образ и был удивительным монахом, цветущим добродетелями, устремляясь к Богу. И к своему телу, как к врагу, ты был беспощаден, отче, в терпении своем став как золото, испытанное в горниле, так и сейчас не забывай посещать чад своих, вспоминай нас, почитающих прославляемую память твою, да все благодарно взываем к тебе: «Радуйся, премудрый Трифон, наставник монахов».
Ин кондак преподобному Трифону Вятскому
Волне́ний мно́жество невла́жно преходя́,/ безпло́тныя враги́ струя́ми слез твои́х кре́пко погрузи́л еси́,/ Богому́дре Три́фоне,/ и чуде́с дар прие́м,// моли́ непреста́нно о всех нас.
Перевод: Сквозь многие бури сухими проходя, бесплотных врагов струями слез твоих ты с силой потопил, Богомудрый Трифон, и чудес дар приняв, моли непрестанно о всех нас.
Молитва преподобному Трифону Вятскому
О, свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче на́ш Три́фоне! Земны́й а́нгеле и небе́сный челове́че, свети́льниче пресве́тлый, страну́ Вя́тскую озаря́яй чудесы́, гра́ду на́шему стено́ и утвержде́ние, бе́дствующым кре́пкий помо́щниче, оби́тели твоея́ до́брый храни́телю, при́сный о на́с к Бо́гу моли́твенниче и те́плый о душа́х на́ших хода́таю! Тебе́, уго́дниче Бо́жий, неистощи́мое от Всеблага́го Влады́ки благода́ти и даро́в даде́ся сокро́вище, е́же цели́ти неду́ги теле́сныя и отгоня́ти стра́сти душе́вныя и от все́х зо́л избавля́ти с ве́рою и́мя твое́ призыва́ющих. К тебе́ у́бо прибега́ем и тебе́ припа́дающе мо́лимся: не пре́зри на́с, моля́щихся тебе́ и твоея́ прося́щих по́мощи, изба́ви на́с от вра́г ви́димых и неви́димых, зави́стно на ны́ возстаю́щих и я́ростию зверскою поглоти́ти хотя́щих, изми́ на́с неви́димым предста́тельством твои́м от смуще́ния и бу́ри и тмочисленных скорбе́й на́ших, за грехи́ на́ша на́м прибыва́ющих. О, преди́вный и богоно́сный о́тче на́ш Три́фоне! Ско́ро потщи́ся на по́мощь на́шу. Вознеси́ благомо́щную моли́тву твою́ ко Го́споду си́л: стра́ждущую страну́ Росси́йскую от лю́тых безбо́жник и вла́сти и́х Госпо́дь да свободи́т, и да возста́вит престо́л правосла́вных прави́телей; ве́рных рабо́в Его́, в ско́рби и печа́ли де́нь и но́щь вопию́щих к Нему́, многоболе́зный во́пль да услы́шит и да изведе́т от поги́бели живо́т на́ш, да потреби́т Госпо́дь от земли́ на́шея вся́ неи́стовыя крамолы́, и утверди́т в не́й безмяте́жие, ми́р и благоче́стие, да сохрани́т оби́тель твою́ святу́ю, гра́д на́ш и вся́ гра́ды и ве́си страны́ на́шея от гла́да и губи́тельства, от мяте́жа и нестрое́ния, от запале́ния и бу́ри, от нападе́ний вра́жиих и от тлетво́рных ве́тр и от вся́каго зла́. Уми́лостиви о на́с благоприя́тными моли́твами твои́ми Христа́ Бо́га на́шего, е́же изба́витися на́м от гре́х на́ших и наве́тов вра́жиих, я́ко да заступле́нием твои́м и по́мощию в ми́ре и тишине́ богоуго́дне зде́ на земли́ поживе́м, и в бу́дущем ве́це да сподо́бимся ча́сти святы́х Го́сподем на́шим Иису́сом Христо́м, Ему́же подоба́ет и че́сть и поклоне́ние, ны́не и во вся́ ве́ки. Ами́нь.
Величание преподобному Трифону Вятскому
Ублажа́ем тя, преподо́бне о́тче Три́фоне, и чтим святу́ю па́мять твою́, наста́вниче мона́хов и собесе́дниче а́нгелов.
Преподобный Трифон Вятский – очень значимая и почитаемая личность в православии. Его жизнь сложно назвать счастливой. Однако она служит примером абсолютной покорности воле Бога и смирения. Это означает, что монах является образцом настоящей святости, которая способствует преображению душ людей до сегодняшнего момента.